Научная статья на тему 'Сетевые инструменты социальной коммуникации'

Сетевые инструменты социальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
411
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / SOCIAL COMMUNICATION TOOLS / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / СТУДЕНТЫ КИТАЯ / CHINESE STUDENTS / ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ИНТЕРНЕТА / HOT TOPICS OF THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ши Мин

По результатам опроса студентов из 14 университетов и колледжей Китая, было установлено, что, хотя социальная сеть вошла в жизнь студентов, большинство из них испытывают умеренное, спокойное отношение к горячим темам в Интернете и используют их рационально, как удобный инструмент социальной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ши Мин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tool Nature of Internet in Social Interaction

Based on a survey of students of 14 colleges from Shaanxi in China, the author found that though the Internet had become an indispensable part of college students’ daily life, unlike what had been said in many negative articles, most college students could be as reasonable and unbiased as possible when talking about trendy topics, using Internet as a proper social interaction tool and platform.

Текст научной работы на тему «Сетевые инструменты социальной коммуникации»

ШИ Мин

аспирант Московского педагогического государственного университета, преподаватель Вэйнаньского педагогического университета, г. Вэйнань, Китай*

Сетевые инструменты социальной коммуникации

В настоящее время темпы развития Интернета ускорились настолько, что подчас сложно стало отслеживать те изменения, которые происходят с людьми в информационном пространстве. А потому так важна быстрая адаптация человека к цифровым трансформациям. Открыть компьютер, подключиться к Интернету, скачать обновления, обновить новостную информацию, установить антивирусное программное обеспечение, актуальные приложения - подобные действия пользователь совершает ежедневно, практически в автоматическом режиме.

Однако, несмотря на такую активность в мире онлайн, люди становятся малоподвижным объектом по отношению к скорости изменений Интернета. Они чувствуют себя неспособными идти в ногу с ритмом времени или теряются в виртуальном пространстве.

Обоснование исследования. Чтобы понять специфику использования студентами Китая социальных сетей, мы обратились к студентам нескольких университетов и провели исследование в форме анкетирования. В опросе участвовали 1000 респондентов, в результате обработана 971 анкета.

Респонденты были представлены учебными заведениями разного уровня, такими как Университет Сиань-Цзяотун, Северо-Западный политехнический университет, Шэньсис-кий педагогический университет, Сианьский архитектурный и технологический университет, Сианьский электронный технологический университет, Сианьский университет связи и телекоммуникаций, Северо-Западный университет политических наук и права, Сианьский военный колледж, Сианьский институт перевода, Колледж Сиань Пейхуа,

* Ши Мин, е-таН; shi.touge@qq.com

Колледж техников Сиань, Инновационный колледж Университета Яньань, Колледж учителей Вейнана и другие -всего 14 образовательных организаций. Из вопросников, которые были проверены, 45,5% составляли мужчины, 54,5% - женщины. Возраст респондентов - от 20 до 23 лет.

Содержание исследования. С быстрым развитием и популяризацией Интернета традиционная структура общества, его социальная стратификация и методы социальных действий постепенно меняются. Сетевые взаимодействия демонстрируют тенденцию интеграции с повседневными взаимодействиями вне Интернета и могут стать значительной частью социальной жизни людей. Возможно, даже неотъемлемой частью.

Социальное взаимодействие в рамках интернет-культуры - это коммуникативная деятельность, которую люди осуществляют на цифровой платформе. Основными ее формами являются электронная почта, инструменты чата, виртуальные сообщества, веб-трансляции, фото и видео.

Основная цель нашего опроса - изучить веб-инструменты социальной коммуникации в рамках онлайн-культуры и их интеграцию в повседневную жизнь людей. Для достижения поставленной цели были решены задачи, во-первых, отбора студентов университетов в качестве объектов обследования и, во-вторых, на основе анкетирования выяснения, как явления интеграции влияют на их повседневную жизнь?

Пользование сетью стало неотъемлемой частью нашей жизни. Однако люди не могут быть отделены от реальности и жить исключительно в киберпространстве, большинство из них легко переходят из одного мира в другой. Если информация о личности представлена другой стороне в социальной сети, то возможность взаимодействия людей физически - лицом к лицу - будет увеличиваться, в отличие от существования человека вне сети. Это означает, что первичный этап коммуникаций смещается в интернет-пространство и взаимодействие будет изначально зарождаться в виртуальном мире.

Интерактивный способ моделирования коммуникации также влияет на взаимоотношения людей: «интернет-друг»,

скорее всего, постепенно станет «офлайн-другом» . Изучение поведения респондентов в их взаимодействии с друзьями через Интернет стало важной частью опроса.

В бесконечном потоке веб-информации респонденты обычно уделяют больше внимания тому, какая именно это информация и будут ли они следить за актуальными темами в социальных сетях. Степень заинтересованности в социальной информации также была включена в опрос.

Основные результаты исследования

1. Социальная сеть вытесняет все другие виды коммуникации.

Согласно 41-му статистическому отчету по развитию Интернета в Китае, опубликованному Китайским информационным центром по сети Интернет в начале 2018 г., по состоянию на декабрь 2017 г. количество пользователей Интернета в Китае достигло 772 млн. человек и в общей сложности 40,74 млн новых пользователей Интернета добавились в этом году. Уровень проникновения Интернета во все сферы жизнедеятельности Китая составил 55,8%, что на 2,6% выше, чем в конце 2016 г.

По состоянию на декабрь 2017 г. количество пользователей мобильного Интернета в Китае достигло 753 млн. человек, увеличившись на 57,34 млн с конца 2016 г.. Доля тех, кто использует мобильные телефоны для доступа в Интернет, увеличилась с 95,1% в 2016 г. до 97,5%2.

В местах наибольшего скопление молодежи - колледжах и университетах - интернет-коммуникации вытесняют другие виды коммуникации. Согласно данным опроса, из всего количества респондентов только 11 не получают доступ к Интернету каждый день, что составило менее 1,2% от общего числа тестируемых, 470 человек ежедневно путешествуют по Интернету более 4-х часов, что составляет 62,4%. Основным каналом получения информации для них также является сеть. Количество молодых людей, выбравших сеть как основное средство коммуникации, составило

1 Тонг Син. Сетевое и социальное взаимодействие M. Гуйян.Гуйчжоу. 2002.

2 41-й статистический отчет о развитии Интернета в Китае. Китайский информационный центр сети Интернет. [Электронный ресурс] https://www.cnnic.com.cn/hlwfzyj/hlwxzbg/hlwtjbg/201803/ P020180305409870339136.pdf (дата обращения: 11.05.2018).

836 (86%), что оставляет далеко позади такие традиционные виды медиа как газеты, журналы, телевидение и радио.

В процессе опроса многие интервьюируемые в случайных интервью говорили, что они в своем общежитии включают компьютер каждый день, и даже тогда, когда им нечего делать, они держат в руках мобильный телефон или компьютерную мышь. Интернет больше не является инструментом исключительно для целенаправленного поиска информации. В большинстве случаев он стал способом проведения досуга: зайти на веб-страницу, посмотреть привлекательный заголовок или изображение, затем открыть его, и так далее, снова и снова. После долгих циклов просмотра вы узнаете много вещей, которые не планировали изучать, и информация, которую вы получите, в конечном итоге станет бесполезной. Доступ в Интернет стал незаменимым времяпрепровождением студентов университетов, которые часто открывают веб-страницы или приложения бесцельно.

2. Скорость и доступность как приоритеты со-ццальной коммуникации.

Китайский портал «Netease» еще в 2007 г. сделал анализ медиаповедения китайских пользователей Интернета. Результаты исследования показали, что 909 из 1886 человек, опрошенных впервые воспользовались сетью для общения в интернет-чате, что составляет 48% от общего числа респондентов, с целью участия в онлайн-играх - 16%, для чтения новостей - 13%, на приобретение покупок пришлось 12%, для всех прочих развлечений осталось лишь 3%1. И, несмотря на то, что с момента опроса прошло уже больше десяти лет, чат по-прежнему является основной движущей силой новых интернет-пользователей.

В нашем опросе 635 человек часто используют инструменты интернет-чата, что составляет 65,4% от общего числа респондентов, и только 17 человек никогда не используют их. Средства обмена мгновенными сообщениями QQ и WeChat являются наиболее удобными для пользователей, а потому и наиболее распространенными. Более 90% опрошенных пользуются ими. Студенты отмечают как преимущество анонимность QQ и WeChat. Многие респонденты

1 Первый онлайн-опрос китайских пользователей сети (Декабрь 2007 г.). Часть IV. Результаты отчета. [Электронный ресурс]. http://tech.163.com/spe-cial/000915RB/webreport2007.html#1 (дата обращения: 11.05.2018)

упомянули, что они всегда открывают сеть с мобильных телефонов, где данные приложения установлены по умолчанию, поэтому пользователи всегда находятся в состоянии подключения к Интернету. При настройке вашего собственного компьютера QQ будет настроен на автоматический вход в систему.

3. Интернет стал важным инструментом социальных коммуникаций студентов колледжа.

В процессе использования социальной сети, несмотря на то, что коммуникация в виртуальном пространстве происходит общим фоном, большинство респондентов, общающихся со своими одноклассниками и друзьями, не будет поддерживать диалог с незнакомцем в виртуальном пространстве группы. Респонденты, которые встречались в сети, в ответ на вопрос, будут ли они встречаться с этими незнакомыми людьми в реальной жизни, более чем в половине случаев ответили отрицательно.

Они подчеркнули, что общение в Интернете - это способ сэкономить время, а также поддерживать контакты с одноклассниками и друзьями. Сеть быстрее, чем письмо, поэтому экономит деньги по сравнению с телефоном. Вы можете общаться друг с другом во время просмотра веб-страниц или во время просмотра фильма. Функция голосового чата позволяет не только обеспечить обмен голосами в межличностной коммуникации, но и передачу информации в среде чата. Более 80% респондентов предпочитали социальные сети при попытке общаться с другими людьми.

В теме онлайн-знакомств 937 респондентов поставили под сомнение авторитет аналогичных тематических ресурсов. Хотя 35% из них заявили, что могут попробовать воспользоваться сайтами знакомств, однако в большинстве своем они не ждут от этих ресурсов большого успеха. Они уверены, что больше затраты не приведут к отношениям в реальной жизни.

Согласно опросу, большинство учеников колледжа считают, что социальные сети - это всего лишь эффективный и доступный инструмент, используемый в социальных взаимодействиях. В онлайн-мире они могут плавать неограниченно много, тем не менее, никогда не перейдут грань дозволенного.

4. Пользователи наблюдают за горячей темой в Интернете со спокойным отношением.

Так называемые горячие темы в Интернете - это популярное и привлекательное содержание в Интернете. Часто это противоречивые вещи, которые могут заставить пользователей Интернета обсуждать их, вступать в дискуссии, спорить.

Опрос включал в себя оценку участия студентов вузов и колледжей Китая в онлайн-обсуждениях горячих тем. Статистические данные показывают, что студенты обычно уделяют больше внимания темам по поводу собственных проблем, текущих дел, средств и способов существования. Несмотря на то, что горячие темы в Интернете не могут быть глубоко и полностью раскрыты, респонденты не будут игнорировать их. Почти половина молодых людей уделяет большое внимание этим темам. Еще 149 человек обращают внимание на недавние горячие проблемы, которые беспокоят пользователей сети. 389 человек высказались, что изучают эти темы с целью углубить собственное понимание инцидента, проблемной ситуации, 278 человек - чтобы разобраться во мнениях других людей. Общий результат состоит в том, что три четверти респондентов не будут выражать свое мнение в процессе обсуждения инцидента. Число респондентов, которые постоянно обсуждали различные горячие темы с пользователями сети и размещали посты со своим собственным мнением, составило всего 43 человека, это менее 5% от общего числа опрошенных.

Однако, независимо от степени включенности в обсуждение, студенты не слепо поддаются дискуссиям по горячим событиям в Интернете. Большинство из них спокойно и уравновешенно представляют свои суждения в процессе развития этих событий.

5. Социальные сети как фактор формирования благоприятной коммуникационной среды.

Разработчики компьютерных программ имеют две основные теории взаимодействия человека и, которые влияют на способы коммуникации: одна из них - теория технологий, которая утверждает, что компьютер напрямую влияет на общение людей, и другая теория - нетехнологическая, гуманитарная. Согласно этой теории, считается, что использование компьютеров людьми является осознанным выбором человека, или человеческий фактор определяет харак-

тер взаимодействия с компьютерными медиа. Информационные приемники склонны идеализировать объекты коммуникации, а эмитенты информации используют языковые навыки или изображения. Символы представляют собой наилучшее выражение возможного «я». Общение через компьютерное сообщение может задерживать реакцию. В результате у отправителей информации может быть достаточно времени для организации мнений, что создает предпосылки для «избирательного самовыражения».1

В нашем опросе большинство респондентов используют инструменты интернет-чата и веб-сайты, чтобы понимать динамику контента своих одноклассников и друзей и обмениваться чувствами друг с другом. Разница во времени, создаваемая опосредованной компьютерной связью в социальных сетях, может заставить людей расслабиться. Человеку не нужно сталкиваться с собеседником лицом к лицу и не нужно стесняться говорить, высказывать свое мнение. Слова, выведенные на экран, могут быть изменены в любой момент. Отправляя текст, автор в меньшей степени испытывает опасения по поводу обратной связи, при этом обеспечивается благоприятная среда для общения.

Хотя студенты в колледжах и университетах преодолели порог вступительных экзаменов в университеты, они по-прежнему обеспокоены своей академической карьерой. Они также тесно связаны со своими бывшими одноклассниками и их товарищами по детскому воспитанию. С этой точки зрения, инструменты социальных сетей расширяют межличностное общение в общественной жизни и являются важными каналами коммуникации для расширения социального взаимодействия студентов.

Выводы

Несмотря на негативные оценки некоторых экспертов по поводу влияния Интернета на молодежь, результаты нашего исследования говорят о том, что в среде китайских студентов современные информационные технологии не растрачивают человеческий интеллект, они помогают в общении, обучении, отслеживании актуальных новостей. Безусловно, Интернет имеет свои отрицательные особенности, такие как введение в заблуждение во время онлайн-чата или чрезмерно агрес-

1 Се Тянь, Чжэн Цюаньцюань. Теоретический обзор влияния компьютерных медиа на межличностные коммуникации Эргономика, 2009, № 3.

сивное поведение пользователей, однако в целом он способствует формированию благоприятной коммуникационной среды. Его нельзя оценивать однозначно, он не универсален и не может быть классифицирован как целое.

В конце концов, сеть - это всего лишь инструмент коммуникации, а социальная связь - это смесь разума и эмоций. Для рационального использования этого инструмента необходимо обострить свои чувства и придерживаться разумного медиаповедения.

Ши Мин. Инструменты сети в социальной коммуникации. По

результатам опроса студентов из 14 университетов и колледжей Китая, было установлено, что, хотя социальная сеть вошла в жизнь студентов, большинство из них испытывают умеренное, спокойное отношение к горячим темам в Интернете и используют их рационально, как удобный инструмент социальной коммуникации.

Ключевые слова: инструменты социальной коммуникации, социальные сети, студенты Китая, горячие темы Интернета.

Shi Ming. The Tool Nature of Internet in Social Interaction.

Based on a survey of students of 14 colleges from Shaanxi in China, the author found that though the Internet had become an indispensable part of college students' daily life, unlike what had been said in many negative articles, most college students could be as reasonable and unbiased as possible when talking about trendy topics, using Internet as a proper social interaction tool and platform.

Key words: social communication tools, social networks, Chinese students, hot topics of the Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.