УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-9-48-55
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВЫХ КУРСАХ
С.В. Рыльский, А.А. Третьяков, А.А. Лазарев, Р.Е. Афонин
Проведен анализ литературных источников по проблеме адаптации молодых людей к образовательной среде и рассмотрены особенности, касающиеся процессов адаптации курсантов образовательных организаций МВД России с целью повышения эффективности учебного процесса, снижения негативных последствий. Представлена динамика физического состояния курсантов, обучающихся на первых курсах. Установ-лено, что максимальные величины двигательной активности на первых курсах обучения достигаются по окончании второго семестра.
Ключевые слова: двигательная активность, курсанты, физическое состояние, показатели, здоровье, адаптация.
THE STUDY OF INDICATORS OF THE PHYSICAL CONDITION OF CADETS STUDYING IN THE FIRST YEARS
Rilskiy S.V., associate professor, rilskiy@bsu. edu.ru, Belgorod, Russia, Belgorod State National Research University, Tretyakov A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Belgorod, Russia, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin; Belgorod State National Research University, Lazarev A.A., senior lecturer, [email protected], Belgorod, Russia, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Afonin R.E., senior lecturer, [email protected], Belgorod, Russia, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin
The article analyzes literary sources on the problem of adaptation of young people to the educational environment and considers the features related to the processes of adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to improve the efficiency of the educational process and reduce negative consequences. The dynamics of the physical condition of cadets studying in the first years is presented. It is established that the maximum values of motor activity in the first years of study are achieved at the end of the second semester.
Key words: motor activity, cadets, physical condition, indicators, health, adaptation.
Рыльский Сергей Васильевич, доц., гШЫу@ bsu.edu.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Третьяков Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Пу-тилина; Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Лазарев Антон Алексеевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина,
Афонин Роман Евгеньевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина
Поступление и дальнейшее обучение в высшем учебном заведении является для молодых людей ответственным этапом в жизни. На данном этапе закладывается профессиональный фундамент, адаптируются способности к дальнейшей самостоятельной жизни [2, 3]. Также в эти годы девушки и юноши сталкиваются с различными изменениями в физическом, психологическом и социальном плане [4, 5]. Они связаны с активно протекающими процессами социализации, формирования мировоззрения и профессионального становления [6, 7].
Если рассматривать ведомственные образовательные организации, то
бывшие школьники попадают в новые строгие рамки. Они связаны с нача -лом профессиональной адаптации. Как отмечают ведущие ученые, профессиональная адаптация начинается в стенах средних и высших образова-тельных организаций [1, 2, 8]. В связи с этим большая роль отводится поиску эффективных средств и способов для успешной адаптации перво -курсников к образовательной среде [3, 7].
Проведенный анализ литературных источников по проблеме адаптации молодых людей к образовательной среде показал, что достаточно много работ проводилось в гуманитарных и военных образовательных организациях [1, 4]. Рассмотрение особенностей, касающихся процессов адаптации курсантов образовательных организаций МВД России, прово -дилось немногими учеными [2, 8]. Данные работы подробно рассматри -вают психологические характеристики. Анализ характеристик, касаю-щихся физического состояния частично представляются в исследованиях и не дают общей картины адаптации курсантов.
Таким образом, появилась потребность в проведении анализа изменений в физическом состоянии молодых людей, обучающихся в образовательных организациях МВД России.
Цель исследования заключается в проведении анализа динамики физического состояния курсантов образовательных организаций МВД Рос -сии, обучающихся на первых курсах.
Задачи исследования:
- провести анализ адаптации курсантов к условиям образовательной организации;
- исследовать показатели физической подготовленности, соматиче -ского здоровья.
Методика и организация и исследования. Достижение цели осуществлялось с помощью организации и проведения исследования, которое проводилось в Белгородском юридическом институте с курсантами, обучающимися на 1-м курсе. В общей сложности в исследовании приняли участие 107 курсантов (75 юношей и 32 девушки).
Измерение показателей и тестирование молодых людей проводилось по окончании семестров. Шагометрия и выполнение контрольных упражнений проводились в 1-3-м семестрах, а оценка уровня соматического здоровья и психологическое тестирование - только в 1-м и 3-м семестрах.
Оценка физического состояния осуществлялась на основе результа -тов шагометрии с помощью шагомеров, соматического здоровья - с помощью экспресс-методики Г.Л. Апанасенко, физической подготовленности -с помощью контрольных упражнений (челночный бег 10*10 м, бег на 100 м, бег на 3 км, подтягивание, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, наклон из положения стоя).
Дополнительно проводилось психологическое тестирование с помощью методики МЛО «Адаптивность». Данная методика позволила оценить интегральные особенности психического и социального развития курсантов.
Результаты исследования и их обсуждение. Обучение в образовательных организациях МВД России связано со значительным расшире -нием двигательных режимов. Помимо учебных занятий в режиме дня кур -санты выполняют свои служебные обязанности. Они могут быть связаны с различными физическими нагрузками. В связи с этим внимание было направлено на анализ двигательной активности молодых людей. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты шагометрии курсантов в течение недели, шаг/нед.
Семестр Курсанты Рабочий день (без занятий физической подготовкой) Рабочий день (с занятиями физической подготовкой) Выходной день
1-й Юноши 16384±233 18342±341 7144±136
Девушки 14651±278 16947±289 5411±231
2-й Юноши 18564±291 21781±311 12223±305
Девушки 17022±246 19401±354 9785±326
3-й Юноши 17565±284 20137±367 12568±214
Девушки 15748±239 18093±409 10742±327
Выдвинутое предположение об изменении двигательных объемов в течение дня после поступления в образовательные организации МВД Рос -сии подтвердилось. Так, у молодых людей объем двигательной активности в учебные дни вырос в полтора раза по сравнению с учебой в школе. Дни, в которые проводятся учебные занятия по «Физической подготовке», отмечаются наибольшим объемом двигательной активности. В выходные дни курсанты предпочитают пассивный отдых, объем двигательной активности снижается вдвое. Максимальные величины двигательной активности на первых курсах обучения достигаются по окончании 2-го семестра. Можно уверено говорить о том, что к этому моменту молодые люди в двигательном отношении привыкают к режиму дня и в последующем сознательно его регулируют.
Обучение в ведомственных вузах сопровождается регулярными физическими нагрузками. В служебных обязанностях сотрудника полиции предусмотрено, что его уровень физической подготовленности должен соответствовать требованиям к выполнению оперативно-служебных задач. Поэтому следующим этапом было предложено оценить уровень физической подготовленности курсантов. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Динамика физической подготовленности курсантов
Семестр Курсанты Контрольное упражнение
Подтягивание / отжимание, кол-во раз Наклон, см Бег на 100 м, с Бег на 3 км, с Челночный бег 10x10 м, с
1-й Юноши 14,50±0,54 2,3±0,3 26,1±2,1 781±82 26,25±0,26
Девушки 7,21±0,61 7,5±0,6 30,1±2,5 1060±101 29,88±0,28
2-й Юноши 14,73±1,12 2,5±0,4 26,0±3,2 775±91 26,52±0,24
Девушки 7,45±0,78 7,6±0,3 29,5±2,1 1040±96 29,69±0,34
3-й Юноши 15,11±0,76 2,5±0,2 25,5±1,9 762±93 26,31±0,27
Девушки 8,01±0,63 8,0±0,4 29,1±2,2 1031±112 29,02±0,25
Оценка уровня физической подготовленности курсантов проходила два раза в год на протяжении всего периода обучения. Уровень подготовленности регламентируется нормативными документами на каждом курсе обучения. Так, уровень физической подготовленности курсантов в 1-м семестре соответствует оценке «удовлетворительно». К сожалению, можно утверждать, что низкий уровень подготовленности - это следствие отсутствия эффективных занятий физической культурой в школьное время. Лишь спустя полтора года курсанты способны достигнуть уровня физической подготовленности, соответствующего оценке «хорошо». Такая тенденция отмечена как у девушек, так и юношей.
Проблема физической подготовленности курсантов обусловливает уровень их соматического здоровья, так как они между собой тесно связаны. Поэтому на следующем этапе измерялись показатели соматического здоровья с помощью методики по Г.Л. Апанасенко (табл. 3).
Таблица 3
Уровень соматического здоровья курсантов
Семестр Данные Индекс Кетле Баллы Силовой индекс Баллы Жизненный индекс Баллы Индекс Робинсона Баллы Время восстан. после нагрузки Баллы Общий балл Уровень здоровья
к и В 1-й Среднее 20,9 0,14 48,9 0,7 45,6 0,4 76,2 3,0 1,5 3,0 7,2 Сред-
Ошибка 2,2 0,4 9,8 1,4 8,4 1,4 2,1 0,00 0,0 0,0 1,8 ний
ю <и 3-й Среднее 21,4 0,14 44,9 -0,14 47,2 0,7 77,6 3,0 1,5 3,0 6,7 Ниже
Ошибка 2,2 0,4 4,6 0,4 11,6 1,7 2,5 0,00 0,0 0,0 1,8 среднего
Окончание табл. 3
Семестр Данные Индекс Кетле Баллы Силовой индекс Баллы Жизненный индекс Баллы Индекс Робинсона Баллы Время восстан. после нагрузки Баллы Общий балл Уровень здоровья
1-й Среднее 21,3 -0,4 63,3 0,1 57,2 1,0 83,1 3,0 1,0 5,0 8,7 Сред-
s В о Ошибка 1,8 0,7 8,1 1,3 8,2 1,3 3,3 0,0 0,0 0,0 2,0 ний
К 2 3-й Среднее 22,4 0,0 65,6 0,6 60,9 1,1 85,0 0,4 1,0 5,0 7,1 Сред-
Ошибка 1,7 0,4 7,0 1,2 11,9 1,5 2,6 1,1 0,0 0,0 2,4 ний
Анализ результатов соматического здоровья показывает, что, поступая в образовательную организацию МВД России, молодые люди обла -дают «средним» уровнем. После 1-го семестра уровень соматического здоровья снижается до «ниже среднего», что, по-видимому, связано с процессом адаптации к новым условиям образовательной среды. Как показали предыдущие этапы исследования, изменились объем двигательной активности и физические нагрузки. На основе анализа последующих результатов измерений установлено, что к третьему курсу исследуемый показатель восстанавливается и достигает уровня «выше среднего». Это следствие регулярных занятий физической культурой.
Помимо тестирования физической подготовленности, было проведено психологическое обследование с помощью опроса курсантов по методике МЛО «Адаптивность» (табл. 4).
Таблица 4
Результаты психологического тестирования
Семестр Курсанты Показатели, баллы
Личный адаптационный потенциал Нервно-психическая устойчивость Коммуникативный потенциал Законопослушность Агрессия
1-й Юноши 6,42±0,2 6,56±0,2 5,58±7,34 6,34±0,2 3,66±0,3
Девушки 6,26±0,2 6,14±0,2 6,06±0,2 6,41±0,3 3,79±0,4
3-й Юноши 7,36±0,2 7,14±0,2 7,34±0,2 7,76±0,2 3,68±0,3
Девушки 6,68±0,2 5,62±0,3 5,58±0,2 6,64±0,3 3,88±0,2
Результаты опроса рассматривались по нескольким показателям. Так, по окончании 1-го семестра у курсантов показатель «личный адаптационный потенциал» достигал нижних границ среднего уровня. К концу обучения на 2-м курсе эти же курсанты обладали личным адаптационным
потенциалом, достигающим верхней границы среднего уровня. Рассматривая показатель «нервно-психическая устойчивость», можно отметить его рост, что указывает на способность молодых людей противостоять психологическим нагрузкам, реально воспринимать действительность и выби -рать необходимые средства для решения проблем. Значения показателя «коммуникативный потенциал» у юношей повысились, что указывает на развитие у них коммуникативных способностей. У девушек значения данного показателя снижаются. Обучение в ведомственном вузе позволило у юношей и девушек повысить результаты показателя «Законопослушность». Результаты показателя «Агрессия» за время проведения исследования не изменились.
Заключение. Проведение исследования позволило рассмотреть динамику результатов, характеризующих компоненты физического состояния курсантов образовательных организаций МВД России. Тот аспект, что исследование проводилось с курсантами первых курсов, рас -крывает частично процессы адаптации молодых людей к новой образовательной среде.
Можно отметить, что в образовательной организации МВД России у молодых людей значительно меняется объем двигательной активности, происходит рост уровня физической подготовленности. При поступлении в вуз их уровень соответствует оценке «удовлетворительно». Уровень соматического здоровья девушек и юношей из-за новых условий образовательной среды снижается, но по окончании 1-го курса он восстанавливается и в дальнейшем увеличивается. Результаты психологического опроса указывают на рост показателей адаптационного потенциала и нервно-психической устойчивости.
Данные изменения свидетельствуют о различных процессах, внешне не наблюдаемых, происходящих с молодыми людьми. Комплекс -ный учет данных результатов может повысить эффективность учебного процесса, со снижением негативных последствий, а также способствовать раскрытию потенциала будущих специалистов.
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 23-28-00643 «Инновационная
среда оптимизации двигательных режимов студенческой молодежи»
Список литературы
1. Влияние обучающих консультаций на результаты экзамена по физической подготовке курсантов МВД России / А.О. Цыганок [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 2(204). С. 428-433.
2. Еремина А.С., Алдошин А.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России как направление их профес-сионального развития // Наука-2020. 2022. № 7(61). С. 143-149.
3. Мананников С.В. К вопросу о совершенствовании физической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2022. № 38. С. 146-148.
4. Павлова А.А., Подрезов И.Н. Общая физическая подготовка как составляющая профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Наука-2020. 2023. № 3(64). С. 61-66.
5. Старков М.А., Аракелян Г.Л. Особенности физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 4(43). С. 62-69.
6. Сучков С.Л., Филиппова В.А. Самостоятельная физическая подготовка как компонент физической подготовки курсантов вузов системы МВД // Вопросы педагогики. 2023. № 2-2. С. 36-38.
7. Хромов В.А., Разницын В.А., Ермолов П.С. Основные пути самосовершенствования физической подготовки курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник экономической безопасности. 2020. № 4. С. 324-328.
8. Шевченко А.Р. Проблемы физической подготовки курсантов МВД России и пути их решения // Эпоха науки. 2020. № 22. С. 328-331.
References
1. Vliyanie obuchayushchih konsul'tacij na rezul'taty ekzamena po fizicheskoj pod-gotovke kursantov MVD Rossii [The impact of training consultations on the results of the physical fitness exam for cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia] / A.O. Tsyga-nok [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of P.F. Les-gaft University]. 2022. No. 2 (204). P. 428-433.
2. Eremina A.S., Aldoshin A.V. Fizicheskaya podgotovka kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii kak napravlenie ih professional'nogo razvitiya [Physical fitness of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a direction of their professional development] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2022. No. 7 (61). P. 143149.
3. Manannikov S.V. K voprosu o sovershenstvovanii fizicheskoj podgotovki kursantov v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [On the issue of improving the physical fitness of cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the educational department of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2022. No. 38. P. 146-148.
4. Pavlova A.A., Podrezov I.N. Obshchaya fizicheskaya podgotovka kak sostav-lyayushchaya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [General physical training as a component of professional and applied physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2023. No. 3 (64). P. 61-66.
5. Starkov M.A., Arakelyan G.L. Osobennosti fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Features of physical training of cadets of educa-
tional organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Professional'noe obrazo-vanie i rynok truda [Professional education and labor market]. 2020. No. 4(43). P. 62-69.
6. Suchkov S.L., Filippova V.A. Samostoyatel'naya fizicheskaya podgotovka kak komponent fizicheskoj podgotovki kursantov vuzov sistemy MVD [Independent physical training as a component of physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs system] // Voprosy pedagogiki [Issues of pedagogy]. 2023. No. 2-2. P. 36-38.
7. Hromov V.A., Raznicyn V.A., Ermolov P.S. Osnovnye puti samosovershenstvo-vaniya fizicheskoj podgotovki kursantov Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya [The main ways of self-improvement of physical training of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya] // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti [Bulletin of economic security]. 2020. No. 4. P. 324328.
8. Shevchenko A.R. Problemy fizicheskoj podgotovki kursantov MVD Rossii i puti ih resheniya [Problems of physical training of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia and ways to solve them] // Epoha nauki [Epoch of science]. 2020. No. 22. P. 328-331.