Научная статья на тему 'ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗВЕНЬЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСАНКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ. ЧАСТЬ 2: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ'

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗВЕНЬЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСАНКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ. ЧАСТЬ 2: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОСАНКА / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗВЕНЬЯ / ВСАДНИК / ВЫЕЗДКА / РАЗМИНКА / РАСТЯЖКА / МЫШЦЫ-АНТАГОНИСТЫ / БАЛАНС / DYNAMIC POSTURE / FUNDAMENTAL LINKS / HORSE RIDER / DRESSAGE / WARMING-UP / STRETCH MARK / ANTAGONISTIC-MUSCLES / BALANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пигарева Светлана Николаевна

Введение. В представленной работе затрагивается необходимость включения в подготовку всадника, помимо тренировочной нагрузки в седле, комплекса мер и приемов, направленных на оптимальное подведение организма к этой работе и восстановление после, что обусловливает актуальность исследования. Цель исследования состояла в разработке методики эффективных средств достижения и сохранения рациональной динамической осанки всадника в выездке. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 10 спортсменок I разряда в возрасте 2530 лет с закрепленными за ними лошадьми. Был разработан и применен научно-методической комплекс упражнений, эффективность которого оценивалась визуально в процентах от 10-ти балльной шкалы по качественным изменениям в посадке всадника и в движениях лошади во время исполнения специально предложенных упражнений спортивной парой. Результаты исследования. После 3-х месячного курса предложенного комплекса упражнений в тренировочном цикле спортсменов, который включал общую разминку перед посадкой в седло, работу на облегченной и учебной рыси без стремян, корректировку узловых звеньев посадки во время тренировки, статическую растяжку мышц после работы, были установлены качественные изменения в работе всадника и спортивной пары. Выводы. В результате динамическая осанка всадника улучшилась на 30%, повысилось качество работы лошади в наиболее показательных переходах из одного аллюра в другой соответственно на 17,5%; 15%; 15%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пигарева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL LINKS OF THE DYNAMIC POSTURE OF THE HORSE RIDER IN DRESSAGE. PART 2: FORMATION PRINCIPLES

Introduction. In the present study the necessity of including in the rider’s training of the complex of measures and methods aimed at optimally bringing of the organism to this work and recovery after it, in addition to the training load in the saddle, is touched upon; by this the actuality of the study is conditioned. The purpose of the study was to develop the methodology of effective means of achieving and maintaining of the rider’s rational dynamic posture in dressage. The Methodology and organization of the study. 10 female athletes of I category, aged 25-30 years with horses assigned to them, took part in the study. A scientific and methodological complex of exercises was developed and applied, its efficiency was visually appraised in percentage from a 10-point scale at qualitative changes of the rider’s seat and of the horse’s movements during the execution of specially proposed exercises by the sporting couple. Study results. After 3-month course of the proposed complex of exercises in the training cycle of athletes, which included the general training before seat in the saddle, work on the rising and sitting trot without stirrups, correction of the nodal links of the seat during the training, static muscle stretching after the work, the qualitative changes in the work of the rider and sporting couple were established. Conclusions. As a result, the rider’s dynamic posture improved by 30%, the quality of the horse’s work in the most significant transitions from one pace to another increased respectively by 17.5%; 15% and 15%.

Текст научной работы на тему «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗВЕНЬЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСАНКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ. ЧАСТЬ 2: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ»

УДК 798.22

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗВЕНЬЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСАНКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ. ЧАСТЬ 2: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Светлана Николаевна Пигарева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина, Москва

Аннотация

Введение. В представленной работе затрагивается необходимость включения в подготовку всадника, помимо тренировочной нагрузки в седле, комплекса мер и приемов, направленных на оптимальное подведение организма к этой работе и восстановление после, что обусловливает актуальность исследования. Цель исследования состояла в разработке методики эффективных средств достижения и сохранения рациональной динамической осанки всадника в выездке. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 10 спортсменок I разряда в возрасте 2530 лет с закрепленными за ними лошадьми. Был разработан и применен научно-методической комплекс упражнений, эффективность которого оценивалась визуально в процентах от 10-ти балльной шкалы по качественным изменениям в посадке всадника и в движениях лошади во время исполнения специально предложенных упражнений спортивной парой. Результаты исследования. После 3-х месячного курса предложенного комплекса упражнений в тренировочном цикле спортсменов, который включал общую разминку перед посадкой в седло, работу на облегченной и учебной рыси без стремян, корректировку узловых звеньев посадки во время тренировки, статическую растяжку мышц после работы, были установлены качественные изменения в работе всадника и спортивной пары. Выводы. В результате динамическая осанка всадника улучшилась на 30%, повысилось качество работы лошади в наиболее показательных переходах из одного аллюра в другой соответственно на 17,5%; 15%; 15%.

Ключевые слова: динамическая осанка, фундаментальные звенья, всадник, выездка, разминка, растяжка, мышцы-антагонисты, баланс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p286-290

FUNDAMENTAL LINKS OF THE DYNAMIC POSTURE OF THE HORSE RIDER IN DRESSAGE. PART 2: FORMATION PRINCIPLES

Svetlana Nikolaevna Pigareva, the candidate of biological sciences, senior research associate, P.K. Anokhin Research Institute of Normal Physiology, Moscow

Abstract

Introduction. In the present study the necessity of including in the rider's training of the complex of measures and methods aimed at optimally bringing of the organism to this work and recovery after it, in addition to the training load in the saddle, is touched upon; by this the actuality of the study is conditioned. The purpose of the study was to develop the methodology of effective means of achieving and maintaining of the rider's rational dynamic posture in dressage. The Methodology and organization of the study. 10 female athletes of I category, aged 25-30 years with horses assigned to them, took part in the study. A scientific and methodological complex of exercises was developed and applied, its efficiency was visually appraised in percentage from a 10-point scale at qualitative changes of the rider's seat and of the horse's movements during the execution of specially proposed exercises by the sporting couple. Study results. After 3-month course of the proposed complex of exercises in the training cycle of athletes, which included the general training before seat in the saddle, work on the rising and sitting trot without stirrups, correction of the nodal links of the seat during the training, static muscle stretching after the work, the qualitative changes in the work of the rider and sporting couple were established. Conclusions. As a result, the rider's dynamic posture improved by 30%, the quality of the horse's work in the most significant transitions from one pace to another increased respectively by 17.5%; 15% and 15%.

Keywords: dynamic posture, fundamental links, horse rider, dressage, warming-up, stretch mark, antagonistic-muscles, balance.

ВВЕДЕНИЕ

Мастерство профессионального всадника, как и любого успешного спортсмена, определяется уровнем владения своим телом. Лошадь - наиболее точный и верный индикатор всех мельчайших деталей двигательной активности и ошибок всадника [1, 2]. Однако основоположник концепции движения Н.А. Бернштейн (1990) [3] говорил, что двигательный навык не может представлять собой стойкой эффекторной формулы. Это непрерывное прикладывание эффекторных импульсов к изменяющимся внешним условиям, требующим постоянной слежки за ними со стороны рецепторики. Если всадник закрепощен, не гибок - лошадь закрепощается в ответ. Спортсмен должен не просто подстраивать свое тело под внешние силы, создаваемые животным, но и использовать их в свою пользу, а также задавать темп и качество аллюра лошади. Неизменным условием здесь является совершенная координация и приобретение всадником специального мышечного тонуса, на базе которого формируется техника элементов и оптимальная динамическая осанка. Как говорилось в первой части работы, к фундаментальным звеньям динамической осанки всадника относятся: грудная клетка, таз, тазобедренные суставы, голова, бедра, коленные суставы, голеностопные суставы. Правильное их положение и взаимодействие осуществляется тренировкой нервного и мышечного контроля. Целью исследования являлось: разработать методику эффективных средств достижения и сохранения рациональной динамической осанки всадника в выездке.

МЕТОДИКА

Для проведения исследования было отобрано 10 спортсменов I разряда женского пола в возрасте 25-30 лет с закрепленными за ними лошадьми. Был разработан и применен научно-методической комплекс упражнений, эффективность которого оценивалась визуально по качественным изменениям в посадке всадника и в движениях лошади. Измерялось в процентах (по 10-ти балльной шкале) по отношению к идеальному [4] состояние посадки всадника в седле во время выполнения специальных упражнений спортивной парой «всадник-лошадь». Предложенные в более ранних наших работах [5] специальные упражнения и критерии их оценки наиболее точно отражают простые, дробные реакции лошади на средства управления всадника, баланс спортивной пары. Максимальная оценка (10 баллов) задавалась в соответствии с образцом идеальной рабочей осанки (рамки) и движения лошади уровня Большого Приза в состоянии сбора [4]. Все показатели анализировались по медианам. Критерии визуальной оценки ответа лошади были следующие: 1) активность выноса вперед задних ног с продвижением под корпус; 2) контакт с поводом; 3) рамка лошади; 4) правильность заданного аллюра. Оценивались специальные упражнения, выполняемые спортивной парой (в течение 1 минуты с учетом качества аллюров до и после переходов): 1) переход лошади с галопа на шаг; 2) переход с галопа на рысь; 3) движение с остановки в галоп. Оценку спортивных пар производили до и после 3-х месяцев тренировок с применением разработанного комплекса упражнений для всадников (6 раз в неделю). Комплекс упражнений включал следующее:

1. Перед посадкой в седло в течение 30 мин всадник выполнял общую разминку, основанную на беге трусцой на месте, вращениях во всех суставах по- и против часовой стрелки, элементах динамической растяжки [6].

2. В начале основной части работы в седле в течение 10 минут всадник ездил учебной и облегченной рысью без стремян.

3. В основной части тренировки внимание спортсмена, помимо указаний тренера, периодически акцентировалось на необходимости напряжения мышц пресса (втягивании живота), вытяжения головы и шеи вверх, стремлении грудиной вперед и вверх, а тазом и ногами вниз, опускании плеч.

4. Через 2-3 часа после тренировки всадник в течение часа занимался статической растяжкой ключевых мышц [7].

Упражнения на каждую группу мышц выполнялись с 60-секундной экспозицией при форсированном выдохе во время растяжения. Применялись стандартные методы растягивания [8, 9], на растяжение мышц шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, грудной клетки, спины, живота, тазобедренных суставов, а также комплекс растяжки на поперечный и продольный шпагаты.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После 3-х месячного курса предложенного комплекса упражнений в тренировочном цикле спортсменов показатели динамической осанки всадников улучшились на 30%, качество движений лошадей возросло соответственно на 17,5%; 15% и 15% (таблица).

Таблица - Результаты качества движения лошади до и после применения комплекса упражнений для всадника_

Упражнения переход галоп-шаг | Переход галоп-рысь | остановка-галоп

Критерии оценки, баллы (10=тах), медиана до применения комплекса упражнений для всадника

активность выноса задних ног 7 7 6

контакт с поводом 5 6 6

рамка лошади 5 6 6

правильность аллюра 4 7 7

Итого, % (от 40 баллов) 52,5 65 62,5

Критерии оценки, баллы (10=тах), медиана после применения комплекса упражнений для всадника

активность выноса задних ног 8 8 8

контакт с поводом 7 8 7

рамка лошади 7 8 8

правильность аллюра 6 8 8

Итого, % (от 40 баллов) 70 80 77,5

Полагаем, что полученные положительные сдвиги обусловлены следующими факторами:

1. Общая разминка всадника перед посадкой в седло обеспечивает повышение температуры тела и тканей, скорость прохождения нервных импульсов, мобилизацию кардиореспираторной системы, подготавливает суставы к амортизационной работе.

2. Езда строевой рысью без стремян в начале работы позволяет всаднику раскрепостить тазобедренные суставы, увеличить их гибкость. Спортсмен не упирается в стремя, что усложняет задачу по достижению баланса, активизируя включение большего количества двигательных единиц и сенсорные анализаторы при сохранении неизменного качества езды.

3. Акцентирование внимания всадника на напряжении мышц пресса во время езды является хорошим способом их тренировки, как антагонистов мышц разгибателей позвоночника, компенсируя гиперлордоз поясницы. Постоянный акцент на вытяжении грудины и головы вверх, а таза и ног вниз приучает всадника к правильной работе мышц, целенаправленно формирует мышечно-связочный корсет и специальный мышечный тонус.

4. Статическая растяжка мышц, обеспечивающих работу основных звеньев дрес-сурной посадки всадника через 2-3 часа после тренировки, позволяет исключить возникновение мышечных контрактур на следующий день, улучшить функцию их возбудимости и сократимости [8].

Опыт авторов позволяет предположить, что в выездке излишняя сила мышц спортсмена может вредить лошади, закрепощать ее. Всадник должен тренировать способность глубоко сидеть в седле за счет баланса, правильной техники дозирования мышечных сокращений и расслаблений, быстро реагировать и корректировать внешние силы, приходящие от тела лошади. При недостаточно гибкой работе мышц плечевого пояса, отсутствию техники мелкой моторики кисти воздействия на рот лошади становятся жест-

кими, что мгновенно нарушает проводимость и контакт с поводом (таблица). Систематическая растяжка тренирует двигательные центры и сенсорные анализаторы на предмет лучшего взаимодействия мышечных антагонистов [8], способствует формированию профессионального навыка ритмического пульсирующего координированного расслабления и напряжения мышц [7]. Если одна из мышц пропускает фазу расслабления, она напрягается, гармония движения теряется. Поэтому ввиду отсутствия специального мышечного тонуса у низко квалифицированного всадника, его мышечные усилия с целью сохранения равновесия в седле чрезмерны, что может вести к гипертонусу, контрактурам. Напряжение передается лошади, вся система «всадник-лошадь» закрепощается. В связи с этим, правильный мышечный тонус тела всадника - это база, позволяющая поддерживать хорошую осанку без напряжения, достигать раскрепощенной [4] посадки в седле. В свою очередь, правильная осанка (рамка) лошади (таблица) достигается только при пружинистом колебании ее спины вследствие хорошего мышечного тонуса, что позволяет спине лошади проводить импульс, идущий от задних ног через трензель к руке всадника.

ВЫВОДЫ

Целесообразность и эффективность применения предложенного комплекса упражнений в тренировочном цикле спортсменов-конников определялась улучшением динамической осанки всадника на 30%, повышением качества работы лошади в наиболее показательных переходах из одного аллюра в другой соответственно на 17,5%; 15% и 15%. Было установлено, что предложенный комплекс упражнений позволяет увеличить гибкость суставов всадников, постепенно сформировать мышечный корсет и специфический для данного вида деятельности мышечный тонус. За счет систематической растяжки мышц тела после тренировок улучшается функциональный баланс мышц-антагонистов, формируется навык их ритмического взаимосогласованного сокращения и расслабления. Таким образом, предложенная методика служит качественному формированию и закреплению оптимальной динамической осанки всадника в выездке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пигарева, С.Н. Спортивная пара "всадник-лошадь" как модель функциональной системы / С.Н. Пигарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). -С. 266-270.

2. Пигарева, С.Н. Взаимосвязь «тренер-всадник-лошадь» как системное явление в методологии и физиологии спорта / С.Н. Пигарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 269-272.

3. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - Москва : Наука, 1990. - 496 с.

4. Правила соревнований по выездке. - 25-е издание. - Москва : Федерация конного спорта России, 2019. - 154 с.

5. Пигарева, С.Н. Физиологическая роль тактильного раздражителя в обучении спортивной лошади / С.Н. Пигарева // Вестник АПК Ставрополья. - 2019. - № 3 (35). - С. 19-24.

6. Тычина, Е.Г. Изучение эффективности применения динамической растяжки в тренировочной деятельности велосипедистов 11-14 лет / Е.Г. Тычина, К.С. Тихонова, А.В. Стрельников // Прикладная спортивная наука. - 2018. - № 1. - С. 36-42.

7. фон Дитце, С. Равновесие в движении. Посадка всадника / Сюзанна фон Дитце. -Москва : Московский конно-спортивный клуб инвалидов, 2001. - 203 с.

8. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. - Киев : Олимпийская литература, 2001.

- 423 с.

9. Гордашевский, А. В. Методы и средства повышения эффективности растяжки на шпагат в восточном единоборстве айкидо / А.В. Гордашевский, Ю.А. Попадюха // Современные здоро-вьесберегающие технологии. - 2019. - №2. - С. 43-59.

REFERENCES

1. Pigareva, S.N. (2018), "Sporting couple "rider-horse" as a model of a functional system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 266-270.

2. Pigareva, S.N. (2019), "Interconnection "trainer-rider-horse" as a systemic phenomenon in sport methodology and physiology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 269-272.

3. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of Movement and Activity, Science, Moscow.

4. Federation Equestrian of Russia (2019), Rules for Dressage, 25th edition, Moscow.

5. Pigareva, S.N. (2019), "The physiological role of a tactile stimulus in the training of a sports horse", Agricultural Bulletin of Stavropol Region, Vol. 35, No. 3, pp. 19-24.

6. Tychina, E.G. (2018), "Study of efficiency of dynamic stretch usage in the cyclists of the age of 11-14's training activity", Applied sports science, No. 1, pp. 36-42.

7. Suzanne von Dietze (2001), Equilibrium in motion. Landing of the rider, Moscow Equestrian Club Disabled, Moscow.

8. Alter, M.J. (2001), The science offlexibility, Olympic literature, Kiev.

9. Hordashevsky, A. and Popadiukha, Yu. (2019), "Methods and means to improve the efficiency of stretching on a scrap in east combating aikido", Modern health-saving technologies, No. 2, pp. 43-59.

Контактная информация: fotinippa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2020

УДК 796.011.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В ПЕРИОД

САМОИЗОЛЯЦИИ

Марина Валентиновна Питеркина, доцент, Лариса Анатольевна Финогентова, доцент, Гузель Фердинантовна Хамидуллина, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет

Аннотация

Проведено анкетирование преподавателей вуза по физическому воспитанию, с целью изучения проблем преподавателей в вопросах физического воспитания студентов посещающих занятия по физической культуре во время самоизоляции. Как показала современная действительность, во время самоизоляции на дистанционном обручении, преподаватели по физической культуре и студенты стали наиболее уязвимой частью, поскольку столкнулись с актуальными проблемами, связанными с низкой двигательной активностью (поза за компьютером), увеличением непривычной учебной нагрузки, проблемами в социуме.

Ключевые слова: дистанционное обучение, преподаватели, физическая культура, проблемы, самоизоляция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p290-293

INVESTIGATION OF THE PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS OF UNIVERSITY DURING THE PERIOD OF SELF-

ISOLATION

Marina Valentinovna Piterkina, the senior lecturer, Larisa Anatolyevna Finogentova, the

senior lecturer, Guzel Ferdinantovna Khamidullina, the senior lecturer, Kazan National Research Technological University

Abstract

The questionnaire survey of University teachers in physical education was carried out, in order to study the problems of the teachers in matters of physical education of the students, attending physical edu-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.