Чжао Цисинь
Преподаватель, магистр. Цицикарский университет, город Цицикар, провинцияХэйлунцзян, Китай.
Введение в проблемы стоящие на пути формирования культуры общежитий в китайских колледжах и университетах, и меры по их решению
Обеспечение качественной культурной среды в общежитиях является важным элементом создания благоприятной атмосферы на кампусе, способствующей всестороннему развитию студентов. Это, в свою очередь, имеет долгосрочное влияние на формирование профессиональных и личностных качеств будущих выпускников, что важно для социального и экономического развития страны в целом [10, с. 47].
Культура общежитий в учебных заведениях объединяет различные элементы жизни студентов в условиях совместного проживания. Общежития служат местом, где студенты учатся адаптироваться к новой среде, особенно важной для первокурсников и зарубежных студентов. Жизнь в общежитии предоставляет студентам возможности для развития самостоятельности, ответственности и самореализации, а сами общежития создают среду для социализации, где студенты могут взаимодействовать, общаться и налаживать отношения, а также условия для академических коммуникаций, например, совместная учеба и обсуждение академических вопросов. Культура общежития охватывает способы управления и организации жизни в нем, распределение обязанностей, правила поведения и участие студентов в управлении и ряд других вопросов.
Историческое развитие культуры общежитий в китайских колледжах и университетах тесно связано с общим развитием системы высшего образования в Китае и социально-политическими изменениями в стране. В разрезе временных периодов данное развитие может представлено следующим образом: [5, с. 45]
1. Ранний период (начало XX века). Формирование системы высшего образования в Китае относится к началу XX века и связано с открытием первых университетов (например, Пекинский университет). На этом этапе образование было сильно ограничено и доступ-
№
но лишь узкому кругу населения, а формирование общежитий было скорее экспериментальным процессом. Общежития были доступны лишь для небольшого числа студентов, в основном из элиты, и предоставляли базовые удобства и условия для учебы.
2. 1950-е годы. После учреждения Китайской Народной Республики в стране произошло значительное расширение сети университетов и колледжей для промышленного развития страны, что потребовало создания большего числа общежитий. В этот период началось формирование более структурированной системы общежитий, направленной на поддержку индустриализации и подготовку кадров. Общежития стали служить не только местом проживания, но и средой для политического образования и воспитания студентов.
3. Культурная революция (1966-1976 гг.). Данный период ознаменовался значительным упадком в системе образования, поскольку университеты были закрыты, а образовательный процесс был сильно политизирован. Общежития часто становились ареной политических споров и кампаний.
4. 1980-е и 1990-е годы. После окончания Культурной революции последовал период интенсивных реформ. В 1978 году были возобновлены вступительные экзамены в университеты, что стало символом возрождения академической жизни. Период характеризовался расширением доступа к высшему образованию, увеличением количества университетов и студентов, а также интеграцией с международным академическим сообществом. С дальнейшим ростом числа студентов общежития начали играть все более значительную роль. Стало уделяться больше внимания созданию благоприятной учебной и социальной среды, хотя условия в общежитиях часто продолжали оставаться достаточно скромными.
5. XXI век. На данном этапе китайская система высшего образования продолжила развиваться с упором на качество образования, международное сотрудничество, исследования и инновации. Программы «211» и «985» были направлены на создание мирового класса университетов. Началось активное инвестирование в инфраструктуру общежитий с целью улучшить условия проживания и создать более благоприятную образовательную среду. Общежития стали рассматриваться как важный элемент кампусной культуры, способствующий интеграции студентов, их социальному и личностному развитию.
В последние годы в Китае происходит дальнейшее развитие культуры общежитий с учетом глобальных тенденций. Увеличение числа
иностранных студентов и преподавателей, а также активное участие ■
китайских университетов в международном образовательном сообществе требует создания полноценной многофункциональной культурной среды в общежитиях.
Современную культуру общежитий в китайских учебных заведениях можно охарактеризовать следующими аспектами: [1, с. 64]
- общежития значительно отличаются от своих предшественников в области оснащения необходимыми удобствами в виде индивидуальных и общих учебных зон, зон отдыха, организации высокоскоростного интернета и других технологических удобств;
- общежития служат важным пространством для социализации студентов, предлагая различные культурные и образовательные мероприятия, в частности, языковые клубы, спортивные соревнования и культурные вечера. Организация данных мероприятий направлена на формирование чувства единства и взаимопонимания среди студентов различных культурных и этнических групп;
- большое внимание в общежитиях уделяется личностному развитию студентов в рамках приобретения социальных навыков, навыков лидерства и самостоятельности;
- общежития стремятся создать своеобразную инклюзивную среду, которая приветствует студентов из разных социально-экономических слоев населения;
- общежития поощряют активное участие студентов в управлении через студенческие советы и комитеты, с целью развития организационных и управленческих навыков, а также укрепления чувство ответственности и принадлежности к университетскому сообществу.
Актуальными практиками со стороны практик китайских университетов и колледжей в области формирования культуры общежитий являются: [3, с. 193]
1. Создание студенческих сообществ. Некоторые университеты успешно формируют данные организации внутри общежитий, с целью повышения активности культурных и образовательных мероприятий способствующих взаимопониманию и социальной интеграции студентов.
2. Программы наставничества, представляющие собой инициативы, в рамках которых старшекурсники или выпускники помогают новым студентам адаптироваться к университетской жизни.
3. Постоянное улучшение инфраструктуры. Данная практика
предполагает инвестиции в модернизацию инфраструктуры обще_
житий, обновление жилых помещений, создание общих зон для учебы и отдыха.
4. Внедрение современных технологий для улучшения управления общежитиями и облегчения общения между студентами и администрацией.
5. Внедрение экологически значимых практик в управлении общежитиями, реализуемых с целью повышения экологической осведомленности и ответственности студентов.
6. Организация мероприятий, способствующих культурному обмену и пониманию между студентами из разных культурных и этнических групп.
Вместе с тем, в процессе формирования культуры, общежития китайских колледжей и университетов сталкиваются с рядом объективных проблем, которые влияют на их эффективное функционирование и развитие. К наиболее актуальным проблемам можно отнести: [8, с. 21]
1. Перенаселенность. В последние десятилетия Китай испытал значительный рост численности студентов, благодаря расширению доступа к высшему образованию, что привело к увеличению спроса на жилье в университетских кампусах. При этом, несмотря на строительство новых общежитий, многие учебные заведения не могут успеть за быстро растущим числом студентов, что приводит к дефициту жилья.
Проблемы, связанные с перенаселенностью, включают в себя: [12, с. 29]
- снижение качества проживания, поскольку перенаселенность может приводить к ухудшению жилищных условий, недостатку личного пространства, уменьшению количества санитарных удобств и общих зон;
- влияние на учебный процесс, т.к. переполненные общежития могут негативно сказываться на академической успеваемости студентов из-за отсутствия мест для учебы и отдыха, обладающих характеристиками, важными для отдельных студентов;
- психологические проблемы, обусловленные постоянным нахождением в переполненной среде, что может вызывать стресс, чувство беспокойства и ухудшать психологическое благополучие отдельных студентов;
- проблемы со здоровьем и гигиеной - высокая плотность студентов в общежитиях может способствовать распространению инфекционных заболеваний и ухудшению санитарно-гигиенических условий.
Возможными решениями данной проблемы выступают строи- ■
тельство новых общежитий и реконструкция существующих для увеличения вместительности; внедрение более эффективных систем распределения жилья среди студентов, возможно с использованием цифровых технологий; сотрудничество с частными компаниями для предоставления альтернативных вариантов студенческого жилья; улучшение управленческих практик для повышения качества жизни китайских студентов в условиях ограниченного пространства.
2. Инфраструктурные проблемы. Обусловлены быстрым ростом численности студентов, финансовыми ограничениями учебных заведений, расположением некоторых общежитий в устаревших зданиях, а также техническими и проектными недочетами. Данный комплекс проблем включает в себя: [6, с. 52]
- недостаток учебных и развлекательных пространств. Важной частью инфраструктуры общежитий являются библиотеки, учебные комнаты, зоны для общения и спортивные площадки. Их недостаток или ненадлежащее состояние негативно влияют на качество образовательного и социального опыта студентов;
- ограниченные санитарно-гигиенические условия. В общежитиях с ограниченной инфраструктурой часто наблюдается недостаточное количество туалетов и душевых, а также проблемы с водоснабжением и канализацией;
- недостаточная адаптация общежитий для нужд студентов с ограниченными физическими возможностями;
- несоответствие современным стандартам экологической устойчивости, энергоэффективности, обращения с отходами и использования возобновляемых источников энергии.
Решение этих проблем предполагает модернизацию существующих зданий, а также обеспечение их современным стандартам комфорта, безопасности и экологической устойчивости, что в свою очередь требует значительных инвестиций.
3. Проблемы технологического оснащения в общежитиях, в частности обеспечение высокоскоростного доступа интернету на всей территории кампуса; наличие устаревших компьютеров, принтеров и другого оборудования в общежитиях, отсутствие специализированных программных и аналитических инструментов; недостаточное качество организации кибербезопасности; ограниченный доступ к онлайн-библиотекам и информационным ресурсам; трудности в поддержании и обновлении технологий. [2, с. 72]
Для устранения проблем технологического оснащения необходи-_
■ мо обновление и модернизация технологической инфраструктуры,
улучшение доступа к современным образовательным ресурсам и внедрение современных систем кибербезопасности.
4. Проблемы управления общежитиями китайских колледжей и университетов, связанные с координацией и эффективностью организационных процессов, включают в себя: [9, с. 35]
- недостаток ресурсов. Управление общежитиями требует эффективного распределения финансовых, кадров, технических и прочих ресурсов, при этом, ограниченные ресурсы могут затруднить развитие культуры общежитий поддержание качества жилья для студентов;
- трудности в адаптации управленческих практик к быстро меняющейся образовательной среде и потребностям студентов;
- конфликт интересов между администрацией университета и студентами, особенно в вопросах, касающихся стоимости проживания, качества услуг и правил проживания в общежитиях;
- недостаточная подготовка и квалификация персонала, занимающегося управлением общежитиями, приводящая к низкой эффективности управления и слабому уровню обслуживания.
Для решения перечисленных проблем необходимо повышение квалификации управленческого персонала, разработка эффективных стратегий обеспечения ресурсами, усиление студенческого участия в управлении общежитиями, а также прозрачность и открытость управления для укрепления доверия и сотрудничества между студентами и администрацией.
5. Проблемы социального и культурного разнообразия. Интеграция и взаимодействие студентов из различных социокультурных слоев, а также разных государств, может создавать следующие сложности в культуре общежитий: [11, с. 93]
- культурные столкновения, обусловленные внесением студентами из разных регионов Китая, а также других стран, своих уникальных ценностей, традиций, обычаев, религиозных и культурных практик;
- барьеры, вызванные различиями социально-экономического статуса между студентами;
- языковые трудности, способствующие ограничению коммуникаций, особенно характерные для иностранных студентов;
- стереотипы и предубеждения среди студентов, приводящие к социальному исключению некоторых групп и усилению разделения
в студенческом сообществе. _
Для преодоления данных проблем требуется разработка и постоянное улучшение образовательных программ по культурному обмену и обучению культурной компетентности, создание платформ для общения и взаимодействия между студентами, а также создание политик и инициатив, направленных на продвижение уважения культурного разнообразия.
6. Проблемы психологического благополучия студентов, связанные с различными факторами внешней среды и условий проживания: [4, с. 169]
- стресс и тревожность среди студентов, вызванные интенсивностью учебного процесса, давлением со стороны академических и социальных ожиданий;
- социальная изоляция, особенно характерная для студентов, приезжающих из других регионов или стран;
- проблемы сна и отдыха, обусловленные недостатком личного пространства в общежитиях;
- недостаток психологической поддержки;
- проблемы с физическим здоровьем, вызванные плохим питанием, недостаточной физической активностью или нездоровым образом жизни.
Для устранения проблем актуально создание на территории кампусов и общежитий поддерживающей среды, предлагающей доступ к психологическим услугам, программам по снижению стресса, а также развитию социального взаимодействия и культурной интеграции. Также важно обеспечить студентов информацией о стратегических и тактических мерах поддержки психологического здоровья и предоставить доступ к ресурсам и услугам, которые могут помочь им справиться с трудностями студенческой жизни.
7. Бюджетные ограничения учебных заведений и общежитий, создающие следующие проблемы:
- доступность и качество жилья, поскольку бюджетные ограничения могут привести к снижению качества услуг и условий проживания в общежитиях;
- зависимость от внешнего финансирования, повышающая риски нестабильности и непредсказуемости планирования и развитии общежитий;
- проблема распределения бюджета, обусловленная тем, что во многих случаях средства университета могут быть распределены с приоритетом на другие сферы, в частности, академические программы, исследовательские проекты или административные нужды,
■ оставляя общежития с меньшей долей финансирования.
Для решения этих проблем учебным заведениям требуется разработать стратегии эффективного распределения и использования средств, искать альтернативные источники финансирования и привлекать частные инвестиции, а также оптимизировать текущие расходы для улучшения условий проживания в общежитиях. В данной области важно выстраивать прозрачное и ответственное управление бюджетными ресурсами, чтобы обеспечить их наиболее эффективное использование. [7, с. 79]
В заключение можно отметить, что культура общежитий в китайских колледжах и университетах играет важную роль в образовательном и социальном развитии студентов и включает большое количество элементов (социализация, адаптация, личностное развитие, академическое взаимодействие, управление, организация и др.). Культура общежития значительно влияет на общий опыт студенческой жизни, способствуя формированию необходимых в будущем навыков и ценностей.
Основными проблемами культуры общежитий выступают перенаселенность, инфраструктурные ограничения, управленческие проблемы, бюджетные ограничения, а также трудности, связанные с социальным и культурным разнообразием. Устранение данных проблем предполагает улучшение инфраструктуры, инвестиции в технологии, развитие эффективных стратегий управления, а также поддержку психологического благополучия студентов. В условиях постоянного технологического развития и глобализации, культура общежитий в китайских колледжах и университетах требует непрерывного внимания, инноваций и адаптации к изменяющимся потребностям, чтобы обеспечить студентам необходимую и благоприятную среду для обучения и развития.
Библиографический список
1. Ван Б. Китайская культура и развитие творчества студентов колледжа // Академия профессионального образования. 2020. № 3 (94). С. 59-67.
2. Гигиеническая оценка условий проживания иностранных студентов в общежитии Пермского государственного медицинского университета / И.П. Корюкина, Т.А. Кулеш, Т.В. Зуева, Т.П. Арбузова // Пермский медицинский журнал. 2018. Т. 35. № 2.С. 68-74.
3. Ди Г. Роль университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне в развитии российско- китайского образовательного сотрудничества // Заметки ученого. 2022. № 8. С. 191-194.
4. Жданова С.Ю. Восприятие родного дома и общежития российскими и китайскими студентами / С.Ю. Жданова, В.С. Краева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. № 2. С. 162-172.
5. Лапуцкий В.С. Особенности пребывания и обучения китайских студентов в бело-
ж
русских университетах // Вести БГПУ. Серия 2. История. Философия. Политология. Социология. Экономика. Культурология. 2020. № 3 (105). С. 41-46.
6. Мэн Ф. Особенности вербальных и невербальных средств организации контента веб-сайтов китайских университетов // Студенческий. 2023. № 20-3 (232). С. 49-54.
7. Петросянц Д.В. Сотрудничество российских и китайских университетов: quo vadis? // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 3 (39). С. 77-81.
8. Понаморева Ю.В. Особенности адаптации иностранных студентов к социально - бытовым условиям в общежитиях студгородка Томского политехнического университета // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 42 (86). С. 18-22.
9. Синь Х. Процесс обучения юридической профессиональной этике в китайских колледжах и университетах // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 1. С. 30-39.
10. Стратегия интернационализации университета: китайский вектор / И.Ф. Китурко, Е.И. Белокоз, Ю.Э. Белых, Л.М. Середа // Высшая школа: научно-методический и публицистический журнал. 2019. № 6 (134). С. 45-48.
11. Уханьский университет технологий - один из ведущих китайских университетов // Нанотехнологии в строительстве: научный интернет-журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 90-94.
12. Четырёхгодичные колледжи и университеты США / К.С. Гордеев, А.А. Жидков, Е.С. Илюшина [и др.] // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 (87). С. 24-35.
References
1. Wang B. Chinese culture and the development of creativity of college students // Academy of Professional Education. 2020. № 3 (94). P. 59-67.
2. Hygienic assessment of the living conditions of foreign students in the dormitory of the Perm State Medical University / I.P. Koryukina, T.A. Kulesh, T.V. Zueva, T.P. Arbuzova // Perm Medical Journal. 2018. Vol. 35. № 2. P. 68-74.
3. Di G. The role of the MSU-PPI University in Shenzhen in the development of Russian-Chinese educational cooperation // Notes of a scientist. 2022. № 8. P. 191-194.
4. Zhdanova S.Yu. Perception of home and hostel by Russian and Chinese students /
5.Yu. Zhdanova, V.S. Kraeva // Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2020. Vol. 30. № 2. P. 162-172.
5. Laputsky V.S. Peculiarities of stay and training of Chinese students at Belarusian universities // Vesti BSPU. Series 2. History. Philosophy. Political science. Sociology. Economy. Culturology. 2020. № 3 (105). P. 41-46.
6. Meng F. Features of verbal and non-verbal means of organizing the content of websites of Chinese universities // Student. 2023. № 20-3 (232). P. 49-54.
7. Petrosyants D.V. Cooperation between Russian and Chinese universities: quo vadis? // Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2019. Vol. 9. № 3 (39). P. 77-81.
8. Ponamoreva Yu.V. Features of adaptation of foreign students to social and living conditions in the dormitories of the Tomsk Polytechnic University campus // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 42 (86). P. 18-22.
9. Xin H. The process of teaching legal professional ethics in Chinese colleges and universities // Problems of economics and legal practice. 2023. Vol. 19. № 1. P. 30-39.
10. University internationalization strategy: Chinese vector / I.F. Kiturko, E.I. Belokoz, Yu.E. Belykh, L.M. Sereda // Higher school: scientific, methodological and journalistic journal. 2019. № 6 (134). P. 45-48.
11. Wuhan University of Technology - one of the leading Chinese universities // Nanotech-nologies in construction: scientific online journal. 2021. Vol. 13. № 2. P. 90-94.
12. Four-year colleges and universities in the USA / K.S. Gordeev, A.A. Zhidkov, E.S. Ily-ushina [and others] // Modern scientific research and innovation. 2018. № 7 (87). P. 24-35.