САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Курнаева К.Ю.
Курнаева Кристина Юрьевна — студент, профиль: начальное образование, Институт психологии и педагогики Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: актуальность данного исследования обусловлена тем, что в общественном сознании происходит постепенный переход от понимания социального предназначения школы в простой передаче знаний, умений и навыков от педагога непосредственно ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетная цель школьного образования в последнее время - развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебную цель, проектировать путь ее реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Иначе говоря, главной целью общеобразовательного школьного учреждения является формирование умения учиться. Учащийся при этом должен стать «архитектором и строителем» своего собственного образовательного процесса. Ключевые слова: универсальные учебные действия, самостоятельная работа, регулятивные универсальные учебные действия, планирование, контроль.
Успешность процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников зависит от уровня развития памяти, внимания, учебной мотивации [2]. Представители современной педагогической науки считают, что формировать регулятивные универсальные учебные действия помогает один из активных методов обучения, которым является самостоятельная работа. Как показывает исследование и практика учителя начальных классов применяют в работе однотипные виды самостоятельной работы, недостаточно внимания уделяют формированию внимательности, активности, самостоятельности школьников, не используют разнообразные способы организации самостоятельной деятельности.
Таким образом, противоречие между необходимостью, формирования у учащихся умений планировать, контролировать и корректировать свои действия и недостаточностью применения учителем разнообразия способов организации самостоятельной работы в процессе обучения актуализирует проблему исследования, какие способы организации самостоятельной деятельности более результативны в формировании регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования - формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования - самостоятельная работа как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий (планирование, контроль) младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель экспериментальной деятельности: доказать, что самостоятельная работа эффективно влияет на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.
В ходе экспериментальной деятельности нужно было выяснить уровень сформированном^ регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, провести методики определяющие уровень умений планировать и контролировать свои действия, разработать технологические карты для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Исследование проводилось с младшими школьниками 2 параллелей в количестве 60 учеников (два класса 2 «Б» экспериментальный класс и 2 «В» контрольный класс)
С целью определения сформированности регулятивных УУД были использованы следующие методики:
1. Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (детский вариант) - исследовался уровень самоконтроля поведения;
2. Методика «Узор» (Л.И. Цеханская) - исследовались умения действовать по плану;
3. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) - исследовался уровень концентрации внимания;
4. Анкетирование учителя начальных классов «Какие способы самостоятельной деятельности применяются в работе с младшими учениками».
Все методики являются надежными, валидными и стандартизированными, что явилось одним из оснований выбора именно их в качестве диагностического инструментария.
На первом этапе в нашем исследовании мы провели анкетирование и наблюдение учителей, для выявления, какими способами самостоятельной работы они владеют.
Данные диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали следующие результаты:
Таблица 1. Способы самостоятельной работы, используемые педагогом
Способы Часто Редко Не использует
Работа с книгой Постановка вопросов +
Деление текста +
Структурирование текста +
Работа с содержанием книг +
Упражнения Разработка упражнений +
Проверка упражнений +
Решение задач +
Учебный диалог Беседа - полилог +
Практическая работа +
Лабораторные и исследовательские работы +
Тестовые задания +
Индивидуальная работа Рассказ - описание + +
Рассказ - рассуждение
Карточки - задания
Работа в группах +
Рефлексия/анализ содержания материала +
Сообщения, мини-сочинения +
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод, учителя часто используют такие виды самостоятельной работы как: постановка вопросов, деление текста, работа с содержанием книг, проверка упражнений, решение задач, рассказ - описание, рефлексия/анализ содержания материала. Использует иногда: беседа - полилог, практическая работа, тестовые задания, работа в группах, сообщения, мини-сочинения. И такие виды как: структурирование текста, разработка упражнений, лабораторные и исследовательские работы, рассказ - описание не использует в своей деятельности.
о
° о 10
2 ^
Ю <И г
о (О 5
Л О
18
20 15
12
|Щ
о Высокий Средний Низкий
а
Количество испытуемых
I Экспериментальный класс _' Контрольный класс
9
Рис. 1. Сравнение результатов диагностики по многофакторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла
(детский вариант)
Анализируя результат исследования уровня самоконтроля поведения в обеих группах можно наблюдать следующее: высокий уровень проявления данного фактора прослеживается у 6 учащихся в экспериментальном классе и у 8 учащихся в контрольном классе, что свидетельствует об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение.
Средний уровень у 18 учащихся в экспериментальном классе и у 12 учащихся в контрольном классе, и низкий уровень наблюдается у 7 учащихся экспериментального класса и у 9 учащихся контрольного класса, данный уровень характерен для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей.
>
не *
к й
5 5
1 £
<ц С
1 О
о
а >
20 15
10
17
ЁР
1
"Г
Высокий Средний Низкий
Количество испытуемых
1 Экспериментальный класс и Контрольный класс
9
8
6
5
5
0
Рис. 2. Сравнение результатов диагностики по методике «Узор» (Л.И. Цеханская)
Анализируя результат исследования уровня умения действовать по правилу можно наблюдать следующее: высокий уровень прослеживается у 17 учащихся экспериментального класса и у 15учащихся контрольного класса - это достаточно высокий уровень умений действовать по правилу. Средний уровень наблюдается у 9 учащихся экспериментального класса и у 8 учащихся контрольного класса - это говорит о том, что умения действовать по правилу сформированно недостаточно. И низкий уровень прослеживается у 5 учащихся экспериментального класса и у 6 учащихся контрольного класса - что говорит о низком уровне действовать по правилу.
а 20
го _
н ос 15 15 от 15 ^ га
5 2 10 ои
* = с
.от 5
I
Норма Низкий
Количество испытуемых
I Экспериментальный класс и Контрольный класс
0
Рис. 3. Сравнение результатов диагностики по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Анализ результатов уровня концентрации внимания показал, что низкий уровень наблюдается у 13 учащихся экспериментального класса и у 10 учащихся контрольного класса, означает, что дети не запоминают элементарных вещей, забывают последовательность задач, не могут сконцентрироваться на чем-то одном.
В норме уровень концентрации внимания наблюдается у 18 учащихся экспериментального класса и у 19 учащихся контрольного класса, означает, что дети могут сосредотачиваться на главном, в полной мере принимать информацию от учителя, значительно повышается восприимчивость и обработка информации. Это говорит о том, что учителя в начальных классах не достаточно используют способы самостоятельной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира, для того чтобы формировать у учащихся такие регулятивные универсальных учебных действий, как планирование и контроль.
На констатирующем этапе мы видим, что регулятивные универсальных учебных действий у младших школьников не достаточно сформированы, и с целью повышения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников способом самостоятельной работы в процессе формирующего эксперимента и было разработано тематическое планирование уроков по окружающему миру.
С целью повышения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий (планирование, контроль) младших школьников способом самостоятельной работы в процессе формирующего эксперимента было разработано и реализовано тематическое планирование 20 уроков
по окружающему миру. В которых были использованы виды самостоятельной деятельности младших школьников для повышения регулятивных универсальных учебных действий.
На разных этапах урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, содержание учебного материала и виды работы, используемые в процессе обучения, направленные на формирование самостоятельной деятельности учащихся.
Фрагменты урока позволили активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на всех этапах урока обеспечивалась за счёт интересных тем урока и грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать этапы урока динамичными. Ребята были активны, проявляли самостоятельность и интерес у урокам, доказывали свою точку зрения, контролировали свои действия и оценивали себя на уроках. Особенно активно включались ученики на этапе планирования своих действий, контролировании своей деятельности и групповых работах.
В следующем этапе мы провели контрольное измерение по методикам, которые были в констатирующем этапе и сравнили результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
| 0 Высокий Средний Низкий
> с
■а Количество испытуемых
<и
в о
о.
> Н ЭК Констатирующий этап ЭК Контрольный этап
Н КК Констатирующий этап Н КК Контрольный этап
Рис. 4. Сравнение результатов диагностики по методике «Узор» (Л.И. Цеханская)
Сравнение уровня умения действовать по правилу констатирующего и контрольного этапов где были (№ 1 - экспериментальный класс, № 2 - контрольный класс), мы видим, что, в экспериментальном классе был высокий уровень у 17 учащихся, а стал 25 учащихся, так же средний уровень был у 9 учащихся, стал у 6 учащихся и низкий уровень был у 5 учащихся, а после проведения уроков на формирование регулятивных универсальных учебных действий способом самостоятельной работы, низкого уровня у этого класса не наблюдается. Чего не можем сказать по контрольному классу, здесь мы видим, что результат практически не изменился, высокий уровень был 15, стал 16, средний уровень был 8, стал 9 и низкий уровень был 6, стал 4. Это говорит о том, что уровень умения действовать по правилу значительно вырос у учащихся 2 «Б» класса.
т Норма Низкий
> Количество испытуемых
и ЭК Констатирующий этап ЭК Контрольный этап В КК Констатирующий этап В КК Контрольный этап
Рис. 5. Распределение результатов диагностики по методике «Корректурная проба»
Так же смотрим сравнение уровня концентрации внимания обоих классов, и видим, что у экспериментального класса норма была 18, стала 27, низкий уровень был у 13, стал у 4. Так же у
контрольного класса практически ничего не изменилось, норма была 19, стало 18 и низкий уровень был 10, стал 11. Это говорит о том, что проведенные и разработанные нами технологические карты уроков в ходе формирующего эксперимента, способствовали формированию регулятивных универсальных учебных действий у экспериментального класса на уроках окружающего мира через самостоятельную работу.
Для проверки эффективности нашего исследования на контрольном этапе экспериментального исследования был проведен анализ результатов уровня умения действовать по правилу, а также анализ уровня концентрации внимания. При этом применялись методики, разработанные на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ показал, что уровень умения действовать по правилу и уровень концентрации внимания значительно вырос у экспериментального класса, после внедрения разработанного тематического планирования уроков по окружающему миру.
Таким образом, проведенные и разработанные технологические карты уроков с разнообразием применений способов самостоятельной деятельности учащихся на уроках окружающего мира, способствовали развитию уровня умения планировать и контролировать свои действия.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенные нами уроки по окружающему миру способствовали развитию уровня регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. Исследование показало, что уровень концентрации внимания и уровень умения действовать по правилу значительно вырос у экспериментального класса через самостоятельную работу. Если учитель будет применять разнообразные способы самостоятельной деятельности, делать урок интересным и направленным на самостоятельное изучение и выполнение в классе младшими школьниками на уроках окружающего мира, то таких низких результатов по диагностикам мы можем не наблюдать. А значит учитель будет формировать не только регулятивные универсальные учебные действия, но и умение учиться, что сейчас очень важно для общеобразовательных учреждений.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение, 2008. С. 70-103.
2. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Антипина Я.А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 31. С. 1-5.