УДК 721 DOI: 10.24412/1816-1863-2020-4-146-156
^
п.
ф
^ X
о ^
* УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (НИУМГСУ), [email protected],
и Москва, Россия,
ф
т ^
О . ^
ПРОЕКТИРОВАНИЕ А. В. Попов, канд. архитектуры,
доцент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета
КАМПУСОВ ВУЗОВ В АСПЕКТЕ
П. А. Потапова, студентка Национального исследовательского Московского государственного строительного университета
(НИУ МГСУ), Москва, Россия
х
х
ф
X
^ В статье рассмотрено проектирование кампусов вузов и отдельных зданий их составляющих на О принципах устойчивого развития, органической архитектуры и обозначена проблематика недо-О статочной реализации экологического и энергоэффективного потенциала. Объект исследования: кампусы высших учебных заведений. Предмет исследования: органическое проектирование как средство повышения комфорта проживания студентов, оптимизации затрат на содержание об-х щежитий, решения биосоциальных и природных проблем. Приведен анализ основных принци-^ пов проектирования органической архитектуры, в частности, проектирования «зеленых» кампу-а сов, выявлены преимущества и недостатки строительства студенческого жилья на принципах экологичности и энергоэффективности. В результате оценена целесообразность органического ¡^ проектирования студенческих кампусов, выделены наиболее удачные проектные решения и ¡^ обозначена актуальность и потенциал совершенствования архитектуры студенческого жилья в
Ф
аспекте устойчивого развития.
^ The article considers the design of university campuses and individual buildings based on the principles ¡^ of sustainable development, organic architecture. and identifies the problems of their insufficient environ-<C mental and energy-efficient potential. The object of the research is a campus of higher educational institution. The subject of the research is its organic design as a means of improving of students' living com-fortability, optimizing the cost of dormitories maintaining, solving biosocial and natural problems. Basic principles of organic architecture design analysis in particular, the design of "green" campuses is given, the advantages and disadvantages of the construction of student housing on the principles of environmental friendliness and energy efficiency are revealed. As a result, the expediency of organic student campuses design is evaluated. The most successful design solutions are identified, and the relevance and potential for improving the architecture of student housing in the aspect of sustainable development is indicated.
Ключевые слова: студенческий городок, общежитие, кампус, устойчивая архитектура, органическое проектирование.
Keywords: student campus, dormitory, sustainable architecture, organic design.
146
Введение
На сегодняшний день проектирование новых студенческих кампусов является актуальной задачей по причине перенаселенности общежитий, разрозненности учебных и жилых корпусов и необходимости улучшения качества проживания студентов [4].
Строящиеся кампусы, как представляется, должны не только соответствовать современным нормам и правилам проектирования, отвечать потребностям студента на всех этапах его обучения, но и базироваться на принципах органической архитектуры. При проектировании общежитий и студенческих городков необходимо большее внимание уделять принципам устойчивого развития на этапах проектиро-
вания, строительства и эксплуатации зданий, использовать строительные материалы, ведущие к снижению экологической нагрузки, энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, при возможности озеленение крыш и фасадов зданий.
Вышеперечисленное является необходимым по нескольким причинам.
Во-первых, внедрение «зеленой архитектуры» необходимо для устойчивого развития университетских кампусов, экономии ресурсов, минимизации отрицательного воздействия на природную среду. Принципы, закладываемые в здание на этапе его проектирования, формируют дальнейшее развитие и функционирование объекта, его влияние на окружающую среду, биосоциальные, природные и социально-психологические факторы. Кон-
цепция устойчивого проектирования направлена на формирование «здорового» потенциала здания, минимизацию негативного влияния на окружающую среду и, как следствие, положительного восприятия, как физического, так и психосоматического, основными пользователями кампуса — студентами.
Во-вторых, в университете происходит формирование личности, социализация, окончательное становление системы ценностей индивида. Таким образом, проектирование и строительство «зеленых кампусов» поможет сформировать эко-сознательность, заложить принципы устойчивого социального поведения и быта. Студенчество наполнено энергией и заинтересовано в реализации своих идей и начинаний, поэтому архитектура кампуса должна создавать условия для развития будущих специалистов и ученых, акцентировать внимание и понимание молодежи на актуальных проблемах устойчивого развития [3].
Принципы органического проектирования
В современных реалиях ежегодно появляются новые технологии, которые способствуют решению многих проблем постиндустриального мира. Существенное внимание уделяется решению проблем экологии и ресурсосбережения [9]. Использование разработок данной области является актуальным при проектировании и строительстве университетских городков. Современная архитектура кампусов способна строиться с использованием природных законов развития, стать частью экосистемы в целом и способствовать становлению равновесия между природой и человеком [2].
Для претворения в жизнь вышеуказан -ных аспектов требуется соблюдать ряд предложенных ниже принципов, в совокупности позволяющих формировать устойчивую архитектуру кампусов вузов и привить основы ответственного социального поведения и быта студенческой молодежи.
Экологичность всех этапов строительства.
Строительные материалы и их повторное использование
В процессе строительства должно быть минимально нарушено окружающее про-
странство, а существующая растительность по возможности нуждается в сохранении и защите от негативных воздействий. В качестве минимизации негативного влияния на окружающую среду следует использовать в новых постройках старые здания или материалы, а новые материалы рассматривать с точки зрения их максимально безвредного производства на местном уровне для снижения негативного воздействия на окружающую среду при их транспортировке [9].
Еще в конце ХХ века американский ученый Дэвид Орр сформулировал постулаты для проектирования энергоэффективных зданий, ряд из которых касался строительных материалов и их последующей переработки. Эти принципы остаются актуальны и для проектирования современных университетских кампусов. Используемые строительные материалы должны быть безвредны для человека и окружающей среды, как в процессе эксплуатации, так и на этапе их производства, утилизация отходов от данных материалов не должна нанести ущерб природе, возможны переработка и повторное использование [6]. В качестве примера рационально подобранных материалов можно привести одно из зданий кампуса университета Северной Каролины — центр Ботанических садов, при строительстве которого для минимизации транспортных расходов и сопутствующих выбросов, а также с целью стимулирования региональной экономики, использовались только материалы, произведенные на местном уровне. Среди использованных строительных материалов отсутствовали токсичные и выделяющие газ, также не менее 75 % от отходов строительного производства были впоследствии переработаны и повторно использованы.
Минимизация воздействия на окружающую среду
Проектирование университетских кампусов должно быть рассчитано не только на минимизацию отрицательного воздействия на окружающую среду на всех этапах возведения зданий, но и закладывать алгоритм его безотходной эксплуатации. По этой причине в состав обязательных функциональных аспектов студенческого городка следует включать объекты, предназначенные для сортировки и пере-
>
тз х
-I
а>
-I
у
тз а
з ш а л
Г)
о о тз
же
а> т х
03
о
ТЗ х
а>
г> ^
х
а>
к
о
с
а> ^
с х х
147
^
с
ф
^ X
о ^
ш ^
и ш
т
о. о . ^
X
X
ф
.
о о и
X X
о а
т
о
.
I-
ш
IX
X
.
<
Рис. 1. Построение интегрирующего дисплея для осуществления климатического контроля
148
работки мусора. Также один из важных аспектов жизни «зеленых» кампусов — это ответственное потребление. Поощряется использование экологичной бытовой химии, биоразлагаемых упаковок для еды, отказ от одноразовой посуды. Например, в кампусе Лозаннского университета в Швейцарии установлены резервуары с водой, которые позволяют повторно наполнять бутылки. Это дает возможность сократить упаковочные отходы и избавляет от необходимости их утилизации.
Высокое качество воздушной и водной среды
Технологические решения университетских городков оказывают принципиальное влияние на качество окружающей среды, по этой причине одним из основных принципов проектирования органической архитектуры является сохранение строгого баланса между качественным функционированием объекта и негативным влиянием на природу. Внутри зданий университетского кампуса можно поддерживать комфортную температуру и вместе с тем контролировать качество воздуха для дыхания, а с целью минимизации выбросов и расхода энергии есть разработки систем контроля освещения с максимальным использованием естественного света.
Так, на территории кампуса Калифорнийского университета в Дэвисе климатический контроль помог снизить выбросы вредных веществ до уровня 2000-х годов, что при существующей прогрессии загрязнения воздушной и водной среды является значительным показателем [5].
Рациональное использование водных и земляных ресурсов
В первую очередь кампус не должен производить никаких сточных вод, то есть
Рис. 2. Схема устройства подземных резервуаров для ливневой воды Источник: URL: https://monateka.com/article/242236
здания университетского городка должны сбрасывать только воду, пригодную для повторного использования [6]. В пространстве модели идеального кампуса вода, являющаяся отходным элементом, должна быть питьевой, однако является оптимальным, чтобы вода была пригодна для полива, отопительного контура и иных процессов жизнедеятельности здания. На данный момент существует достаточное количество решений данной задачи, направленных на сохранение водного ресурса, в том числе устройство для ливневой воды надземных и подземных резервуаров, дождевых цистерн, использование биоудерживающих прудов и низкопоточной сантехники, подбор деревьев, подходящих к климатическим условиям. Так, в кампусе Яерво1 в Испании расход воды на полив сада был оптимизирован за счет минимизации полива путем подбора растений, идеально подходящих к мадридскому климату, а также использованием дождевой воды для орошения, которая хранится в подземных резервуарах [5].
Рациональное использование земельного ресурса также играет важную роль в жизнедеятельности студенческого городка. Возможно даже выращивание собственных продуктов и содержание скота, что даст ряд преимуществ: автономность и самообеспечение кампуса, минимизация пищевых отходов за счет использования их в кормовых целях, возможность использования в пищеблоках экологически чистых продуктов. И знакомство студен -тов с процессом производства сельскохозяйственной продукции. В качестве примера можно привести университетский
кампус Дикинсон колледжа в городке Ке-ролайн в Пенсильвании, в кафетериях, на территории которого используются продукты собственного производства, а животные жиры перерабатываются в биодизельное топливо, обеспечивающее автопарк университетского городка.
Энергоэффективность и самоокупаемость
Кампус по возможности должен производить больше электроэнергии, чем использовать. Альтернативные методы производства энергии могут включать в себя использование фотоэлектрических панелей, солнечных батарей, а оптимизация энергозатрат может быть решена путем максимизации естественного освещения в совокупности с применением датчиков дневного света и д атчиков «занятости» помещений, которые автоматически приглушают свет. Например, в студенческом кампусе университета Буёёашк ишуегеке! в Дании используются устройства, модифицирующие солнечную и световую энергию в электрическую. Для регулирования естественного освещения устроен кинетический фасад, а для естественного освещения используются максимально экономичные светодиодные лампочки, что в совокупности дает нулевое потребление энергии на освещение всего здания.
Также важным является обеспечение строгого учета стоимости эксплуатации кампуса в процессе его функционирования. Например, в университетском кампусе Ewha в Южной Корее крышей кампуса стал сад, который летом защищает
>
тз х
-I
а>
-I
у
тз а
з ш а л
Г)
о о тз
же
а> т х
03
о
ТЗ х
а>
г> ^
х
а>
к
о
с
а> ^
с х х
^
с
ф
^ X
о ^
ф ^
и ф
т СР
о . ^
X
ф
О О и
X
о а
СО
о X
I-
ф
IX
X <
Рис. 4. Университетский кампус Е-Иа, Южная Корея
150
внутреннее пространство от жары, а зимой от холода, что в значительной степе -ни снижает расходы на кондиционирование и отопление комплекса [5]. Для нормального функционирования отопительной системы предложен так называемый «термический лабиринт»: множество металлических батарей, которые вьются по потолку помещения, соединяясь с трубами, выходящими наружу. Таким образом, обеспечивается циркуляция свежего воздуха внутри кампуса естественным путем без дополнительных затрат [6].
Развитая транспортная инфраструктура
Традиционное восприятие транспорта идет вразрез с пониманием органического проектирования. Однако именно пешеходные, велосипедные, автомобильные и иные связи формируют архитектурно-ландшафтную модель университетского кампуса, объединяя разрозненные объекты в единую экосистему с окружающим пространством [1]. Кроме того, проектирование транспортной сети предполагает оптимизацию вредных выбросов и снижение количества используемых личных автомобилей. Данные изменения производятся за счет разделения пешеходно-ве-лосипедных и автомобильных потоков, исключения сквозных транзитных потоков на территории кампуса, предусмотренных станций для электромобилей, организа-
ции большого количества велосипедных парковок, а также внутренней системы перемещения по территории кампуса — горизонтальных эскалаторов и лифтов, экологичного общественного транспорта [8]. Например, университетский кампус технологического института Джорджии, расположенный в Атланте, был назван «лучшим местом для пассажиров» благодаря ряду экологически чистых инициатив, включая поочередное и совместное использование автомобилей студентами, автобусы с газовыми двигателями, которые перевозят более 2 млн пассажиров в год.
Формирование личности, социализация, развитие системы ценностей индивида
При строительстве университетского кампуса следует учитывать и социальные потребности, их вариативность зависит от восприятия окружающей среды. На этапе функционирования студенческого городка немаловажную роль играет научно-просветительская составляющая устойчивого развития.
Период 20—25 лет является завершающим в процессе социализации личности и становления системы ценностей индивида, именно по этой причине столь важно формирование архитектуры кампусов, где будет доступно ведение образа жизни, основанного на принципах устойчивого развития [8].
Схема 1. Модель университетского кампуса на принципах устойчивой архитектуры
Кроме того, требуется закладывать функциональные зоны и пространства, где будет возможно проводить лекции и мастер-классы. Так, например, на территории кампуса Гамбургского университета с 2011 года работает ц ентр устойчивого развития, который предоставляет молодым ученым возможность создания проектов в сфере устойчивого развития и проведения исследований в этой области.
Опираясь на вышеуказанные принципы строительства и последующей эксплуатации университетских кампусов, можно
представить модель студенческого городка, отвечающую задачам органической архитектуры и представленную на Схеме 1.
Примеры студенческих кампусов, спроектированных на принципах органической архитектуры
На сегодняшний день объекты «зеленой архитектуры» кампусов являются показательными примерами и не имеют м ас-сового внедрения [4]. По этой причине для анализа существующего опыта проектирования в данной сфере будут рассмотрены студенческие городки, отражающие наиболее яркие примеры органической архитектуры разных континентов.
Кампус Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, США
При строительстве данного кампуса 97 % использованных материалов отвечали принципам экологичности, а 93 % строительных отходов были переработаны. На территории были запроектированы более чем 10 тысяч парковочных мест для велосипедов и 10 километров велосипедных дорожек.
На территории кампуса создана система сохранения ливневых вод для предотвращения загрязнения водных объектов, а также установлена отдельная система водоснабжения, чтобы обеспечить воду
>
тз х
-I
а>
-I
у
тз а
з ш а л
Г)
о о тз
же
а> т х
03
о
ТЗ х
а>
г> ^
х
а>
к
о
с
а> ^
с х х
I
^
с
ф
^ X
о ^
ф ^
и ф
т СР
о
. ей
X
ф
О О и
X
о а
СО
о X
I-
ф
IX
X <
Рис. 6. Мегауниверситетский кампус в Гуанджоу, Китай
152
для орошения зеленых насаждений. В зданиях университетского городка даже установлены безводные сантехнические приборы (писсуары), позволяющие экономить примерно 200 тысяч литров воды в год.
Кроме того, конструкции зданий студенческого городка включают в себя фотоэлектрическую систему, естественную вентиляцию, связанную с системой блокировки окон, управление дневным освещением, энергоэффективное лампы, высокоэффективные котел и охладитель, интегрированные в виртуальную систему контроля.
Также 50 % пищи, подаваемой в университетских пищеблоках, приготовлена из местных продуктов, а 75 % пищевых отходов не попадает на свалку благодаря переработке и компостированию.
Научные отделы, функционирующие на территории кампуса, проводят лекции об устойчивом развитии, а студенческие клубы заняты экоисследованиями, направленными на улучшения жизни студенческого городка и социума в целом [10].
Университетский город в Гуанджоу, Китай
Университетский город представляет собой 10 университетских городков, объединенных общей социально-культурной инфраструктурой. Объект в себя включает учебные корпуса, исследовательские центры, библиотеки, студенческие общежития, тренировочные залы, пространства для занятия искусством. В центре территории кампуса расположен культурно-образовательный центр [7].
На обширной территории студенческого городка находится экопарк. Транспортная инфраструктура включает линии скоростных поездов до Пекина, Шеньчжэня и Гонконга.
Университетский город построен в соответствии с концепцией устойчивого развития. Идея «зеленого кампуса» реализована в обилии открытых природных территорий, использовании ландшафтных особенностей местности, низкой плотности застройки.
На территории используются возобновляемые источники энергии, а также осуществляется контроль за потреблением воды, электричества и тепла.
Вся инженерная система спрятана в туннели, которые опоясывают территорию объекта по контуру. За счет локализации инженерной инфраструктуры достигается удобство эксплуатации, снижается ее стоимость и негативное влияние на окружающую среду. Управление всеми системами интегрировано в общую виртуальную среду, что позволяет отслеживать потребляемую энергию и минимизировать ее использование.
Кампус Дальневосточного федерального университета на острове Русский, Россия
Новый кампус Дальневосточного федерального университета (далее — ДВФУ) был построен в 2013 году на острове Русский и вошел в рейтинг самых чистых вузов мира, заняв 119 строчку из 407.
Среди критериев оценки были учтены: отношение к окружающей среде, воздей-
Рис. 7. Кампус Дальневосточного федерального университета на острове Русский,
Россия
ствие на воздушную среду, потребление энергии; влияние на климатические условия, рациональность использования водных ресурсов, развитость транспортной системы на территории кампуса — наличие общественного транспорта, процент личных автомобилей и велосипедов, а также были учтены количество учебных курсов и научных исследований по экологическим проблемам.
Новый кампус ДВФУ проектировался по принципам, которые включали в себя положения об энергоэффективности, экологической безопасности зданий. Проектом предполагалось применение инновационного и эффективного инженерного оборудования, современных экологически чистых строительных и отделочных материалов; использование энергоэффективных технологий, позволяющих использовать тепло, выделяемое мощным энергоемким оборудованием, направлять на обогрев помещений, снижая тем самым не только эксплуатационные расходы, но и объем выбросов парниковых газов в атмосферу.
При строительстве кампуса ДВФУ был заложен ряд энергосберегающих мероприятий. Во-первых, на территории кампуса были установлены датчики определения использования помещений для автоматического включения и отключения освещения. Кроме того, во всех зданиях университетского кампуса используются светодиодные светильники. Также эскалаторы, используемые для передвижения, автоматизированы и оснащены сис-
темой «старт-стоп». В совокупности данные мероприятия позволяют сэкономить 700 тыс. кВт -ч в год.
Для отопления и подачи горячей воды на территории кампуса ДВФУ используются солнечные водонагревательные установки. На сегодняшний день данная система позволяет экономить до 30 % энергии, которая должна расходоваться на получение горячей воды [6].
Кампус университета Кейптауна, Южная Африка
Здесь налажена бесплатная транспортная система UCT Jammie Shuttle service, предназначенная для трансфера студен -тов и сотрудников по университетской территории. Данная система в значительной степени снижает потребность в использовании личного автотранспорта. Также в кампусе отлажена структура под названием Campus Carpooling, направленная на стыковку студентов между собой для осуществления совместного использования автомобильным транс -портом.
На этапах строительства и проектирования в университетском кампусе не были заложены конструктивные и объемно -планировочные особенности, отвечающие принципам органической архитектуры. Однако на сегодняшний день кампус университета Кейптауна является одним из немногих примеров эко-кампусов в Африке по причине действующих программ
>
тз х s
-I
CD
-I
у
тз
Q
з m Q x s
n о о тз
же
CD X S
03
О ТЗ x
CD
Г)
S
CD
к О x п
CD ^
JZ
s s
153
^
с
ф
^ X
о ^
ф ^
и ф
т
о. о . ^
X
X
ф
.
о о и
X X
о а
т
О
.
I-^
Ф
IX
X
.
<
Рис. 8. Кампус университета Кейптауна, Южная Африка
154
и производимых изменении в уже сложившейся инфраструктуре.
Так, например, жилые дома студенческого городка соревнуются за снижение общего потребления энергии, получая приз за каждый отведенный период времени [7].
В кампусе действуют программы, направленные на повышение осведомленности об экологических проблемах и методах их возможного решения: создания внутренней системы утилизации отходов каждого дома, сокращение потребления воды и т. д.
Жизнедеятельность кампуса вырабатывает около 8 тонн мусора каждый день. Для минимизации ущерба для окружающей среды мусор сортируется и отвозится на перерабатывающую станцию.
Особенности деятельности университетских кампусов в аспекте устойчивого развития
В течение последних лет Китай занимается созданием системы оценки эко-кампусов, где одним из основных критериев является экологическое образование, т. е. образовательные программы, исследования, популяризация среди населения. С 2010 года действует рейтинг самых зеленых университетов мира (UI Green Metric Ranking of World Universities), в методологии которого в качестве одного из критериев определена оценка количества
опубликованных научных работ по экологической проблематике [2].
Таким образом, можно утверждать, что популяризация проблем экологии и энергоэффективности, просвещение социума, привитие студентам компетенций в аспектах устойчивой архитектуры, соответствующего отношения к окружающей среде на сегодняшний день является актуальной и важной задачей в рамках жизнедеятельности университетских кампусов [3].
Существует ряд примеров кампусов, где уже заложены аудитории и мастерские, предназначенные для просвещения и исследования в области органической архитектуры и зеленой экономики.
Ярким примером может являться кампус университета Коннектикута, который стал первым в рейтинге зеленых высших учебных заведений США по причине того, что он предлагает 600 курсов по устойчивому развитию, читаемых наиболее уважаемыми экспертами по зеленой экономике в мире. Кроме того, на территории кампуса ведется научная деятельность, которая приносит пользу окружающей среде. Аналогичным примером является кампус Стэнфордского университета, где проводят более 700 курсов по устойчивому развитию, и около 30 студенческих клубов кампуса сфокусированы на разработке принципиально новых методов взаимодействия с окружающей средой для достижения максимальной коллаборации человека и природы.
Однако стоит отметить, что несмотря на существование примеров университетских кампусов, где уже осуществлено внедрение экологического образования, на сегодняшний день не разработаны стандарты проектирования лекториев и мастерских, которые будут в полной мере отвечать задачам просвещения в области устойчивого развития. Концепция подобных пространств и их объемно-пространственное решение в значительной степени должно отличаться от стандартизированных помещений кампуса, что делает необходимым разработку методики их проектирования.
Выводы и заключение
Рассмотрев ряд примеров кампусов, построенных на принципах устойчивой архитектуры, и основные принципы органического проектирования, можно сделать вывод, что на сегодняшний день проектируемая архитектура студенческих городков не в полной мере отвечает потребностям человека в сохранении окружающей среды и ее бережном использовании, а также популяризации основных принципов устойчивого развития среди масс студенческой молодежи.
Кроме того, в стандартах, разработанных для проектирования университетских кампусов в соответствии с требованиями органической архитектуры не учитываются потребности современного общества по организации образовательной следы для изучения и исследования проблематики экологии и ее популяризации.
Тем не менее, количество реализованных объектов и просветительская и образовательная деятельность, производимая на их территории, подтверждают актуальность и необходимость использования принципов устойчивой архитектуры для проектирования и строительства университетских кампусов.
Строительство и эксплуатация кампуса должны способствовать развитию технологий, связанных с бережным использованием окружающей среды, развитию экологической компетентности и внимательного отношения к природе, то есть кампус должен стать инструментом экологического обучения. Именно такой кампус ответит представлению об университете, как о центре интеллектуальной активности и генераторе научных открытий в области современных эко-тех-нологий.
>
тз х
-I
Ф TS -I
у
тз о
ы Ш
0
1 X
Г)
о
0 тз
же
CD
1 X
оз О ТЗ х
CD
Г)
X
CD
к
0
1
с
CD
п
X
Библиографический список
1. Danilina N. Intermodal system for mobility demand in the realities of the Russian Federation: reality and forecast // Материалы International Conference on Sustainable Cities. — 2016. — P. 02001.
2. Захарова Т. В., Устюжанцева О. В. Университетские экокампусы: мировой опыт и российская динамика // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. — 2018. — № 45. — C. 146—153.
3. Кирюшин П. А. Факторы экологически устойчивого развития и «зеленой» экономики в России // Вестник Московского университета. — 2019. — № 1. — C. 122—138.
4. Мельникова И. Б., Белобородова К. И. Проблемы проектирования учреждений временного пребывания в России в историческом контексте // Научное обозрение. — 2015. — № 6. — С. 52—57.
5. Орлова М., Корси В., Бродач М. Проектирование студенческих кампусов. Энергоэффективность и экологичность // Здания высоких технологий. — 2018. — № 4. — С. 36—43.
6. Павлова В. А., Голошубин В. С. Экологические технологии в проектировании современных университетских кампусов // Architecture and Modern Information Technologies. — 2017. — № 1 (38). — С. 371—384.
7. Подопригорова Ю. В., Захарова Т. В., Кроза Д. Современные университетские кампусы с использованием зеленых инноваций: зарубежный и российский опыт // Естественно-гуманитарные исследования. — 2020. — № 28 (2). — С. 220—226.
8. Привезенцева С. В. Вопросы организации универсальной среды общественных зданий // Материалы 20-й Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых: строительство: формирование среды обитания. — 2017. — С. 164—166.
9. Родионовская И. С., Дорожкина Е. А. Подход к строительству многоэтажных зеленых зданий пригородной среды // Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия. — 2017. — С. 042006.
155
10. Сорокоумова Т. В. «Зеленые стандарты» за рубежом // Сборник докладов научно-технической кон-Л ференции по итогам научно-исследовательских работ студентов Института строительства и ар-
^ хитектуры. — 2017. — С. 733—735.
§ SUSTAINABLE UNIVERSITY CAMPUSES DESIGN
CD X
и University of civil engineering (NRU MGSU), [email protected], Moscow, Russia,
CD
T
о (NRUMGSU), Moscow, Russia
. 13
О U
S X
<
A. V. Popov, Ph. D. (Architecture), assoc. professor of the National research Moscow state
University of civil engineering (NRU MGSU), [email protected], Moscow, Russia,
P. A. Potapova, student of the National research Moscow state University of civil engineering
References
x x
^ 1. Danilina N. Intermodal system for mobility demand in the realities of the Russian Federation: reality and
forecast // Proceedings of the International Conference on Sustainable Cities. — 2016. — P. 02001. O 2. Zaharova T. V., Ustyuzhanceva O. V. Universitetskie ekokampusy: mirovoj opyt i Rossijskaya dinamika
[University ecocampuses: world experience and Russian dynamics] // Bulletin of TSU. Philosophy. Sociology. Political science — 2018. — No. 45. — P. 146—153 [in Russian]. 3. Kiryushin P. A., Faktory ekologicheski ustojchivogo razvitiya i "zelenoj" ekonomiki v Rossii [Factors of environmentally sustainable development and "green" economy in Russia] // Vestnik Moskovskogo univer-
O siteta. — 2019. — No. 1. — P. 122—138 [in Russian].
m 4. Mel'nikova I. B., Beloborodova K. I. Problemyproektirovaniya uchrezhdenij vremennogoprebyvaniya v Ros-
ö sii v istoricheskom kontekste [Problems of designing temporary stay institutions in Russia in the historical
context] // Nauchnoe obozrenie. — 2015. — No. 6. — P. 52—57.
>2 5. Orlova M., Korsi V., Brodach M. Proektirovanie studencheskih kampusov. Energoeffektivnost' i ekologich-
k nost' [Design of student campuses. Energy efficiency and environmental friendliness] // Buildings of high
^ technologies. — 2018. — No. 4. — P. 36—43.
Q 6. Pavlova V. A., Goloshubin V. S. Ekologicheskie tekhnologii v proektirovanii sovremennyh universitetskih
kampusov [Environmental technologies in the design of modern University campuses] // Architecture and Modern Information Technologies. — 2017. — No. 1 (38). — P. 371—384.
7. Podoprigorova YU. V., Zaharova T. V., Kroza D. Sovremennye universitetskie kampusy s ispol'zovaniem zelenyh innovacij: zarubezhnyj i rossijskij opyt [Modern University campuses with the use of green innovations: Russian and foreign experience] // Natural-humanitarian studies. — 2020. — No. 28 (2). — S. 220—226.
8. Privezenceva S. V. Voprosy organizacii universal'noj sredy obshchestvennyh zdanij [The questions of the organization of the universal environment of public buildings] // Proceedings of the 20th International in-teruniversity scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists: building: the formation of habitat. — 2017. — S. 164—166.
9. Rodionovskaya I. S., Dorozhkina E. A. Podhod k stroitel'stvu mnogoetazhnyh zelenyh zdanij prigorodnoj sredy [Approach to the construction of multi-storey green buildings of the suburban environment] // IOP conference series: materials Science and engineering. — 2018. — P. 042006.
10. Sorokoumova T. V. "Zelyonye standarty"za rubezhom [ "Green standards" abroad] // Collection of reports of the scientific and technical conference on the results of research works of students of the Institute of construction and architecture. — 2017. — P. 733—735.
156