19. Степанов, С. Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся [Текст] / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: сб. науч. трудов. М., 1987. С. 76-82.
20. Невский, И. А. Подростки группы риска в школе [Текст] / И. А. Невский. М., 1997. 112 с.
21. Хмурич, Р. М. Подготовка студентов педагогического института к профилактике отклонений в нравственном развитии и поведении младшего школьника [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Р. М. Хмурич. Киев, 1987. 22 с.
22. Аюшер, М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы [Текст] / М. Люшер. Воронеж: НПО «Мо-дек», 1993. 160 с.
23. Белкин, А. С. Диагностика педагогической запущенности учащихся. [Текст] / А. С. Белкин. Свердловск: ПИ, 1979. 107 с.
24. Зюбин, А. М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы [Текст] / Л. М. Зюбин. М., 1974. 86 с.
25. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] : пособие / под ред. С. А. Беличевой. М.: Ре-дакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1999. 180 с.
26. Palmer, S. Deviant Behavior: Patterns, Source and Control [Text] / S. Palmer, J. Humphery. N.Y.: L Plenium Press, 1999.
27. Алмазов, Б. Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися [Текст] / Б. Н. Алмазов. М.: МВНМЦ ПТО, 1991. 187 с.
28. Мунирова, А. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Р. Мунирова. М., 1992. 22 с.
29. Реан, А. А. Психология педагогической деятельности (проблемный анализ) [Текст] : учеб. пособие / А. А. Реан. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 83 с.
30. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер; пер. с англ. Е. А. Алексеевой, С. Нуро-вой. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 432 с. (Сер. «Мир психологии».)
31. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 199 с.
32. Кочетов, А. И. О психолого-педагогической характеристике самосознания подростков [Текст] : сб. трудов / А. И. Кочетов. Шадринск: Шадринский пединститут, 1970. 215 с.
Е. А. Кувалдина
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ КИРОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья содержит результаты исследования познавательных интересов 344 подростков 8-10-х классов в семи МОУ СОШ г. Кирова. Полученные данные сравнивались с результатами аналогичных исследований, проведенных в г. Москве в 1993 и 1999 гг.
Формирование познавательных интересов учащихся является неотъемлемым компонентом работы по совершенствованию учебного процесса. В частности, его развитие способствует решению таких задач, как оптимизация обучения, построение системы развивающего обучения и воспитания творческой личности, целенаправленного формирования положительных мотивов учения и учебной активности школьников, создания в коллективе учащихся атмосферы сознательного и творческого отношения к знанию и интеллектуальным ценностям жизни. Познавательный интерес относится к числу «смыслообразующих мотивов» деятельности и поэтому имеет прямое отношение не только к обучению и развитию, но и к воспитанию в процессе обучения. При условии развития познавательных интересов обучение и воспитание выступают как специфическая форма единой системы жизнедеятельности личности.
Подростковый возраст является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации и развития познавательных интересов, он открывает возможности перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается смысл познавательной деятельности для самообразования и самосовершенствования, а также для профессионального самоопределения.
Мы проводили исследование познавательного интереса на базе семи МОУ СОШ г. Кирова, в нем участвовали 344 подростка 8-10-х классов. Для выявления уровней сформированности познавательного интереса старших подростков мы использовали систему показателей, определенных исходя из понятия познавательного интереса. Под познавательным интересом понимают устойчивое, избирательное отношение личности к познавательной деятельности, к её процессу, способам и результатам в силу его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А. Г. Ковалев, Г. И. Щукина). Сущностными характеристиками в данном понятии яв-
КУВАЛДИНА Елена Алексеевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики ВятГГУ © Кувалдина Е. А., 2007
ляются: избирательное отношение, которое определяем через направленность интересов и познавательную мотивацию, личная значимость и эмоциональная привлекательность, которые проявляются в активности и познавательной самостоятельности; критерии - углубленность и устойчивость интересов мы определяем как показатели, характеризующие процесс развития познавательных интересов.
Диагностика осуществлялась посредством модифицированных методик, составленных нами на основании группы методик: «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?» (П. И. Третьякова, И. Ю. Сенновского [1], Т. И. Шамовой [2]), анкеты-шкалы для изучения мотивации учения (О. С. Гребенюк, М. И. Рожков [3]), «Что нам интересно?» (Л. М. Фридман, Т. А. Пушкиной, И. Я. Каплунович [4]), методик для изучения уровней развития познавательного интереса, достоверность которых доказана в исследовании Л. П. Пе-туховой [5]. Данный комплекс модифицированных методик прошел апробацию в школах г. Кирова среди школьников 8-х и 9-х классов. Результаты апробации носили нормативный характер, что позволило использовать данный комплекс для диагностики уровней развития познавательного интереса подростков.
Результаты исследования говорят о том, что только 7% школьников всегда было интересно учиться. Чаще интересно, чем не интересно учиться, 45,2% школьников, у 39% иногда возникал интерес к учебе, у 8,8% процесс учения
никогда не вызывал интереса, да они и не задумывались об этом. Выясняя направленность интересов школьников, мы исследовали приоритеты в изучении отдельных школьных предметов. Среди интересных и очень интересных школьных предметов подростки называли (здесь мы указываем количество выборов предметов, а не количество учеников, так как один школьник по каждому вопросу мог выбрать один или несколько предметов, а иногда и совсем не указать ни одного предмета): алгебру - 18,2%, историю - 17%, иностранный язык (в т. ч. английский, немецкий, французский, испанский) -15%, химию - 12,7%, геометрию - 12,4%, физику - 11,3%, литературу - 10,3%, информатику - 10,3%, географию - 10%, обществозна-ние - 7,5%, русский язык - 7%, физкультуру -6,5%, биологию - 5,5%, труд - 3,75%, ОБЖ -3,15%. Эти данные проиллюстрированы диаграммой (рис. 1).
Среди скорее интересных, чем не интересных предметов приоритетные места занимают снова математика (алгебра и геометрия, так как в этом вопросе школьники чаще объединяли эти предметы) - 15,2%, затем химия - 9,5%, биология и физика - по 8,9%, русский язык - 8,2%, иностранный язык - 7,6%, литература - 7%, география - 6,3%, история - 5%.
Скорее неинтересными и совсем неинтересными предметами школьники называют: биологию - 8,6%, русский язык - 7,9%, иностранный язык - 7,85%, химию - 6,6%, литературу, гео-
Школьные предметы
Рис. 1. Диаграмма частоты предпочтений самых интересных школьных предметов
графию, геометрию по - 5,7%, физику - 5,6%, труд - 4,7%, физкультуру - 3,4%, алгебру -2,8%, ОБЖ - 2,2%, историю - 1,9%, черчение -1,25%. Данные проиллюстрированы диаграммой (рис. 2).
При подведении итогов замечена явная тенденция к тому, что школьники одного и того же класса больше интересуются тем предметом, который преподает любимый учитель, так как он умеет увлечь, заинтересовать изучением своего предмета и умеет установить дружеские, доброжелательные отношения на уроке, способствующие развитию интереса, и владеет способами стимулирования познавательных интересов учащихся на уроке. Интеллектуальный фон класса складывается и тогда, когда учащиеся ставят перед собой значимые жизненные цели, а учитель стремится дать ученикам более широкие знания, которые соответствуют их интересам. В целом подростки значительно чаще, более четко называют интересные предметы, чем не интересные.
В исследовании познавательной мотивации при ответе на вопрос: почему вам интересны эти предметы? - мы получили следующие результаты. Наиболее часто школьники выбирают мотивы, связанные с желанием узнавать что-либо новое в данной области знаний (74,5%) и с перспективами для будущей жизни и профессиональной деятельности (55,4%). Далее школьников привлекают те учебные предметы, которые преподает любимый преподаватель (52,2%) и на которых они получают хорошие оценки (50,3%). Следую-
щими в рейтинге идут процессуальные мотивы -нравится добиваться результата (42%) и нравится процесс работы на уроке (40%). Тех подростков, кого привлекает актуальность предмета, 23,5%. Следующая группа выбирает мотивы отдыха, утверждая, что им нравится какой-либо школьный предмет, потому что на уроке можно отдохнуть и расслабиться (21,6%), не ругает учитель (19%), а также есть возможность общаться с друзьями (12%). И совсем небольшое количество школьников говорят, что они интересуются учебными предметами, потому что этот предмет нравится моим друзьям (3,2%), потому что «нравится, и все» (1,2%) и потому что «учитель рассказывает интересные истории» (0,6%).
Следующая часть исследования была посвящена изучению активности школьников. Мы выясняли, как школьники проявляют свою активность, если им нравится учиться. Большинство подростков ограничиваются тем, что внимательно слушают объяснения учителя (38%) и активно работают на уроке (33%). 21% читают дополнительную литературу, таким образом самостоятельно развивая собственные интересы. Только 2,5% занимаются в предметном кружке, 1% изучают научную литературу и 4,5% стремятся придумать что-либо новое, усовершенствовать, осознанно осуществляя активную самостоятельную познавательную деятельность по развитию собственных познавательных интересов.
Изучая уровень развития самостоятельности в познавательной деятельности, мы выясня-
7,9 7,85
5,7 5,7 5,7 5,6 , „
3,4 , о
2,2 1 о _ 1г25
■ 1 ■
к а в
в к в
и о « Л м г в
ч в к
о в и 15 и ^ си в к
я
Б
£ &
н
В! К
■е-
а &
к в
а
£
о
а>
1-1
м
а в т
е
К
£ з
I
м ©
а
(О
22
ч
и О
к
в &
о
&
я
а» В
в
<и 6Г
а
а>
V
Школьные предметы
Рис. 2. Диаграмма частоты предпочтений самых неинтересных школьных предметов
ли, как будут поступать школьники, если им задано сложное задание, связанное с интересным им предметом. Большинство (70,7%) ответило: постараюсь выполнить сам, если не смогу, попрошу помощи. Это соответствует высокому уровню развития самостоятельности, но часто не подтверждается реальностью, а лишь соответствует возрастным особенностям подросткового возраста, когда подростки проявляют излишнюю самоуверенность. Эти выводы подтверждаются в беседах с классными руководителями, которые утверждают, что в 30% случаев подростки переоценивают себя из-за излишней самоуверенности, характерной для подросткового возраста. 10,8% подростков прямо ответили, что попросят подсказку, 4,5% сразу спросят ответ у других. 14% утверждают, что если им задано сложное, но интересное задание, то они во что бы то ни стало постараются выполнить его самостоятельно. Эти данные соответствуют очень высокому уровню развития самостоятельности в познавательной деятельности и характеризуют высокую степень развития умений к самостоятельному преодолению трудностей и способностей к независимым действиям в процессе познания.
Далее мы изучали углубленность познавательных интересов школьников. Уровень углубленности познавательных интересов показывает степень глубины познания в процессе изучения предмета интереса. Мы выясняли, что привлекает школьников в предметах, которые им интересны. 39% подростков ответили, что их привлекают новые факты, занимательные явления, о которых можно узнать от других. 40% утверждают, что им нравится разбираться в том, что и как происходит. 15% говорят, что им интересно доходить до сути событий и явлений, выяснять, почему они происходят. 6% говорят, что им интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать что-либо новое.
Чтобы выяснить, каким образом школьники реализуют свои интересы, мы исследовали степень развития устойчивости познавательных интересов. Этот показатель характеризует временные и содержательные качества уровня развития познавательного интереса. Познавательный интерес может быть кратковременным, ограниченным вниманием только к внешней стороне фактов и явлений, привлекающих необычностью, оригинальностью. Но может развиваться и до уровня длительного интереса, перерастающего в потребность познавать всегда и везде, переходя в стремление к исследовательской деятельности и в профессиональный интерес в юношеском возрасте. В нашем исследовании 32% подростков утверждают, что занимаются выбранным предметом только на уроке. 47% иногда дополнительно занимаются дома. 12% углубляют свои зна-
ния на занятиях кружка в школе или вне школы. 9% говорят, что много занимаются дополнительно и надеются, что эти знания помогут им в будущем.
Исследуя интересы школьников в свободное время, мы получили данные о разнообразных способах проведения досуга у подростков: самое большее количество выборов школьники сделали в пользу не занятий по интересам, а в пользу отдыха. 47,1% указали, что они предпочитают «гулять», «общаться с друзьями» и «разговаривать по телефону». Это объясняется тем, что учебная и эмоциональная нагрузка очень велика и школьники устают, что подтверждается и тем, что 33,7% в свободное время смотрят телевизор, а 16,5% прямо заявляют, что в свободное время они любят «балдеть», «отдыхать», «спать». Несмотря на распространенное мнение о том, что школьники много времени проводят за компьютером, наши данные говорят о том, что большее количество выборов все-таки падает на такие занятия, как читать книги (33%), слушать музыку и заниматься музыкой (21%) и заниматься спортом (19,7%). Только после этого в рейтинге указывается - играть в компьютерные игры (19,6%). Далее идет перечень увлечений, которые можно считать широко распространенными среди подростков: 7,6% в свободное время любят рисовать, 5,7% - танцевать, 4,5% - ходить в кружок, 3,8% - «гулять с собакой», «играть с котом», 3% любят шить, 3% - готовить, 1,9% - проводить время с родителями (вместе смотреть телевизор, кататься на лыжах и т. п.), 1,9% - помогать маме по дому, 1,9% - ходить в кино, 0,6% занимаются бисероплетением. И все-таки 5,7% в свободное время любят учить уроки, а 1,3% - изучать иностранные языки.
Данные по уровням развития познавательных интересов старших подростков мы представили в таблице:
Уровни развития Количество школьников
познавательных в абсолютных в процентах
интересов числах (%)
Низкий уровень 31 9,01
Средний уровень 244 70,93
Высокий уровень 69 20,06
Очень высокий уровень 0 0
Анализируя в целом данные по всем показателям, можно сделать вывод о том, что познавательный интерес развит лишь у пятой части старших подростков (20,06%). У подавляющего большинства учащихся развитие познавательных интересов находится на среднем уровне (70,93%). Этот уровень развития интереса характеризуется нестабильностью, неустойчивостью, кратковременностью, эпизодичностью его проявления к эффектным, занимательным сторонам деятель-
ности, а также неустойчивыми приоритетами в выборе предмета интереса, эпизодическим проявлением активности и самостоятельности, побуждаемым внешними стимулами (учителями, родителями, сверстниками, способами выполнения задания и т. п.). Однако именно в этом возрасте происходит формирование осознанного познавательного интереса, который является основой для формирования профессиональной направленности. Таким образом, можно утверждать, что степень развития познавательных интересов школьников является недостаточной и необходима специальная работа со стороны учителей и классных руководителей по развитию познавательных интересов.
Для сравнения и доказательства достоверности выводов исследования мы проанализировали результаты исследования среди школьников подросткового возраста, проведенные Центром социальной адаптации подростков и опубликованные в журнале «Педагогика» № 6 за 1993 г. [6]. В исследовании принимали участие 216 старшеклассников г. Москвы. Исследование было посвящено взаимоотношениям «учитель-ученик», мы выбирали лишь те данные, которые были связаны с изучением познавательных интересов школьников. Профессиональная ориентация является одной из характеристик направленности познавательных интересов школьников и показывает степень сформированности познавательного интереса. По результатам опроса, лишь 52% выпускников смогли указать выбранное направление будущей профессиональной деятельности и обучения. Но известно, что способность представить себе свое будущее - залог положительного развития личности. Замкнутость на сегодняшнем дне равноценна бесперспективности, беспомощности, растерянности, зависимости от случая. Это подтверждается наблюдениями за подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Отсутствие перспективы, нежелание планировать свои действия и заглянуть в свой завтрашний день характерны для подростков, совершивших правонарушения. Довольно большая часть ребят признают, что школа деформирует их: 36% утверждают, что за её пределами они становятся совсем другими людьми. Подростки видят себя способными, жаждущими деятельности, проявляющими интерес к знаниям, общительными. Только 13% признали, что у них нет достаточных способностей для успешной учебы, 13% не хотят ничего делать, в том числе учиться, столько же не интересуются ничем, что имеет отношение к учебе, 20% предпочитают уйти в себя (защитная реакция) - держаться от всех подальше, никому не раскрывать душу, чтобы добиться успеха. Понятно, что эти цифры нельзя суммировать: один человек мог дать
сразу несколько ответов [7]. Отчего теряется интерес к учебе? Школьники «почему-то» не хотят учиться, они считают, что их кто-то должен увлечь. Но, по мнению ребят, главное требование учителей к ним - это дисциплинированность и послушание (55%). Эти же качества, а именно послушание, подчинение, старательность, понятливость, сообразительность, самостоятельность (читай: не требующий дополнительных усилий со стороны учителя), наиболее приветствуются педагогами. И только 11% учеников считают, что для учителя важен интерес к предмету у школьников и желание учиться. О противоречивом осознании детьми своей роли в учебном процессе говорят и такие данные: 40% считают, что для успешной учебы первостепенное значение имеет интерес к предмету, но его определяет учитель (56%), в меньшей мере он зависит от ученика (24%) или предмета (25%) [8].
Таким образом, пассивная позиция ученика («сделайте мне интересно») сталкивается с такой же выжидательной позицией учителя («они не хотят учиться», «они должны...»). Ведущим в данном случае может быть только учитель, ему следует изменить свою позицию на более созидательную и тем самым стимулировать активное отношение к учебе. Скорее всего, нежелание учиться, отсутствие любознательности являются не причиной, а продуктом работы педагогов. Школа должна развивать интерес к знаниям -это её основная задача, только тогда школьники будут соотносить учебную деятельность с целью, с перспективой своей судьбы, а не воспринимать её только как процесс проживания жизни.
Аналогичные исследования проводятся регулярно, эта тема постоянно находится в поле зрения исследователей. Вопросы развития познавательных интересов входят в исследования социально-психологического портрета выпускников. Для сравнения мы приведем исследования, опубликованные в журнале «Учитель», № 4 за 1999 г. [9], посвященные портрету выпускника последнего года ушедшего века, только ту их часть, которая касается развития познавательных интересов старшеклассников. В публикации отмечается, что актуальной социально-педагогической проблемой остается проблема низкой учебной мотивации школьников. Только 41% девушек и 22% юношей - выпускников школ написали в анкетах о том, что с интересом учились в школе [10]. С чем связан такой низкий показатель учебной мотивации школьников? Причин может быть несколько: 66% выпускников указали на то, что иногда им было трудно понять учебный материал; 59% отметили, что многие учителя преподавали скучно, неинтересно; 31% выпускников написали, что плохие отношения с учителями затрудняли их учебу в
школе; 37% учащихся ответили, что плохое состояние здоровья мешало нормальной учебе. Только 54% выпускников поставили высокую оценку качеству преподавания учителей, и 48% отметили общую высокую культуру педагогов. 23% учащихся отметили тот факт, что педагоги их школы были внимательны к личности каждого учащегося и его проблемам. Однако в целом очевидным является то, что, ориентируясь в основном на реализацию обучающей функции, некоторые педагоги значительно меньше внимания уделяют проблемам, связанным с социализацией учащихся. Сведение школьной жизни только к обучению, передаче знаний учащимся приводит к упрощению тех задач, которые общество традиционно возлагает на учебные заведения, которые связаны с воспитанием и формированием личности выпускника, с подготовкой его к взрослой жизни, с социализацией подростков и молодежи. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса не создают, как правило, условий для самоопределения, самопознания, самореализации учащихся. Внимание педагогов к личности каждого учащегося, его возрастным и индивидуально-психологическим особенностям остается во многих школах скорее декларируемым принципом, не становясь на практике основой педагогической деятельности.
Примечания
1. Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе [Текст] / П. И. Третьяков, И. Б. Сен-новский; под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. С. 145.
2. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин; под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 101.
3. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. С. 128.
4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст] : кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. С. 100.
5. Петухова, Л. П. Развитие познавательных интересов учащихся 8-9 классов технологической подготовки в ходе выполнения творческих проектов с физико-техническим содержанием [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Петухова. Брянск: БГПУ, 1997. 173 с.
6. Панова, Е. И. Взаимоотношения «учитель-ученик» (по материалам исследований Центра социальной адаптации подростков) [Текст] / Е. И. Панова // Педагогика. 1993. № 6. С. 50.
7. Там же. С. 53.
8. Там же. С. 51.
9. Светлова, Н. Кто он, выпускник последнего года уходящего века? [Текст] / Н. Светлова // Учитель. 1999. № 4. С. 7.
10. Там же. С. 10.
НОВЫЕ КНИГИ
Помелов, В. Б. Просветители Вятского края: российские деятели культуры и местные ученые-педагоги [Текст]: монография / В. Б. Помелов. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. -149 с.
В монографии характеризуется деятельность видных представителей культуры России, таких, как А. И. Герцен, П. В. Алабин, Ф. Ф. Павленков и В. Г. Короленко, по просвещению населения Вятской губернии, дается обоснование теоретико-практического значения вклада вятских педагогов в разработку научно-педагогической и учебно-методической литературы (А. А. Красев, А. И. Анастасиев, В. И. Фармаковский) и в создание учебно-методической литературы (Н. Н. Блинов, И. С. Михеев).
Издание адресовано специалистам в области гражданской истории и истории образования и педагогической мысли, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей, всем интересующимся историей Вятского края.