Научная статья на тему 'Исследование перспектив развития экспортных возможностей продуктовых цепочек России'

Исследование перспектив развития экспортных возможностей продуктовых цепочек России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование перспектив развития экспортных возможностей продуктовых цепочек России»

Таблица 2. Структура промежуточного импорта в отдельных отраслях пищевой промышленности

Продукты Мясо, продукты Продукция мукомольно-

молочные и мясные и прочая крупяного производства,

мороженое продукция переработки животных крахмалы и крахмалопродукты

Культуры сельскохозяйственные,

продукция овощеводства и садо- 4, 8 2,5 28,6

водства

Животные живые и продукты жи- 0,1 7,1 0,0

вотного происхождения

Мясо, продукты мясные и прочая 1,8 67,3 3,6

продукция переработки животных

Фрукты, овощи и картофель пере- 8,2 0,3 1,3

работанные и консервированные

Масла и жиры животные и расти- 8,4 0,4 22,7

тельные

Продукты молочные и мороженое 21,4 0,5 0,4

Продукция мукомольно- 0,6 0,4 4,6

крупяного производства, крахма-

лы и крахмалопродукты

Продукты пищевые прочие 8,1 3,8 10,4

Прочие отрасли 46,6 17,7 28,4

Итого промежуточное потребле- 100 100 100

ние импорта

Рассчитано по данным: Базовые таблицы «Затраты-Выпуск» Российской Федерации за 2011 год. Рос-стат. 30 марта 2017 года. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/ statistics/accounts (дата обращения 25.05.2018)

Детализации промежуточного импорта по отраслевому признаку позволяет увидеть отрасли, в которых необходимо развивать им-портозамещение, выделить «отрасли-точки роста». Импортозамещение обеспечивает следующие эффекты: увеличивает добавленную стоимость, создаваемую в России, создает основу несырьевого экспорта.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ проект «Научное обоснование целевых программ развития продук-

товых цепочек в агропродовольственном комплексе России» № 17-02-00789 - ОГН.

Источники

1. National Input-Output Tables, Released November 2016. URL:http://www.wiod.org/new site/ data-base/niots.htm (дата обращения 25.05.2018)

2. Базовые таблицы «Затраты-Выпуск» Российской Федерации за 2011 год. Росстат. 30 марта 2017 года

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ПРОДУКТОВЫХ ЦЕПОЧЕК РОССИИ Яковенко Н.А., д.э.н., гл. науч. сотр., Иваненко И.С., к.э.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ Институт аграрных проблем РАН

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Научное обоснование целевых программ развития продуктовых цепочек в агропродовольственном комплексе России» №17-02-00789-ОГН.

Реализация аграрной политики, направленной на усиление государственной поддержки агропродовольственного комплекса, позволила за относительно короткий срок решить проблему обеспечения продовольственной независимости России, достичь пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности по основным продуктам питания,

устранить диспропорции в объемах собственного производства и импорта. Существенно улучшилась ситуация в производстве и потреблении мяса и мясопродуктов. Среднедушевой потребление мяса и мясопродуктов в 2016 г. выросло по сравнению с 2005 г. на 36% и составило более 93% от рациональной нормы потребления [1]. Объем производства мяса

(в убойном весе) увеличился с 4990 тыс. т в 2005 г. до 10333 тыс. т - в 2017 г. или более чем в 2 раза. Однако экономическая неопределенность, рост инфляции, жесткая конкуренция, связанная с введением санкций и контрсанкций, снижение покупательной способности населения сдерживают развитие мясопро-дуктового подкомплекса России в последние годы (рис. 1). Увеличение производства мяса

в рассматриваемом периоде происходило в основном за счет роста мяса птицы и свинины. Производство говядины существенно отстает по темпам от мясного птицеводства и свиноводства. В структуре производства доля говядины в 1991 г. составляла 42,5%, в 2017 г. она сократилась до 15,4%, свинины - 34,0% и 33,9%, птицы - 18,7% и 47,7%, соответственно.

5000 4500 4000 3500 и 3000 ^ 2500 | 2000 1500 1000 500 0

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

—А— Говядина и теештина -Свинина -- Мясо птицы

Рисунок 1. Динамика производства всех видов мяса, тыс. тонн [2]

В сложившихся условиях, как отмечают многие ученые, приоритетным становится не просто наращивание физических объемов производства сельскохозяйственной продукции, а взаимодействие динамических и структурных характеристик развития агропродовольствен-ного комплекса и его влияние на качество роста, сбалансированность комплекса, включающая формирование определенных социальных, экономических и институциональных пропорций. «Ключевой проблемой развития АПК РФ в настоящее время и в перспективе является обеспечение такого режима роста сельскохозяйственного производства, при котором процессы воспроизводства его ресурсного потенциала будут согласованы с динамикой конечного и промежуточного спроса на аграрную продукцию» [3, с. 48]. Актуальными становятся проблемы нахождение рационального баланса между импортом и отечественным производством агропродовольственных товаров, насыщением внутреннего продовольственного рынка для обеспечения продовольственной безопасности страны и приростом ее экспортного потенциала, вхождением в глобальные продуктовые цепочки.

Развитие мясопродуктового подкомплекса при сокращении внутреннего спроса возможно за счет расширения экспортных возможностей отечественных товаропроизводителей. Девальвация национальной валюты

повлияла на рост конкурентоспособности отечественного производства мяса. В 2017 г. экспорт мяса из России вырос на 41,8% по сравнению с 2016 г., достигнув уровня в 240,8 тыс. т. Экспорт мяса птицы составил 164,9 тыс. т, что на 48,6% больше уровня 2016 года. Экспорт свинины увеличился на 37% и составил 72,3 тыс. т в натуральном выражении. Объем говядины в экспорте мяса составил 2,7 тыс. т.

Ускоренная модернизация производственного процесса, создание современных мощностей и перспективных видов продукции за счет государственных инвестиций позволили скороспелым отраслям животноводства (свиноводство и птицеводство) не только быстро нарастить объемы производства на внутреннем рынке, но и реализовать новые экспортные возможности. Россия активизирует свое участие в международной торговле продукцией агропродовольственного комплекса. С 2000 по 2016 гг. объем экспорта вырос в 2,8 раза, в том числе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - в 10,5 раза. Существенно расширилась география экспорта. Вывоз продовольствия и сельскохозяйственной продукции в страны СНГ за исследуемый период увеличился в 5,7 раза, а в страны дальнего зарубежья - в 14,6 раза. Однако объемы и структура внешней торговли агропродо-вольственной продукцией свидетельствуют о том, что экспортный потенциал отечественно-

го агропродовольственного комплекса пока еще не раскрыт. Сложившаяся структура экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия сформировала долговременную специализацию России на мировом продовольственном рынке. Традиционными товарами российского экспорта являются зерно, бобовые культуры, растительные масла (подсолнечное, рапсовое, соевое и др.), рыба и морепродукты. Несмотря на усиление внешних и внутренних ограничений, негативных тенденций на мировых рынках, связанных с существенным снижением цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, ужесточением конкуренции, в экспортной сфере наблюдаются позитивные изменения. Расширилась номенклатура товаров, обладающих конкурентными преимуществами на мировых рынках, наблюдается диверсификация экспорта по странам. Например, количество стран-импортеров российского мяса выросло с 25 в 2015 г. до 40 - в 2016 году. Основные мясные экспортные товары - мясо птицы и свинина. Уровень конкурентоспособности отечествен-

ных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках повысился в связи с девальвацией рубля и ослаблением цен на мясо птицы. В 2016 г. Россия стала экспортировать мясо в Египет, ОАЭ, Монголию, Сербию, Нидерланды, Италию и Корею. Специалисты отмечают, что российские товаропроизводители могут конкурировать в сегменте премиум и импортировать в США и страны ЕС белое мясо птицы, которое там высоко ценится. В Гонконг и Вьетнам возможен экспорт маловостре-бованной в России части бройлера - крыло. Это позволит производителям получить дополнительную прибыль и расширить рынки сбыта [4].

Для выявления тенденций и определения перспектив развития экспортных возможностей мясопродуктовой цепочки в краткосрочном периоде был использован метод линейного моделирования. Построенная полиномиальная линия тренда (с учетом аппроксимации) показывает возможности роста экспорта мяса птицы Россией в 2018-2019 гг. (рис. 2).

200 т 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 2. Прогноз динамики экспорта мяса птицы Россией, тыс. тонн [2]

Уровень достоверности модели достаточно высок (коэффициент детерминации Я2 близок к 1). Таким образом, можно прогнозировать увеличение экспорта мяса птицы в 2019 г. на 9,2% к уровню 2017 г., а также дальнейший рост производства при сохранении сложившихся условий функционирования мясо-продуктовой цепочки.

В данной отрасли сосредоточен значительный потенциал для роста и развития, и задача государства всемерно содействовать его наиболее полному и динамичному раскрытию. Имеется необходимость смещения приоритета с импортозамещения на развитие экспорта, посредством формирования системы продвижения экспорта, и финансирования деятельно-

сти по расширению географии доступа российской продукции на зарубежные рынки. Развитие экспорта агропродовольственной продукции предполагает содействие поставкам конкурентоспособных продовольственных товаров на мировой рынок посредством разнообразных мер косвенного характера, в т.ч. обеспечение государственных гарантий, страхование рисков, частичное освобождение от налоговой нагрузки, обеспечение приемлемых условий кредитования и др. При разработке целевых программ развития продуктовых цепочек в аг-ропродовольственном комплексе России необходимо предусматривать меры, направленные на рост их экспортного потенциала. Расширение возможностей для экспорта является важ-

ным условием полномасштабного активного участия России в деятельности основных многосторонних и региональных экономических организациях, в соглашениях о свободной торговле и в интеграционных процессах, а также растущего коммерческого присутствия национального бизнеса на мировом рынке. Качественно новый этап развития будет характеризоваться не просто ростом экспортных операций, а выходом на более высокий уровень производственной кооперации с формированием национальных межотраслевых сегментов глобальных воспроизводственных систем.

Источники

1. Приказ Минздрава РФ «Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых

продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» от 19 августа 2016 г. № 614. http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-19.08.2016-N-614

2. Составлено по данным: http://Dataset: OECD-FAO Agricultural Outlook 2017-2026

3. Ксенофонтов, М.Ю. Целевые установки на рост производства, повышения конкурентоспособности и импортозамещение в контексте агропро-довольственной политики РФ на современном этапе и в перспективе / М.Ю.Ксенофонтов // Актуальные социально-экономические проблемы России. Материалы научной сессии Секции экономики Российской академии наук (22-23 сентября 2016 г.). - М. Издательство Перо, 2016. - с. 48-51.

4. http://www.agroinvestor.ru/

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Коноваленко Л.Ю., ст. научн. сотр. ФГБНУ «Росинформагротех»

В 2016 г. объем российского рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составил 93,6 млрд рублей (в текущих ценах, без учета комплектующих). Наиболее крупными сегментами рынка являются: оборудование для производства пищевых продуктов (34,0% суммарного объема в 2016 году), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (34,0%), холодильное оборудование (11,0%). Наиболее высокие темпы роста с 2012 г. демонстрируют сегменты оборудования для рыбоперерабатывающей промышленности (рост в 4 раза), молочной промышленности и сахарной промышленно-стей (рост в 2,1 раза), а также хлебопекарной промышленности (рост в 1,8 раза). Наибольший вклад в положительную динамику рынка вносит устойчивый рост оборудования для фасовки и розлива. Негативная динамика наблюдается в части оборудования для переработки мяса птицы.

Значительная часть спроса со стороны компаний пищевой и перерабатывающей промышленности покрывается за счет иностранного оборудования, являющегося, как правило, более технологически сложным и высокопроизводительным по сравнению с оборудованием российского производства. Среди сегментов рынка с высокой долей иностранного оборудования: оборудование для мясной, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94% в 2016 г.), оборудование для сахарной промышленности (81%), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудова-

ние (79%), оборудование для молочной промышленности (70%). К сегментам с наиболее высокой долей российской продукцией относятся: хлебопекарное оборудование (65%), оборудование для общественного питания и торговли (64%), холодильное оборудование (43%), оборудование для гигиены предприятий (41%).

Основными поставщиками оборудования в Россию являются крупные европейские производители, в частности, из Германии (20,4% общего объема импорта в 2015 г., 26,7% в 2016 г.) и Италии (19,2% в 2015 г. и 23,4% в 2016 г.). Кроме того, растет импорт оборудования из Китая (с 2,2% в 2014 г. до 4,1% в 2016 г.), что во многом обусловлено ценовым преимуществом китайской продукции, а также открытием в Китае заводов европейских и американских производителей.

3а период 2005-2014 гг. импорт машиностроительной продукции для пищевой и перерабатывающей промышленности увеличился в 2,3 раза [1, 2].

В настоящее время руководством страны принимаются меры по изменению ситуации. По данным Минпромторга России, за 8 месяцев 2017 г. российские компании пищевого машиностроения произвели продукции на 8,9 млрд руб., что на 9% больше, чем за аналогичный период 2016 г. года. При этом их доля на внутреннем рынке составила 21%.

Успехи отрасли во многом связаны с эффективными мерами господдержки, которые действовали ранее и были внедрены в 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.