Научная статья на тему 'Введение в проблемы стоящие на пути формирования культуры общежитий в китайских колледжах и университетах, и меры по их решению'

Введение в проблемы стоящие на пути формирования культуры общежитий в китайских колледжах и университетах, и меры по их решению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
развитие образования / культура общежитий / китайские колледжи / китайские университеты / проблемы общежитий в КНР / решение проблем общежитий в КНР / development of education / dormitory culture / Chinese colleges / Chinese universities / problems of dormitories in the PRC / solving problems of dormitories in the PRC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжао Цисинь

Культура общежития, будучи частью более широкой культуры кампуса, оказывает существенное влияние на академический успех и личностное развитие студентов. Она способствует формированию важных навыков в области коммуникаций, командной работы и эмоционального интеллекта. Однако китайские колледжи и университеты отмечают наличие значительных проблем, связанных с созданием и поддержанием этой культуры. В современном Китае, где высшее образование переживает период значительных перемен и внедрения инноваций, вопросы, связанные с культурой общежития, становятся предметов активных обсуждений на разных уровнях. С одной стороны, быстро растущее число студентов и расширение университетских кампусов создают новые возможности для социального взаимодействия и культурного обмена. С другой стороны, эти изменения предъявляют новые требования к управлению жизнью в общежитиях, учитывая разнообразие и многообразие студенческой аудитории. Объектом исследования являются элементы культуры общежитий в китайских колледжах и университетах. Целью исследования является анализ проблем и вызовов, стоящих на пути формирования культуры общежитий в китайских колледжах и университетах, а также формулировка предложений по их решению. Методы исследования: анализ научной литературы и публикаций по теме исследования, обобщение, систематизация, дедукцию. Научная новизна исследования заключается в анализе социокультурных норм, поведенческих паттернов и организационных структур, которые формируют повседневную жизнь и культуру в студенческих общежитиях Китая. Особое внимание уделяется взаимодействию между студентами, их адаптации к общежитию, а также роли общежития в формировании общей культуры кампуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction to the problems facing the way of forming residence culture in Chinese colleges and Universities and measures to solution them

Dorm culture, as part of the broader campus culture, has a significant impact on the academic success and personal development of students. It develops important skills in communication, teamwork and emotional intelligence. However, Chinese colleges and universities note significant challenges in creating and maintaining this culture. In modern China, where higher education is experiencing a period of significant change and innovation, issues related to hostel culture are becoming the subject of active discussions at different levels. On the one hand, rapidly growing student numbers and expanding university campuses are creating new opportunities for social interaction and cultural exchange. On the other hand, these changes place new demands on the management of life in dormitories, taking into account the diversity and diversity of the student population. The object of the study is the elements of dormitory culture in Chinese colleges and universities. The purpose of the study is to analyze the problems and challenges facing the formation of a dormitory culture in Chinese colleges and universities, as well as to formulate proposals for solving them. Research methods: analysis of scientific literature and publications on the research topic, generalization, systematization, deduction. The scientific novelty of the study lies in the analysis of sociocultural norms, behavioral patterns and organizational structures that shape everyday life and culture in student dormitories in China. Particular attention is paid to the interaction between students, their adaptation to the hostel, and the role of the hostel in shaping the overall campus culture.

Текст научной работы на тему «Введение в проблемы стоящие на пути формирования культуры общежитий в китайских колледжах и университетах, и меры по их решению»

Чжао Цисинь

Преподаватель, магистр. Цицикарский университет, город Цицикар, провинцияХэйлунцзян, Китай.

Введение в проблемы стоящие на пути формирования культуры общежитий в китайских колледжах и университетах, и меры по их решению

Обеспечение качественной культурной среды в общежитиях является важным элементом создания благоприятной атмосферы на кампусе, способствующей всестороннему развитию студентов. Это, в свою очередь, имеет долгосрочное влияние на формирование профессиональных и личностных качеств будущих выпускников, что важно для социального и экономического развития страны в целом [10, с. 47].

Культура общежитий в учебных заведениях объединяет различные элементы жизни студентов в условиях совместного проживания. Общежития служат местом, где студенты учатся адаптироваться к новой среде, особенно важной для первокурсников и зарубежных студентов. Жизнь в общежитии предоставляет студентам возможности для развития самостоятельности, ответственности и самореализации, а сами общежития создают среду для социализации, где студенты могут взаимодействовать, общаться и налаживать отношения, а также условия для академических коммуникаций, например, совместная учеба и обсуждение академических вопросов. Культура общежития охватывает способы управления и организации жизни в нем, распределение обязанностей, правила поведения и участие студентов в управлении и ряд других вопросов.

Историческое развитие культуры общежитий в китайских колледжах и университетах тесно связано с общим развитием системы высшего образования в Китае и социально-политическими изменениями в стране. В разрезе временных периодов данное развитие может представлено следующим образом: [5, с. 45]

1. Ранний период (начало XX века). Формирование системы высшего образования в Китае относится к началу XX века и связано с открытием первых университетов (например, Пекинский университет). На этом этапе образование было сильно ограничено и доступ-

но лишь узкому кругу населения, а формирование общежитий было скорее экспериментальным процессом. Общежития были доступны лишь для небольшого числа студентов, в основном из элиты, и предоставляли базовые удобства и условия для учебы.

2. 1950-е годы. После учреждения Китайской Народной Республики в стране произошло значительное расширение сети университетов и колледжей для промышленного развития страны, что потребовало создания большего числа общежитий. В этот период началось формирование более структурированной системы общежитий, направленной на поддержку индустриализации и подготовку кадров. Общежития стали служить не только местом проживания, но и средой для политического образования и воспитания студентов.

3. Культурная революция (1966-1976 гг.). Данный период ознаменовался значительным упадком в системе образования, поскольку университеты были закрыты, а образовательный процесс был сильно политизирован. Общежития часто становились ареной политических споров и кампаний.

4. 1980-е и 1990-е годы. После окончания Культурной революции последовал период интенсивных реформ. В 1978 году были возобновлены вступительные экзамены в университеты, что стало символом возрождения академической жизни. Период характеризовался расширением доступа к высшему образованию, увеличением количества университетов и студентов, а также интеграцией с международным академическим сообществом. С дальнейшим ростом числа студентов общежития начали играть все более значительную роль. Стало уделяться больше внимания созданию благоприятной учебной и социальной среды, хотя условия в общежитиях часто продолжали оставаться достаточно скромными.

5. XXI век. На данном этапе китайская система высшего образования продолжила развиваться с упором на качество образования, международное сотрудничество, исследования и инновации. Программы «211» и «985» были направлены на создание мирового класса университетов. Началось активное инвестирование в инфраструктуру общежитий с целью улучшить условия проживания и создать более благоприятную образовательную среду. Общежития стали рассматриваться как важный элемент кампусной культуры, способствующий интеграции студентов, их социальному и личностному развитию.

В последние годы в Китае происходит дальнейшее развитие культуры общежитий с учетом глобальных тенденций. Увеличение числа

иностранных студентов и преподавателей, а также активное участие ■

китайских университетов в международном образовательном сообществе требует создания полноценной многофункциональной культурной среды в общежитиях.

Современную культуру общежитий в китайских учебных заведениях можно охарактеризовать следующими аспектами: [1, с. 64]

- общежития значительно отличаются от своих предшественников в области оснащения необходимыми удобствами в виде индивидуальных и общих учебных зон, зон отдыха, организации высокоскоростного интернета и других технологических удобств;

- общежития служат важным пространством для социализации студентов, предлагая различные культурные и образовательные мероприятия, в частности, языковые клубы, спортивные соревнования и культурные вечера. Организация данных мероприятий направлена на формирование чувства единства и взаимопонимания среди студентов различных культурных и этнических групп;

- большое внимание в общежитиях уделяется личностному развитию студентов в рамках приобретения социальных навыков, навыков лидерства и самостоятельности;

- общежития стремятся создать своеобразную инклюзивную среду, которая приветствует студентов из разных социально-экономических слоев населения;

- общежития поощряют активное участие студентов в управлении через студенческие советы и комитеты, с целью развития организационных и управленческих навыков, а также укрепления чувство ответственности и принадлежности к университетскому сообществу.

Актуальными практиками со стороны практик китайских университетов и колледжей в области формирования культуры общежитий являются: [3, с. 193]

1. Создание студенческих сообществ. Некоторые университеты успешно формируют данные организации внутри общежитий, с целью повышения активности культурных и образовательных мероприятий способствующих взаимопониманию и социальной интеграции студентов.

2. Программы наставничества, представляющие собой инициативы, в рамках которых старшекурсники или выпускники помогают новым студентам адаптироваться к университетской жизни.

3. Постоянное улучшение инфраструктуры. Данная практика

предполагает инвестиции в модернизацию инфраструктуры обще_

житий, обновление жилых помещений, создание общих зон для учебы и отдыха.

4. Внедрение современных технологий для улучшения управления общежитиями и облегчения общения между студентами и администрацией.

5. Внедрение экологически значимых практик в управлении общежитиями, реализуемых с целью повышения экологической осведомленности и ответственности студентов.

6. Организация мероприятий, способствующих культурному обмену и пониманию между студентами из разных культурных и этнических групп.

Вместе с тем, в процессе формирования культуры, общежития китайских колледжей и университетов сталкиваются с рядом объективных проблем, которые влияют на их эффективное функционирование и развитие. К наиболее актуальным проблемам можно отнести: [8, с. 21]

1. Перенаселенность. В последние десятилетия Китай испытал значительный рост численности студентов, благодаря расширению доступа к высшему образованию, что привело к увеличению спроса на жилье в университетских кампусах. При этом, несмотря на строительство новых общежитий, многие учебные заведения не могут успеть за быстро растущим числом студентов, что приводит к дефициту жилья.

Проблемы, связанные с перенаселенностью, включают в себя: [12, с. 29]

- снижение качества проживания, поскольку перенаселенность может приводить к ухудшению жилищных условий, недостатку личного пространства, уменьшению количества санитарных удобств и общих зон;

- влияние на учебный процесс, т.к. переполненные общежития могут негативно сказываться на академической успеваемости студентов из-за отсутствия мест для учебы и отдыха, обладающих характеристиками, важными для отдельных студентов;

- психологические проблемы, обусловленные постоянным нахождением в переполненной среде, что может вызывать стресс, чувство беспокойства и ухудшать психологическое благополучие отдельных студентов;

- проблемы со здоровьем и гигиеной - высокая плотность студентов в общежитиях может способствовать распространению инфекционных заболеваний и ухудшению санитарно-гигиенических условий.

Возможными решениями данной проблемы выступают строи- ■

тельство новых общежитий и реконструкция существующих для увеличения вместительности; внедрение более эффективных систем распределения жилья среди студентов, возможно с использованием цифровых технологий; сотрудничество с частными компаниями для предоставления альтернативных вариантов студенческого жилья; улучшение управленческих практик для повышения качества жизни китайских студентов в условиях ограниченного пространства.

2. Инфраструктурные проблемы. Обусловлены быстрым ростом численности студентов, финансовыми ограничениями учебных заведений, расположением некоторых общежитий в устаревших зданиях, а также техническими и проектными недочетами. Данный комплекс проблем включает в себя: [6, с. 52]

- недостаток учебных и развлекательных пространств. Важной частью инфраструктуры общежитий являются библиотеки, учебные комнаты, зоны для общения и спортивные площадки. Их недостаток или ненадлежащее состояние негативно влияют на качество образовательного и социального опыта студентов;

- ограниченные санитарно-гигиенические условия. В общежитиях с ограниченной инфраструктурой часто наблюдается недостаточное количество туалетов и душевых, а также проблемы с водоснабжением и канализацией;

- недостаточная адаптация общежитий для нужд студентов с ограниченными физическими возможностями;

- несоответствие современным стандартам экологической устойчивости, энергоэффективности, обращения с отходами и использования возобновляемых источников энергии.

Решение этих проблем предполагает модернизацию существующих зданий, а также обеспечение их современным стандартам комфорта, безопасности и экологической устойчивости, что в свою очередь требует значительных инвестиций.

3. Проблемы технологического оснащения в общежитиях, в частности обеспечение высокоскоростного доступа интернету на всей территории кампуса; наличие устаревших компьютеров, принтеров и другого оборудования в общежитиях, отсутствие специализированных программных и аналитических инструментов; недостаточное качество организации кибербезопасности; ограниченный доступ к онлайн-библиотекам и информационным ресурсам; трудности в поддержании и обновлении технологий. [2, с. 72]

Для устранения проблем технологического оснащения необходи-_

■ мо обновление и модернизация технологической инфраструктуры,

улучшение доступа к современным образовательным ресурсам и внедрение современных систем кибербезопасности.

4. Проблемы управления общежитиями китайских колледжей и университетов, связанные с координацией и эффективностью организационных процессов, включают в себя: [9, с. 35]

- недостаток ресурсов. Управление общежитиями требует эффективного распределения финансовых, кадров, технических и прочих ресурсов, при этом, ограниченные ресурсы могут затруднить развитие культуры общежитий поддержание качества жилья для студентов;

- трудности в адаптации управленческих практик к быстро меняющейся образовательной среде и потребностям студентов;

- конфликт интересов между администрацией университета и студентами, особенно в вопросах, касающихся стоимости проживания, качества услуг и правил проживания в общежитиях;

- недостаточная подготовка и квалификация персонала, занимающегося управлением общежитиями, приводящая к низкой эффективности управления и слабому уровню обслуживания.

Для решения перечисленных проблем необходимо повышение квалификации управленческого персонала, разработка эффективных стратегий обеспечения ресурсами, усиление студенческого участия в управлении общежитиями, а также прозрачность и открытость управления для укрепления доверия и сотрудничества между студентами и администрацией.

5. Проблемы социального и культурного разнообразия. Интеграция и взаимодействие студентов из различных социокультурных слоев, а также разных государств, может создавать следующие сложности в культуре общежитий: [11, с. 93]

- культурные столкновения, обусловленные внесением студентами из разных регионов Китая, а также других стран, своих уникальных ценностей, традиций, обычаев, религиозных и культурных практик;

- барьеры, вызванные различиями социально-экономического статуса между студентами;

- языковые трудности, способствующие ограничению коммуникаций, особенно характерные для иностранных студентов;

- стереотипы и предубеждения среди студентов, приводящие к социальному исключению некоторых групп и усилению разделения

в студенческом сообществе. _

Для преодоления данных проблем требуется разработка и постоянное улучшение образовательных программ по культурному обмену и обучению культурной компетентности, создание платформ для общения и взаимодействия между студентами, а также создание политик и инициатив, направленных на продвижение уважения культурного разнообразия.

6. Проблемы психологического благополучия студентов, связанные с различными факторами внешней среды и условий проживания: [4, с. 169]

- стресс и тревожность среди студентов, вызванные интенсивностью учебного процесса, давлением со стороны академических и социальных ожиданий;

- социальная изоляция, особенно характерная для студентов, приезжающих из других регионов или стран;

- проблемы сна и отдыха, обусловленные недостатком личного пространства в общежитиях;

- недостаток психологической поддержки;

- проблемы с физическим здоровьем, вызванные плохим питанием, недостаточной физической активностью или нездоровым образом жизни.

Для устранения проблем актуально создание на территории кампусов и общежитий поддерживающей среды, предлагающей доступ к психологическим услугам, программам по снижению стресса, а также развитию социального взаимодействия и культурной интеграции. Также важно обеспечить студентов информацией о стратегических и тактических мерах поддержки психологического здоровья и предоставить доступ к ресурсам и услугам, которые могут помочь им справиться с трудностями студенческой жизни.

7. Бюджетные ограничения учебных заведений и общежитий, создающие следующие проблемы:

- доступность и качество жилья, поскольку бюджетные ограничения могут привести к снижению качества услуг и условий проживания в общежитиях;

- зависимость от внешнего финансирования, повышающая риски нестабильности и непредсказуемости планирования и развитии общежитий;

- проблема распределения бюджета, обусловленная тем, что во многих случаях средства университета могут быть распределены с приоритетом на другие сферы, в частности, академические программы, исследовательские проекты или административные нужды,

■ оставляя общежития с меньшей долей финансирования.

Для решения этих проблем учебным заведениям требуется разработать стратегии эффективного распределения и использования средств, искать альтернативные источники финансирования и привлекать частные инвестиции, а также оптимизировать текущие расходы для улучшения условий проживания в общежитиях. В данной области важно выстраивать прозрачное и ответственное управление бюджетными ресурсами, чтобы обеспечить их наиболее эффективное использование. [7, с. 79]

В заключение можно отметить, что культура общежитий в китайских колледжах и университетах играет важную роль в образовательном и социальном развитии студентов и включает большое количество элементов (социализация, адаптация, личностное развитие, академическое взаимодействие, управление, организация и др.). Культура общежития значительно влияет на общий опыт студенческой жизни, способствуя формированию необходимых в будущем навыков и ценностей.

Основными проблемами культуры общежитий выступают перенаселенность, инфраструктурные ограничения, управленческие проблемы, бюджетные ограничения, а также трудности, связанные с социальным и культурным разнообразием. Устранение данных проблем предполагает улучшение инфраструктуры, инвестиции в технологии, развитие эффективных стратегий управления, а также поддержку психологического благополучия студентов. В условиях постоянного технологического развития и глобализации, культура общежитий в китайских колледжах и университетах требует непрерывного внимания, инноваций и адаптации к изменяющимся потребностям, чтобы обеспечить студентам необходимую и благоприятную среду для обучения и развития.

Библиографический список

1. Ван Б. Китайская культура и развитие творчества студентов колледжа // Академия профессионального образования. 2020. № 3 (94). С. 59-67.

2. Гигиеническая оценка условий проживания иностранных студентов в общежитии Пермского государственного медицинского университета / И.П. Корюкина, Т.А. Кулеш, Т.В. Зуева, Т.П. Арбузова // Пермский медицинский журнал. 2018. Т. 35. № 2.С. 68-74.

3. Ди Г. Роль университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне в развитии российско- китайского образовательного сотрудничества // Заметки ученого. 2022. № 8. С. 191-194.

4. Жданова С.Ю. Восприятие родного дома и общежития российскими и китайскими студентами / С.Ю. Жданова, В.С. Краева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. № 2. С. 162-172.

5. Лапуцкий В.С. Особенности пребывания и обучения китайских студентов в бело-

ж

русских университетах // Вести БГПУ. Серия 2. История. Философия. Политология. Социология. Экономика. Культурология. 2020. № 3 (105). С. 41-46.

6. Мэн Ф. Особенности вербальных и невербальных средств организации контента веб-сайтов китайских университетов // Студенческий. 2023. № 20-3 (232). С. 49-54.

7. Петросянц Д.В. Сотрудничество российских и китайских университетов: quo vadis? // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 3 (39). С. 77-81.

8. Понаморева Ю.В. Особенности адаптации иностранных студентов к социально - бытовым условиям в общежитиях студгородка Томского политехнического университета // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 42 (86). С. 18-22.

9. Синь Х. Процесс обучения юридической профессиональной этике в китайских колледжах и университетах // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 1. С. 30-39.

10. Стратегия интернационализации университета: китайский вектор / И.Ф. Китурко, Е.И. Белокоз, Ю.Э. Белых, Л.М. Середа // Высшая школа: научно-методический и публицистический журнал. 2019. № 6 (134). С. 45-48.

11. Уханьский университет технологий - один из ведущих китайских университетов // Нанотехнологии в строительстве: научный интернет-журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 90-94.

12. Четырёхгодичные колледжи и университеты США / К.С. Гордеев, А.А. Жидков, Е.С. Илюшина [и др.] // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 (87). С. 24-35.

References

1. Wang B. Chinese culture and the development of creativity of college students // Academy of Professional Education. 2020. № 3 (94). P. 59-67.

2. Hygienic assessment of the living conditions of foreign students in the dormitory of the Perm State Medical University / I.P. Koryukina, T.A. Kulesh, T.V. Zueva, T.P. Arbuzova // Perm Medical Journal. 2018. Vol. 35. № 2. P. 68-74.

3. Di G. The role of the MSU-PPI University in Shenzhen in the development of Russian-Chinese educational cooperation // Notes of a scientist. 2022. № 8. P. 191-194.

4. Zhdanova S.Yu. Perception of home and hostel by Russian and Chinese students /

5.Yu. Zhdanova, V.S. Kraeva // Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2020. Vol. 30. № 2. P. 162-172.

5. Laputsky V.S. Peculiarities of stay and training of Chinese students at Belarusian universities // Vesti BSPU. Series 2. History. Philosophy. Political science. Sociology. Economy. Culturology. 2020. № 3 (105). P. 41-46.

6. Meng F. Features of verbal and non-verbal means of organizing the content of websites of Chinese universities // Student. 2023. № 20-3 (232). P. 49-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Petrosyants D.V. Cooperation between Russian and Chinese universities: quo vadis? // Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2019. Vol. 9. № 3 (39). P. 77-81.

8. Ponamoreva Yu.V. Features of adaptation of foreign students to social and living conditions in the dormitories of the Tomsk Polytechnic University campus // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 42 (86). P. 18-22.

9. Xin H. The process of teaching legal professional ethics in Chinese colleges and universities // Problems of economics and legal practice. 2023. Vol. 19. № 1. P. 30-39.

10. University internationalization strategy: Chinese vector / I.F. Kiturko, E.I. Belokoz, Yu.E. Belykh, L.M. Sereda // Higher school: scientific, methodological and journalistic journal. 2019. № 6 (134). P. 45-48.

11. Wuhan University of Technology - one of the leading Chinese universities // Nanotech-nologies in construction: scientific online journal. 2021. Vol. 13. № 2. P. 90-94.

12. Four-year colleges and universities in the USA / K.S. Gordeev, A.A. Zhidkov, E.S. Ily-ushina [and others] // Modern scientific research and innovation. 2018. № 7 (87). P. 24-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.