Научная статья на тему 'Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников'

Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1629
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев М. Д., Горячева Р. Н.

Статья знакомит читателя с исследованием учебных интересов и мотивов учения школьников. Авторы выявляют факторы, стимулирующие повышение уровня учебных интересов и мотивов учения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF EDUCATIONAL INTERESTS AND CAUSES OF THE SECONDARY SCHOOL STUDENTS

The article presents the outcomes of research of educational interests and causes of the secondary school students. The authors expose the factors which stimulate development of educational interests and causes of the secondary school students.

Текст научной работы на тему «Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников»

М.Д. Горячев, Р.Н. Горячева*

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ И МОТИВОВ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Статья знакомит читателя с исследованием учебных интересов и мотивов учения школьников. Авторы выявляют факторы, стимулирующие повышение уровня учебных интересов и мотивов учения школьников.

© Горячев М.Д., Горячева Р.Н., 2001 *Горячев Михаил Дмитриевич - кафедра педагогики Самарского государственного университета, Горячева Раиса Наумовна - МОУ № 141 г.Самары.

Современная стратегия образования нацелена на формирование целостного представления учащихся о мире, подразумевая, что за этим стоит человек, осознающий свое место в осваиваемой им целостной картине мира и его пользу, значимость для себя. Школьнику необходимо усвоить и систематизировать огромное количество информации из разных областей науки, культуры, общественных отношений.

В последнее время попытка приращения знания осуществлялась, главным образом, экстенсивным путем за счет увеличения учебных часов на изучение и освоение программного материала, увеличения продолжительности занятий в школе и дома. На наш взгляд, оптимальным является интенсивный путь, который предполагает соединение общения и познания в процессе обучения. Деятельностный характер освоения знаний принципиально важен для формирования личностных качеств учащихся, для решения задач обучения.

Категория «деятельность» получила свою интерпретацию в психологии. С.Л.Рубинштейн определил деятельность как активность субъекта, направленную «на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры» [1]. Ее элементами являются действия или поступки, основанные на побуждениях, мотивах, преследующих определенную цель. Он выделил два вида деятельности - практическую и теоретическую.

Свойствами деятельности являются ее постоянная связь с определенной потребностью, которая стимулирует активность субъекта в определенных условиях, детерминированность деятельности человека внешним миром (В.В.Давыдов); ее мотивированность (А.Н.Леонтьев); ее социальный характер (О.А.Никуленко). А.В.Петровский наиболее важным свойством деятельности считает созидательный характер, рассматривая ее в качестве основного пути, единственно эффективного способа формирования личности.

В педагогике деятельность рассматривается как основная составляющая воспитательного процесса, главный источник формирования социально приемлемых качеств личности.

Деятельностный подход в обучении основан на принципах:

1) комплексной реализации практических и образовательных умений и навыков учащихся (предметные умения, умение общаться, умения коллективной деятельности, сознательное усвоение материала);

2) коммуникативной направленности - создание условий общения: отбор материала, мотивов коммуникации, коммуникативных упражнений (игровые формы вызывают желание общаться);

3) коллективного взаимодействия, предполагающего формирование группы партнеров, умеющих соотносить свои действия с действиями других (своих партнеров).

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды. Наилучшие условия для обеспечения мотивации, результативности, творческого эффекта совместной деятельности обеспечивает

педагогическое общени е, понимаемое как взаимодействие педагога и учащегося (подробнее см. в работах А.А.Леонтьева, В.А.Кан-Кулика, З.С.Смелковой, Н.Е.Щурковой и др.).

Коммуникативная стратегия взаимодействия "учитель-ученик" определяется учителем, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим отношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного общения [2. С.46]. Осуществляя организацию учебной деятельности на уроке, педагог целенаправленно формирует у учащихся потребность в знаниях, стимулирует познавательную активность, постепенно усложняет деятельность обучаемых (от репродуктивных форм до творческих).

При изучении учебных интересов мы ставили перед собой цель выявить: распределение интересов учащихся к изучаемым предметам (в том числе и литературе), их направленность, факторы, под воздействием которых они возникли; отношение к учению; уровня познавательной активности и познавательной потребности; и характер, и особенности учебных интересов и склонностей учеников.

Для изучения учебных интересов и мотивов учения проводилось анкетирование учащихся 5-х, 7-х, 9-х, 10-х, 11-х классов. В анкете были представлены вопросы оценочного характера, диагностирующие субъективное отношение к учению.

Надежность методики оценивалась по согласованности ответов на соотносящиеся вопросы анкеты (внутренняя состоятельность). Косвенным подтверждением ее надежности была оценка по сходству результатов в параллельных классах.

Отвечая на вопрос, какие предметы, изучаемые в текущем учебном году, являются наиболее интересными, школьники назвали все, которые они проходят в данном классе. Для пятиклассников (опрошено 24 ученика, в том числе 11 мальчиков и 13 девочек) наиболее интересными были математика (22 выбора), иностранный язык и физкультура (18 выборов), литература (12 выборов).

Для семиклассников (опрошено 23 ученика, в том числе 11 мальчиков и 12 девочек) наиболее интересны информатика (16 выборов), история (15 выборов) и география (13 выборов). Следует отметить, что у девочек 5 - 7-х классов русский язык и литература занимают третью позицию по количеству выборов.

В девятом классе (опрошено 28 человек, том числе 13 юношей и 15 девушек) наибольший интерес вызывают литература и математика (по 14 выборов), информатика (13 выборов), иностранный язык (11 выборов), причем литература и у юношей, и у девушек занимает вторую позицию по количеству выборов.

Учащиеся 10 - 11-х классов (опрошено 37 человек, в том числе 10 юношей и 27 девушек) интересными назвали информатику (25 выборов), математику (22 выбора), иностранный язык (16 выборов). У девушек литература по количеству выборов занимает вторую позицию.

Отвечая на вопрос, что повлияло на заинтересованность учеников предметами, пятиклассники назвали телепередачи (13), занятия в кружках и чтение книг (12), затем школьные уроки (8). У мальчиков эти факторы располагаются по степени значимости следующим образом: ТВ, чтение книг, занятия в кружках, уроки; у девочек - занятия в кружках, ТВ, чтение книг, уроки. Для двоих заинтересованность учебными предметами объяснялась необходимостью получения профессии в будущем, четверо не смогли объяснить мотивы своего интереса.

Семиклассники главными факторами заинтересованности предметами назвали ТВ (13), необходимость при получении профессии (9), школьные уроки (8) и чтение книг (7). Для мальчиков - школьные уроки и необходимость получения профессии (по 5 выборов), ТВ и чтение книг (по 4 выбора). Для девочек - ТВ (9), необходимость получения профессии (4), уроки и чтение книг (по 3).

Для девятиклассников заинтересованность предметами прежде всего связана с выбором будущей профессии (16), затем ТВ (12) и школьные уроки (11). Для юношей - выбор профессии (8), ТВ (7), чтение книг и уроки (по 4). Для девушек - выбор профессии (8), уроки (7), ТВ и чтение книг (по 5).

Для учащихся 10 - 11-х классов шкала значимости факторов интереса выглядит следующим образом: выбор профессии (22), уроки (14), чтение книг (13). Юноши назвали выбор профессии и уроки (по 4), чтение книг (2); девушки - выбор профессии (18), уроки и чтение книг (по 10). Не назвали причины своего интереса трое старшеклассников.

Анализ мотивов заинтересованности учебными предметами выявил тенденцию снижения интереса к литературе по сравнению с источниками другой информации, например ТВ. А по мере развития компьютерной сети чтение как способ общения с художественным произведением, по-видимому, будет вытесняться общением через персональный компьютер. Следует отметить несоответствие в ответах школьников: считая литературу одним из важных учебных предметов, чтение книг как обязательный компонент для овладения литературным знанием не является приоритетным фактором заинтересованности.

Объясняя, что им интересно в выбранных предметах, пятиклассники назвали возможность заниматься интересным делом (по 15), а также выработку качеств, необходимых для будущей профессии (14). Следует отметить несоответствие ответов на предыдущий и настоящий вопросы, когда речь идет о подготовке к будущей профессии (соответственно 2 и 14 выборов).

Семиклассники мотивы интереса определили следующим образом: возможность знакомиться с интересной информацией (18), возможность заниматься интересным делом (14), выработка черт характера, необходимых в будущей профессии (9). У данной группы фактор заинтересованности предметами и мотив интереса, связанный с выбором будущей профессии, совпадают.

Для девятиклассников наиболее значимой является возможность знакомиться с интересной информацией (18), затем - выработка качеств, необходимых в будущей профессии (15), и возможность заниматься интересным делом (10). У учащихся 10 - 11-х классов мотивы интереса имеют несколько иную ранжировку: на первом месте - выработка качеств, необходимых в будущей профессии (23), на втором - возможность знакомиться с интересной информацией (19) и на третьем - возможность заниматься интересным делом (9).

Ответы на этот вопрос позволили выявить возрастание личностной значимости обучения (в том числе обучения литературе), его социального аспекта по мере взросления школьников.

Следующая группа вопросов (с 4 по 8) была направлена на изучение познавательной активности и познавательной потребности, которые проявляются в:

1) отношении школьников к своей учебе;

2) способности кропотливо работать над учебными заданиями;

3) проявлении настойчивости при выполнении неинтересных заданий;

4) способности отказаться от развлечений в случае необходимости выполнения домашнего задания;

5) связи учения с подготовкой к будущей профессии;

6) стремлении расширить и углубить свои знания посредством чтения дополнительной литературы.

Первые четыре качества определяют и характеризуют познавательную активность учащегося, а три последних - его познавательную потребность.

Выделяют три уровня познавательной активности и познавательной потребности:

высокий уровень - сильно выраженная познавательная активность, ученик постоянно проявляет названные качества;

средний уровень - умеренная познавательная активность, качества иногда проявляются;

низкий уровень активности - слабо выраженная познавательная активность, качества проявляются очень редко или не проявляются вовсе.

Изучение уровня познавательной активности и познавательной потребности проводилось только по анкетам учащихся 10 - 11-х классов (65 человек). Анализ ответов показал, что высокий уровень познавательной активности и познавательной потребности у 12 учащихся (4 юношей и 8 девушек), средний - у 44 (17 юношей и 27 девушек), низкий - у 9 (2 юношей и 7 девушек). Показательно, что возможность знакомиться с интересной информацией, желание заниматься интересным делом у учащихся средней школы постоянно

занимают ведущие позиции в мотивации интереса к учебным дисциплинам, но высокий уровень познавательной активности и познавательной потребности наблюдается лишь у 18,5% старшеклассников.

Выяснение причин такого несоответствия между высоким уровнем познавательного интереса и средним уровнем познавательной активности и познавательной потребности у большинства учащихся осуществлялось посредством репертуарного теста (РЭП-тест) Дж. Келли. Среди причин снижения интереса к литературе как учебной дисциплине, трудностей в овладении учебным материалом, а также дискомфорта на уроках ученики назвали следующие:

- невозможность удовлетворения их любознательности;

- сложность предлагаемых заданий, с которыми хорошо справляются только некоторые учащиеся;

- туманное и расплывчатое изложение учебного материала, сложные для понимания факты и идеи;

- невозможность реализации их собственных идей;

- большой объем информации, требующий заучивания наизусть (недостаточно только чтения учебников и материала, изложенного на уроках, слишком много чужих мнений).

Заключительный блок вопросов позволил изучить отношение школьников к учению. Школьная жизнь пятиклассникам интересна возможностью узнавать что-то новое и получать отметки (14), общаться с друзьями, одноклассниками (11) и участвовать в классных мероприятиях. Для мальчиков существенным оказалось прежде всего получение отметок (6), а затем познание нового и общение с друзьями и одноклассниками (по 4). Для девочек - познание нового (10), получение отметок (8), общение с одноклассниками и мероприятия в классе (по 7). Семиклассники выбрали прежде всего мероприятия в классе (18), затем возможность общения (16) и процесс познания (15). Мальчики предпочли узнавание нового (7) общению и мероприятиям в классе (по 6), а девочки - мероприятия (12) общению (10) и познанию нового (8). Обращает на себя внимание потребность учащихся данного класса быть вместе, интерес друг к другу, проявляющийся в высокой оценке мероприятий, проводимых в классе.

Для девятиклассников наиболее интересным является познание нового (22), потом общение друг с другом (17) и мероприятия в классе (4). Причем как у юношей, так и у девушек это ранжирование повторяется полностью.

Учащиеся 10 - 11-х классов на первое место поставили узнавание нового (23), на второе - общение друг с другом (22), на третье - получение отметок (7). Для юношей интересно больше всего познание нового (8), затем общение (5) и учение (3). Для девушек - общение (17), потом - познание (15) и получение отметок (6).

Среди опрошенных учеников выявились те, кому в школе неинтересно, за исключением выпускников (девятиклассников и одиннадцатиклассников). В пятом и седьмом классах таких оказалось по 2 (в обоих случаях мальчики), в десятом классе 4 (все девушки).

Самыми трудными учебными дисциплинами для пятиклассников являются история (14), иностранный язык и русский язык (по 4). Для семерых учащихся трудных предметов не существует. У остальных сложности связаны прежде всего с тем, что, по оценке самих учеников, предметы сами по себе трудны (русский язык, история). Во-вторых, трудности вызывают организационные неувязки, такие как отсутствие у ученика учебника по предмету (история) или, по мнению школьников, большой объем заданий, «большие параграфы» (история). В-третьих, сказывается и эмоциональное отношение («злой учитель», «плохая учительница, мне не нравится»).

Среди самых полезных для себя предметов пятиклассники выделяют математику (8), иностранный язык и физкультуру (по 6), природоведение (3) и др. Полезность литературы ученики связывают с увлечением («люблю читать книги»).

Для пяти семиклассников трудных предметов нет. Для одного все легкие, а другой делает вывод, что «трудных нет, надо просто учить все вовремя».

Девятиклассники самыми трудными назвали химию (15), физику (6), математику, географию и русский язык (по 5). Только для двоих девятиклассников не было трудных предметов. Полезность литературы учащиеся связывают с жизненными планами, с тем, что «литература развивает ум и душу».

У учащихся 10 - 11-х классов трудности вызывают физика (14), химия (12), литература и математика (по 5) и др., что, однако, по мнению школьников, никак не зависит непосредственно от учителей. Они объясняют их своими проблемами («знаю правила, но не могу их применять) или сложностью освоения учебных дисциплин («требует много времени», «самый нудный и требует полной отдачи сил», «не нравится этот предмет», «понимаю с трудом»). Нет трудных предметов у пяти учеников. Полезность в изучении литературы старшеклассники связывают с выбором будущей профессии. Других мотивов полезности не названо.

Проведенное изучение учебных мотивов и интересов школьников позволяет сделать следующие выводы:

учащимся присуще стремление узнавать новое, не утрачена любознательность, которая отмечается во всех возрастных группах школьников;

для учащихся значимым является взаимодействие в процессе обучения (в особенности коммуникативные формы) как со сверстниками, так и с взрослыми;

учебная деятельность, имеющая конкретные результаты, пользу которой осознают учащиеся, стимулирует их познавательную потребность и познавательную активность.

Вышеназванные факторы обеспечивают возможность создания "стимульного поля", в пространстве которого наиболее полно учитываются учебные интересы и потребности конкретных учеников.

На основании проведенного исследования мы пришли к пониманию того, что обучение будет эффективным в процессе организации познавательной деятельности через общение, так как при этом наиболее полно удовлетворяются учебные интересы школьников. Такая организация учебного процесса может быть осуществлена на уроках интегрального типа, где происходит совмещение задач обучения в различных комбинациях. Обеспечение педагогических условий для решения этих задач реализуется посредством алгоритмизации учебной деятельности учащегося и учителя, целесообразной, на наш взгляд, как в среднем, так и в старшем звене.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

2. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М ., 1999.

M.D. Goryachev, R.N. Goryacheva

THE PECULIARITIES OF EDUCATIONAL INTERESTS AND CAUSES OF THE

SECONDARY SCHOOL STUDENTS

The article presents the outcomes of research of educational interests and causes of the secondary school students. The authors expose the factors which stimulate development of educational interests and causes of the secondary school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.