REFERENCES
1. Pigareva, S.N. (2018), "Sporting couple "rider-horse" as a model of a functional system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 266-270.
2. Pigareva, S.N. (2019), "Interconnection "trainer-rider-horse" as a systemic phenomenon in sport methodology and physiology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 269-272.
3. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of Movement and Activity, Science, Moscow.
4. Federation Equestrian of Russia (2019), Rules for Dressage, 25th edition, Moscow.
5. Pigareva, S.N. (2019), "The physiological role of a tactile stimulus in the training of a sports horse", Agricultural Bulletin of Stavropol Region, Vol. 35, No. 3, pp. 19-24.
6. Tychina, E.G. (2018), "Study of efficiency of dynamic stretch usage in the cyclists of the age of 11-14's training activity", Applied sports science, No. 1, pp. 36-42.
7. Suzanne von Dietze (2001), Equilibrium in motion. Landing of the rider, Moscow Equestrian Club Disabled, Moscow.
8. Alter, M.J. (2001), The science offlexibility, Olympic literature, Kiev.
9. Hordashevsky, A. and Popadiukha, Yu. (2019), "Methods and means to improve the efficiency of stretching on a scrap in east combating aikido", Modern health-saving technologies, No. 2, pp. 43-59.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.07.2020
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В ПЕРИОД
САМОИЗОЛЯЦИИ
Марина Валентиновна Питеркина, доцент, Лариса Анатольевна Финогентова, доцент, Гузель Фердинантовна Хамидуллина, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Аннотация
Проведено анкетирование преподавателей вуза по физическому воспитанию, с целью изучения проблем преподавателей в вопросах физического воспитания студентов посещающих занятия по физической культуре во время самоизоляции. Как показала современная действительность, во время самоизоляции на дистанционном обручении, преподаватели по физической культуре и студенты стали наиболее уязвимой частью, поскольку столкнулись с актуальными проблемами, связанными с низкой двигательной активностью (поза за компьютером), увеличением непривычной учебной нагрузки, проблемами в социуме.
Ключевые слова: дистанционное обучение, преподаватели, физическая культура, проблемы, самоизоляция.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p290-293
INVESTIGATION OF THE PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS OF UNIVERSITY DURING THE PERIOD OF SELF-
ISOLATION
Marina Valentinovna Piterkina, the senior lecturer, Larisa Anatolyevna Finogentova, the
senior lecturer, Guzel Ferdinantovna Khamidullina, the senior lecturer, Kazan National Research Technological University
Abstract
The questionnaire survey of University teachers in physical education was carried out, in order to study the problems of the teachers in matters of physical education of the students, attending physical edu-
cation classes during self-isolation. As modern reality has shown, during self-isolation in distance learning, physical education teachers and students became the most vulnerable part, as they faced a number of difficulties associated with low physical activity (static posture at the computer), increase in the educational unusual load, problems in society.
Keywords: distance learning, teachers, physical education, problems, self-isolation.
ВВЕДЕНИЕ
Занимающиеся физической культурой и спортом, легче переносят любые заболевания, в том числе и COVID-19, а непрерывное нахождение дома (самоизоляция) и сидячий образ жизни значительно снижает физическую активность у молодых людей, что наносит вред здоровью и что особенно актуально влияет негативно на эмоциональное состояние [1]. Лишенные возможности посещать спортивный зал и выходить на улицу стало серьезными проблемами для тех, кто привык постоянно двигаться, бегать по утрам или тренироваться после учебы.
В связи с переходом на дистанционное обучение преподаватели и студенты все свое время проводят за компьютером и телефоном, в «сидячем» и «полу-лежачем» положениях, что влечет за собой заболевания глаз, быструю утомляемость, застойные явления, искривление позвоночника и т.д. [2]. Перед преподавателями встали вопросы: «Как преподавать физическую культуру? Как оценивать физическую подготовленность студентов?», потому что место, где можно заниматься - это место нахождения студента и преподавателя (квартира, комната в общежитии). Длительные занятия по 45-90 минут в стесненных условиях неудобно и однообразно, что может совсем снизить мотивацию к ним.
Целью данного исследования явилось изучение проблем преподавателей высшего учебного заведения, в связи с переходом образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в формат дистанционного обучения.
Для решения поставленной цели нами была разработана анкета для преподавателей по физическому воспитанию вуза, направленная на выявление проблем, с которыми они столкнулись в процессе реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура».
Преподавателям было предложено ответить на 4 вопроса открытого типа.
В данном исследовании принимали участие 32 преподавателя по физическому воспитанию вуза, имеющие следующие категории квалификации:
- возраст (23-29 лет - 3 человека, 30-36 лет - 5 человек, 37-44 года - 3 человека, 45 лет и старше - 21 человек);
- образовательный уровень (высшее - 32 человека);
- педагогический стаж (до 10 лет - 12 человек; от 11-19 лет - 8 человек; от 20 лет и выше - 12человек).
На один из наиболее важных вопросов на наш взгляд: С какими трудностями Вы столкнулись, давая задания по дисциплине «Физическая культура»? Респондентыответи-ли следующим образом: 81% опрошенных (26 чел) столкнулись со следующими трудностями:
- отсутствие или недостаточность технического обеспечения (компьютер, современные гаджеты, интернет),
- неудобно вести видеосъемку,
- небольшая площадь проживания,
- мешают дети, родители и др.
При этом 19% преподавателей (6 чел) ответили, что проблем не возникло.
Не менее важным по нашему мнению являются ответы на вопрос: «Готовы ли вы показывать студентам физические упражнения по видео конференции в групповой форме в назначенное время?» Ответы респондентов распределились следующим образом: 60%
опрошенных (19 чел) - согласны с такой формой занятия, 40% респондентов (13 чел) выразили нежелание заниматься в такой форме по различным причинам: не желание демонстрировать свои жилищные условия, ограничение во времени для занятий, семейные проблемы и другие причины.
Любопытным на наш взгляд, являются ответы респондентов на вопрос: Какие упражнения вы бы хотели показать, но в условиях самоизоляции это сделать проблематично?» Выбор преподавателей был различный: 56% опрошенных респондентов считают что, упражнения с инвентарем-отягощением, 25% преподавателей отдают предпочтение упражнениям на тренажерах, 12,5% - бег, 6,5% - спортивные игры.
Заключительным вопросом анкетирования был вопрос: «Ваши предложения по реализации данной дисциплины в условиях самоизоляции» преподаватели предложили: проведение лекций, задавать написание рефератов и составление тестов, работать со студентами, как в группах, так и индивидуально.
При анализе ответов респондентов, мы выяснили, что преподаватели при проведении дистанционного обучения, столкнулись с рядом проблем, которые мы классифицировали следующим образом - рисунок 1.
1 Технические проблемы (отсутствие интернета, компьютера и т.д.) *
--- Семейные проблемы .V
г Материальные проблемы (отсутствие спортоборудования) *
-■ Проблема отсутствия времени для выолнения упражнений
г 4 Проблема
стеснительности
и неуверенности
в себе
Жилищные условия
Рисунок 1 - Основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при проведении занятий по физкультуре через видеоконференции
Исследование проблем преподавателей, позволяет считать, что жилищные условия у всех разные, и не каждый хотел бы «приглашать» к себе гостей, пусть даже и дистанционно. Существуют семейные проблемы у преподавателей, живущих совместно с родственниками и имеющими детей.
Важнейшая проблема всего процесса перехода на дистанционное образование -технические проблемы и с ними столкнулись не только преподаватели физической культуры, но и студенты. В отличие от других дисциплин в выполнении заданий по физической культуре она более актуальна. При демонстрации упражнений преподаватель должен показать и рассказать так, чтобы студенты правильно повторяли, ведь от правильно выполненного упражнения зависит и здоровье студента, быть всегда в рамках обзора камеры и др.
Проблемы недостатка времени, не на первом месте среди перечисленных, но очень важна и это связано с тем, что на «дистант» переведены все члены семьи, а у студентов все дисциплины, поэтому у них уходит большая часть времени на выполнение практических заданий, решение тестов, просмотров и слушание лекций.
К личностным проблемам можно отнести то, что демонстрируя определенное упражнение, преподаватель может находиться не совсем в удобной позе, что нередко приводит к обидным шуткам со стороны студентов и «соседей».
Для поддержания физической активности студентов в условиях самоизоляции нами было предложено проведение дисциплины «Физическая культура» в такой форме:
- перед началом занятия предлагается комплекс упражнений для растяжки-разминки;
- предлагается комплекс упражнений для разных группы мышц, в котором конкретное количество выполнений и подходов, а также дано описание техники выполнения. Студент должен выполнить и зафиксировать на видео, которое отправляет преподавателю;
- студенту придумывает и выполняет свой комплекс упражнений и присылает видео ролик преподавателю с описанием выбранных упражнений;
- чтение лекций по темам «Физическая культура» и прием рефератов на заданные темы.
Переход на дистанционное обучение квалифицируется увеличением времени проведения за компьютером, как студентов, так и преподавателей, что никак не может благоприятно влиять на их физическое состояние.
В связи с этим нами предложен алгоритм приема контрольных нормативов в период дистанционного обучения. Для контроля силовых способностей мы использовали стандартные нормативы, включенные в рабочие программы по физическому воспитанию студентов вузов. Для оценки скоростных способностей мы применяли широко известный в педагогике теппинг-тест (методика Е.П. Ильина). Этот тест проводился нами в начале и в конце «дистанта», тем самым сравнивались данные и по ним было видно, как студенты выполняли задания [3]. Неподвижный образ жизни и снижение уровня двигательной активности оказывают неблагоприятное влияние на их здоровье, преуспевание в жизни, а самоизоляция вызывает ненужный стресс и ставит под угрозу душевное здоровье людей [4]. Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод о том, что переход на дистанционное обучение требует от преподавателей доработки новых форм и методов работы со студентами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мельников, П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П.П. Мельников. - Москва : КНОРУС. - 2016. - 240 с.
2. Пастюк, О.В. Психология и педагогика / О.В. Пастюк. - Москва : ИНФРА-М. - 2013. -
160 с.
3. Питеркина, М.В. Исследование психологических характеристик первокурсниц / М.В. Питеркина, А.А. Закирова, Г.Ф. Хамидуллина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. - № 6 (184). - С. 469-473
4. Хазова, С.А. Актуальные проблемы и современное состояние научных исследований в сфере физической культуры и спорта / С.А. Хазова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12 (3). - С. 637-641.
REFERENCES
1. Melnikov, P.P. (2016), Physical culture and healthy lifestyle of the student (for undergraduate), KNORUS, Moscow.
2. Paschuk, O.V. (2013), Psychology and pedagogy, INFRA-M, Moscow.
3. Piterkina, M.V., Zakirova, A.A. and Khamidullina, G.F. (2020), "Study of psychological characteristics of freshmen", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (194), pp. 469-473.
4. Khazova, S.A. (2016), "Actual problems and current state of scientific research in the field of physical culture and sport", Modern high technologies, No. 12 (3), pp. 637-641.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.07.2020