Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования мотивации школьников на уроках русского языка и литературы'

Педагогические условия формирования мотивации школьников на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1440
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЙ МОТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюжева Ольга Александровна

Работа посвящена актуальной проблеме создания педагогических условий, способствующих формированию положительной учебной мотивации. В работе анализируются приоритетные мотивов учения современных школьников, возможности педагогического воздействия с учетом индивидуальных ментальных особенностей личности подростков. Результаты исследования могут представлять интерес для широкого круга ученых и педагогов, заинтересованных в повышении качества учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования мотивации школьников на уроках русского языка и литературы»

Волго-Вятского региона. Выпуск 10: Периодический межвузовский сборник научно-методических работ. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. - С. 261-266.

2. Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического образования. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ 1998. - 206 с.

3. Ковалева Г. С. Что показал ЕГЭ 2008 года //

ОКО. Оценка качества образования. - 2008. -№6. - С. 15-27.

4. Краевский В.В. Чему учить? // Вопросы образования. - 2004. - №3. - С. 5-23.

5. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 1011 классы. - М.: Мнемозина, 2007. - С. 64.

О.А. Дюжева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа посвящена актуальной проблеме создания педагогических условий, способствующих формированию положительной учебной мотивации. В работе анализируются приоритетные мотивов учения современных школьников, возможности педагогического воздействия с учетом индивидуальных ментальных особенностей личности подростков.

Результаты исследования могут представлять интерес для широкого круга ученых и педагогов, заинтересованных в повышении качества учебного процесса.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, педагогические условия, приоритетный мотив

Отсутствие внимания на уроке, слабая ориентация в учебном материале, действия по шаблону, неумение работать самостоятельно, нежелание взять на себя ответственность за результаты работы, неадекватность самооценки и, как следствие, низкая успеваемость и отсутствие интереса к учебному процессу -это далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются ученики, обладающие низким уровнем мотивации учебной деятельности, что в целом является актуальной психолого-пе-дагогической проблемой, к которой на сегодняшний день обращено пристальное внимание специалистов.

Под мотивацией следует понимать совокупность всех факторов, побуждающих человека к активной деятельности и обеспечивающих тем самым успех в этой деятельности [3, с. 88]. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации как психолого-педагогической проблемы обусловливается множественностью подходов к пониманию ее сущности, структуры, а также методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, П.М. Якобсон). В основе мотивации лежит проявление мотивов - побудителей, стимулов деятельности, складывающихся под влиянием условий жизни субъекта и опре-

деляющих направленность его активности. «Мотивация учения» (термин применяется с 60-х гг. XX века) - понятие, соподчиненное по отношению к понятию «мотивация».

В основу нашей исследовательской работы была положена теория разделения мотивации по источнику возникновения на внешнюю и внутреннюю [2], идея о комплексах побуждений к деятельности П.М. Якобсона [5, с. 443], классификация учебных мотивов А.К. Марковой [4], а также теории о двух принципиально отличных подходах к вопросу о формировании мотивации учебной деятельности: «сверху вниз» (разработанный В.Г. Асеевым и А.К. Марковой), основанный на демонстрации образцов и привитии эталонных мотивов деятельности от учителя к учащимся; и «снизу вверх» (представленный в трудах

Н.Ф. Талызиной, ГИ. Щукиной, О.С. Гребенюка, А.Т. Цветковой [6]), предполагающий включение ребенка в активную деятельность, которая сама по себе является эффективным тренингом для проявления реально действующих мотивов.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации модели формирования положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-9-х классов в общеобразовательной школе. В ходе эксперимента требовалось проверить влияние на мотивационную сферу школьников ряда педаго-

478

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© О.А. Дюжева, 2009

гических условий, используемых с учетом мотивационной доминанты.

В результате опроса, проведенного среди учащихся 5-9-х классов городских и сельских общеобразовательных школ Московской (шк. №15 г. Серпухов) и Ивановской (шк. -интернат для мальчиков г. Иваново, МОУ СОШ №1, 2, 4, 8, 9, 15, 20 г. Шуя; Чернцкая, Перемиловская и Мытская школы; шк.-интернат при Свято-Николо-Шартомском монастыре) областей (727 человек), была зафиксирована тревожная тенденция снижения интереса к учебным дисциплинам в целом и особенно мотивации к изучению русского языка и литературы. Причем сравнительный анализ данных за 1974 год [7], позволяет отследить изменения в отношении к этим дисциплинам современных подростков. Если в 1974 году количество учеников 9-х классов, называющих русский язык среди предпочитаемых, составляло 23%, то в 20072008 - только 7%; литературу - 34% и 4% соответственно, при этом количество учеников, испытывающих негативное отношение к данным предметам, неуклонно растет: среди современных девятиклассников русский язык отнесли к наименее предпочитаемым 35%, литературу -24% (в 1974 г. эти данные составляли 23% и 9%). На фоне остальных учебных дисциплин русский язык стабильно занимает позицию аутсайдера.

Причины этого явления отчасти кроются в специфике самих учебных дисциплин - в особенностях содержания и традиционной организации изучения предметов, связаны с возрастными особенностями детей подросткового возраста, а также с объективными процессами, происходящими в современном обществе.

Анкетирование (методики «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой [2]) выявило существенные изменения, произошедшие в мотивационной сфере современного школьника. Полученные данные свидетельствуют о преобладании влияния на учебную деятельность внешних мотивов. Доминирующими являются: 1) мотив ориентации на получение оценки (выражается в стремлении ученика получить хорошую отметку, похвалу, поощрение); 2) мотив ориентации на общение со сверстниками (проявляется в стремлении использовать учебный процесс как повод для взаимодействия); 3) мотив ориентации на учебно-познавательную деятельность (как возможности получения полных и глу-

боких знаний, так и возможности стать умным и эрудированным), характеризующийся стремлением к овладению новыми знаниями и умениями, проявлением любознательности, усидчивости.

В результате анализа причин снижения мотивации изучения школьных курсов русского языка и литературы, а также с учетом особенностей мотивационной сферы школьников экспериментальная работа строилась по двум направлениям: требовалось усилить позитивное влияние доминирующего мотива и обеспечить полимоти-вированное влияние таким образом, чтобы на первый план выходила привлекательность самой учебной деятельности. С этой целью были выявлены и апробированы (на базе 7-9-х классов МОУ СОШ №2 им. К.Д. Бальмонта г. Шуи Ивановской области - 153 человека) педагогические условия, составившие основные компоненты модели формирования учебной мотивации. Содержательный компонент модели представлен:

- подбором текстов упражнений и формулировок заданий, стимулирующих познавательную активность школьников;

- интеграцией сведений из дисциплин в процессе изучения ряда тем;

- применением «тематических уроков», структура которых определяется не только грамматической темой, но и отвлеченной темой, связанной с жизненными, бытовыми реалиями;

- поощрением привлечения сведений из различных самостоятельно подобранных дополнительных источников.

Операционно-деятельностный компонент включает:

- учет принципов нарастающего интереса и уровня сложности, увеличения доли самостоятельной работы, активизации деятельности;

- использование активизирующих и выявляющих творческий потенциал методов, форм, приемов обучения, уроков нетрадиционных типов, игровых и соревновательных элементов, заданий рефлексивного характера как необходимого структурного элемента каждого урока;

- сочетание урочной и внеклассной деятельности (проведение конференций, предметных олимпиад, выпуск газет, журналов);

- вооружение учащихся способами логического обобщения (применение таблиц, кластеров, схем, алгоритмов, планов);

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

479

- применение листа индивидуальных достижений школьников и гибкой рейтинговой системы оценивания.

Личностно-мотивационный компонент определялся:

- созданием особой обстановки в классе за счет организации пространства, окружающего ребенка: оборудованием кабинета, оформлением наглядных пособий, расстановкой парт на уроке;

- учетом влияния личностных качеств педагога (увлечённости, эрудиции, тактичности, эмоциональности, способности создать микроклимат в классе), выбором оптимального стиля взаимодействия с учениками;

- учетом индивидуальных особенностей учеников (доминирующего мотива и др.), что проявлялось в выборе ими форм работы.

Результативность апробированной методики анализировалась по двум направлениям. Первое направление диагностирования выявляло динамику мотивов учения. Для реализации поставленной задачи использовалась методика Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению» [2]. В экспериментальных классах уменьшилось число учащихся с внешними мотивами учения и возросло количество учащихся с внутренними побудителями, выявлено преобладание мотивов получения знаний, навыков самостоятельной деятельности, возможности расширить свой кругозор, развить мышление. В контрольных же классах прогрессировала тенденция влияния внешней мотивации.

Во-вторых, отслеживалась динамика изменений успеваемости по русскому языку и литературе. С этой целью было проведено пять срезов,

выявивших в экспериментальных группах повышение уровня как теоретических знаний, так и практических умений, включая творческую деятельность, в контрольных же классах к концу экспериментального периода времени обозначилась стабильно низкая успеваемость с тенденцией снижения качества знаний и умений.

В результате проведенного экспериментального исследования нами были выявлены педагогические условия, формирующие положительную учебную мотивацию, что подтвердило результативность выбранного направления работы.

Библиографический список

1. Занюк С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. - Киев: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001. - 352 с.;

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 176 с.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

5. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

6. ЦветковаА.Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики. - М.: МПУ, 1997. - 233 с.

7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

480

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.