Исследование потребительских вкусов и предпочтений молодежи (на примере г. Белгорода) Research of consumer tastes and preferences of youth (on the example of Belgorod)
Усиченко Е.Д.
студентка 3 курса, Института Управления кафедры социологии и организации работы с молодежью,
НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород e-mail: eusichenko(@.bk.ru
Usichenko, E. D.
3rd year student, Institute of management Department of sociology and organization of work with youth,
NRU "BelSU», Russia, Belgorod e-mail: eusichenko(@.bk.ru
Научный руководитель Кисиленко А.В.
Старший преподаватель кафедры социологии и организации работы с молодежью
НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород e-mail: kisilenko@bsu. edu
Scientific adviser Kisilenko, A. V.
Senior lecturer of the Department sociology and organization of work with youth
NRU "BelSU», Russia, Belgorod e-mail: kisilenko@bsu. edu
Аннотация.
В статье представлено исследование потребительских вкусов и предпочтений молодёжи города Белгорода. Установлено, что рынок развлекательных услуг напрямую связан с запросом и предпочтениями молодых людей.
Annotation.
The article presents a study of consumer tastes and preferences of young people in the city of Belgorod. It is established that the market of entertainment services is directly related to the needs and preferences of young people.
Ключевые слова: потребительские предпочтения, молодёжь, индустрия развлечений, развлекательные услуги
Keywords: consumer preferences, youth, entertainment industry, entertainment services
На данный момент молодежное предпринимательство в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений. Существует ряд программ поддержки молодежного предпринимательства. Среди них: Программа по созданию Центров обслуживания предпринимателей в областных центрах, грантовое финансирование, Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», Проект по поддержке молодежного предпринимательства «Конкурс стартап-проектов «StartupBolashak», инновационные гранты, Проект «Бизнес-Советник» и др.
Субъектам молодежного предпринимательства предоставляются различные виды поддержки, в том числе: имущественная поддержка, финансовая поддержка, в том числе развитие и обеспечение деятельности гарантийных фондов (фондов содействия кредитованию малого бизнеса) и микрофинансовых организаций, информационная поддержка, поддержка в продвижении производимых субъектами молодежного предпринимательства товаров (работ, услуг),
консультационная поддержка, правовая поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Однако существуют проблемы, которые препятствуют функционированию проектов и компаний, в том числе, связанных с тем, что руководители организаций не уделяют должного внимания анализу потребительских вкусов и предпочтений их целевых групп. Это происходит по причинам отсутствия необходимого количества информации, в том числе социологической, финансирования для проведения маркетинговых исследований, отсутствия необходимых знаний и навыков для анализа спроса. Эти проблемы приводят к тому, что деятельность открывающихся организаций и компаний становится не конкурентоспособной. Поэтому исследования по данной тематике являются крайне важными и актуальными, особенно на этапе открытия собственного дела. Изучая своих потребителей, организация получает данные для того, чтобы предложить наиболее актуальный продукт, тем самым опережая конкурентов. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в реальном секторе экономики число банкротств не только увеличилось, но и повысилась их интенсивность (см. рис. 1).
Авторы исследования отмечают, что рост интенсивности продолжается третий квартал подряд. Во втором квартале 2017 года она выросла на 2,8% в сравнении с предыдущим периодом[1].
Вместе с тем, по данным Федеральной налоговой службы, в 2016 году общее число компаний, работающих в России, сократилось с 4,82 до
4,55 млн. юридических лиц, а число ликвидированных компаний, т.е. фирм, вычеркнутых из ЕГРЮЛ за все годы, возросло с 4,46 млн. до 5,22 млн. юридических лиц. По данным Росстата, за 2016 год прекратили свою работу 711 тыс. юридических лиц, в то время как за 2015 год закрылось только 325,7 тыс. компаний.
Рисунок 1. Динамика числа банкротств в России в 2007 - первой половине 2017 г. (число юридических лиц-банкротов)
О необычайно высоких темпах закрытия бизнеса свидетельствует и такой показатель, как коэффициент смертности или ликвидации организаций, который определяется как отношение количества ликвидированных организаций
1 дооо
1251Э 12508 12591
12000
ЮООО 8000 6000 4000 2000 О
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
(первое полугодие)
к числу действующих, рассчитанное на 1000 организаций. В 2016 году его значение составило 149%, что стало самым высоким показателем за последние десять лет [2]. Опираясь на данные интернет проекта BizTrading и приведенные в нем статистические данные Всемирного банка, за первый год закрывается половина молодых предприятий, спустя 3 года - 9293%, через 5 лет остаются функционировать только 3% компаний [3].
Таким образом, учитывая текущее экономическое положение, следует своевременно предвидеть изменения в потребительских настроениях и вовремя вносить изменения не только в сам продукт, но и в способы реализации, информирования и компоненты маркетинга.
По данным венчурного инвестора Тристана Поллока, большая часть взрослеющего поколения миллениалов (или поколения Y, к которому относят молодежь 1981-2000 года рождения) хочет тратить свои деньги на впечатления (мероприятия, новый опыт), а не на материальные ценности. Значительная часть расходов современной молодежи приходится на рынок развлекательных услуг [4].
Под развлекательной услугой понимают совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на удовлетворение потребностей в процессе и в целях развлечения.
Рынок развлекательных услуг занимает значительное место в экономической и социальной сферах, поскольку он влияет на структуру общественного производства (для функционирования развлекательных учреждений необходимы соответствующее оборудование, научно-технические разработки и т.д.), положительно влияет на занятость населения через создание рабочих мест, способствует экономическому развитию страны (региона) посредством привлечения иностранных потребителей развлекательных услуг и предотвращает утечку отечественного капитала за рубеж, предоставляя местному населению конкурентоспособные развлечения, формирует модель поведения человека, отвечающую соответствующему этапу развития общества; способствует оздоровлению населения и профилактике ряда заболеваний через предоставление спортивно-развлекательных услуг и т.д. Таким образом, значимость рынка развлекательных услуг для общества заключается в том, что он способствует включению множества аспектов социальной жизни человека и вследствие этого, играет важную роль в процессе формирования у него представления о полноте своего существования в окружающем мире, создает возможность для удовлетворения культурно-досуговых и духовных потребностей людей, а также оказывает рекреационное, воспитательное, оздоровительное и развивающее воздействие на развитие общества, содействует формированию досуговых предпочтений доминирующей части населения страны, благотворно влияет на развитие туризма путем привлечения туристических потоков в страну (регион)[5].
На сегодняшний день основные тенденции развития российского рынка развлекательных услуг представлены следующим перечнем:
• интеграция развлечений, т.е. создаются универсальные развлекательные центры с многофункциональной ориентацией;
• расширение ассортимента развлечений, что является результатом принятия мер по ликвидации эффекта унификации рекреационного состояния потребителей развлекательных услуг;
• повышение культуры развлечений;
• неопределенность в вопросах лицензирования и сертификации развлекательных услуг, а также в вопросах законодательного регулирования деятельности развлекательных учреждений;
• интеграция национальных рынков развлекательных услуг в глобальную систему организации досуга [6].
В связи с тем, что рынок развлекательных услуг занимает достаточно большой сегмент социальной и экономической сферы, нами было проведено исследование, где мы выявили потребительские привычки и представления молодежи г.Белгорода. В своём исследовании мы опирались на типологизацию, выделенную на основе работ В.А. Стальной и Э.В. Пешиной.
Типы досуга:
• культурно-художественный (обращение к произведениям ис-кусства, знакомство с историческими памятниками и др.);
• образовательно-развивающий (мероприятия, направленные на обучение и саморазвитие);
• природно-рекреационный, экстремальный (пребывание на природе, экстремальные виды отдыха, взаимодействие с животными);
• санаторно-оздоровительный и туристский (путешествия, отдых на курорте и др);
• спортивно-зрелищный (непосредственные занятия спортом и наблюдение за спортивными соревнованиями);
33
• самодеятельно-любительский (занятие художественным творчеством)
• зрелищно-развлекательный (концерты, кино, массовые городские мероприятия, квесты) [5], [6].
Данное исследование является поисковым. Для такого типа исследования характерен нефиксированный объем выборки, который определяется исследователем в зависимости от специфики исследования. Таким образом, выборочная совокупность была определена в 100 человек (молодые люди, в возрасте от 14 до 35 лет, проживающие в г. Белгороде).
В ходе исследования было установлено, что среди опрошенных молодых людей большинство предпочитает активный отдых в свободное время (55% - активный, 32% - пассивный, 13% респондентов совмещает оба вида отдыха). Проанализировав результаты, можно сказать, что наблюдается дифференциация сфер развлечения. Судя по результатам анализа, г. Белгород имеет достаточно развитую материально-техническую базу для развития многих сфер развлечения (отвечая на вопрос: «Доступны ли предпочитаемые вами сферы развлечений в г.Белгороде?», 60% участники опроса ответили положительно), однако опрашиваемые респонденты отметили высокую цену на различные виды услуг индустрии развлечения (68%), неудобное расположение и отсутствие некоторых объектов в городе ( 17% и 14% соответственно), что дает основания для совершенствования сегментов индустрии развлечений в городе.
Выявляя предпочтения и привычки, нами было предложено респондентам выбрать не более 3 вариантов наиболее привлекательных сфер развлечений. Сравнительное большинство (61%) отвечающих выбрали зрелищно-развлекательную сферу развлечений (концерты, кино, массовые мероприятия, квесты и т.д.). На втором месте по популярности среди молодежи (48%) образовательно-развивающая сфера. Это подтверждает тенденцию привлекательности альтернативных форм образования, саморазвития и говорит об актуальности организации различных мероприятий по данной тематике. Относительно похожие показатели у природно-рекреационной (28%), санаторно-оздоровительной (25%), культурно-художественной (33%). Меньше молодых людей отдало предпочтение самодеятельно-любительской, спортивно-зрелищной и экстремальной сфере развлечений (по 9%), 4% предпочитают лежать на кровати, о чем сообщили, выбрав вариант «другое».
Анализируя выбранные варианты, можно предположить, что такое распределение ответов говорит не только о предпочтениях молодых людей в сфере развлечений, но и о приоритетности различных сфер жизни при распределении времени. Однако, здесь стоит иметь ввиду тот факт, что большинство респондентов составляют студенты в возрасте от 17 до 25 лет и опрос проводился в декабре 2017 года. Наряду с этим, если бы респондентам предлагалась сделать выбор при идеальных условиях, большинство респондентов выбрали бы прыжок с парашютом (36%), меньшее количество опрашиваемых посетили бы тренинги (15%), театр и филармонию (15%), концерты и кинотеатры (13%), посещение фитнес-центра и бассейна (8%). Таким образом, при идеальных условиях, молодежь отдает предпочтение экстремальному виду отдыха, вторыми по предпочтительности являются образовательная и культурная сфера.
Подводя итог, можно говорить о том, что рынок развлекательных услуг напрямую связан с запросом и предпочтениями молодых людей и исследования в сфере потребительских привычек способствует успешному развитию и продвижению индустрии развлечений в сфере экономики. Говоря о предпочтительных сегментах базы развлечений на примере г. Белгорода, молодежь отдает предпочтение больше активному отдыху, однако не смотря на то, что большинство объектов развлечений находится в рамках доступности, удовлетворить запросы молодых потребителей полностью пока не представляется возможным.
Список используемой литературы:
1. Информационно-аналитическое сетевое издание «Провэд». URL: http://провэд.рф/economics/business/43944-bankpotstva-v-possii-skolyko-kompaniy-peshilo-ppekpatity-pabotu.html (дата обращения: 10.12.17).
2. Информационно-дискуссионный портал Newsland.
URL: https://newsland.com/community/politic/content/est-kto-zhivoi-naskolko-upala-za-god-chislennost-rossiiskogo-biznesa/5733352 (дата обращения: 10.12.17).
3. Интернет-сайт проекта «Биз-Трейдинг» URL: http://biz-trading.ru/business-blog/post_32.html (дата обращения: 10.12.17).
4. Информационное агентство «ЛигаБизнесИнформ» URL: http://biz.liga.net/all/it/article/ekonomika-grekha-na-chto-tratit-dengi-pokolenie-y (дата обращения: 10.12.17).
5. Стальная В.А. Место и роль индустрии развлечений в мировой и отечественной сфере услуг // Общество и экономика. 2009. №1
6. Пешина Э.В. Теоретические положения индустрии развлечений в обществе потребления // Известия УрГЭУ. 2011. №3.