УДК 378.147
ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев, старший преподаватель, Пётр Борисович Святченко, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.
Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург
Аннотация
Для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации в марте 2020 года был введён режим самоизоляции. Процесс обучения в вузах был переведён в дистанционный режим. В таких условиях особую актуальность приобрело использование дистанционных образовательных технологий, в том числе и по практическим дисциплинам. Дистанционные технологии в образовании применялись и до этого, но использовались в небольшом объеме, а проведение онлайн-занятий по физической культуре для многих вузов оказалось нововведением. Целью исследования являлось определение влияния занятий в дистанционной форме по физической культуре на работоспособность студентов вуза в режиме самоизоляции. В исследовании с марта по июнь 2020 года приняли участие 254 человека (n=254), 82 девушки и 172 юноши. С использованием специальных тестов были проанализированы показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Таким образом, проводился контроль работоспособности у студентов. Также учитывались показатели самоконтроля, двигательная активность и показатели здоровья. В ходе исследования было установлено, что во время дистанционного обучения у студентов снижается уровень работоспособности и ухудшается общее состояние здоровья. В сложившихся условиях сложной эпидемиологической обстановки в Российской Федерации подобные исследования с использованием научного подхода были проведены впервые. Полученные результаты исследования указывают на необходимость регулярного контроля функционального состояния студентов при проведении занятий по физической культуре в онлайн-режиме. Рекомендуется проводить своевременную коррекцию нагрузок, чтобы избежать негативного влияния дефицита физической активности в условиях самоизоляции.
Ключевые слова: работоспособность, физическая культура, онлайн-занятия, дистанционные технологии, тест.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p348-351
IMPACT OF ONLINE PHYSICAL EDUCATION CLASSES ON STUDENT PHYSICAL PERFORMANCE UNDER SELF-ISOLATION
Mikhail Maksimovich Soloviev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Rosti-slav Georgievich Tikhonov, the senior teacher, Marat Valeryevich Kupreev, the senior teacher, Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Baltic State Technical University named
after D.F. Ustinov, St. Petersburg
Abstract
To prevent the spread of the new coronavirus infection in the Russian Federation, the self-isolation regime was introduced in March 2020. The process of studying at universities was transferred to remote mode. In such conditions, the use of remote educational technologies, including for the practical disciplines, has acquired particular relevance. Distance technologies in education were used before that, but were used in a small amount, and conducting online physical education classes for many universities turned out to be the innovation. The purpose of the study was to determine the effect of distance classes in physical culture on the performance of students at the university under the self-isolation mode. The study from March to June 2020 involved 254 people (n = 254), 82 girls and 172 boys. Cardiovascular and respiratory indicators were analyzed using special tests. Thus, performance control was carried out among students. Self-control indicators, motor activity and health indicators were also taken into account. In the course of the study, it was found that during distance learning, students' level of working capacity decreas-
es and the general state of health deteriorates. In the current context of the complex epidemiological situation in the Russian Federation, such research using a scientific approach was carried out for the first time. The results of the study indicate the need for regular monitoring of the functional state of students, when conducting physical education classes online. It is recommended to carry out a timely correction of loads in order to avoid the negative impact of physical activity deficiency in self-isolation conditions.
Keywords: working capacity, physical education, online classes, remote technologies, test.
В марте 2020 года в связи с угрозой распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) все образовательные учреждения, от школ до высших учебных заведений, перешли на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. 14.03.2020 вышел Приказ Минобрнауки России № 397 [5]. В соответствии с приказом БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова не стал исключением, и образовательный процесс в ВУЗе был переведён в дистанционный формат.
Вся сфера образования, а в частности ВУЗы столкнулись с трудностями, где в кратчайшие сроки необходимо было перейти на качественный контент передачи знаний в системе онлайн. И если процесс обучения, прием зачетов и экзаменов по теоретическим дисциплинам еще можно было представить, то подготовка студентов и сдача контроль -ных нормативов по практическим дисциплинам «Элективный курс по физической культуре и спорту» («ЭК по ФК и спорту») и «Физическое воспитание» («ФВ») в условиях самоизоляции стал затруднительным.
Для продолжения обучения кафедрой «Физического воспитания и спорта» был разработан дневник прохождения дистанционного курса по дисциплинам «ЭК по ФК и спорту» и «ФВ». Дневник являлся основным отчётным документом, где отражались показатели самоконтроля, результаты выполнения дистанционных заданий.
Цель исследования: определить влияние занятий в дистанционной форме по дисциплинам «ЭК по ФК и спорту» и «ФВ» на физическую работоспособность студентов ВУЗа в режиме самоизоляции. Исследование было проведено в период с марта по июнь 2020 года. В начале и в конце обучения с использованием дистанционных образовательных технологий были внедрены дополнительные тесты для контроля физической работоспособности. Исследовались показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Использовались следующие тесты:
• Тест-проба Штанге - задержка дыхания в покое на вдохе.
• Тест-проба Генчи - задержка дыхания в покое на выдохе.
• Тест Руфье-Диксона (далее RDI).
Тест-проба Штанге и проба Генчи определяют степень устойчивости организма к недостатку кислорода. Продолжительность задержки дыхания указывает на уровень развития функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Тест Руфье-Диксона является нагрузочным и оценивает функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Результаты, полученные с использованием данных тестов, являются показателями физической работоспособности человека.
В исследовании приняли участие 254 испытуемых, студенты первого и второго курса, из них 82 девушки и 172 юноши. Тестирование проходило в два этапа: первый в марте 2020 г. и второй в июне 2020, период весенней сессии.
Таблица 1 - Результаты тестирования в начале исследования (март 2020 г.), n=254
Испытуемые Результаты теста, количество человек
Отлично Хорошо Удовл. Неудов.
Тест-проба Штанге
Юноши 53 84 23 12
Девушки 26 43 9 4
Общее к-во 79 127 32 16
Тест-проба Генчи
Юноши 55 86 22 9
Девушки 26 41 11 4
Общее к-во 81 127 33 13
Испытуемые Результаты теста, количество человек
Отлично Хорошо Удовл. Неудов.
Тест Руфье-Диксона - ЯБТ
Юноши 51 86 25 10
Девушки 23 44 11 4
Общее к-во 74 130 36 14
Общий результат, % 30,4 49,9 13,1 5,6
В начале исследования результаты (таблица 1) у 30,4% испытуемых находились на уровне «отлично», «хороший» уровень почти у половины (49,9%) занимающихся, «удо -влетворительно» у 13,1% и низкий уровень («неудовлетворительно») показали только 5,6% студентов. Данные результаты говорят, что у 80% испытуемых работоспособность в начале исследования находилась на хорошем уровне и выше.
Таблица 2 - Результаты тестирования в конце исследования (июнь 2020 г.), п=254
Испытуемые Результаты теста, количество человек
отлично Хорошо Удовл. Неудов.
Тест-проба Штанге
Юноши 51 68 35 18
Девушки 24 35 19 4
Общее к-во 75 103 54 22
Тест-проба Генчи
Юноши 54 70 37 11
Девушки 25 36 17 4
Общее к-во 79 106 54 15
Тест Руфье-Диксона - ЯБ!
Юноши 49 80 31 12
Девушки 23 39 16 4
Общее к-во 72 119 47 16
Общий результат, % 26,4 42,6 20,1 6,9
Из таблицы 2 следует, что по результатам проведенного тестирования в конце исследования показатели работоспособности у студентов снизились. «Отличный» уровень продемонстрировали 26,4% испытуемых, «хороший» уровень почти у 42,6%, «удовлетво -рительный» у 20,1% и «неудовлетворительно» показали 6,9% студентов. Также в период исследования были проанализированы показатели самоконтроля, двигательная активность и показатели здоровья. Средняя двигательная активность в период самоизоляции снизалась более чем на 50%, показатель здорового сна изменился у 22% испытуемых, а самочувствие у 15% студентов, появилась сонливость, общая усталость.
В результате применения на практических занятиях по физической культуре («ЭК по ФК и спорту», «ФВ») дистанционных образовательных технологий в период самоизоляции в течение двух месяцев было установлено, что при обучении в онлайн-режиме уровень работоспособности у студентов снижается. Также условия дистанционного обучения отрицательно сказываются и на общем состоянии здоровья. Снижение общей активности может привести к спаду иммунитета и развитию различных видов заболеваний.
В период самоизоляции в ряде вузов страны также были проведены подобные исследования. Были затронуты вопросы, связанные с применением дистанционных образовательных технологий для проведения практических занятий по физической культуре. Выявлен ряд проблем, связанных с организацией образовательного процесса в онлайн-режиме: формы взаимодействия преподавателя со студентами, актуальность использования различных онлайн-платформ, дозирование нагрузки, контроль выполнения практических заданий, приём контрольных нормативов и так далее. По результатам проведённых исследований также наблюдается схожая тенденция к снижению работоспособности и физической подготовленности у студентов вузов [1, 2, 3, 4, 6].
Рекомендуется минимум два раза в месяц проводить контроль показателей функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в случае отрицатель-
ных изменений необходимо корректировать нагрузки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дистанционное обучение по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту» / М.В. Алексеев, В.В. Феофанов, Р.Г. Тихонов, А.А. Ивачев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 3-7.
2. Васильева, М.И. Сравнительная характеристика динамики развития физической подготовленности студентов вуза в условиях дистанционного обучения / М.И. Васильева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 53-56.
3. Иванова, Н.Л. Анализ динамики уровня физической подготовленности обучающихся за период самоизоляции / Н.Л. Иванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 6 (184). - С. 127-130.
4. Иванова, Н.Л. Сдача контрольных нормативов по общей физической подготовке в условиях дистанционного обучения / Н.Л. Иванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 146-149.
5. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397. - URL : https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 13.07.2020).
6. Шарова, Е.И. Исследование здоровья студентов ВУЗа в условиях дистанционного обучения как показатель качества образования / Е.И. Шарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 401-405.
REFERENCES
1. Alekseev M.V., Feofanov V.V., Tikhonov R.G., Ivachev A.A. (2020), "Distance learning in the discipline "Elective course in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 3-7.
2. Vasilyeva, M.I. (2020), "Comparative characteristic of the dynamics of the development of physical fitness of university students in the conditions of distance learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 53-56.
3. Ivanova, N.L. (2020), "Analysis of the dynamics of the level of physical fitness of students during the period of self-isolation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 127-130.
4. Ivanova, N.L. (2020), "Passing control standards for general physical training in remote learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 146-149.
5. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), Order of the dated March 14, 2020 No. 397 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs, in the event of the prevention of the spread of new coronavirus infection in the Russian Federation", available at: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (accessed 13.07.2020).
6. Sharova, E.I. (2020), "Study of the health of university students in distance learning as an indicator of the quality of education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 401-405.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2020
УДК 796.012.262
ОБУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ирина Константиновна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Кубанский гос-