Научная статья на тему 'Исследование перспектив трудоустройства выпускников педагогического вуза'

Исследование перспектив трудоустройства выпускников педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / ФАКТОР / FACTOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахтусова Наталья Александровна

В статье раскрывается сущность проблемы профессионального самоопределения субъектов труда на этапе завершения учебы в вузе и их трудоустройства. Выявлены профессиональные намерения выпускников профессионально-педагогического вуза, а также определены факторы, влияющие на их трудоустройство: высокий уровень притязаний в отборе критериев, соответствующих их представлениям о будущем месте работы, ответственность за трудоустройство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of Employment Prospects for Graduates of Pedagogical University

The article reveals the essence of the problem of professional self-determination of labor subjects at the stage of completion of studies at the university and their employment. The professional intentions of the graduates of the vocational-pedagogical university have been determined, and factors have been identified that have impact on their work, including a high level of claims in the selection of criteria corresponding to their views on the future workplace, responsibility for employment.

Текст научной работы на тему «Исследование перспектив трудоустройства выпускников педагогического вуза»

Н. А. Пахтусова

УДК 378

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

• условиях модернизации образования в качестве важнейшей задачи российским правительством провозглашается задача адаптации образовательной системы к требованиям современного общества, в том числе к требованиям рынка труда. Следовательно, изучение профессиональных и социальных ориен-таций молодежи, особенностей их профессионального самоопределения является архиактуальной исследовательской задачей.

Профессиональное самоопределение можно рассматривать как разрешение противоречия между субъективными предпочтениями индивида и внешней по отношению к нему социальной ситуацией, определяющей возможности реализации этих предпочтений. Как показывает опыт, в современных условиях профессиональное самоопределение молодежи (выбор профессии, работы) задается, с одной стороны, индивидуальными факторами (интерес к профессии, индивидуальные склонности, способности, призвание и т. п.), с другой - социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной специальности.

При исследовании проблемы профессионального самоопределения студентов-выпускников профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета одной из важнейших задач являлось изучение имеющихся у них перспектив на трудоустройство по окончании вуза.

Необходимо отметить, что исследование проводилось в декабре 2016 г., фактически за полгода до окончания обучения вуза, но, тем

не менее примерно третья часть выпускников серьезно обеспокоена своим будущим трудоустройством. Об этом свидетельствует тот факт, что 36,4% респондентов уже во время обучения в вузе занимаются поисками работы. Вместе с тем исследование показало высокий процент выпускников, для которых дальнейшее трудоустройство и поиск работы -далекая перспектива, 48,0% респондентов не занимаются поисками работы и 15,6% даже не задумывались над этим.

Данный инфантилизм молодежи в поиске работы можно объяснить игнорированием многих из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в жесткую ситуацию рынка труда. Другим важным моментом является высокий уровень самоорганизации выпускников вузов, необходимый для того, чтобы преодолевать трудности, связанные с некомфортными условиями предлагаемого труда. Исследование показало достаточно высокий уровень притязаний выпускников в отборе критериев, соответствующих их представлениям о будущем месте работы. Ответы на вопрос «Каковы для Вас критерии выбора места работы?» размещены в таблице 1.

Анализ ответов респондентов показывает, что выпускники предпочитают финансовое благополучие (свое и предприятия), стабильность, социальные гарантии и возможности карьерного роста; ориентированы на социальную значимость, престиж, благоприятные условия работы, материальное стимулирование и т. д.

Работа с людьми, труд в коллективе, добрые и дружественные отношения является особой ценностью для тех, кто ориентирован на сотрудничество с окружающими. На значимость дружного коллектива (дружественная рабочая атмосфера) указал практически каждый третий (примерно 31,2% выпускников). Престижность будущей работы для выпускников находится на 8 месте. Этот фактор связан, прежде всего, с возможностью занимать высокую статусную позицию и получать определенные блага, например, быстрый карьерный рост, возможность руководить

20///.3

Таблица 1.

Характеристика критериев выбора места работы выпускниками Профессионально-педагогического института

Вариант ответа Процент ответивших Ранг ответа

Хорошая базовая зарплата 61,1 1

Сильное финансовое положение предприятия (учреждения, компании) 36,3 2

Социальные гарантии (соцпакет) 32,5 3

Дружественная рабочая атмосфера 31,2 4

Четкие пути карьерного роста 24,7 5

Успех предприятия (учреждения, компании) на рынке 22,1 6

Хорошая репутация компании (предприятия, учреждения) 19,5 7

Возможность контакта с людьми 19,5 7

Возможность комбинировать профессиональную и личную жизнь 16,9 8

Поддержка руководством Вашего развития 16,9 8

Престижность работы в компании (предприятии, учреждении) 16,9 8

Оплата сверхурочного времени 15,6 9

Техническое оснащение рабочего места 15,6 9

Премия за достижения в работе 15,6 9

Социальная значимость работы 13,0 10

Возможность проявить себя как лидер 13,0 10

Творческое окружение на работе 10,4 11

Способность руководства стимулировать работников 10,4 11

Профессиональное обучение и развитие 7,8 12

Дополнительные льготы и привилегии 6,5 13

Интересные (оригинальные) услуги, оказываемые учреждением 6,5 13

Финансовая поддержка при повышении квалификации 5,2 14

Возможность самостоятельно распоряжаться рабочим временем 5,2 14

Высокий уровень ответственности 5,2 14

Возможность путешествий 3,9 15

Гибкий график работы 3,9 15

Вдохновляющее высшее руководство 2,6 17

Возможность обучения и стажировки за границей 2,6 17

и т. д. Вместе с тем творческая атмосфера, профессиональное обучение и развитие, а также высокий уровень ответственности стоят лишь на 11-м, 12-м и 14-м местах соответственно.

Таким образом, можно констатировать, что в представлениях выпускников о будущей работе на первом месте находятся инструментальные ценности - оплата труда, комфортность труда. Содержательные цели будущей деятельности для них либо неясны, либо не существуют вообще.

Результаты исследования показывают, что оценивая свои возможности и перспективу трудоустройства, треть выпускников испытывает неуверенность за свое будущее. При ответе на вопрос «Как Вы считаете, легко ли Вам будет трудоустроиться по окончании вуза?» 35,1% предположили, что они не будут испытывать затруднения в трудоустройстве; 27,3% считают, что затруднения будут; 35,1% не смогли однозначно ответить на поставленный вопрос. Как видим, прогноз о неуверенности значительной части выпускников вузов

Таблица 2.

Мнения студентов о факторах, способствующих трудоустройству

Вариант ответа Процент ответивших

Вы владеете хорошими коммуникативными качествами и легко убедите работодателя взять Вас на работу 19,5

Вы владеете навыками поиска работы и навыками для трудоустройства (умеете составлять резюме, умеете отправлять резюме по электронной почте в различные организации, пишите без ошибок, умеете находить в сети адреса организаций, нуждающихся в специалистах и т. д.) 6,5

У Вас хорошие профессиональные знания и умения, Вы компетентный специалист 6,5

Вы собираетесь написать дипломную работу, предложив в ней реальную (конкретную) технологию для отраслевой сферы, и это Вам поможет устроиться на работу 1,3

Вы уверены в себе 16,9

в своих возможностях трудоустройства подтверждается.

Необходимо отметить, что 24,7% из 35,1% респондентов, полагающих, что им удастся избежать затруднений при трудоустройстве, уже имеют постоянное место работы, совмещая ее с учебой, или транзитивную работу в отраслевой сфере, что и придает им значительную долю уверенности. Данную уверенность респонденты объясняют определенными обстоятельствами. Факторы, способствующие трудоустройству выпускников, представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, первое ранговое место занимает такой факт как наличие у респондентов коммуникативных качеств (на это указало 19,5% студентов, уверенных в возможности трудоустроиться без проблем). Вместе с тем определенную уверенность выпускников в возможностях трудоустройства обеспечивает такая черта, как самоуверенность респондентов (на это указало 16,9% студентов). Нет сомнений в том, что в современных условиях уверенность в себе как личностное профессионально значимое качество имеет непреходящую ценность. В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обес-

печивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры.

Однако, судя по ответам респондентов, уверенность в своих возможностях в трудоустройстве далеко не связана с их профессионализмом, т.к. только 6,5% из них отмечают профессиональные знания и умения в качестве фактора, положительно влияющего на их трудоустройство, 1,3% собираются написать дипломную работу, предложив в ней реальную (конкретную) технологию для предприятия (учреждения), что поможет им, как они полагают, положительно решить вопрос с трудоустройством, и лишь 6,5% респондентов обладают навыками поиска работы и трудоустройства.

В рейтинге качеств личности, определенных выпускниками как самые важные для осуществления профессиональной деятельности, оказались такие, как трудолюбие -1 место (на данное качество указали 70,9% респондентов), ответственность - 2 место (60,6%), исполнительность - 3 место (41,7%), на 4 месте - знание своего дела (38,2 %), и на 5 месте - организованность (36,4 %). Следовательно, профессиональные знания и умения не относятся, по мнению студентов, к чи-

20///.3 -

Таблица 3.

Мнения студентов о том, кто должен и что должно им помочь устроиться на работу

по окончании вуза

Вариант ответа Кол-во ответивших Процент ответивших

Вуз (государство) 15 19,5

Родители 3 3,9

Руководители учреждений, в которых проходила практика студентов 1 1,3

Каждый студент должен сам отвечать за свое трудоустройство 27 35,1

В трудовое законодательство необходимо внести статью о молодых специалистах 28 36,3

слу приоритетных, уступая место личностным качествам. Чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда и их успешную профессиональную деятельность, вузу необходимо прививать студентам как умения и навыки в решении широкого круга вопросов в сфере своей будущей профессиональной деятельности, так и развивать их личностные качества.

Обобщая вышеизложенные факты, можно констатировать то, что уверенность респондентов в их возможности легко трудоустроиться зиждется в данный момент только на двух обстоятельствах: наличие временной работы в отраслевой сфере и владение коммуникативными навыками. Почему же такие обстоятельства, как профессионализм, способности применять профессиональные знания и умения на практике, выпускники не рассматривают в качестве важных факторов при трудоустройстве? Можно предположить, что выпускники оценивают свои профессиональные знания и умения как недостаточные.

Далее в процессе исследования мы выяснили, что думают выпускники о том, кто должен заниматься вопросом их трудоустройства. Мнения респондентов отражены в таблице 3.

Данные таблицы 3 позволяют судить о том, что половина выпускников считает тру-

доустройство своей обязанностью, другая же часть перекладывает эту ответственность на различных субъектов (государство, семью, руководителей предприятий, учреждений и др.).

Важным аспектом в анализе представлений респондента о субъектах, ответственных за их трудоустройство, является то, что значительная часть студентов среди субъектов, ответственных за трудоустройство выпускников вузов, рассматривает государство. При этом респонденты предлагают конкретные меры, которые должно предпринять государство, а именно 36,3% из них предлагают внести в трудовое законодательство статью о молодых специалистах.

Для анализа свободных ответов выпускников по организации мероприятий, содействующих их успешному трудоустройству, а также успешному обучению в вузе, в анкете нами был задан прожективный вопрос: «Если бы Вы были ректором вуза, какие условия и мероприятия вы организовали бы для успешного трудоустройства выпускников?»

Наши студенты-выпускники предлагают широкий набор мероприятий, обеспечивающих, на их взгляд, не только успешность обучения, но и успешность трудоустройства по окончании вуза, важными среди которых являются личные встречи потенциальных работодателей со студентами (35,1%), ярмарка

вакансий, проводимая в вузе (19,5%), свободное посещение на 4 курсе для получения опыта и стажа с целью дальнейшего трудоустройства (10,4%), направление на работу (2,6%), презентация и обзор рынка труда (5,2%) и т.д. Отметим, что на сегодняшний день действительно существует сложность, связанная с отсутствием у выпускников вузов требуемых работодателем стажа и опыта работы. Опыт работы по специальности является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющим опыта работы и стажа выпускникам вузов в этом случае найти работу зачастую достаточно сложно.

Предложения респондентов отражают те тенденции, которые характерны для российского профессионального образования в целом. Отсюда следует, что проблемы, связанные с профессиональным самоопределением выпускников вузов на этапе завершения обучения и трудоустройства, успешно будут разрешаться при условии гармоничного состояния, потребности и притязания как региональной экономической сферы, так и конкретного выпускника как будущего субъекта этой сферы.

Исследование выявило ряд проблем, требующих оперативного разрешения. Эти проблемы носят содержательный, организационный, психоэмоциональный характер. Для их решения разработаны рекомендации субъектам, участвующим в подготовке и трудоустройстве выпускников профессионально-педагогических вузов и выделены основные направления работы вуза, требующие корректировки: совершенствование форм делового и социального партнерства; совершенствование условий организации практического обучения студентов; совершенствование локальных актов, обеспечивающих права на труд выпускников; техническое и технологическое совершенствование образовательного процесса.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается сущность проблемы профессионального самоопределения су-

бъектов труда на этапе завершения учебы в вузе и их трудоустройства. Выявлены профессиональные намерения выпускников профессионально-педагогического вуза, а также определены факторы, влияющие на их трудоустройство: высокий уровень притязаний в отборе критериев, соответствующих их представлениям о будущем месте работы, ответственность за трудоустройство.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, трудоустройство, выпускник, фактор, профессиональное образование

SUMMARY

The article reveals the essence of the problem of professional self-determination of labor subjects at the stage of completion of studies at the university and their employment. The professional intentions of the graduates of the vocational-pedagogical university have been determined, and factors have been identified that have impact on their work, including a high level of claims in the selection of criteria corresponding to their views on the future workplace, responsibility for employment.

Key words: professional self-determination, employment, graduate, factor, vocational education

ЛИТЕРАТУРА

1. Герцог Г. А. Информационно-аналитический отчет по результатам опроса студентов профессионально-педагогических специальностей ППИ / Г. А. Герцог, Е. А. Гнаты-шина, Н. А. Пахтусова. - Проф.-пед. ин-т Че-ляб. гос. пед. ун-та. - Челябинск, 2016. - 40 с.

2. Герцог Г. А. Мониторинг в образовательном процессе вуза: опыт теоретико-эмпирического анализа проблемы управления качеством профессиональной подготовки кадров / Г. А. Герцог, Е. А. Гнатышина, В. В. Са-дырин. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2011. -296 с.

3. Пахтусова Н.А. Некоторые аспекты проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений // Сборник статей VI международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations». - Пенза: Мцнс «Наука и просвещение», 2016. - Ч. 1. - С. 208-212.

20///.3-

4. Сенько Ю. В. Профессиональный образ мира педагога и его педагогическая культура // Педагогика. - 2011. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.