Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИКА / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завриева Марьям Саид-эмиевна, Балиев Ислам Виситович, Вазкаева Седа Сайд-ахмедовна

В статье анализируются проблемы в системе преподавания математики в колледжах и университетах, и с учетом этих проблем выдвигаются меры для построения системы преподавания математики на основе профессионального обучения. Отмечается, что экономическое развитие нашей страны требует все более высокого спроса на прикладные таланты, развития профессиональных способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завриева Марьям Саид-эмиевна, Балиев Ислам Виситович, Вазкаева Седа Сайд-ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF TEACHING MATHEMATICS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ABILITIES

The article analyzes the problems in the system of teaching mathematics and in colleges and universities, and taking into account these problems, measures are being put forward to build a system of teaching mathematics in colleges and universities on the basis of vocational training. It is noted that the economic development of our country requires an increasingly high demand for applied talents, the development of students’ professional abilities.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_5_136 УДК 372.851

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Завриева Марьям Саид-Эмиевна,

старший преподаватель кафедры высшей и прикладной математики, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: Maryam-argun@mail.ru

Балиев Ислам Виситович,

старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: chechwittg@gmail.ru

Вазкаева Седа Сайд-Ахмедовна,

старший преподаватель кафедры информационных технологий и методики преподавания математики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Sveta.vaz.75@mail.ru

В статье анализируются проблемы в системе преподавания математики в колледжах и университетах, и с учетом этих проблем выдвигаются меры для построения системы преподавания математики на основе профессионального обучения. Отмечается, что экономическое развитие нашей страны требует все более высокого спроса на прикладные таланты, развития профессиональных способностей студентов.

Ключевые слова: профессиональная способность; высшее образование; математика; система обучения; прикладные науки.

UDC 372.851

STUDY OF TEACHING MATHEMATICS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ABILITIES

Zavrieva Maryam Said-Emievna,

Senior Lecturer, Department of Higher and Applied Mathematics, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia, e-mail: Maryam-argun@mail.ru

Baliev Islam Visitovich,

Senior Lecturer, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: chechwittg@ gmail.ru

Vazkaeva Seda Said-Akhmedovna,

Senior Lecturer, Department of Information Technologies and Methods of Teaching Mathematics, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Sveta. vaz. 75@mail.ru

Педагогические исследования

The article analyzes the problems in the system of teaching mathematics and in colleges and universities, and taking into account these problems, measures are being put forward to build a system of teaching mathematics in colleges and universities on the basis of vocational training. It is noted that the economic development of our country requires an increasingly high demand for applied talents, the development of students' professional abilities.

Keywords: professional ability; higher education; mathematics; education system; applied Science.

Высшее образование в основном направлено на удовлетворение потребностей экономического развития в специалистах.

Математика является практическим предметом, который оказывает большое влияние на развитие профессиональных способностей студентов колледжа, также является базовым предметом. Именно из-за ее базового характера различные школы и специальности обычно предлагают курсы математики [4].

Многие преподаватели принимают единую модель и отношение к преподаванию математики, игнорируя ее применимость и развитие профессиональных способностей учащихся. В этом есть некоторые проблемы, которые влияют на развитие и совершенствование профессиональных способностей студентов.

Выделим проблемы системы преподавания математики в колледжах и университетах:

1. Позиционирование целей обучения расплывчато.

Существенное отличие высшей школы от обычных колледжей заключается не в методах обучения и количестве учащихся, а в целях образования. Цель высшего образования в основном состоит в том, чтобы обеспечить достаточное количество прикладных специалистов для экономического развития страны в соответствии с потребностями общества. Это центр целевой ориентации учебной программы высшего образования страны и отправная точка разработки учебной программы.

Для высшей профессиональной математики цели обучения также должны быть тесно связаны с целями высшего образования, подчеркивая развитие профессиональных способностей студентов и прикладных способностей. Однако в настоящее время позиционирование целей обучения математике в высших профессиональных колледжах весьма расплывчато, главным образом потому, что профессионализм и применимость це-

лей обучения в вузах не очевидны.

Цель высшего образования - дать обществу высококвалифицированных специалистов путем воспитания и совершенствования их профессиональных способностей. Таким образом, высшая профессиональная математика должна быть основана на повышении профессиональных способностей студентов, а цели обучения и требования должны быть установлены в соответствии с требованиями соответствующих должностей [3].

Высшее образование предъявляет особенно высокие требования к развитию и совершенствованию навыков студентов. При формулировании целей обучения математике в высшем образовании следует полностью учитывать применимость математики в высшем образовании, а математика в высшем образовании должна тесно сочетаться с другими смежными предметами, чтобы повысить качество высшего образования.

На самом деле, в высшем образовании многие другие дисциплины, такие как информационные технологии и разработка программного обеспечения, требуют применения математических знаний во многих местах и в значительной степени зависят от математики. Однако при формулировании фактических целей обучения математике в средней школе они часто не рассматривают математику в целом, а формулируют цели обучения изолированно.

2. Содержание курса устарело и не соответствует действительности.

На современном этапе содержание преподавания математики в колледжах и университетах в основном относится к способу обучения обычного высшего образования, уделяя особое внимание развитию всесторонних качеств студентов, игнорируя при этом развитие способностей к применению математики и профессионализма в колледжах и университетах.

Нынешние учебники математики для высшей школы не могут в полной мере отразить цели обучения, особенности и требования

специальностей обучающихся, полностью оторваны от реальности должности и профессиональных требований.

3. Метод преподавания курса одиночный.

Из-за инерции традиционного экзаменаци-

онно-ориентированного образования методы индоктринационного обучения по-прежнему широко используются в преподавании математики в колледжах и университетах. При обучении в классе часто «учитель читает лекции, ученики слушают», участие учеников низкое, а обучение относительно пассивное.

Хотя с углублением реформы системы образования в нашей стране многие колледжи и университеты также пытаются изменить этот метод обучения, но практический эффект все еще очень ограничен, в основном оставаясь в относительно неглубоком классе, где «учителя задают вопросы и учащиеся отвечают» [5].

В то же время студенты имеют свои особенности, и математическая база и способность понимания у каждого студента неодинаковы. Тем не менее в преподавании математики в образовательных учреждениях для каждого студента принят единый метод обучения, который не является адресным и направленным.

4. Стандарты оценки курса необоснованные.

При оценивании по высшей профессиональной математике, как правило, принимаются итоговые письменные результаты тестирования, а обычные результаты дополняются системой оценивания. На самом деле, обычные оценки многих колледжей и университетов случайны, и учителя часто выставляют оценки в соответствии со своими предпочтениями и стандартами, а не в соответствии с успеваемостью учащихся в классе или их прогрессом.

Вопросы итогового экзамена в основном основаны на выводе и исследовании теоретических понятий и формул и редко проверяют способность учащихся использовать математику. Таким образом, текущее оценивание по математике для колледжей и университетов по-прежнему является типичным методом оценивания в рамках традиционной системы образования, ориентированной на экзамены.

Это крайне негативно сказывается на преподавании математики в вузах: с одной

стороны, необоснованные стандарты оценивания приводят к незнанию вузами и преподавателями реального положения учащихся, что не способствует целенаправленному развитию преподавания.

Для получения более высокой оценки в аттестации по математике студенты часто исходят из оценочных стандартов и впадают в громоздкие математические и теоретические выкладки, игнорируя при этом практическое применение математики.

Рассмотрим противодействие построению системы преподавания математики в высших учебных заведениях на основе профессионального обучения. Ввиду общих проблем в системе преподавания математики в высшей школе на современном этапе в статье выдвигаются меры и предложения по построению системы математики в высшей школе на основе профессионального обучения:

1. Уточнить цели преподавания математики в колледжах и университетах.

Цель преподавания математики в высшем образовании является основой для построения системы преподавания математики в высшем образовании на основе обучения профессиональным способностям, а также имеет руководящее значение для построения системы содержания предмета и системы оценки [1].

Фактически цель преподавания математики в высшей школе в значительной степени определяет направление развития математики и оказывает значительное влияние на формулировку содержания учебной программы по математике в высшей школе, способ оценивания курса и методы обучения преподавателей.

Поэтому, чтобы создать систему обучения математике высшего профессионального образования, основанную на обучении профессиональным способностям, необходимо сначала уточнить и установить цели обучения математике высшего профессионального образования, которые ориентированы на повышение профессиональных способностей и трудоустройство.

Необходимо улучшить наблюдательность студентов, способность к логическому мышлению, аналитические способности и особые профессиональные способности, необходимые для работы, чтобы студенты высших учебных заведений могли улучшить свои

Педагогические исследования

профессиональные способности посредством изучения математики и могли быстро войти в роль при поступлении на работу и со -ответствовать требованиям работы.

Во-вторых, необходимо совместить вузовскую математику с требованиями этой специальности и полностью применить математику к другим предметам этой специальности, чтобы при решении математических задач этой специальности можно было интегрировать и задачи профессиональных курсов.

2. Оптимизировать систему контента курса.

Система содержания математики высшего образования должна быть основана на целях высшего образования, ориентирована на применение и развитие профессиональных способностей студентов в качестве основного направления, чтобы оптимизировать систему содержания математических курсов в высшем образовании [2].

В специальностях высшего образования изучение многих профессиональных предметов требует использования математических знаний и представлений. Для профессиональных коллег высшая математика также является незаменимым инструментом, позволяющим эффективно решать задачи в практической работе.

Поэтому при разработке содержания курса следует руководствоваться применением специальностей и должностей и сосредоточить внимание на организации некоторого математического содержания, связанного с специальностями и должностями, чтобы развивать у учащихся способность применять математические знания и идеи.

В то же время при организации математического содержания необходимо преуменьшать теоретическое содержание, такое как вывод понятий и формул, и хорошо использовать компьютерное программное обеспечение для решения вычислительных задач и освобождения учащихся от вычислений.

Поскольку основной целью преподавания математики в колледжах и университетах является развитие математического мышления и профессиональных способностей студентов, а крупномасштабный вывод и расчет формул используются редко, необходимо усилить практическое применение математических знаний и создавать более реалистичные кейсы.

3. Сосредоточиться на обучении профессиональным навыкам и использовать разнообразные методы обучения.

Преподаватели должны сосредоточиться на развитии и улучшении профессиональных способностей студентов в соответствии с характеристиками студентов колледжа и содержанием обучения, активно использовать современные средства и методы обучения.

Один из них заключается в том, чтобы в полной мере использовать учебное оборудование, такое как компьютеры и мультимедиа, а также другое учебное оборудование для интуитивного объяснения абстрактных концепций математики, чтобы помочь учащимся лучше понять математические концепции и идеи и улучшить обучение математике в колледжах и университетах.

В то же время в полной мере следует использовать современную науку и технологии для разработки и расширения учебных ресурсов по математике. Веб-сайты курсов можно использовать для предоставления учащимся онлайн-курсов, электронных учебных программ и т. д., а также для обеспечения учащихся богатыми ресурсами для само -стоятельного обучения. Во-вторых, изменить традиционный метод обучения индоктрина-ции, уточнить основную позицию студентов в преподавании математики, усилить взаимодействие в классе, полностью выслушать мнение студентов, понять реальные мысли и предложения студентов по математике в высшей школе.

Подводя итог, отметим, что учебные цели высшего образования и развитие экономики Российской Федерации требуют, чтобы колледжи и университеты создали систему обучения, основанную на обучении профессиональным навыкам преподавания математики. Однако на данном этапе в системе высшего образования нашей страны все еще существует много проблем, что не способствует развитию профессиональных способностей студентов и улучшению навыков применения математики. Таким образом, были выдвинуты меры и предложения по созданию системы высшей профессиональной математики, основанной на обучении профессиональным способностям, чтобы обеспечить эффективную основу для улучшения системы преподавания математики высшей профессиональной квалификации.

Список литературы _

1. Алферов Ю. С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2012. № 7. С. 88-96.

2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М. : Высшая школа, 2017. 368 с.

3. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 34-38.

4. Виноградова М. В., Якобюк Л. И., Зенина Н. В. Интерактивное обучение как эффективный метод педагогического взаимодействия. Эспасиос. 2018. № 30. С. 15-17.

5. Сергиенко Л. С., Багдуева А. В. О проблемах преподавания математики в вузе. Образовательные техноло -гии при обучении математике // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 7. С. 272-277.

References _

1. Alferov Yu. S. Monitoring the development of education in the world. Pedagogy. 2012. No. 7. Pp. 88-96.

2. Arkhangelsk S. I. The educational process in higher school, its natural foundations and methods. Moscow: Higher School, 2017. 368 p.

3. Baidenko V. I. Competencies in professional education (Towards the development of a competence-based approach). Higher education in Russia. 2014. No. 11. Pp. 34-38.

4. Vinogradova M. V., Yakobyuk L. I., Zenina N. V. Interactive learning as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018. No. 30. Pp. 15-17.

5. Sergienko L. S., Bagdueva A.V. On the problems of teaching mathematics at the university. Educational technologies in teaching mathematics. Modern science-intensive technologies. 2010. No. 7. Pp. 272-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.