Научная статья на тему 'Межпредметные связи как один из аспектов здоровьесберегающей технологии'

Межпредметные связи как один из аспектов здоровьесберегающей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Ирина Викторовна, Шпилевская Татьяна Ивановна, Тараканова Валентина Викторовна

В статье рассматривается влияние межпредметных связей на процесс обучения, а также некоторые факторы здоровьесберегающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Ирина Викторовна, Шпилевская Татьяна Ивановна, Тараканова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи как один из аспектов здоровьесберегающей технологии»

Эксперимент и инновации в школе

Реализация ФГОС в школе

№ 5/2015

И.В. Моисеева, Т.И. Шпилевская, В.В. Тараканова

Межпредметные связи как один из аспектов здоровьесберегающей технологии

Аннотация

В статье рассматривается влияние межпредметных связей на процесс обучения, а также некоторые факторы здоровьесберегающего образования.

Ключевые слова

межпредметные связи, здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающее образование, экспресс-опрос._

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Но кризисные явления в обществе, изменившие мотивацию образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в и социальном поведении. Поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся [6].

Известно, что урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников — все это ведет к потере здоровья детей. Утомление обычно проявляется снижением работоспособности, которая наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики: 1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой

педагогической практики с учетом вопросов здоро-вьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

6. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

7. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

8. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

9. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

10. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.

Мы видим, что одним из основных требований к качественному уроку в условиях здоровьесберега-

ющей педагогики является установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

Хотелось бы более подробно остановиться на понятии и значении межпредметных связей. «Межпредметные связи — это дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе» — по утверждению видных педагогов — дидактов В.Н. Фёдоровой и Д.М. Кирюшкина [11, а67].

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Они играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, направленной на овладение школьниками обобщенного характера познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы

С помощью межпредметных связей раскрывается социальная значимость естественнонаучных знаний. Предоставляется возможность приобщить школьников к гуманистической, мировоззренческой и практической ценности естественнонаучных понятий.

Межпредметные связи — важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников [4, ^34].

Осуществление межпредметных связей в их органическом единстве обеспечивает доступность изучаемых учебных предметов, внутреннюю и внешнюю преемственность и логическую последовательность на различных ступенях обучения. Осуществление связей со смежными дисциплинами обеспечивает практическую направленность обучения, комплексный подход к обучению и воспитанию школьников, а главное позволяет реализовать принцип целостности картины мира[5]. Межпредметные связи многообразны, использование их требует творчества учителя, постоянного продумывания всего, что делается на уроках, а также совершенствования методов работы в процессе обучения другим предметам.

Интересен опыт применения межпредметных связей на уроках химии, технологии, физики и математики в нашей образовательной организации. Химия занимает одно изважнейших мест в системе знаний о природе. Изучение химии в среднем и старшем звеньях школы способствует превраще-

нию отдельных знаний учащихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий.

При изучении различных учебных дисциплин ученики школы получают всесторонние знания о природе и обществе, но простое накопление знаний ещё недостаточно для эффективной подготовки их к трудовой деятельности. Выпускник школы должен уметь синтезировать знания, творчески применять их в разнообразных жизненных ситуациях. Формирование синтезирующего мышления школьника способствует осуществлению межпредметных связей при изучении ими основ наук.

Осуществление связи курса химии с другими предметами облегчается тем, что на занятиях по химии изучают материал, имеющий большое значение для всех, и особенно естественно-математических дисциплин. Важно также, что на занятиях по химии учащиеся получают большое количество практических навыков и умений, необходимых в трудовой деятельности и при изучении других предметов. Разумеется, что в равной мере межпредметные связи необходимы и для успешного изучения химии.

Первые упоминания о взаимосвязи химии с другими предметами школьного курса можно уже заметить в 1- ой четверти 8-го класса. При изучении темы «Строение атома» прослеживается связь с физикой. Ребята уже знают, из чего состоит атом. Конечно же, этот материал ими усваивается намного легче.

Химия неразрывно связана с математикой. Содержание и методы преподавания химии зависят от уровня математической подготовки учащихся. Программа по химии составлена так, что она учитывает знания учащихся и по математике. Очень часто на уроках химии мы используем «математический язык»: «порядок действий» — при расчёте относительной молекулярной массы, «наименьшее общее кратное» — при составлении формулхимических соединений, при написании окислительно-восстановительных реакций, «пропорция», «доля» — при решении задач. Иногда на уроке приходится объяснять эти математические понятия ребятам, у которых проблемы с математикой. Это говорит о том, что сам учитель должен быть грамотным и образованным человеком.

Можно проследить связь химии с литературой. На уроке по теме «Оксиды углерода» учитель подробно рассказывает ребятам об угарном газе, говорит о том, чем он опасен. И в подтверждении этому зачитываю отрывок из сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «— А зачем ты, Мороз Иванович,— спросила Рукодельница,— зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошко стучусь,— отвечал Мороз Иванович,— чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не

вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно». Ребятам очень нравится отрывок из данного произведения, они слушают его с большим интересом.

На протяжении ряда лет некоторые учителя нашей школы совмещают преподавание двух предметов: химии и биологии, химии и технологии, географии и технологии, биологии и технологии. Это побудило некоторых из них более пристально обратить внимание на межпредметные связи [2, с.213]. Ведь в указанных предметах есть много общих тем, предусмотренных государственной программой.

Например, учащимся 10 и 11классов на уроках химии при изучении тем «Крахмал и целлюлоза», «Полимеры. Волокна» особый интерес вызвал материал о строении и свойствах хлопка, льна, натурального шелка и натуральной шерсти, процессах их выращивания и сбора, о местах их выращивания, получении тканей из этих волокон, а также о производстве химических волокон и тканей на их основе.

В 2012-13 учебном году среди учащихся 9-х классов был проведен экспресс-опрос. Ученикам были предложены 4 тезиса, заслушав которые, они должны были написать на листочке номера тех тезисов (или тезиса), которые они выбрали каждый для себя.

Тезисы: 1) Мне интересна дополнительная информация на уроке. 2) Мне неинтересно это слушать. 3) Мне всё навно, чтет нассказыааен учители нь овекв в наатьтве дснолнинннесана швтвеиала. 2) Укоотурню тнмо1 номогошвмне н изсаьнив шнуше предметов (математика, физика, биология и т.д.).

В опросе принимало участие 92 человека.

Тееис 1 ны^ули лу узьнеко— а1%. Тезис снр учтьиеа — ЫМЬ

Тетис ЗшС утен ита — В%. Ть сон 4шр8 учен и -еов — 7 4%.

Резул ьтеты чьтатдестог— шармют, тындетыв-ленные в диаграмме 1, показали эффективность иоттлонoсaнся мсжтредметныв еннвей, канopые дойзнвнзeльаа ст-шаттелют н2ншд2yраoeниe моне-днель, елта—Мне—уют нымнитию мышльнтя. повы-шеюн интчнен е ерндмичу. тичяуи на повышение кеяьстеа енаннТ, рМсэр^и|туиэт умития сспользеиепь yея2сyмоттeкот2еу, анеятнпроват^ p0т2pтaвлкнн факты из различных областей знаний. Реализация

Диаграмма 1.

межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе способствует его эффективности, единству взаимосвязей различных систем знаний и умений.

Немаловажное значение в учебно-педагогической деятельности образовательной организации и реализации межпредметных связей имеют психолого-педагогические технологии здоровьесбереже-ния[8,9,10]. Они основываются на выполнение следующих принципов:

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

4. Каждое занятие в рамках урока или мероприятия должно быть направлено на охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни наших воспитанников.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни [1,3].

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образжизни. Следоватеидно, есл и научить человека со шиольных чот зивзиствзизл относиться к своему здоровью, ев в будящем у яего больше шансов жить не болея. В настоящее время в рамках проведения учебных предметов очень важно вводить вопросы сдортвск. дос позволитнетолько углубить получаемые отания и остщрттвитьмежпредметные связи, но з пвсзеатс учлтгку, ирдаигзан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоя изо зсЯджасься о з восм здоровье.

На уроках естественно-научного цикла практи-ттвяз люмзя чеооачмоя темам ожет быть использо-тана дао освящения тех ими кных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Например, при изу-иовяи темы «Спирты» можно рассмотреть влияние алкоголя на организм человека. В 9 классе, изучая химию элементов, ученики получают сведения о минеральных веществах, крайне необходимых для нормальной жизнедеятельности человека (кальций, фосфор, калий, натрий, йод, магний, железо фтор). Очень важно донести до учащихся следующую информацию о том, как влияет тот или иной элемент на наш организм и в каких продуктах питания он содержится.

Исходя из выше изложенного становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников,

$

ф

Эксперимент и инновации в школе. №5, 2015

как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Нужно отметить, что на психическое здоровье детей можно повлиять и атмосферой класса. Кабинет химии нужно озеленять, потому что комнатные цветы полезны не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли, понижают содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода, очищают воздух от примесей формальдегида, которого много в мебели, нормализуют влажность и т.д.

Заслуживает внимания опыт работы учителей школы по подготовке выпускников основной и средней школы в рамках здоровьесбережения. Итоговая аттестация для выпускников основной и старшей школы — очень важный и ответственный период, который подводит итог учебно-воспитательной работы каждого из обучающегося. К экзамену надо подготовить учеников и их родителей. С этой целью в течение учебного года проводятся общешкольные родительские собрания, на которые приглашаются выпускники 9-х и 11-х классов с родителями, учителя-предметники, классные руководители, школьный педагог-психолог, администрация образовательного учреждения. Именно в период, предшествующий итоговой аттестации, важно создать позитивный психоэмоциальный фон, который поможет избежать выпускнику стрессовых ситуаций, возможных на самом экзамене.

Выпускнику образовательного учреждения и его родителям, пользуясь рекомендациями учителей и других специалистов школы, следует придерживаться стабильного режима дня, в котором должны быть предусмотрены активные периоды (учеба, дополнительные занятия, посещение курсов и т.д.) и отдых (как активный, так и пассивный — сон 8-9 часов). Надо избегать длительного сна в выходной день, поможет восстановить силы короткий дневной сон (30-45 минут), следует ограничить просмотр телепередач, компьютера, прослушивание музыки, вести здоровый образ жизни (не употребля ть алкоголь, не курить, посещать кружки, секции ит.д.).

Выпускников необходимо психологичес ки подготовить к экзамену. Для этого учителя заранее готовят их к неоднократному выполнению того вида проверки знаний, который будет использован на самом экзамене, тренируют их память, внимание, усидчивость, дают советы по преодолению трудностей как в период подготовки, так и во время экзамена [7]. При подготовке к экзамену осуществляется устранение в пробелах знаний выпускников основной и средней школы по тем дисциплинам, которые связаны напрямую с данным экзаменом. Например,

при подготовке к экзамену по физике важны вычислительные навыки, знания из области химии, биологии, географии. Опытные учителя-предметники совместно с педагогом-психологом образовательного учреждения готовят памятки для учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, советы по преодолению трудностей в период подготовки к экзаменам.

И, конечно же, при соблюдении всего, о чем было сказано выше, итоговая аттестация пройдет успешно.

Ниже приведены таблица и диаграмма 2, в которых представлены сведения о сдаче экзамена по физике как в традиционной форме, так и в качестве экзамена по выбору в форме ГИА и ОГЭ.

Проанализировав данные за 6 лет, можно сделать следующий вывод:

- увеличилось количество выпускников основной школы, которые сдают экзамен по физике в качестве экзамена по выбору. Это можно объяснить возросшим интересом учащихся к данному предмету, связанному с тем, что учащиеся на экзамене чувствуют себя уверенно. Пробелы в знаниях устранены, все дети психологически настроены на положительный результат экзамена. Средний балл за экзамен по физике учащихся общеобразовательных классов составил 4,1 балла, что выше средне-регионального балла.

Но не следует забывать, что значимое место придается и здоровью самого педагога, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и укрепления здоровья школьника, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья. Вынужденное превышение нормативных нагрузок, специфика содержания и характера труда, отличающегося повышенной напряженностью н Тольшой отнетственностью. яйлнется одной гз птнчйт неблагополутвя фийичь) ского и психического состтянияпедагтга. Птгеотт-ное переутомление, нчврчттсескче, психосоматс-ческие и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма к инфекциям, хро-ничкские забол евания сохдают постоянную угрхзу здоковья учителя. Личный пример педагога явля-ется важкы м фа ктором в осп ита хи я кук ьтур ы здоро -вья у учащихся.

Диаграмма 2.

Анализ результатов экзамена по физике за курс

основнойшколывформеОГЭ(экзаменпо выбору).

40 /24,3 24,33

20 1 4,15 4,05

. К-1-1-1-Г 2012-2014

Ж Ж года

О* СЯ СЯ СЯ

Таблица

Сведения о сдаче экзамена по физике за курс основной школы в традиционной форме и в качестве экзамена по выбору в форме ГИА (2013) и ОГЭ (2014)

Всего учащихся в 9-х классах, в которых работала Кол-во уч-ся, сдававших экзамен по физике, 9-й кл. Кол-во учащихся, поступивших в мат-инф. класс Кол-во учащихся, поступивших в физмат. класс Кол-во учащихся, поступивших в профильные классы

Всего сдавало «5» «4» «3»

2009 62 2 - 2 - 16 2 18

2010 50 2 - 2 - 29 0 29

2011 53 4 2 2 - 18 2 20

2012 73 5 2 3 - 25 2 27

2013 72 13 4 7 2 29 2 31

2014 88 18 6 7 5 31 3 34

В заключение необходимо отметить, здоро-вьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Литература

1. Вульфов Б.З., Синягина Н.Ю. К проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников. / Мир образования.— № 3.—2007.С.43-49.

2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.— М.: Педагогика, 2001.—392с. З.Здо-ровьесберегающее образование / научно-практический журнал.— М., 2009. № 2. С.45-57.

4. Педагогика и психология здоровья: сб. тр. каф.психоло-го-педаг.технологий охраны и укрепления здоровья.— М.: АПК и ПРО, 2003.—79с.

5. Подгорная О.Е. Проектирование здоровьесберегающе-го пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: автореф. дис...канд.пед.наук / О.Е. Подгорная.— Ростов-на-Дону, 2005.—27с.

6. Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность //Образование и наука. 2014. № 2. с. 139-154.

7. Сиденко Е.А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1.С. 29-32.

8. Тараканова В.В. Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности учреждений образования // Инновационные проекты и программы в образовании.— 2010. № 6. С. 59-62.

9. Тараканова В.В., Бармакова Т.В. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме. // Эксперимент и инновации в школе.—2014. № 3. С.47-51.

10. Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч.— 2002. № 2. С.47-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. / Народное образование.— 2005. № 4. С.67-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.