Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Стеблякова Лариса Петровна, Бесчастных Дмитрий Михайлович

В настоящей статье приведена авторская позиция в отношении многокомпонентной категории «экономическая безопасность региона», сформированная в рамках обобщения различных подходов российских ученых к трактовке рассматриваемого понятия, а также представлен урезанный вариант анализа (экспресс-анализ) экономической безопасности Краснодарского края, осуществленный посредством рассмотрения значений по индикаторам, отнесенным к базовым показателям финансовой безопасности территории (региона) в соответствии с предложенной Институтом экономики Российской академии наук единой структурой механизма современного мониторинга и диагностики экономической безопасности России, и имеющихся по ним отклонений за рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Стеблякова Лариса Петровна, Бесчастных Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF APPROACHES TO THE DEFINITION AND ASSESSMENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

This article presents the author's position regarding the multicomponent category "economic security of the region", formed as part of the generalization of various approaches of Russian scientists to the interpretation of the concept under consideration, and also presents a stripped-down version of the analysis (express analysis) of the economic security of the Krasnodar Territory, carried out by considering the values of indicators, referred to the basic indicators of financial security of the territory (region) in accordance with the unified structure of the mechanism of modern monitoring and diagnostics of economic security of Russia proposed by the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, and the deviations available for them for the period under review.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

Столыпинский вестник №7/2023

Научная статья Original article УДК: 339.543

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

RESEARCH OF APPROACHES TO THE DEFINITION AND ASSESSMENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Стеблякова Лариса Петровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: l.steblyakova@customs-academy.ru

Бесчастных Дмитрий Михайлович, магистрант направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: beschastnykh1108@mail.ru

Steblyakova Larisa Petrovna, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Financial Management, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: l.steblyakova@customs-academy.ru

Beschastnykh Dmitry Mikhailovich, Master's student of the direction of training 38.04.02 "Management" of the State Educational Institution of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email:: beschastnykh1108@mail.ru

Столыпинский вестник

3832

Аннотация. В настоящей статье приведена авторская позиция в отношении многокомпонентной категории «экономическая безопасность региона», сформированная в рамках обобщения различных подходов российских ученых к трактовке рассматриваемого понятия, а также представлен урезанный вариант анализа (экспресс-анализ) экономической безопасности Краснодарского края, осуществленный посредством рассмотрения значений по индикаторам, отнесенным к базовым показателям финансовой безопасности территории (региона) в соответствии с предложенной Институтом экономики Российской академии наук единой структурой механизма современного мониторинга и диагностики экономической безопасности России, и имеющихся по ним отклонений за рассматриваемый период.

Annotation. This article presents the author's position regarding the multicomponent category "economic security of the region", formed as part of the generalization of various approaches of Russian scientists to the interpretation of the concept under consideration, and also presents a stripped-down version of the analysis (express analysis) of the economic security of the Krasnodar Territory, carried out by considering the values of indicators, referred to the basic indicators of financial security of the territory (region) in accordance with the unified structure of the mechanism of modern monitoring and diagnostics of economic security of Russia proposed by the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, and the deviations available for them for the period under review.

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, финансовая безопасность, социально-экономическое развитие региона, валовый региональный продукт, экономические отношения.

Keywords: economic security of the region, financial security, socio-economic development of the region, gross regional product, economic relations.

Введение. Отправной точкой в любом исследовании является однозначная фиксация понятийного аппарата, в случае с понятием «экономическая

3833

безопасность региона» имеется определенный разброс в концептуальных интерпретациях, который является результатом многофункциональности (многокомпонентности) термина и наличием существенно отличных подходов к толкованию сущности данного понятия. Считаем целесообразным сначала рассмотреть подходы, а затем привести наиболее популярные (трендовые) трактовки термина [1-3].

Теория и методы исследования. В рамках проведения анализа показателей (индикаторов) финансовой безопасности Краснодарского края проведен сравнительный анализ данных, собранных в целях описания объекта по двум контрольным точкам. Сравнительный анализ проводился за 2020— 2021 гг. по шести показателям — ВРП на душу населения (тыс. руб.), сальдо внешеторогового баланса (млн долл. США), дефицит консолидированного бюджета региона (%), индекс потребительских цен (%), расходы на здравоохранение (% к ВРП), расходы на образование (% к ВРП).

При рассмотрении сущности категории «экономическая безопасность региона» исходно используются два основных подхода:

— системный: анализ (оценка) влияния совокупности различных факторов, имеющих отличный источник происхождения и в разной степени влияющих на экономическую безопасность региона через предварительное инициирование изменений в пределах нескольких ее составляющих;

— локальный: обеспечение экономической безопасности региона в пределах выработки (разработки) и реализации комплексных мероприятий (в том числе выбор механизмов и инструментов для достижения ожидаемого результата), необходимых для сглаживания (минимизации) эффекта влияния изменений (колебаний), которые произошли в пределах одной составляющей — законодательный, экологический, промышленный или иной аспект.

Обозначенные подходы легли в основу сформировавшегося многообразия трактовок рассматриваемого понятия. Важно понимать, что фактически все вариации трактовок просто ретранслируют базовые характеристики (свойства)

3834

национальной экономической безопасности, но в конфигурациях, позволяющих рассматривать другой разрез — региональный уровень.

Результаты исследования. Региональная экономика представляет собой отдельный блок современной экономической науки, является особой областью исследования, в основе которой лежит многообразие закономерностей построения (формирования) и поэтапного развития различных описывающих характеристик территориальных социально-экономических систем, принципы размещения производственных центров (мощностей), механизм распределения созданного, а также накопленного валового регионального продукта [4].

Рассмотрим широкий спектр вариаций, в который включены часто используемые определения понятия «экономическая безопасность региона», предложенные российскими учеными.

Так, профессор Н.В. Манохина под экономической безопасностью региона понимает подкрепленную способность экономики конкретного региона обеспечивать достойный уровень жизни населения бесперебойно создавать необходимые условия для всестороннего развития личности, как показатель стабильного функционирования региона (в том числе в лице органов власти — системы органов исполнительной власти) и его устойчивого развития с постоянной модернизацией механизмов, которые позволяют поддерживать высокую стойкость территории (региона) к воздействию широкого диапазона дестабилизирующих факторов социального-экономического развития [5].

Т.Е. Кочергина в своих работах экономическую безопасность региона рассматривает с позиции определенного равновесия (оптимального баланса) экономики и функционирующими в регионе крупными корпорациям (представителями промышленности), промышленными кластерами, субъектами малого и среднего бизнеса, образовательным и научным организациям, институтам развития и органам власти. Соблюдение упомянутого равновесия позволяет констатировать поэтапное (поступательное) развитие региона в интересах реализации национальной стратегии развития, достаточность

3835

внимания к вопросам социального развития (в том числе через меры поддержки) даже при условии наличия факторов представляющих угрозу для региона и явной (объективной) необходимости отладки внутренних и внешних бизнес-процессов [6].

Н.П. Кириллов сводит экономическую безопасность региона к воссозданию исчерпывающей (оптимальной) системы мер региональной поддержки (в том числе нефинансовых), позволяющей обеспечить комплексное развитие и совершенствование экономики региона [6]. Разработанная система должна быть разветвленной — ориентированной на различные группы получателей (граждан, представителей малого и среднего бизнеса, системообразующих предприятий/концернов и др.), позволять наращивать объекта (получателям) мобилизационные резервы при стабильной ситуации (отсутствии явных потенциальных угроз) на рынке и при необходимости стать эффективным инструментом, содействующим региону (в частности, отдельным хозяйствующим субъектам) при проявлении негативных факторов.

Авторы учебника «Российское экономическое пространство: проблемы и перспективы реструктуризации» В.И. Гришин и Г.Ю. Гагарина предлагают увязывать экономическую безопасность региона со способностью территории (субъекта РФ) преодолевать последствия чрезвычайных и кризисных ситуаций (явлений) вне зависимости от расположения источника факторов негативного воздействия [7]. В рамках такой постановки предполагается заблаговременная выработка и реализация механизмов сдерживания влияния (в случае проявления или наступления) факторов, способных отрицательно повлиять на субъект РФ с точки зрения ресурсного потенциала, общественно-делового пространства, научно-производственной деятельности, сферы обращения и торговли, социальной сферы (в том числе объекты инфраструктуры и многопользовательские сервисы/порталы), уровня (качества) жизни населения и инвестиционного климата.

3836

О.В. Дамаскин описывает экономическую безопасность региона через состояние региональной экономики, которое характеризуются достаточностью внутренних ресурсов (резервов) для обеспечения приемлемого (требуемого — соответствующего национальным стандартам) уровня жизни и благосостоянию граждан, возможностью реализации дополнительных мер, направленных на обеспечение занятости (в том числе мероприятия повышения эффективности и роста уровня занятости слабозащищенных граждан), наличием резервов позволяющих эффективно решать задачи экономического развития (достижения устойчивости и развития финансовой системы для достижения запланированных параметров экономического роста), а также нивелировать негативные внешние факторы [6].

В рамках пособия «Управление экономической безопасностью региона: теория и методология» коллективом авторов (А.Д. Бурыкин, Н.В. Дюженкова, Г.Е. Лятушев) понятие «экономическая безопасность региона» представлено, с одно стороны, как производное состояния экономики и общества на уровне региона с отведением фундаментальной роли эффективному управлению, как одному из определяющих факторов экономического роста, достойного уровня жизни населения региона, защищенности и безопасности региона (в том числе в лице граждан) от внешних и внутренних угроз. А с другой стороны, это беспрерывная (постоянная) работа, направленная на поддержание описанного состояния экономики общества в пределах закрепленной модели развития территории (региона) [8].

Особое значение эффективному региональному управлению (сложнейшим процессам управления на региональном уровне) отводится и в определении, которое приведено в учебнике «Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса» под редакцией Т.Р. Ореховой, и выглядит оно следующим образом: возможность и постоянная готовность экономики обеспечить (гарантировать) устойчивый экономический рост, повышение качества удовлетворения потребностей общества и защиту интересов

3837

государства и национальной безопасности на основе эффективного регионального управления [9].

Профессор И.И. Арсентьева в своих работах обеспечение региональной безопасности соотносит с реализацией широкого спектра (комплекса) мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики территории (региона) при условии успешного использования механизмов (инструментов) минимизации влияния внешних и внутренних факторов через выстраивание динамичной многокомпонентной (адаптирующийся к постоянным и циклическим изменения) модели защиты региона [10].

Некоторые авторы, например, С.Н. Максимов определяют экономическую безопасность региона как способность региональной экономики функционировать в штатном режиме при протекании процессов, протекающих в рамках складывания системы расширенного воспроизводства, увеличения занятость, росте количества хозяйств, внедрении новых технологий. Одновременно с этим понятие подразумевает наличие определенного уровня защищенности (устойчивости) экономики региона, подкрепленного развитостью инструментов, технологий и механизмов, которые могут быть использованы в качестве рычага противодействия негативному (и/или дестабилизирующему) воздействию социально-экономических факторов (вне зависимости от расположения источника — внутренний и/или внешний контур) [11]. Важно подчеркнуть, что успешное функционирование экономики региона должно достигаться при условии максимального соответствия целевым установкам, заложенным отправными точками (принципами) государственной политики, не противоречить общественным интересам, интересам государства, а внутрирегиональные процессы, мероприятия и проекты, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста и формирование комфортных условий для граждан и улучшение качества их жизни, не должны создавать угроз для других регионов и иных элементов внешней среды.

3838

А по мнению В.И. Авдийского, В.А. Дадалко и Н.Г. Синявского, экономическая безопасность региона — это не что иное, как оптимальное состояние всех экономических элементов и институтов, осуществляющих властные полномочия, от которых и зависит жизнеспособность региона [6].

На первый взгляд приведенные концепции имеют существенные расхождения, на самом деле, даже несмотря на наличие некоторых отличий в части формы представления (наполнении), рассмотренные точки зрения точно нельзя назвать полярными — рассматривается один предмет исследования под различным ракурсом и с разных аспектов, но без явного отклонения от общего вектора понимания сущности. Многообразие трактовок свидетельствует о том, что отсутствует единое направление понимания категории «экономическая безопасность региона», что, в свою очередь, побуждают людей к серьёзным размышлениям, глубоким выводам и самостоятельным оценкам. Видится правильным с учетом рассмотренных конфигураций сгенерировать обобщенную версию определения экономической безопасности в региональном разрезе в самом общем виде: это мера структурной вариабельности степени сбалансированности финансовых, материальных и людских ресурсов, способная гарантировать (обеспечить) беспрерывное поступательное расширенное социально-экономическое развитие территории (региона) вне зависимости от силы (наличия) воздействия различных факторов влияния.

Наглядным отражением уровня (степени) экономической безопасности региона является система значимых (ключевых) индикаторов по различным составляющим (подгруппам) — финансовая безопасность, промышленная безопасность, информационная безопасность, инновационная безопасность, социально-демографическая безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность.

В рамках проведения экспресс диагностики (оценки) Краснодарского края нами будет рассмотрена одна из подгрупп («финансовая безопасность») индикаторов, включенных в общую (единую) систему индикаторов, которая

3839

разработанна и описана Институтом экономики Российской академии наук (РАН) в качестве конкретного предложения по закреплению единой структуры механизма современного мониторинга и диагностики экономической безопасности России [12].

Перечень основных индикаторов, отнесенных к подгруппе «финансовая безопасность», с указанием пороговых значений (предельно допустимые значения в отношении каждого из показателей) и фактических значений объекта — Краснодарского края за 2020 г. и 2021 г. представлены в таблице.

Таблица - Индикаторы экономической безопасности региона:

подгруппа «финансовая безопасность»1

№ п/ п Индикатор Пороговое значение 2020 г. 2021 г. Соответствие пороговому значению в 2021 г.

Финансовая безопасность

1 ВРП на душу населения, тыс. руб., не менее Среднее по стране (2020 г. — 559,4; 2021 г. — 699,2) 469,6 562,9 Не соответствуе т

2 Сальдо внешеторогового баланса, млн долл. США, более 0 1938,9 0 1951,7 8 Соответствуе т

3 Дефицит (-) консолидированного бюджета региона, %, не более 3 -0,23 8,71 Соответствуе т

* Рассчитано автором на основании данных Росстата и Краснодарстата. URL: https://23.rosstat gov.ru/storage/mediabank/2022(2).pdf (дата обращения: 14.06.2023).

3840

4 Индекс потребительских цен, %, не более 5 5,1 9,3 Не соответствуе т

Расходы на Не

5 здравоохранение, % к ВРП, не менее 10 2,3 1,9 соответствуе т

6 Расходы на образование, % к ВРП, не менее 10 3,9 3,4 Не соответствуе т

При рассмотрении основных индикаторов экономической безопасности территории (региона) на примере Краснодарского края мы видим, что ВРП — базовый иллюстратор экономического роста в расчете на душу населения в 2021 г. составил 562,9 тыс. руб., что по сравнению с 2020 г. больше на 93,3 тыс. руб. (значение показателя в 2020 г.: 469,6 тыс. руб.). При этом значения индикатора по контрольным точкам значительно ниже среднероссийской планки (в 2020 г. ниже на 16,1% и в 2021 г. — соответственно на 19,5%). Следовательно, необходимо разработать пакет мер, направленный на стимулирование темпов роста ВРП в первую очередь за счет запуска новых проектах в различных отраслях, сопряженных с выпуском продукции обрабатывающей промышленности, создающих высокопроизводительные рабочие места, обеспечивающих значительный прирост валового регионального продукта.

Внешнеторговый оборот края в 2021 г. составил 13 178,4 млн долл. США (на 3 020,1 млн долл. США большем, чем в 2020 г. — 10 158,4 млн долл. США), в том числе экспорт — 7565,0 млн долл. США, импорт — соответственно 3 046,9 млн долл. Увеличение товарооборота связано со смягчением административной нагрузки на российских экспортёров и импортёров при внешнеторговой деятельности [10].

3841

По данным министерства финансов Краснодарского края зафиксированный в 2020 г. дефицит консолидированного бюджета (0,23%) превратился в профицит по итогам 2021 г. Превышение доходной части консолидированного бюджета над расходами составило 8,7%. При этом доходы на образование и здравоохранение по отношению к ВРП сократились за рассматриваемый период времени (2020—2021 гг.).

Индекс потребительских цен в 2021 г. по сравнению с 2020 г. вырос на более чем на 4 процентных пункта (с 5,1 до 9,3%) — пороговое значение экономической безопасности по данному критерию (индикатору) не соответствует норме и четко прослеживается негативная тенденция инфляционных процессов в экономике региона, что безусловно связано с геополитическими конфликтами, турбулентность на мировых рынках — всё это создало дополнительные неопределенности, которые не лучшим образом повлияли на уровень инфляции в России и экономическую активность Краснодарского края.

Выводы. Краснодарский край в разрезе экономических отношений является одним из наиболее развитых регионов Южного федерального округа. Колоссальное влияние на экономику региона оказывают выгодное географическое положение, высокий ресурсный и кадровый потенциал. Несмотря на это, проведенный анализ показал, что по 4 из 6 индикаторов, отражающих экономическую безопасность территории (региона) в контексте финансовой безопасности, наблюдается отклонение фактических значений от пороговых.

Сравнительные данные, приведенные в настоящей статье, позволяют говорить о весьма тревожном положении, сложившемся в Краснодарском крае, при этом нельзя однозначно утверждать, что угроза экономической безопасности действительно наступает. В данном случае необходимо принимать во внимание причины образующихся отклонений и оценивать потенциальную возможность

3842

региона (территории) компенсировать отрицательный вклад субъектов (в том числе контрагентов) и явлений.

Видится правильным расширить исходную систему оценки (диагностики), что в перспективе должно позволить не только фиксировать расхождение фактических и пороговых значений по отдельных показателям и индикаторам, характеризующим экономическую безопасность региона, но и получать полное представление о характере, интенсивности и значимости угроз экономической безопасности региона. Доработанная система оценки должна стать основой (базовой компонентой) для выявления истинных причин и возможных последствий возникновения подобных опасностей и угроз.

Список использованных источников

1. Качанова Л.С. Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности регионов/ Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2023. - №3. - С. 38-41.

2. Качанова Л.С. Мониторинг и оценка уровня финансовой безопасности региона / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Т.А. Саадулаева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №9 (134). - С. 528-531.

3. Бондаренко А.М. Совершенствование технологической составляющей экономической безопасности предприятия / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10596 URL: https://qje.su/ekommicheskaya-teoriya/moskovskij-ekommicheskij-zhumal-10-2021-18/

4. Меркулова, Е. Ю. Общая экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Меркулова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 525 с.

5. Экономическая безопасность : учеб. пособие / под ред. Н. В. Манохиной. — М. : ИНФА-М, 2014. — С. 195.

3843

6. Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 725 с.

7. Российское экономическое пространство: проблемы и перспективы реструктуризации / под ред. В. И. Гришина, Г. Ю. Гагариной. — М. : ИНФА-М, 2013. — С.98.

8. Управление экономической безопасностью региона: теория и методология / А. Д. Бурыкин, Н. В. Дюженкова, Г. Е. Лятушев. — Ярославль : Изд-во ЯФФЭИ, 2004. — С. 20.

9. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса / В. И. Орехов, Т. Р. Орехова, О. В. Карагодина / под ред. Т. Р. Ореховой. — М. : ИНФРА-М, 2014. — С. 46.

10. Арсентьева, И. И. Российские регионы в системе национальной безопасности. — М. : Восток — Запад, 2008. — С. 111—112.

11. Максимов, С. Н. Государственное управление в сфере экономической безопасности России. — М. : Изд-во МПСУ, 2012. — С. 83—84.

12. Сенчагов В. К., Иванов Е. А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России // Институт экономики РАН. Центр финансовых исследований.

13. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2022: Стат. сб. / Росстат. — М., 2022. — 853 с.

14. Краснодарский край в цифрах. 2022: Стат. сб. / Краснодарстат — Краснадар, 2023. — 263 с.

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/.

16. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/.

3844

List of sources used

1. Kachanova L.S. Mechanism of ensuring financial and economic security of regions/ L.S. Kachanova / / Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2023. - No.3. - pp. 38-41.

2. Kachanova L.S. Monitoring and assessment of the level of financial security of the region / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, N.A. Saadulaeva / / economics and entrepreneurship. - 2021. - №9 (134). - Pp. 528-531.

3. Bondarenko A.M. Improvement of the technological component of the economic security of the enterprise / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, N.A. Saadulaeva / / Moscow Economic Journal. - 2021. - No.10. DOI: 10.24411 / 2413-046X-2021-10596 URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-18/

4. Merkulova, E. Yu. General economic security: textbook and workshop for universities / E. Yu. Merkulova. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 525 p.

5. Economic security : studies. stipend / Edited by N. N. V. Manokhina. — M. : INFRA-M, 2014. — p. 195.

6. Urazgaliev, V. Sh. Economic security : textbook and practice-Kumtor for universities / V. Sh. Urazgaliev. — 2nd ed., reprint. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 725 p.

7. The Russian economic space: problems and prospects of restructuring / edited by V. A. Gerasimov, V. I. Grishin, G. Yu. Gagarin. — M. : INFRA-M, 2013. — p.98.

8. Management of economic security of the region: theory and methodology / A. D. Burykin, N. V. Dyuzhenkova, G. E. Lyatushev. -Yaroslavl : Publishing House of Jaffei, 2004. — p. 20.

9. Economic security of modern Russia in the conditions of crisis / V. I. Orekhov, N. R. Orekhova, O. V. Karagodina / edited by N. T. R. Orekhovo-Zuyevo. — M. : INFRA-M, 2014. — P. 46.

3845

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Arsentieva, I. I. Russian regions have entered the national security system. — Moscow: East — West, 2008. — pp. 111-112.

11. Maksimov, S. N. Public administration in the sphere of economic security of Russia. — Moscow : Publishing House of the Moscow State University, 2012. — pp. 83-84.

12. Senchagov V. K., Ivanov E. A. Structure of the mechanism of modern Monitoring of Russia's economic security // Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. Center for Financial Research.

13. Regions of Russia. The main characteristics of the subjects of the Russian Federation. 2022: Stat. SPb., / Rosstat. — M., 2022. — 853 p

14. Krasnodar Krai in numbers. 2022: Stat. SPb., / Krasnodarstat — Krasnodar, 2023. - 263 p.

15. Official website of the Federal State Statistics Service-Ki. URL: https://rosstat.gov.ru/.

16. Official website of the Federal Customs Service. URL: https://customs.gov.ru/.

© Стеблякова Л.П., Бесчастных Д.М., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2023.

Для цитирования: Стеблякова Л.П., Бесчастных Д.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2023.

3846

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.