Научная статья на тему 'Исследование построения культуры общежития в китайских колледжах и университетах на фоне «Интернет+»'

Исследование построения культуры общежития в китайских колледжах и университетах на фоне «Интернет+» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
развитие образования / социальные коммуникации студентов / построение культуры общежития / китайские колледжи / китайские университеты / Интернет + / development of education / social communications of students / building a hostel culture / Chinese colleges / Chinese universities / Internet +

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лян Юйпэн

В современном мире информационные технологии оказывают все большее влияние на различные аспекты жизни, в том числе на образование и социальные коммуникации. Общественные и культурные практики подвергаются значительным изменениям, создавая уникальное сочетание традиционных ценностей и новейших технологических достижений. Трансформация культуры общежитий, обусловленная внедрением цифровых технологий, открывает новые перспективы для изучения взаимодействия между сложившимися социальными структурами и современными цифровыми инновациями. Культура общежития в университетах и колледжах Китая формирует социальное и культурное пространство, в котором студенты взаимодействуют, обучаются и развиваются. Интеграция цифровых технологий и концепции «Интернет+» в культуру общежитий обеспечивает формирование здоровой, позитивной и взаимоподдерживающей среды, что в свою очередь положительно сказывается на общем качестве образовательного процесса и студенческой жизни. Объектом данного исследования является культура общежития в китайских колледжах и университетах. Целью исследования является анализ и оценка влияния цифровых технологий и концепции «Интернет+» на культуру общежитий в китайских университетах и колледжах. Методы исследования: анализ научной литературы и публикаций по теме исследования, обобщение, систематизация, дедукция. Научная новизна: исследование предоставляет анализ современных тенденций в области использования «Интернет+» и цифровых технологий для улучшения социальных взаимодействий и формирования культуры в студенческих общежитиях Китая. Кроме того, оно раскрывает практические направления интеграции цифровых инструментов в повседневную жизнь общежитий, что может быть актуально для других стран и культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of building hostel culture in Chinese colleges and universities on the background of “Internet+”

In the modern world, information technologies are increasingly influencing various aspects of life, including education and social communications. Social and cultural practices are undergoing significant changes, creating a unique combination of traditional values and the latest technological advances. The transformation of hostel culture, driven by the introduction of digital technologies, opens up new perspectives for studying the interaction between established social structures and modern digital innovations. The dormitory culture at universities and colleges in China creates a social and cultural space in which students interact, learn and develop. The integration of digital technologies and the Internet+ concept into the culture of hostels ensures the formation of a healthy, positive and mutually supportive environment, which in turn has a positive effect on the overall quality of the educational process and student life. The subject of this study is the dormitory culture in Chinese colleges and universities. The purpose of the study is to analyze and evaluate the impact of digital technologies and the Internet+ concept on the dormitory culture in Chinese universities and colleges. Research methods: analysis of scientific literature and publications on the research topic, generalization, systematization, deduction. Scientific novelty: The study provides an analysis of current trends in the use of Internet+ and digital technologies to improve social interactions and shape culture in student dormitories in China. In addition, it reveals practical directions for integrating digital tools into the daily life of hostels, which may be relevant to other countries and cultures.

Текст научной работы на тему «Исследование построения культуры общежития в китайских колледжах и университетах на фоне «Интернет+»»

Лян Юйпэн

Магистр. Цицикарский университет, город Цицикар, провинция Хэйлунцзян, Китай.

Исследование построения культуры общежития в китайских колледжах и университетах на фоне «Интернет+»

Культура общежития в высших учебных заведениях представляет собой комплекс социальных норм, ценностей, традиций и обычаев (поведение, взаимодействие между студентами, образ жизни, организация досуга), которые функционируют в студенческих общежитиях.

Общежития являются не просто местами проживания студентов, но и центрами социальной активности, обучения и развития. В них складываются уникальные социальные нормы и стандарты поведения. Студенты учатся взаимодействовать с разными людьми, адаптироваться к условиям жизни и работать в команде.

Культура общежития включает в себя ряд основополагающих элементов, куда входят выполнение ежедневных обязанностей, организация совместных мероприятий, участие в спортивных и культурных событиях, создание учебных групп и многое другое, что в конечном итоге способствует формированию крепких социальных связей и чувства единения среди студентов. Важной составляющей культуры общежития является воспитательная работа, которая направлена на развитие личности студента, формирование ответственности, самостоятельности и умения принимать взвешенные решения [9, с. 184].

Рассматривая историю развития культуры общежитий в китайских учебных заведениях, необходимо отметить, что изначально, в традиционном китайском образовании, которое было сосредоточено вокруг школ и академий, предоставление жилья для учащихся не было распространенной практикой. Однако, с развитием модернизации и глобализации, общежития стали неотъемлемой частью китайской образовательной инфраструктуры.

Китайские учебные заведения начали активно внедрять систему общежитий в XX веке, на фоне развития системы образования в целом. Общежития в основном служили простым жильем, предоставляя студентам базовые условия для проживания и учебы [10, с. 134].

Во конце XX века и начале XXI века, с ростом экономики, рас_

ширением образовательного потенциала и увеличением количества ■

студентов в китайских университетах и колледжах возникла необходимость улучшения инфраструктуры общежитий. В этот период начинает формироваться концепция культуры общежитий, а сами общежития стали выступать не только местом проживания, но и важным центром социальной и академической жизни студентов. Для формирования более тесного студенческого сообщества были внедрены такие инициативы, как организация культурных мероприятий, спортивных соревнований и специальных пространств для социальных коммуникаций [3, с. 312].

В настоящее время, в эпоху развития «Интернет+» и цифровых технологий, общежития китайских учебных заведений стали активно интегрировать элементы цифровых решений в свою инфраструктуру и культурную жизнь.

Терминологически, «Интернет+» представляет собой концепцию расширения традиционного Интернета за счет его интеграции с другими передовыми технологиями и платформами с целью использования в различных секторах экономики (например, производство, здравоохранение, образование, городское управление) для создания более интеллектуальных, связанных и эффективных систем и услуг.

В частности, в области образования «Интернет+» трансформирует традиционные образовательные методики, предлагая новые возможности для обучения, коммуникации и управления образовательным процессом за счет использования онлайн-платформ для обучения, цифровых ресурсов для расширения учебных материалов, а также социальных медиа для облегчения коммуникации между студентами и преподавателями. Это приводит к созданию более гибких и интерактивных форм обучения, давая возможность студентам иметь постоянный доступ к образовательным ресурсам вне традиционного классного пространства. Таким образом, «Интернет+» способствует развитию более инклюзивного и доступного образования [6, с. 140].

Отдельно следует выделить роль «Интернет+» в формировании студенческой культуры и социализации. Так, в контексте общежитий, это означает, что социальные взаимодействия и культурные мероприятия все чаще происходят в онлайн-формате. Студенты используют цифровые платформы для организации мероприятий, обсуждения учебных вопросов и поддержания социальных связей.

Одними из важнейших аспектов применения возможностей «Ин-тернет+» в области культуры общежитий китайских учебных заведений выступают надзор, управление и система обеспечения безопас-_

ности и эффективности функционирования сетью кампуса. Наиболее важными элементами в данной области являются [1, с. 132]:

1. Создание и поддержка надежной и эффективной ИТ-инфраструктуры с точки зрения обеспечения качественного и бесперебойного доступа к Интернету, защиты данных и сетей от несанкционированного доступа и кибератак. Реализация данного элемента является наиболее важным аспектом и предполагает создание масштабируемой и надежной системы, способной обслуживать большое количество пользователей. Основой системы являются высокоскоростные Интернет-каналы, Wi-Fi сети с широким покрытием на территории кампуса и обеспечение стабильного подключения к Интернету в общежитиях и других общественных зонах. Защита данных и сетей включает реализацию многоуровневой системы безопасности, которая состоит из фаерволов, систем обнаружения и предотвращения вторжений, антивирусного программного обеспечения и других средств киберзащиты, а также системы их регулярного обновления.

2. Разработка и внедрение политик и регламентов, касающихся использования сетевых ресурсов кампуса. Целями разработки данных политик выступают защита сетевой инфраструктуры от внешних угроз (вирусы, хакерские атаки и другие виды киберпреступле-ний); регулирование доступа к персональным и конфиденциальным данным; предотвращение злоупотребления сетевыми ресурсами.

Основные составляющие политик и регламентов [5, с. 31]:

- определение допустимых и недопустимых способов использования Интернета в кампусе, в том числе, доступ к сайтам, загрузка материалов и использование социальных сетей;

- установление правил для доступа к сетевым дискам, базам данных и другим цифровым ресурсам;

- процедуры для защиты паролей, использования антивирусного программного обеспечения и обеспечения безопасности персональных устройств;

- регламентация обработки и хранения персональных данных студентов и сотрудников;

- правила использования социальных сетей в контексте образовательной деятельности и представления учебного заведения;

- установление мер ответственности за нарушение правил.

3. Поведение обучающих программ для студентов и сотрудников:

- курсы и семинары по цифровой безопасности, нацеленные на обучение основам защиты данных и устройств;

- обучение основам цифровой этики, например, как вести себя

в социальных сетях, избегать кибербуллинга и уважительно взаимодействовать в онлайн-пространстве;

- обучение в области защиты личных данных, например, разъяснения о том, какие данные считаются конфиденциальными, как избежать их утечки и какие шаги предпринять в случае компрометации личных данных;

- практические семинары и тренинги, интерактивные он-лайн-курсы и игры.

4. Внедрение систем мониторинга и анализа трафика в контексте управления сетью кампуса. Основной целью в данной области выступает отслеживание и анализ сетевого трафика, а также своевременное выявление и предотвращение потенциальных угроз безопасности. Системы мониторинга сетевого входящего и исходящего трафиков непрерывно отслеживают данные, которые проходят через сеть общежития, чтобы определить необычные или подозрительные паттерны. Например, большое количество трафика, направленного к одному серверу, может указывать на DDoS-атаку, а необычно высокий объем данных, отправляемых с устройства, может свидетельствовать о наличии вредоносного ПО. Анализ трафика включает в себя более глубокое исследование данных для выявления конкретных угроз или аномалий. Используются специализированные инструменты и технологии, в частности, системы обнаружения вторжений (IDS) и системы предотвращения вторжений (IPS). При обнаружении потенциальной угрозы данные системы могут автоматически блокировать вредоносный трафик или предпринимать другие меры по снижению рисков [7, с. 34].

5. Формирование квалифицированной команды ИТ-специалистов. Данный персонал отвечает за обеспечение непрерывной и эффективной работы сетевой инфраструктуры, а также доступность сетевых ресурсов для всех пользователей кампуса, и осуществляет регулярное техническое обслуживание оборудования, устранение неисправностей, обновление программного обеспечения и аппаратных компонентов.

6. Выделение положительных функций «Интернет+» в контексте стимулирования культуры общежития и здоровья здания с акцентом на конструктивных и позитивных факторах использования цифровых технологий с целью улучшения качества жизни студентов и сотрудников.

В контексте развития культуры общежития в китайских колледжах и университетах на фоне «Интернет+», необходимо отметить

■ позицию «положения в сети», характеризующую статус, который за-

нимает студент в онлайн-пространстве, а также отражающую влияние, которое учебные заведения или их общежития оказывают через Интернет и социальные медиа (веб-сайты, активность в социальных сетях, а также участие студентов и персонала в онлайн-сообществах).

Значительные возможности в данном контексте предоставляет создание специальных веб-сайтов и веб-страниц, играющих в том числе, важную роль в повышении эффективности воспитательной работы среди студентов общежитий, а также разработка платформ для рекламы культуры сети кампуса колледжей и университетов, как стратегический шаг в направлении активного продвижения культуры, распространения информации, укрепления сообщества и популяризации различных аспектов студенческой жизни.

Веб-сайты и платформы рекламы культуры сети, хотя и тесно связаны, служат различным целям, особенно в контексте продвижения культуры общежитий в колледжах и университетах. Так, веб-сайт общежития служит более традиционной и официальной цели информационного и образовательно-воспитательного ресурса, предоставляет подробную информацию о правилах общежития, учебных программах, мероприятиях кампуса и академическом календаре; обычно имеет официальный характер и поддерживается учебным заведением (или администрацией общежития), отражая его политику и ценности. Платформа рекламы культуры сети кампуса ориентирована на маркетинг и продвижение культурных и социальных аспектов жизни в общежитии, фокусируется на популяризации событий, достижениях студентов и особенностях студенческой жизни, предполагает активное использование интерактивных элементов (социальные медиа, форумы и медиа-контент) для привлечения внимания студентов и стимулирования их участия [11, с. 27].

Вместе с тем, несмотря на приведенные отличия, в практике учебных заведений Китая, структура и возможности данных ресурсов часто пересекаются, в связи с чем, их функционал, как правило, рассматривается как одно целое.

Ключевыми функциями веб-сайтов и платформ, как инструментов развития культуры общежития, являются [12, с. 134]:

1. Информационная функция. Использование веб-сайтов и платформ как информационных центров для студентов, проживающих в общежитиях, предполагает создание универсальных онлайн-ре-сурсов, которые обеспечивают легкий доступ ко всей необходимой

информации, связанной с жизнью и обучением в кампусе. Такие ре_

сурсы могут предоставлять подробную информацию о последних новостях общежития, условиях проживания, правилах и регламентах общежития, доступных удобствах и услугах, контактной информации, а также карте кампуса с расположением таких важных объектов, как столовые, прачечные, спортивные комплексы и библиотеки. Вебсайт может предлагать доступ к учебным материалам, расписаниям занятий, экзаменов, культурных и спортивных мероприятий, а также других важных событий в общежитии. Учитывая, что большинство студентов активно используют мобильные устройства, важно обеспечить, чтобы веб-сайты и платформы были удобны для просмотра и использования на смартфонах и планшетах.

2. Коммуникационная функция. В рамках общения и взаимодействия Веб-сайты и платформы общежитий могут включать:

- форумы и доски объявлений, где студенты общежития могут общаться, обмениваться информацией, задавать вопросы и публиковать объявления о совместных мероприятиях, продаже/обмене учебников и другом;

- интегрированные социальные сети или группы студентов по интересам;

- чаты и личные сообщения, позволяющие студентам общаться в более неформальной обстановке, обмениваться быстрыми сообщениями и устанавливать более тесные социальные связи.

3. Образовательная функция. Веб-сайты, используемые как платформы для программ развития и лидерства в рамках культуры общежития, могут предоставлять студентам возможности для личностного роста, развития лидерских качеств и активного участия в жизни кампуса и учебного заведения. В качестве актуальных инструментов в рамках данной функции можно выделить [4, с. 168]:

- создание менторских программ, где опытные студенты или выпускники могут поделиться своим опытом и знаниями с младшими студентами;

- онлайн-курсы и тренинги, направленные на развитие лидерских навыков;

- включение проектов и инициатив, направленных на улучшение общежития (программы по экологии, общественные акции, добровольческая деятельность и другие проекты, которые способствуют формированию ответственного и вовлеченного студенческого сообщества).

4. Функция обратной связи. Может включать в себя следующие элементы сайта и возможности для студентов [8, с. 69]:

- разделы, где студенты могут оставлять свои отзывы, предложения и замечания по поводу жизни в общежитии, качества обслуживания, мероприятий и услуг, предоставляемых общежитием (формы обратной связи, анкеты, опросы или открытые форумы);

- система голосования для принятия важных решений или выбора мероприятий и проектов в общежитии;

- публикация результатов опросов и обратной связи на веб-сайте или платформе, а также информирование студентов о принятых мерах в ответ на их предложения и замечания;

- предоставление студентам возможности самим участвовать в создании контента, например, путем написания статей, ведения бло-гов или создания видеоматериалов.

5. Воспитательная функция. Веб-сайты и платформы способствуют формированию ценностей, социальных навыков и личностного развития студентов в рамках публикации материалов, которые направлены на формирование и укрепление таких ценностей, как честность, ответственность, уважение и толерантность; предложения интерактивных модулей и программ, нацеленных на развитие коммуникативных навыков, умений работать в команде, решать конфликты и эффективно взаимодействовать в социальных ситуациях; размещения информации и ресурсов, посвященных физическому здоровью, правильному питанию, физическим упражнениям и профилактике заболеваний.

В настоящее время на фоне «Интернет+» многие университеты в Китае активно используют онлайн-платформы для обеспечения доступа к образовательным ресурсам. Например, платформа MOOCs (Massive Open Online Courses), предоставляет студентам возможность участвовать в онлайн-курсах, ведущихся как отечественными, так и международными учебными заведениями. Платформы социальных медиа WeChat и Sina Weibo активно используются для создания и поддержания социальных связей среди студентов. Некоторые университеты внедряют специализированные приложения для управления жизнью в общежитиях, которые могут использоваться для бронирования бытовой техники, оплаты коммунальных услуг, управления доступом в общежитие и общения с администрацией. Отдельные общежития организуют онлайн-мероприятия и конкурсы для стимулирования культурного и творческого развития студентов (фото- и видеоконкурсы, виртуальные выставки, онлайн-фестива-ли), позволяющие им демонстрировать свои таланты и участвовать в культурном обмене [2, с. 63].

В заключение можно отметить, что использование возможностей ■

«Интернет+» способствует трансформации традиционных подходов к управлению и взаимодействию в общежитиях, предоставляя новые возможности для образования, социального взаимодействия и личностного развития студентов в учебных заведениях Китая. Веб-сайты и платформы рекламы культуры сети кампуса выступают эффективными инструментами для продвижения культурных и образовательных мероприятий, а также для активного взаимодействия студентов. Однако, использование «Интернет+» ставит перед учебными заведениями новые вызовы, в том числе, необходимость обеспечения цифровой безопасности и этичного поведения в сети, требуя разработки и внедрения эффективных политик использования сетевых ресурсов, образовательных программ по цифровой безопасности и развития компетентной ИТ-инфраструктуры. В будущем необходимо продолжать исследования в данной области, чтобы максимально использовать потенциал «Интернет+» и цифровых технологий для улучшения качества студенческой жизни и обучения в Китае.

Библиографический список

1. Арташкина Т.А. Китайская традиционная культура как духовная и идеологическая основа китайской корпоративной культуры / Т.А. Арташкина, И. Ван // Общество: философия, история, культура. 2018. № 11 (55). С. 127-134.

2. Ван Б. Китайская культура и развитие творчества студентов колледжа / Б. Ван // Академия профессионального образования. 2020. № 3 (94). С. 59-67.

3. Жань Л. Стратегия и методика преподавания китайской культуры русским студентам, изучающим китайский язык // Синергия Наук. 2020. № 45. С. 306-318.

4. Жданова С.Ю. Восприятие родного дома и общежития российскими и китайскими студентами / С.Ю. Жданова, В.С. Краева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. № 2. С. 162-172.

5. Лепешкина А.Б. Формирование проектной культуры в профессиональной подготовке студентов колледжа // Среднее профессиональное образование. 2021. № 1 (305). С. 29-33.

6. Резинкина Л.В. Управленческая культура студентов колледжа / Л.В. Резинкина И.В. Янык // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2020. № 4. С. 138-141.

7. Рудинский И.Д. Формирование культуры информационной безопасности студентов колледжа / И.Д. Рудинский, Д.Я. Околот // Информатика и образование. 2019. № 9 (308). С. 29-36.

8. Фэн М. Некоторые проблемы финансирования китайских студентов колледжа в условиях интернет-мышленя / М. Фэн, Л.В. Козилова // Научные горизонты. 2023. № 5 (69). С. 65-75.

9. Цинчжо Ч. Глобализация и китайская культура (по работам китайских ученых) / Ч. Цинчжо, Р.А. Нуртазина // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. Т. 17. № 3 (45). С. 179-187.

10. Чжан В. Исследование специализации журналистики и коммуникационного образования в китайских этнических колледжах и университетах // Современный ученый. _

т

2023. № 3. С. 133-135.

11. Эрдынеева К.Г. Формирование цифровой культуры обучающихся колледжа: субъ-ектно-деятельностный подход / К.Г. Эрдынеева, А.А. Васильев // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 1. С. 22-31.

12. Юй И. Использование традиционных китайских видов спорта в повышении физического и психического благополучия студентов колледжа / И. Юй, Л.Н. Рогалева // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 2. С. 129-138.

References

1. Artashkina T.A. Chinese traditional culture as the spiritual and ideological basis of Chinese corporate culture / T.A. Artashkina, I. Van // Society: philosophy, history, culture. 2018. № 11 (55). Р. 127-134.

2. Wang B. Chinese culture and the development of creativity of college students / B. Wang // Academy of Professional Education. 2020. № 3 (94). Р. 59-67.

3. Zhan L. Strategy and methodology of teaching Chinese culture to Russian students studying Chinese // Synergy of Science. 2020. № 45. Р. 306-318.

4. Zhdanova S.Yu. Perception of home and hostel by Russian and Chinese students /

5.Yu. Zhdanova, V.S. Kraeva // Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2020. Vol. 30. № 2. P. 162-172.

5. Lepeshkina A.B. Formation of project culture in the professional training of college students // Secondary vocational education. 2021. № 1 (305). Р. 29-33.

6. Rezinkina L.V. Management culture of college students / L.V. Rezinkina I.V. Yanyk // Bulletin of the St. Petersburg State University of Technology and Design. Series 3: Economics, humanities and social sciences. 2020. № 4. Р. 138-141.

7. Rudinsky I.D. Formation of a culture of information security among college students / I.D. Rudinsky, D.Ya. Okolot // Computer science and education. 2019. № 9 (308). Р. 29-36.

8. Feng M. Some problems of financing Chinese college students in the context of Internet thinking / M. Feng, L.V. Kozilova // Scientific horizons. 2023. № 5 (69). Р. 65-75.

9. Qingzhuo Ch. Globalization and Chinese culture (based on the works of Chinese scientists) / Ch. Qingzhuo, R.A. Nurtazina // Eurasian integration: economics, law, politics. 2023. Vol. 17. № 3 (45). Р. 179-187.

10. Zhang W. Study of the specialization of journalism and communication education in Chinese ethnic colleges and universities // Modern scientist. 2023. № 3. P. 133-135.

11. Erdyneeva K.G. Formation of digital culture of college students: subject-activity approach / K.G. Erdyneeva, A.A. Vasiliev // Scientific notes of the Transbaikal State University. 2020. Vol. 15. № 1. P. 22-31.

12. Yu I. The use of traditional Chinese sports in improving the physical and mental well-being of college students / I. Yu, L.N. Rogaleva // International student scientific bulletin. 2020. № 2. P. 129-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.