Научная статья на тему 'Физическая подготовленность умственно отсталых школьников по лёгкой атлетике'

Физическая подготовленность умственно отсталых школьников по лёгкой атлетике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
879
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусева Ирина Николаевна, Новиков Сергей Юрьевич

В статье рассматриваются особенности физической подготовленности умственно отсталых школьников по лёгкой атлетике, приведён качественный и количественный анализ данных экспериментального исследования, выполненного в рамках выпускной квалификационной работы бакалавра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гусева Ирина Николаевна, Новиков Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовленность умственно отсталых школьников по лёгкой атлетике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

Литературное Организация дидактических игр: кроссворды, Отгадывание, самостоятельное составление.

чтение ребусы; позволяет:

-формировать умение формулировать вопросы;

Прием «Толстый и тонкий вопрос» - соотносить понятия.

используется для организации взаимоопроса. В процессе игр ученики прибегают к поиску,

размышляют, исследуют.

Таким образом, результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будет являться умение ученика:

• осуществлять поиск информации;

• проводить анализ суждений;

• выделять этапы действий;

• преобразовывать информацию;

• анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать;

• владеть общими приёмами решения задач [2 с.38].

. По-нашему убеждению, сегодня учитель непросто преподает урок в виде изложения новой темы для заучивания, а подготавливает материал так, чтобы вовлечь ребят в мыслительную деятельность, так как мотивом является познавательная активность.

Таким образом, развитие универсальных учебных действий должно занимать основное место в обучении ребенка и личностном развитии, что является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В начальной школе формируются те качества школьника, которые необходимы школьнику впоследствии в учебной деятельности. Школа это подготовка ребенка к будущим реальным жизненным ситуациям.

Список использованной литературы: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. 2-е изд. М.: Просвещение. 2010.152 с.

2. Бессчетнова Л.А. Формирование познавательных УУД на уроках к начальной школе.// Поволжский Педагогический Поиск (НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ). 2015. № 2 (12)

3. Зобнина Г.А. Психолого-педагогические условия позитивного эмоционального климата в начальной школе. // Научные механизмы решения проблем инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Челябинск.: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015.

© Гречкина Г.В., 2017

УДК 376.42

Гусева Ирина Николаевна

канд.пед. наук, доцент КГУ, Новиков Сергей Юрьевич

студент 4 курса, бакалавриат, НП Специальное (дефектологическое) образование

г. Курск, РФ E-mail: gin200706@mail.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности физической подготовленности умственно отсталых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

школьников по лёгкой атлетике, приведён качественный и количественный анализ данных экспериментального исследования, выполненного в рамках выпускной квалификационной работы бакалавра.

Ключевые слова

Коррекционное обучение, физическое воспитание умственно отсталых детей.

О важности и значении физического воспитания для обучающихся с умственной отсталостью говорили многие олигофренопедагоги. В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, В.И. Лубовский, В.М. Мозговой, Б.И. Пинский, М.С. Певзнер, Б.В. Сермеев и другие в своих работах отмечают, что психофизическое развитие умственно отсталых детей находится на низком уровне, а систематическое занятие физической культурой положительно влияет на психофизическое развитие данной категории детей [1, 2, 3, 4].

Непосредственное наблюдение за обучающимися с умственной отсталостью свидетельствует о том, что в настоящее время проблема физического воспитания данных детей является актуальной. Значительную часть времени пребывания в школе обучающиеся проводят в условиях малоподвижности, не реализуя при этом потребность в высокой двигательной активности. Недостаток внимания к вопросам физического воспитания может стать причиной отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

Легкоатлетические упражнения весьма важны в физическом воспитании данной категории детей. Это обусловлено тем, что ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых качеств школьников. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как правило, на открытом воздухе - на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений лёгкой атлетики. Занятия лёгкой атлетикой формируют характер детей с умственной отсталостью, привычки к здоровому режиму. Участие в соревнованиях по лёгкой атлетике воспитывает у детей волю, чувства коллективизма и ответственности.

Вместе с тем практически у всех детей с умеренной умственной отсталостью обнаруживается моторная недостаточность. Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних школьников двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других - повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (В.В. Бобошко и А.Р. Сермеев). Систематическая физическая подготовка на основе обучения элементам лёгкой атлетики необходима умственно отсталым детям, так как у них обнаруживается системное нарушение двигательной сферы.

С целью диагностики физической подготовленности умственно отсталых школьников нами было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 12 умственно отсталых школьников 6-9 классов.

Базой исследования выступила: ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья», Курская область.

Ниже представим описание упражнений, которые мы использовали для диагностики физической подготовленности школьников по лёгкой атлетике.

1. Упражнение «Прыжок в длину с места»

Цель: измерение динамической силы мышц нижних конечностей.

Описание: Из исходного положения стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Определяется прыжка с двух ног в см. При тестировании даётся три попытки. 50-95 см - низкий уровень владения прыжком с места, 95 см 1м и 5 см -средний уровень, 1м.10 см и выше - высокий уровень.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Таблица 1

Результаты выполнения упражнения «Прыжок в длину с места»

Испытуемые - результаты

6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

1. - 70 см 1.- 81 см 1. - 1м 5 см 1.- 1 м 10 см

2.- 75 см 2.- 90 см 2.- 99 см 2.- 1 м

3.- 77 см 3.- 95 см 3. - 1 м 4 см 3. - 1 м 14 см

Из данных, приведенных в таблице 1, мы видим, что постепенно с возрастанием класса результаты улучшаются, что говорит о большей физической подготовке школьников, результатах систематической физической подготовки. Испытуемые 6 класса показали результаты прыжка около 80 см, семиклассники -95 см, восьмиклассники - в 1 м и 5 см, девятиклассники - 1 м и 10 см. Эти данные близки к тем нормативным показателям, которые указаны в программе. Однако обучающиеся 6 и 7 классов ещё показывают низкие результаты.

Итак, 50% испытуемых показали низкий уровень владения прыжком в длину с места (школьники 6 и 7 классов), 30% детей - средний уровень (школьник 8 класса и 1 испытуемый 9 класса), 20% детей 9 класса показали высокий уровень владения прыжком в длину с места.

Диаграмма 1

Результаты констатирующего исследования «Прыжок в длину с места» (школьники 6-9 классов)

20% 30% '1 50% Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Из данных, представленных в таблице 1 и диаграмме 1 видно, что среди испытуемых наблюдается низкий уровень владения навыком прыжка в длину с места.

2. Упражнение «Бег на 30 метров»

Цель: оценка быстроты и скорости движений.

Описание: На прямой ровной дорожке длиной не менее 40 м обозначают линию старта и через 30 м линию финиша. За линией финиша на расстоянии 5-6 м ставят яркий флажок или другой ориентир. Участникам дается задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Рекомендуется проводить забеги парами. Преподаватель с секундомером становится сбоку на линии финиша, его помощник с флажком - у стартовой линии и помогает преподавателю в организации забегов. По команде помощника «На старт!» участники подходят к черте и встают лицом по направлению бега, отставив одну ногу назад. По команде «Внимание!» помощник поднимает флажок вверх, участники при этом слегка сгибают обе ноги и наклоняют туловище чуть вперед. По команде «Марш!» помощник резко опускает флажок вниз, а преподаватель включает секундомер. Участники бегут в полную силу до ориентира. Секундомер выключается в момент пересечения груди участников линии финиша. Точность измерения - до 0,1 сек. Преподаватель может пользоваться двумя секундомерами. Участникам дается 1 попытка.

Таблица 2

Результаты выполнения упражнения «Бег на 30 метров»

Испытуемые-результаты

6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

1. - 27,3 с 1.- 25 с 1. - 15 с 1. - 10,1 с

2. - 30 с 2.- 28,1 с 2.- 14,3 с 2. - 7,3 с

3.- 29 с 3.- 22,3 с 3.- 11,3 с 3. - 6 с

Из данных, приведенных в таблице 2, мы видим, что постепенно с возрастанием класса результаты

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

улучшаются, что говорит о развитии выносливости, быстроты и скорости движений. Испытуемые 6 класса показали результаты бега - 30 с, семиклассники - 28 с, восьмиклассники - 15 с, девятиклассники - 10 с. Эти данные далеки от нормативных показателей, которые указаны в программе. Обучающиеся 6 и 7 классов еще показывают низкие результаты. Школьники 6 и 7 классов показывают низкие результаты бега, восьмиклассники и девятиклассники - средние результаты, и лишь один испытуемый 9 класса показал высокий результат.

Диаграмма 2

Результаты выполнения упражнения «Бег на 30 метров»

10%

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Из данных, представленных в таблице 2 и диаграмме 2 видно, что среди умственно отсталых школьников разных классов наблюдается низкий уровень владения навыком бега на 30 метров.

3. Упражнение «Метание малого мяча на дальность»

Цель: оценка координации движений.

Описание: принимая исходное положение, встать лицом в сторону метания, левая нога впереди, правая сзади на передней части стопы. Правая рука с мячом согнута в локтевом суставе так, что кисть её находится перед правым плечом на уровне глаз, а локоть направлен вниз, левая рука опущена вниз. Сделать 6-8 беговых шагов предварительной части разбега, попасть левой ногой на контрольную отметку. На первом бросковом шаге начать поворот плечевого сустава вправо и отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом, таз при этом оставить в первоначальном положении, как и в разбеге. Второй бросковый шаг начинать активным проталкиванием левой ногой вперед - вверх. Усилие правой ноги направить в сторону левого плеча - этим обеспечивается «уход» от снаряда. Низкий уровень: 5 - 15м, средний: 15-20 м, высокий - 20 м и выше. Результаты достижений по разным классам представлены в таблице.

Таблица 3

Результаты выполнения упражнения «Метание малого мяча на дальность»

Испытуемые-результаты

6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

1. - 8 м 1. - 12 м 1. - 15 м 1.- 20 м

2. - 9 м 2. - 11 м 2. - 16 м 2. - 20 м

3. - 10 м 3. - 13 м 3. - 16 м 3. - 19,5 м

Координация движений развита на достаточно высоком уровне лишь у 20% школьников, 30% испытуемых показали средние результаты при метании малого мяча на дальность, 50% детей - низкие результаты.

Диаграмма 3

Результаты выполнения упражнения «Метание малого мяча на дальность»

20%

Ш 1 50% ■ Низкий уровень

30% ■ Средний уровень

1« ■ Высокий уровень

Данные, представленные в таблице 3 и диаграмме 3 доказывают, что у школьников с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

интеллектуальными нарушениями среднего звена низкий уровень развития координации движений.

Считаем целесообразным провести анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе возрастного развития:

1. Прыжок в длину с места. Можно видеть, что характерной особенностью возрастного развития движений по прыжкам с места в длину является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают неравномерно. Половые различия сохраняются в последующие годы, у мальчиков результаты достоверно увеличиваются.

2 «Бег на 30 метров» (с). Характерной особенностью возрастного развития движений в беге на 30 метров является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают неравномерно. Постепенное равномерное повышение требований по бегу на 30 метров не совпадают с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Поэтому для мальчиков с 14 лет требования к бегу можно увеличить для достижения высоких результатов. У девочек же последовательное повышение возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет и старше очень важно сохранить уровень, достигнутый к этому возрасту результатов.

3. «Метание малого мяча на дальность» (м). Характерной особенностью возрастного развития движений при метании малого мяча на дальность является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают неравномерно. Постепенное равномерное повышение требований по метанию малого мяча на дальность не совпадают с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Поэтому для мальчиков с 14 лет требования к метанию малого мяча на дальность можно увеличить для достижения высоких результатов. У девочек же последовательное повышение возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет и старше очень важно сохранить уровень результатов, достигнутый к этому возрасту.

В соответствии с анализом полученных данных можно сделать следующие выводы:

• в беге на скорость закономерность развития достижений имеет свою особенность: чем большее отличие в возрасте у юношей и у девушек, тем больший разрыв результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности как у девочек, так и у мальчиков, повышается по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одном случае идет неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и девочек. В других рост достижений едет в виде «ножниц»: чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и девочек.

• 50% испытуемых показали низкий уровень владения прыжком в длину с места (школьники 6 и 7 классов), 30% детей - средний уровень (школьник 8 класса и 1 испытуемый 9 класса), 20% детей 9 класса показали высокий уровень владения прыжком в длину с места. Школьники 6 и 7 классов показывают низкие результаты бега, восьмиклассники и девятиклассники - средние результаты, и лишь один испытуемый 9 класса показал высокий результат. Координация движений развита на достаточно высоком уровне лишь у 20% школьников, 30% испытуемых показали средние результаты при метании малого мяча на дальность, 50% детей - низкие результаты.

Результаты проведённого нами эксперимента показали, что умственно отсталые школьники в недостаточной степени владеют необходимыми навыками для выполнения различных легкоатлетических упражнений. Полученные данные говорят о необходимости систематической коррекционно-развивающей работы на занятиях лёгкой атлетикой, которая предполагает: коррекцию основных движений в ходьбе, беге, метании и т.д., коррекцию и развитие координационных способностей, коррекцию и развитие физической подготовленности, коррекцию и профилактику соматических нарушений, коррекцию и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, развитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся.

Список использованной литературы:

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

3. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. 1993. - № 3. - С. 35-38.

4. Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.В. Сермеев // Дефектология. 1990. - № 4. - С. 7-14.

© Гусева И.Н., Новиков С.Ю., 2017

УДК 372.881.111.1

Зеленская Марина Александровна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков ИУЭС ЮФУ

г. Таганрог, РФ E-mail: zelenskaya.marina@gmail.com

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК МЕТОД СОЗНАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос об отношении к произносительным ошибкам в процессе обучения английскому языку в школах и вузах. Акцент делается на важности метода предупреждения фонетических ошибок, в отличие от простого исправления их преподавателем и имитации правильного варианта учащимся. Обучение фонетике должно основываться на понимании базовых правил артикуляции, а при более углубленном изучении фонетических аспектов, таких как интонация и ритм, необходимо знакомить обучающихся с теоретическими основами, которые помогут им осознанно воспринимать произносительную сторону английского языка.

Ключевые слова

Произносительные ошибки, имитационный подход, аналитический подход, аппроксимация произношения,

фонетические ошибки, фонологические ошибки, просодия

Отношение к ошибке продолжает оставаться одним из спорных вопросов общей дидактики и, в частности, методики преподавания английского языка. На протяжении всего периода ее развития, как за рубежом, так и в нашей стране, существовали различные взгляды на ошибку. Например, представители одного направления считали, что ошибки следует избегать всеми возможными средствами, не допуская их повторения учащимися. Исправление появившихся ошибок должно идти без их повторения, путем подсказа правильного варианта преподавателем. Все старания направлялись к одному: не дать учащимся возможности запечатлеть в своей памяти ошибку. Последователем этого взгляда являлся английский методист Х. Пальмер. Существовала и такая точка зрения, что язык можно усвоить только через ошибки. Современная методика преподавания иностранных я зыков не вытесняет ошибку из сознания учащихся, не игнорирует ее, но и не превращает ее в пугало для учащихся и учителя.

Прежде всего, следует определить понятие произносительной ошибки. Л.В. Щерба, выдающийся русский лингвист, выделял два типа произносительных ошибок: фонетические (или ошибки выговора) и фонологические (звукосмысловые). Фонетические ошибки представляют собой нарушение произносительных норм языка, и выражаются в подмене определенной фонемы языка ее аллофонами или вариантами одной и той же фонемы. Такие ошибки не мешают, в общем, речевому процессу и не влияют на смысл высказывания. Фонологические ошибки ведут к искажению нормы, и они проявляются в виде искажений фонемного состава и мелодической структуры языка и вносят смысловые сдвиги, отклонения, делающие речевые высказывания непонятными или трудно понятными.

В повседневной практике преподавания английского языка преподаватель сталкивается с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.