Лян Юйпэн
Магистр. Цицикарский университет, город Цицикар, провинция Хэйлунцзян, Китай.
Исследование построения культуры общежития в китайских колледжах и университетах на фоне «Интернет+»
Культура общежития в высших учебных заведениях представляет собой комплекс социальных норм, ценностей, традиций и обычаев (поведение, взаимодействие между студентами, образ жизни, организация досуга), которые функционируют в студенческих общежитиях.
Общежития являются не просто местами проживания студентов, но и центрами социальной активности, обучения и развития. В них складываются уникальные социальные нормы и стандарты поведения. Студенты учатся взаимодействовать с разными людьми, адаптироваться к условиям жизни и работать в команде.
Культура общежития включает в себя ряд основополагающих элементов, куда входят выполнение ежедневных обязанностей, организация совместных мероприятий, участие в спортивных и культурных событиях, создание учебных групп и многое другое, что в конечном итоге способствует формированию крепких социальных связей и чувства единения среди студентов. Важной составляющей культуры общежития является воспитательная работа, которая направлена на развитие личности студента, формирование ответственности, самостоятельности и умения принимать взвешенные решения [9, с. 184].
Рассматривая историю развития культуры общежитий в китайских учебных заведениях, необходимо отметить, что изначально, в традиционном китайском образовании, которое было сосредоточено вокруг школ и академий, предоставление жилья для учащихся не было распространенной практикой. Однако, с развитием модернизации и глобализации, общежития стали неотъемлемой частью китайской образовательной инфраструктуры.
Китайские учебные заведения начали активно внедрять систему общежитий в XX веке, на фоне развития системы образования в целом. Общежития в основном служили простым жильем, предоставляя студентам базовые условия для проживания и учебы [10, с. 134].
Во конце XX века и начале XXI века, с ростом экономики, рас_
ширением образовательного потенциала и увеличением количества ■
студентов в китайских университетах и колледжах возникла необходимость улучшения инфраструктуры общежитий. В этот период начинает формироваться концепция культуры общежитий, а сами общежития стали выступать не только местом проживания, но и важным центром социальной и академической жизни студентов. Для формирования более тесного студенческого сообщества были внедрены такие инициативы, как организация культурных мероприятий, спортивных соревнований и специальных пространств для социальных коммуникаций [3, с. 312].
В настоящее время, в эпоху развития «Интернет+» и цифровых технологий, общежития китайских учебных заведений стали активно интегрировать элементы цифровых решений в свою инфраструктуру и культурную жизнь.
Терминологически, «Интернет+» представляет собой концепцию расширения традиционного Интернета за счет его интеграции с другими передовыми технологиями и платформами с целью использования в различных секторах экономики (например, производство, здравоохранение, образование, городское управление) для создания более интеллектуальных, связанных и эффективных систем и услуг.
В частности, в области образования «Интернет+» трансформирует традиционные образовательные методики, предлагая новые возможности для обучения, коммуникации и управления образовательным процессом за счет использования онлайн-платформ для обучения, цифровых ресурсов для расширения учебных материалов, а также социальных медиа для облегчения коммуникации между студентами и преподавателями. Это приводит к созданию более гибких и интерактивных форм обучения, давая возможность студентам иметь постоянный доступ к образовательным ресурсам вне традиционного классного пространства. Таким образом, «Интернет+» способствует развитию более инклюзивного и доступного образования [6, с. 140].
Отдельно следует выделить роль «Интернет+» в формировании студенческой культуры и социализации. Так, в контексте общежитий, это означает, что социальные взаимодействия и культурные мероприятия все чаще происходят в онлайн-формате. Студенты используют цифровые платформы для организации мероприятий, обсуждения учебных вопросов и поддержания социальных связей.
Одними из важнейших аспектов применения возможностей «Ин-тернет+» в области культуры общежитий китайских учебных заведений выступают надзор, управление и система обеспечения безопас-_
ности и эффективности функционирования сетью кампуса. Наиболее важными элементами в данной области являются [1, с. 132]:
1. Создание и поддержка надежной и эффективной ИТ-инфраструктуры с точки зрения обеспечения качественного и бесперебойного доступа к Интернету, защиты данных и сетей от несанкционированного доступа и кибератак. Реализация данного элемента является наиболее важным аспектом и предполагает создание масштабируемой и надежной системы, способной обслуживать большое количество пользователей. Основой системы являются высокоскоростные Интернет-каналы, Wi-Fi сети с широким покрытием на территории кампуса и обеспечение стабильного подключения к Интернету в общежитиях и других общественных зонах. Защита данных и сетей включает реализацию многоуровневой системы безопасности, которая состоит из фаерволов, систем обнаружения и предотвращения вторжений, антивирусного программного обеспечения и других средств киберзащиты, а также системы их регулярного обновления.
2. Разработка и внедрение политик и регламентов, касающихся использования сетевых ресурсов кампуса. Целями разработки данных политик выступают защита сетевой инфраструктуры от внешних угроз (вирусы, хакерские атаки и другие виды киберпреступле-ний); регулирование доступа к персональным и конфиденциальным данным; предотвращение злоупотребления сетевыми ресурсами.
Основные составляющие политик и регламентов [5, с. 31]:
- определение допустимых и недопустимых способов использования Интернета в кампусе, в том числе, доступ к сайтам, загрузка материалов и использование социальных сетей;
- установление правил для доступа к сетевым дискам, базам данных и другим цифровым ресурсам;
- процедуры для защиты паролей, использования антивирусного программного обеспечения и обеспечения безопасности персональных устройств;
- регламентация обработки и хранения персональных данных студентов и сотрудников;
- правила использования социальных сетей в контексте образовательной деятельности и представления учебного заведения;
- установление мер ответственности за нарушение правил.
3. Поведение обучающих программ для студентов и сотрудников:
- курсы и семинары по цифровой безопасности, нацеленные на обучение основам защиты данных и устройств;
- обучение основам цифровой этики, например, как вести себя
в социальных сетях, избегать кибербуллинга и уважительно взаимодействовать в онлайн-пространстве;
- обучение в области защиты личных данных, например, разъяснения о том, какие данные считаются конфиденциальными, как избежать их утечки и какие шаги предпринять в случае компрометации личных данных;
- практические семинары и тренинги, интерактивные он-лайн-курсы и игры.
4. Внедрение систем мониторинга и анализа трафика в контексте управления сетью кампуса. Основной целью в данной области выступает отслеживание и анализ сетевого трафика, а также своевременное выявление и предотвращение потенциальных угроз безопасности. Системы мониторинга сетевого входящего и исходящего трафиков непрерывно отслеживают данные, которые проходят через сеть общежития, чтобы определить необычные или подозрительные паттерны. Например, большое количество трафика, направленного к одному серверу, может указывать на DDoS-атаку, а необычно высокий объем данных, отправляемых с устройства, может свидетельствовать о наличии вредоносного ПО. Анализ трафика включает в себя более глубокое исследование данных для выявления конкретных угроз или аномалий. Используются специализированные инструменты и технологии, в частности, системы обнаружения вторжений (IDS) и системы предотвращения вторжений (IPS). При обнаружении потенциальной угрозы данные системы могут автоматически блокировать вредоносный трафик или предпринимать другие меры по снижению рисков [7, с. 34].
5. Формирование квалифицированной команды ИТ-специалистов. Данный персонал отвечает за обеспечение непрерывной и эффективной работы сетевой инфраструктуры, а также доступность сетевых ресурсов для всех пользователей кампуса, и осуществляет регулярное техническое обслуживание оборудования, устранение неисправностей, обновление программного обеспечения и аппаратных компонентов.
6. Выделение положительных функций «Интернет+» в контексте стимулирования культуры общежития и здоровья здания с акцентом на конструктивных и позитивных факторах использования цифровых технологий с целью улучшения качества жизни студентов и сотрудников.
В контексте развития культуры общежития в китайских колледжах и университетах на фоне «Интернет+», необходимо отметить
■ позицию «положения в сети», характеризующую статус, который за-
нимает студент в онлайн-пространстве, а также отражающую влияние, которое учебные заведения или их общежития оказывают через Интернет и социальные медиа (веб-сайты, активность в социальных сетях, а также участие студентов и персонала в онлайн-сообществах).
Значительные возможности в данном контексте предоставляет создание специальных веб-сайтов и веб-страниц, играющих в том числе, важную роль в повышении эффективности воспитательной работы среди студентов общежитий, а также разработка платформ для рекламы культуры сети кампуса колледжей и университетов, как стратегический шаг в направлении активного продвижения культуры, распространения информации, укрепления сообщества и популяризации различных аспектов студенческой жизни.
Веб-сайты и платформы рекламы культуры сети, хотя и тесно связаны, служат различным целям, особенно в контексте продвижения культуры общежитий в колледжах и университетах. Так, веб-сайт общежития служит более традиционной и официальной цели информационного и образовательно-воспитательного ресурса, предоставляет подробную информацию о правилах общежития, учебных программах, мероприятиях кампуса и академическом календаре; обычно имеет официальный характер и поддерживается учебным заведением (или администрацией общежития), отражая его политику и ценности. Платформа рекламы культуры сети кампуса ориентирована на маркетинг и продвижение культурных и социальных аспектов жизни в общежитии, фокусируется на популяризации событий, достижениях студентов и особенностях студенческой жизни, предполагает активное использование интерактивных элементов (социальные медиа, форумы и медиа-контент) для привлечения внимания студентов и стимулирования их участия [11, с. 27].
Вместе с тем, несмотря на приведенные отличия, в практике учебных заведений Китая, структура и возможности данных ресурсов часто пересекаются, в связи с чем, их функционал, как правило, рассматривается как одно целое.
Ключевыми функциями веб-сайтов и платформ, как инструментов развития культуры общежития, являются [12, с. 134]:
1. Информационная функция. Использование веб-сайтов и платформ как информационных центров для студентов, проживающих в общежитиях, предполагает создание универсальных онлайн-ре-сурсов, которые обеспечивают легкий доступ ко всей необходимой
информации, связанной с жизнью и обучением в кампусе. Такие ре_
сурсы могут предоставлять подробную информацию о последних новостях общежития, условиях проживания, правилах и регламентах общежития, доступных удобствах и услугах, контактной информации, а также карте кампуса с расположением таких важных объектов, как столовые, прачечные, спортивные комплексы и библиотеки. Вебсайт может предлагать доступ к учебным материалам, расписаниям занятий, экзаменов, культурных и спортивных мероприятий, а также других важных событий в общежитии. Учитывая, что большинство студентов активно используют мобильные устройства, важно обеспечить, чтобы веб-сайты и платформы были удобны для просмотра и использования на смартфонах и планшетах.
2. Коммуникационная функция. В рамках общения и взаимодействия Веб-сайты и платформы общежитий могут включать:
- форумы и доски объявлений, где студенты общежития могут общаться, обмениваться информацией, задавать вопросы и публиковать объявления о совместных мероприятиях, продаже/обмене учебников и другом;
- интегрированные социальные сети или группы студентов по интересам;
- чаты и личные сообщения, позволяющие студентам общаться в более неформальной обстановке, обмениваться быстрыми сообщениями и устанавливать более тесные социальные связи.
3. Образовательная функция. Веб-сайты, используемые как платформы для программ развития и лидерства в рамках культуры общежития, могут предоставлять студентам возможности для личностного роста, развития лидерских качеств и активного участия в жизни кампуса и учебного заведения. В качестве актуальных инструментов в рамках данной функции можно выделить [4, с. 168]:
- создание менторских программ, где опытные студенты или выпускники могут поделиться своим опытом и знаниями с младшими студентами;
- онлайн-курсы и тренинги, направленные на развитие лидерских навыков;
- включение проектов и инициатив, направленных на улучшение общежития (программы по экологии, общественные акции, добровольческая деятельность и другие проекты, которые способствуют формированию ответственного и вовлеченного студенческого сообщества).
4. Функция обратной связи. Может включать в себя следующие элементы сайта и возможности для студентов [8, с. 69]:
- разделы, где студенты могут оставлять свои отзывы, предложения и замечания по поводу жизни в общежитии, качества обслуживания, мероприятий и услуг, предоставляемых общежитием (формы обратной связи, анкеты, опросы или открытые форумы);
- система голосования для принятия важных решений или выбора мероприятий и проектов в общежитии;
- публикация результатов опросов и обратной связи на веб-сайте или платформе, а также информирование студентов о принятых мерах в ответ на их предложения и замечания;
- предоставление студентам возможности самим участвовать в создании контента, например, путем написания статей, ведения бло-гов или создания видеоматериалов.
5. Воспитательная функция. Веб-сайты и платформы способствуют формированию ценностей, социальных навыков и личностного развития студентов в рамках публикации материалов, которые направлены на формирование и укрепление таких ценностей, как честность, ответственность, уважение и толерантность; предложения интерактивных модулей и программ, нацеленных на развитие коммуникативных навыков, умений работать в команде, решать конфликты и эффективно взаимодействовать в социальных ситуациях; размещения информации и ресурсов, посвященных физическому здоровью, правильному питанию, физическим упражнениям и профилактике заболеваний.
В настоящее время на фоне «Интернет+» многие университеты в Китае активно используют онлайн-платформы для обеспечения доступа к образовательным ресурсам. Например, платформа MOOCs (Massive Open Online Courses), предоставляет студентам возможность участвовать в онлайн-курсах, ведущихся как отечественными, так и международными учебными заведениями. Платформы социальных медиа WeChat и Sina Weibo активно используются для создания и поддержания социальных связей среди студентов. Некоторые университеты внедряют специализированные приложения для управления жизнью в общежитиях, которые могут использоваться для бронирования бытовой техники, оплаты коммунальных услуг, управления доступом в общежитие и общения с администрацией. Отдельные общежития организуют онлайн-мероприятия и конкурсы для стимулирования культурного и творческого развития студентов (фото- и видеоконкурсы, виртуальные выставки, онлайн-фестива-ли), позволяющие им демонстрировать свои таланты и участвовать в культурном обмене [2, с. 63].
В заключение можно отметить, что использование возможностей ■
«Интернет+» способствует трансформации традиционных подходов к управлению и взаимодействию в общежитиях, предоставляя новые возможности для образования, социального взаимодействия и личностного развития студентов в учебных заведениях Китая. Веб-сайты и платформы рекламы культуры сети кампуса выступают эффективными инструментами для продвижения культурных и образовательных мероприятий, а также для активного взаимодействия студентов. Однако, использование «Интернет+» ставит перед учебными заведениями новые вызовы, в том числе, необходимость обеспечения цифровой безопасности и этичного поведения в сети, требуя разработки и внедрения эффективных политик использования сетевых ресурсов, образовательных программ по цифровой безопасности и развития компетентной ИТ-инфраструктуры. В будущем необходимо продолжать исследования в данной области, чтобы максимально использовать потенциал «Интернет+» и цифровых технологий для улучшения качества студенческой жизни и обучения в Китае.
Библиографический список
1. Арташкина Т.А. Китайская традиционная культура как духовная и идеологическая основа китайской корпоративной культуры / Т.А. Арташкина, И. Ван // Общество: философия, история, культура. 2018. № 11 (55). С. 127-134.
2. Ван Б. Китайская культура и развитие творчества студентов колледжа / Б. Ван // Академия профессионального образования. 2020. № 3 (94). С. 59-67.
3. Жань Л. Стратегия и методика преподавания китайской культуры русским студентам, изучающим китайский язык // Синергия Наук. 2020. № 45. С. 306-318.
4. Жданова С.Ю. Восприятие родного дома и общежития российскими и китайскими студентами / С.Ю. Жданова, В.С. Краева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. № 2. С. 162-172.
5. Лепешкина А.Б. Формирование проектной культуры в профессиональной подготовке студентов колледжа // Среднее профессиональное образование. 2021. № 1 (305). С. 29-33.
6. Резинкина Л.В. Управленческая культура студентов колледжа / Л.В. Резинкина И.В. Янык // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2020. № 4. С. 138-141.
7. Рудинский И.Д. Формирование культуры информационной безопасности студентов колледжа / И.Д. Рудинский, Д.Я. Околот // Информатика и образование. 2019. № 9 (308). С. 29-36.
8. Фэн М. Некоторые проблемы финансирования китайских студентов колледжа в условиях интернет-мышленя / М. Фэн, Л.В. Козилова // Научные горизонты. 2023. № 5 (69). С. 65-75.
9. Цинчжо Ч. Глобализация и китайская культура (по работам китайских ученых) / Ч. Цинчжо, Р.А. Нуртазина // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. Т. 17. № 3 (45). С. 179-187.
10. Чжан В. Исследование специализации журналистики и коммуникационного образования в китайских этнических колледжах и университетах // Современный ученый. _
т
2023. № 3. С. 133-135.
11. Эрдынеева К.Г. Формирование цифровой культуры обучающихся колледжа: субъ-ектно-деятельностный подход / К.Г. Эрдынеева, А.А. Васильев // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 1. С. 22-31.
12. Юй И. Использование традиционных китайских видов спорта в повышении физического и психического благополучия студентов колледжа / И. Юй, Л.Н. Рогалева // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 2. С. 129-138.
References
1. Artashkina T.A. Chinese traditional culture as the spiritual and ideological basis of Chinese corporate culture / T.A. Artashkina, I. Van // Society: philosophy, history, culture. 2018. № 11 (55). Р. 127-134.
2. Wang B. Chinese culture and the development of creativity of college students / B. Wang // Academy of Professional Education. 2020. № 3 (94). Р. 59-67.
3. Zhan L. Strategy and methodology of teaching Chinese culture to Russian students studying Chinese // Synergy of Science. 2020. № 45. Р. 306-318.
4. Zhdanova S.Yu. Perception of home and hostel by Russian and Chinese students /
5.Yu. Zhdanova, V.S. Kraeva // Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2020. Vol. 30. № 2. P. 162-172.
5. Lepeshkina A.B. Formation of project culture in the professional training of college students // Secondary vocational education. 2021. № 1 (305). Р. 29-33.
6. Rezinkina L.V. Management culture of college students / L.V. Rezinkina I.V. Yanyk // Bulletin of the St. Petersburg State University of Technology and Design. Series 3: Economics, humanities and social sciences. 2020. № 4. Р. 138-141.
7. Rudinsky I.D. Formation of a culture of information security among college students / I.D. Rudinsky, D.Ya. Okolot // Computer science and education. 2019. № 9 (308). Р. 29-36.
8. Feng M. Some problems of financing Chinese college students in the context of Internet thinking / M. Feng, L.V. Kozilova // Scientific horizons. 2023. № 5 (69). Р. 65-75.
9. Qingzhuo Ch. Globalization and Chinese culture (based on the works of Chinese scientists) / Ch. Qingzhuo, R.A. Nurtazina // Eurasian integration: economics, law, politics. 2023. Vol. 17. № 3 (45). Р. 179-187.
10. Zhang W. Study of the specialization of journalism and communication education in Chinese ethnic colleges and universities // Modern scientist. 2023. № 3. P. 133-135.
11. Erdyneeva K.G. Formation of digital culture of college students: subject-activity approach / K.G. Erdyneeva, A.A. Vasiliev // Scientific notes of the Transbaikal State University. 2020. Vol. 15. № 1. P. 22-31.
12. Yu I. The use of traditional Chinese sports in improving the physical and mental well-being of college students / I. Yu, L.N. Rogaleva // International student scientific bulletin. 2020. № 2. P. 129-138.