УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-48-54
ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД
А.А. Третьяков, А.А. Горелов
Рассмотрена проблема оценки развития координационных способностей у курсантов образовательных организаций МВД. Доказана необходимость использования информативных тестовых заданий для оценки координационных способностей в соответствии с требованиями к служебной деятельности. Предложен модифицированный тест, позволяющий комплексно оценить координационные способности у курсантов.
Ключевые слова: физическая подготовка, образовательные организации МВД, курсанты, координационные способности, оценка уровня подготовленности, модифицированный тест.
Третьяков Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., delphin87@inbox.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Пу-тилина,
Горелов Александр Александрович, д-р пед. наук, проф., alegor5@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургского университета МВД России
Совершенствование координационных способностей у курсантов является неотъемлемым процессом физической подготовки и физического воспитания. Современные исследования [1, 2] указывают на тесную взаимосвязь эффективного освоения учебного материала обучающимися при своевременной диагностике и совершенствовании координационных способностей средствами физической культуры и спорта.
Несомненно, большая роль отведена координационным способностям и в деятельности сотрудника полиции [3, 4]. Ежедневно ему приходиться выполнять комплекс различных двигательных дей-будет зависеть эффективность служебной
, что «координация движений обеспечивается взаимодействием всех структур построения движения за счет сенсор -ной интеграции структур центральной нервной системы» [7]. Можно ска-
ASSESSMENT OF COORDINATING
ABILITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA
Tretyakov A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, delphin87@ inbox.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Gorelov A.A., doctor of pedagogical sciences, professor, alegor5@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The problem of assessing the development of coordination abilities among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs is considered. The necessity of using informative test tasks for assessing coordination abilities in accordance with the requirements for performance has been proved. A modified test is proposed that allows a comprehensive assessment of the coordination abilities of cadets.
Key words: physical training, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs, cadets, coordination abilities, assessment of the level of preparedness, modified test.
ствий, от слаженности которых деятельности [5, 6].
Н.А. Бернштейн отмечал
зать, что под координационными способностями понимается возможность человека точно и быстро, эффективно и находчиво решать разнообразные двигательные задачи [8, 9].
Развитие и совершенствование физических способностей должно проходить под полным контролем педагогов, обеспечивающих образова -тельный процесс. К сожалению, в органах внутренних дел нормативно-правовыми документами предусмотрено определение уровня развития ко -ординационных способностей лишь челночным бегом (10*10, 4*20 метров). Данные тестовые задания не могут комплексно оценить уровень под -готовленности. В связи с чем возникает проблема в поиске эффективных средств оценки развития координационных способностей у курсантов.
Была поставлена цель исследования - определить эффективность комплексного теста для оценки координационных способностей у курсан -тов.
Для достижения поставленной цели были предложены задачи исследования:
- провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
- осуществить поиск эффективных средств оценки развития координационных способностей у курсантов,
- оценить валидность «Теста Горелова» для комплексной оценки координационных способностей у курсантов.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, тестирование физических способностей, психофизиологическое тестирование с помощью «БиоМыши исследовательской», методы математической статистики.
В рамках решения определенной проблемы было предложено провести анализ литературных источников с целью поиска информативных средств и способов оценки уровня развития координационных способностей.
Для проверки предложенного способа оценки были привлечены обучающиеся Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина в количестве 300 человек. В основном в исследовании приняли участие слушатели 5-х курсов.
Курсантам были предложны для выполнения тестовые задания, которые позволяли оценить через двигательные действия «чувство времени» (остановить секундомер без зрительного контроля на определенных отметках), «чувство пространства» (выполнялись три прыжка на различную длину), статическую координацию (Проба Ромберга), челночный бег 10*10, 4*20 метров.
Также было предложено выполнить ряд тестовых заданий с использованием «БиоМыши исследовательской»: простая сенсомоторная реакция
(ПСР), сложная сенсомоторная реакция (ССР), реакция на движущийся объект (РДО), распределение внимания (РВ) и сложение чисел (СЧ).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературных источников позволил выявить, что во время подготовки летчиков использовался «Тест Горелова» для комплексной оценки координационных способностей. В настоящее время в доступных источниках не указывается, что данный тест используется в диагностике военных и сотрудников органов внутренних дел.
Тест заключается в передвижении прыжками по специально подготовленным квадратам на время. На квадратах изображены цифры, количество квадратов было ограничено девятью. Задание выполнялось прыжками на двух ногах по квадратам в порядке их возрастания от 1 до 9 или в порядке убывания. В начале теста испытуемый не видел расположения квад -ратов и при выполнении новой попытки квадраты менялись местами. Измерялось общее время, затраченное на выполнение теста, количество ошибок и среднее время выполнения одного стимула. Каждому испытуе -мому предлагалось выполнить три попытки, по результатам которых рассчитывалось среднее время. Все измерения выполнялись электронным секундомером.
В результате тестирования были получены данные, которые отражены в таблице
Результаты курсантов в «Тесте Горелова»
Пол Время выполнения, с Среднее время выполнения 1-го стимула, с Ошибки, кол-во
Девушки 7,92±0,25 0,88±0,02 0,2±0,01
Юноши 8,31±0,33 0,92±0,03 0,3±0,01
Как видно из полученных результатов, среднее время выполнения теста у девушек (7,92±0,25 с) лучше, чем у юношей (8,31±0,33 с). Также было рассчитано среднее время, затраченное на выполнение 1 -го стимула из 9. В этом показателе время у девушек (0,88±0,02 с) лучше, чем у юношей (0,92±0,03 с). При выполнении теста девушки допустили меньшее количество ошибок.
Для данного теста была проведена оценка валидности. В исследовании приняли участие слушатели 5-х курсов в количестве 300 человек. Им было предложено выполнить, помимо «Теста Горелова», другие тестовые задания, результаты которых сравнивались с помощью корреляционного анализа.
На рис. 1 представлены уровни связи между результатами «Теста Горелова» и тестовыми заданиями, которые позволяли оценить координационные способности через двигательные действия.
Рис. 1. Взаимосвязь двигательных тестов с «Тестом Горелова»
Как видно из представленного рисунка высокая положительная связь отмечена в тестах челночного бега 10*10 м (г=0,55) и 4*20 м (г=0,57), средняя положительная связь «чувство пространства»: г=0,48.
Можно сказать, что данный «Тест Горелова» дает возможность оценить координационные способности, связанные с возможностью орга -низма согласовать двигательные действия. С другой стороны, испытуемому необходимо после команды «Старт» оценить всю площадку с номе -рами и правильно выполнить прыжки по квадратам. Также во время выполнения теста испытуемые осознают, что данное испытание выполня -ется как можно быстрее на время.
Ни рис. 2 представлены уровни связи между результатами «Теста Горелова» и тестовыми заданиями, которые выполнялись с использованием «БиоМыши исследовательской».
Рис. 2. Взаимосвязь компьютерных тестов с «Тестом Горелова»
Отмечается высокая положительная связь в тестах с использованием «БиоМыши исследовательской», сложение чисел (г=0,55), распределение внимания (г=0,52) и реакция на движущийся объект (г=0,47).
Представленная батарея тестов оценивала взаимосвязь «Теста Горелова» с когнитивными процессами обучающихся. Следует отметить, что при выполнении «Теста Горелова» испытуемым необходимо оценить расположение квадратов, за что отвечает распределение внимания, продумать алгоритм своих действий, а после - соотнести свои движения для точного прыжка с минимальными временными затратами.
Заключение. В результате проведенного исследования был найден комплексный способ оценки координационных способностей курсантов. Оценка валидности «Теста Горелова» показала высокую взаимосвязь с рядом двигательных и компьютерных тестов для оценки когнитивных способностей.
Последующие исследования и расчеты должны позволить разработать оценочную шкалу для теста. Как следствие, представленный тест можно рекомендовать для включения в образовательный процесс курсантов образовательных организаций МВД России с целью комплексной оценки координационных способностей.
Список литературы
1. Алексеев Н.А., Вахрушева П.А. Влияние двигательно -координационных способностей на эффективность обучения курсантов приемам борьбы // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. статей XVII Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2021. С. 25-29.
2. Бобровик А.П., Зубарев Ю.М. Методологические основы совершенствования физического качества ловкость у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Физическая культура и спорт в постиндустриальную эпоху: проблемы и пути их решения: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. С. 14-16.
3. Лисогор К.А., Сапунов А.С. Развитие координации на занятиях по физической подготовке у курсантов образовательных организаций МВД России // Студенческий вестник. 2019. № 43-1 (93). С. 65-67.
4. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М., ТВТ Дивизион. 2006. 287 с.
5. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: избран -ные психологические труды / под ред. В.П. Зинченко. 2-е изд. Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2004. 688 с.
6. Развитие координационных способностей обучающихся с использованием элементов координационной лестницы / А.А. Коник [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 1. С. 17-24.
7. Кузьмин В.В. Факторы развития утомления в условиях мышечной деятельности, влияющие на точность двигательных действий // Про -блемы современного социума глазами молодых исследователей: сб. материалов XIII Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград: Сфера, 2021. С. 525-528.
8. Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н., Воротник А.Н. Средства формирования сложно-координационных навыков у курсантов образовательных организаций МВД России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3. С. 119-121.
9. Медников А.Б. Координационная подготовка в системе физической подготовки сотрудников полиции // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 219-221.
References
1. Alekseev N.A., Vahrusheva P.A. Vliyanie dvigatel'no-koordinacionnyh sposob-nostej na effektivnost' obucheniya kursantov priemam bor'by [Influence of motional-coordinating abilities on the effectiveness of training cadets in wrestling techniques] // Physical education and sport in higher educational institutions: coll. Articles XVII Intern. scientific conf.: at 2 pm Belgorod: BSTU im. V.G. Shukhova, 2021. P. 25-29.
2. Bobrovik A.P., Zubarev Yu.M. Metodologicheskie osnovy sovershenstvovaniya fizicheskogo kachestva lovkost' u kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Methodological bases for improving the physical quality of dexterity among cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Physical culture and sport in the post-industrial era: problems and ways to solve them: collection of materials of the VII Intern. scientific-practical. conf. St. Petersburg: Leningrad State University im. A.S. Pushkin, 2019. P. 14-16.
3. Lisogor K.A., Sapunov A.S. Razvitie koordinacii na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [. Development of coordination in the classroom for physical training among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Studencheskij vestnik [Student Bulletin]. 2019. No. 43-1 (93). P. 65-67.
4. Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnostics and development]. M., TVT Division. 2006. 287 p.
5. Bernshtejn N.A. Biomekhanika i fiziologiya dvizhenij: izbrannye psihologicheskie trudy [Biomechanics and physiology of movements: selected psychological works] / ed. V P. Zinchenko. 2nd ed. Voronezh: NPO Modek Publishing House, 2004. 688 p.
6. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej obuchayushchihsya s ispol'zovaniem ele-mentov koordinacionnoj lestnicy [Development of coordination abilities of students using the elements of the coordination ladder] / A.A. Konik [et al.] // Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport. 2020. Iss. 1. P. 17-24.
7. Kuz'min V.V. Faktory razvitiya utomleniya v usloviyah myshechnoj deyatel'nosti, vliyayushchie na tochnost' dvigatel'nyh dejstvij [Factors of development of fatigue in conditions of muscular activity, influencing the accuracy of motor actions] // Problems of modern
society through the eyes of young researchers: sat. materials XIII All-Russian. scientific-practical. conf. Volgograd: Sfera, 2021. P. 525-528.
8. Kutergin N.B., Kulinichev A.N., Vorotnik A.N. Sredstva formirovaniya slozhno-koordinacionnyh navykov u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Means of formation of complex-coordination skills among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and socio-educational thought]. 2014. No. 3. P. 119-121.
9. Mednikov A.B. Koordinacionnaya podgotovka v sisteme fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii [Coordination training in the system of physical training of police officers] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2014. No. 1. P. 219-221.