УДК 37
DOI 10.21661/r-470391
К.Ю. Курнаева
Исследование по формированию регулятивных универсальных учебных действий (планирование и контроль) на уроках окружающего мира способами самостоятельной работы
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в общественном сознании происходит постепенный переход от понимания социального предназначения школы в простой передаче знаний, умений и навыков от педагога непосредственно ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетная цель школьного образования в последнее время - развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебную цель, проектировать путь ее реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Иначе говоря, главной целью общеобразовательного школьного учреждения является формирование умения учиться. Учащийся при этом должен стать «архитектором и строителем» своего собственного образовательного процесса.
I
Ключевые слова: универсальные учебные действия, самостоятельная работа, регулятивные действия, универсальные действия, учебные действия, планирование, контроль.
K.Yu. Kurnaeva
Study on the formation of regulatory universal learning activities (planning and monitoring) in the lessons of the surrounding world
in ways of independent work
Abstract
The relevance of this study is based on the fact that there is a gradual transition in the public consciousness, from understanding social purpose of school in the simple transfer of knowledge and skills from teacher directly to student, to a new understanding of the school's function. The priority goal of school education in recent years is the development of students' ability to independently set an educational goal, design the way of its implementation, monitor and evaluate their success. In other words, the main goal of the general educational school establishment is the formation of the ability to learn. The student must become an «architect and builder» of his own educational process.
I
Keywords: universal educational activities, independent work, regulatory activities, universal activities, educational activities, planning, control.
Успешность процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников зависит от уровня развития памяти, внимания, учебной мотивации [1]. Пред-
ставители современной педагогической науки считают, что формировать регулятивные универсальные учебные действия помогает один из активных методов обучения, которым является самостоятельная работа. Как показы-
Педагогика
вает исследование и практика учителя начальных классов применяют в работе однотипные виды самостоятельной работы, недостаточно внимания уделяют формированию внимательности, активности, самостоятельности школьников, не используют разнообразные способы организации самостоятельной деятельности.
Таким образом, противоречие между необходимостью, формирования у учащихся умений планировать, контролировать и корректировать свои действия и недостаточностью применения учителем разнообразия способов организации самостоятельной работы в процессе обучения актуализирует проблему исследования, какие способы организации самостоятельной деятельности более результативны в формировании регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования - формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования - самостоятельная работа как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий (планирование, контроль) младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель экспериментальной деятельности: доказать, что самостоя-
о &
§
о
11 и И
л
м Й и о
Рн £
1В 16 14 12 10 В 6 4 2 О
Высокий Средний Низкий
Количество испытуемых
Экспериментальный класс ■ Контрольный класс
Рис. 1. Сравнение результатов диагностики по многофакторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла (детский вариант)
тельная работа эффективно влияет на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.
В ходе экспериментальной деятельности нужно было выяснить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, провести методики определяющие уровень умений планировать и контролировать свои действия, разработать технологические карты для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Исследование проводилось с младшими школьниками 2 параллелей в количестве 60 учеников (два
класса 2 «Б» экспериментальный класс и 2 «В» контрольный класс).
С целью определения сформированное™ регулятивных УУД были использованы следующие методики:
1. Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (детский вариант) - исследовался уровень самоконтроля поведения.
2. Методика «Узор» (Л.И. Це-ханская) - исследовались умения действовать по плану.
3. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) - исследовался уровень концентрации внимания.
4. Анкетирование учителя начальных классов «Какие способы самостоятельной деятельности при-
Таблица 1
Способы самостоятельной работы, используемые педагогом
Способы Часто Редко Не использует
Работа с книгой Постановка вопросов +
Деление текста +
Структурирование текста +
Работа с содержанием книг +
Упражнения Разработка упражнений +
Проверка упражнений +
Решение задач +
Учебный диалог Беседа-полилог +
Практическая работа +
Лабораторные и исследовательские работы +
Тестовые задания +
Индивидуальная работа Рассказ-описание + +
Рассказ-рассуждение
Карточки-задания
Работа в группах +
Рефлексия/анализ содержания материала +
Сообщения, мини-сочинения +
¡a
И о о.
>> к
га
(G
О,
С
о С J
Й я о
=3
н
U
■я
о
ч
15
16 14 12 10
Е 6 4 2 0
Ц л
Высокий Средний
Количество испытуемых
Низкий
Экспериментальный класс ■ Контрольный класс
Рис. 2. Сравнение результатов диагностики по методике «Узор» (Л. И. Цеханская)
меняются в работе с младшими учениками».
Все методики являются надежными, валидными и стандартизированными, что явилось одним из оснований выбора именно их в качестве диагностического инструментария.
На первом этапе в нашем исследование мы провели анкетирование и наблюдение учителей, для выявления какими способами самостоятельной работы они владеют.
Данные диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали следующие результаты (таблица 1).
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод, учителя часто используют такие виды самостоятельной работы как: постановка вопросов, деление текста, работа с содержанием книг, проверка упражнений, решение задач, рассказ-описание, рефлексия/анализ содержания материала. Использует иногда: беседа-полилог, практическая работа, тестовые задания, работа в группах, сообщения, мини-сочинения. И такие виды как: структурирование текста, разработка упражнений, лабораторные и исследовательские работы, рассказ-описание не использует в своей деятельности.
Анализируя результат исследования уровня самоконтроля поведения в обеих группах можно наблюдать следующее: высокий уровень проявления данного фактора прослеживается у 6 учащихся в экспериментальном классе и у 8 учащихся в контрольном классе, что свидетель-
ствует об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение.
Средний уровень у 18 учащихся в экспериментальном классе и у 12 учащихся в контрольном классе, и низкий уровень наблюдается у 7 учащихся экспериментального класса и у 9 учащихся контрольного класса, данный уровень характерен для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей.
Анализируя результат исследования уровня умения действовать по правилу можно наблюдать следующее: высокий уровень прослеживается у 17 учащихся экспериментального класса и у 15 учащихся контрольного класса - это достаточно высокий уровень умений действовать по правилу. Средний уровень наблюдается у 9 учащихся экспериментального класса и у 8 учащихся контрольного класса - это говорит о том, что умения действовать по правилу сформировано недостаточно.
И низкий уровень прослеживается у 5 учащихся экспериментального класса и у 6 учащихся контрольного класса - что говорит о низком уровне действовать по правилу.
Анализ результатов уровня концентрации внимания показал, что низкий уровень наблюдается у 13 учащихся экспериментального класса и у 10 учащихся контрольного класса, означает, что дети не запоминают элементарных вещей, забывают последовательность задач, не могут сконцентрироваться на чем-то одном.
В норме уровень концентрации внимания наблюдается у 18 учащихся экспериментального класса и у 19 учащихся контрольного класса, означает, что дети могут сосредотачиваться на главном, в полной мере принимать информацию от учителя, значительно повышается восприимчивость и обработка информации. Это говорит о том, что учителя в начальных классах недостаточно используют способы самостоятельной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира для того, чтобы формировать у учащихся такие регулятивные универсальных учебных действий, как планирование и контроль.
На констатирующем этапе мы видим, что регулятивные универсальных учебных действий у младших школьников недостаточно сформированы, и с целью повышения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников способом
я
3
и го
ft
rt 15
н
и Я
<и М 1D
а" «
к й
¡3 а в 5
л са
id и
w
«
о
■Р<
Норма Низкий
Количество испытуемых
Экспериментальный класс ■ Контрольный класс
Рис. 3. Сравнение результатов диагностики по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Педагогика
ж и
ч «
о £
Высокий Средний
Количество испытуемых
Низкий
ЭК Констатирующий этап ■ ЭК Контрольный этап КК Констатирующий этап ■ КК Контрольный этап
Рис. 4. Сравнение результатов диагностики по методике «Узор» (Л.И. Цеханская)
самостоятельной работы в процессе формирующего эксперимента и было разработано тематическое планирование уроков по окружающему миру.
С целью повышения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий (планирование, контроль) младших школьников способом самостоятельной работы в процессе формирующего эксперимента было разработано и реализовано тематическое планирование 20 уроков по окружающему миру. В которых были использованы виды самостоятельной деятельности младших школьников для повышения регулятивных универсальных учебных действий.
На разных этапах урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, содержание учебного материала и виды работы, используемые в процессе обучения, направленные на формирование самостоятельной деятельности учащихся.
Фрагменты урока позволили активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на всех этапах урока обеспечивалась за счёт интересных тем урока и грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать этапы урока динамичными. Ребята были активны, проявляли самостоятельность и интерес у урокам, доказывали свою точку зрения, контролировали свои действия и
оценивали себя на уроках. Особенно активно включались ученики на этапе планирования своих действий, контролировании своей деятельности и групповых работах.
В следующем этапе мы провели контрольное измерение по методикам, которые были в констатирующем этапе и сравнили результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Сравнение уровня умения действовать по правилу констатирующего и контрольного этапов где были (№1 - экспериментальный класс, №2 - контрольный класс), мы видим, что, в экспериментальном классе был высокий уровень у 17 учащихся, а стал у 25 учащихся, также средний уровень был у 9 учащихся, стал у 6 учащихся и низкий уровень был у 5 учащихся, а после проведения уроков на формирование регулятивных универсальных учебных действий способом самостоятельной работы, низкого
уровня у этого класса не наблюдается. Чего не можем сказать по контрольному классу, здесь мы видим, что результат практически не изменился, высокий уровень был 15, стал 16, средний уровень был 8, стал 9 и низкий уровень был 6, стал 4. Это говорит о том, что уровень умения действовать по правилу значительно вырос у учащихся 2 «Б» класса.
Также смотрим сравнение уровня концентрации внимания обоих классов, и видим, что у экспериментального класса норма была 18, стала 27, низкий уровень был у 13, стал у 4. Так же у контрольного класса практически ничего не изменилось, норма была 19, стало 18 и низкий уровень был 10, стал 11. Это говорит о том, что проведенные и разработанные нами технологические карты уроков в ходе формирующего эксперимента, способствовали формированию регулятивных универсальных учебных действий у экспериментального класса на уроках окружающего мира через самостоятельную работу.
Для проверки эффективности нашего исследования на контрольном этапе экспериментального исследования был проведен анализ результатов уровня умения действовать по правилу, а также анализ уровня концентрации внимания. При этом применялись методики, разработанные на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ показал, что уровень умения действовать по
§
В &
и я
9
Я Й й &
<и и
£ 8
О л
Высокий Средний Низкий
Количество испытуемых
ЭК Констатирующий этап ■ ЭК Контрольный этап □ КК Констатирующий этап ■ КК Контрольный этап
Рис. 5. Распределение результатов диагностики по методике «Корректурная проба»
правилу и уровень концентрации внимания значительно вырос у экспериментального класса, после внедрения разработанного тематического планирования уроков по окружающему миру.
Таким образом проведенные и разработанные технологические карты уроков с разнообразием применений способов самостоятельной деятельности учащихся на уроках окружающего мира, способствовали развитию уровня умения планировать и контролировать свои действия.
Таким образом можно сделать вывод, что проведенные уроки способствовали формированию регулятив-
ных, значительно вырос у экспериментального класса, а также младших школьников на уроках окружающего мира, через самостоятельную работу. Если учитель будет применять разнообразные способы самостоятельной деятельности, делать урок интересным и направленным на самостоятельное изучение и выполнение в классе младшими школьниками на уроках окружающего мира, то таких низких результатов по диагностикам мы можем не наблюдать. А значит учитель будет формировать не только регулятивные универсальные учебные действия, но и умение учиться, что сейчас очень важно для общеобразовательных учреждений.
Литература
1. Долгова В.И. Исследование учебной мотивации младших школьников / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, Я.А. Антипина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 1-5.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] // Как проектировать универсальные учебные действия. - М.: Просвещение, 2008. - С. 70-103.
References
1. Dolgova V.I. Study of the educational motivation of junior schoolchildren / V.I. Dolgova, Yu.A. Rokitskaya, Ya.A. Antipina // Scientific and methodical electronic journal Concept. - 2015. - Vol. 31. - P. 1-5.
2. Asmolov A.G. How to design universal educational activities in primary school: from action to thought: a manual for the teacher / A.G. Asmolov, G.V Burmensky, I.A. Volodarskaya [et al.] // How to design universal educational activities. - M.: Enlightenment, 2008. - P. 70-103.