Научная статья на тему 'Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью)'

Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1499
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью)»

Для преодоления non-compliance необходимо формировать качественный терапевтический альянс. Принципы его функционирования хорошо сформулированы в синергетической психотерапии: антропоцентризм, ответственность,

безусловное приятие пациента и подстройка к нему. При этом врач всегда активен и иерархически доминантен. Для достижения положительного эффекта в терапии ППР врачу необходимо подстраиваться под каждого конкретного пациента.

ПСИХОТЕРАПИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ И ЕГО БОЛЕЗНИ

(НА ПРИМЕРЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ)

А.А. Ерженкова

Тюменская ОКПБ

В настоящее время становится наиболее распространенным у детей диагноз - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемо-стью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов определяет вероятность заболевания. Необходимо уделять больше внимания именно психосоциальным факторам риска развития отклонений в психическом развитии ребенка, поскольку именно социальная ситуация развития является основной детерминантой, определяющей специфику психического функционирования. Среди психосоциальных факторов риска выделяют неблагополучную обстановку в семье, трудности, испытываемые родителями при общении с ребенком. Все изменения семейных взаимоотношений делают ребенка ранимым и ставят его на грань риска усиления возникшего заболевания.

У родителей с начала болезни ребенка могут формироваться типы отношения к болезни, которые обусловлены родительским отношением. Тип воспитания в семье определяется отношением к ребенку, в случае его болезни отношением родителей к больному ребенку и его болезни. У ребенка в целом отсутствует отношение к себе как к

больному или здоровому, это отношение к болезни формируется под воздействием родителей.

Проблема заключается в том, что при одном и том же заболевании ребенка родители устанавливают различное отношение к нему и его болезни, которое может способствовать малоэффективному лечению. В литературе отсутствуют исследования, касающиеся отношения родителей детей с СДВГ к их болезни, что может определять трудности коррекционной работы.

Теоретической платформой исследования стала теория «привязанности» Дж. Боулби, в которой привязанность, как модель поведения, обеспечивает достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяет потребность в безопасности. Лишь удовлетворение потребности в безопасности открывает возможности для познавательной активности.

Неудачные попытки установления ранних отношений лишают ребенка возможности получения такого социального опыта, который способствует формированию положительного, неискаженного взгляда на себя и окружающих. Вследствие этого страдают психические функции, которые отвечают за способность переносить эмоции и контролировать импульсы, не позволяя им переполнять и захватывать себя (Фонаги).

Эффективная и качественная реабилитация детей с СДВГ невозможна без психотерапевтической помощи ребенку и его микроокружению. Изучение взаимосвязи между системой отношений родителей, отношением ребенка к болезни дает возможность проводить психологическую коррекцию больных и их семей и лечение СДВГ с учетом системы родительских отношений.

Компенсаторные возможности психосоциальной ситуации развития ребенка являются недостаточно изученными и мало используются специалистами для решения задач коррекции.

Была проведена исследовательская работа, целью которой явилось уточнить, существует ли связь между отношением родителей к ребенку и их отношением к его болезни (при СДВГ). Объект исследования - отношение родителей к ребенку и его болезни. Предмет исследования -взаимосвязь между родительским отношением к ребенку, отношением родителей к его болезни при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Была выдвинута следующая гипотеза: отношение родителей к болезни ребенка взаимосвязано с отношением родителей к ребенку.

Методическую основу исследования составили психологические методы: Тест родительского отношения Столина, Варги, опросник «Диагностика отношения к болезни ребенка» (Каган Е.В., Журавлева И.П.).

В исследовании принимали участие 50 родителей (матери) детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Исследование

проводилось на базе амбулаторно - поликлинической службы Тюменской ОКПБ. Испытуемые были разделены на две группы по 25 человек: в первую вошли родители, которые отмечают у ребенка наиболее частые проявления симптомов СДВГ, во вторую - родители, которые отмечают у ребенка более редкие проявления симптомов. Длительность заболевания детей составляет 2-3 года. Возраст детей: 7 лет.

Ход исследования:

1. Проведение интервью с целью разделить выбору на две группы по степени выраженности симптомов проявления болезни, по мнению родителей.

2. Обследование групп их родителей (матерей).

3. Выявление взаимосвязей и сравнение полученных результатов.

Результаты исследования и обсуждение.

Для выявления различий по данным интервью между двумя группами родителей детей с СДВГ легкой степени тяжести и родителей детей с СДВГ средней степени тяжести был использован критерий Фишера. Выявлены различия между группами родителей детей с СДВГ легкой и средней степени тяжести (р<0,05) по блоку изменения отношения родителей к ребенку. В группе родителей детей с СДВГ (легкой степени тяжести) большее количество испытуемых отметило изменения в своем отношении к ребенку после начала заболевания.

Выявлены различия между группами родителей детей с СДВГ легкой и средней степеней тяжести (р<0,05) по блоку осведомленности в семье о болезни ребенка. В группе родителей детей с СДВГ (средней степени тяжести) большее количество испытуемых отметило об осведомленности в семье (матери) о болезни ребенка.

По результатам сравнительного анализа теста родительского отношения Варга, Столина у двух групп родителей детей с СДВГ различной степени проявления симптомов, статистически значимые различия с помощью критерия Манна-Уитни выявлены по шкалам принятие - отвержение и контроль со стороны родителей (р=0,029, р=0,016). Возможно, родители детей с легкой степенью проявления симптомов СДВГ стремятся к снижению контроля, не предъявляя к ребенку высоких требований, родители детей со средней степенью выраженности СДВГ в большей степени проявляют недостаточное принятие индивидуальных особенностей своего ребенка и снижение контроля и родительских требований.

По результатам клинической беседы можно отметить, что в группе родителей детей с СДВГ легкой степени тяжести большее количество родителей (65%) отметило изменения в своем отношении к ребенку после начала заболева-

ния. Для группы родителей детей с легкой степени СДВГ характерно проявление поддержки, большего внимания по отношению к больному ребенку. Возможно, мать демонстрирует снижение уровня контроля к ребенку и эмоциональное отвержение, связанные с воспитательной неуверенностью, недостаточностью требований, запретов и санкций, проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств.

Выявлены различия между группами родителей детей с легкой и средней степенями тяжести проявления симптомов СДВГ (р<0,05) по блоку осведомленности в семье о болезни ребенка. В группе родителей детей с СДВГ средней степени тяжести большее количество испытуемых (90%) отметило об осведомленности в семье (матери) о болезни ребенка. Для группы родителей детей со средней степенью характерно изучение причин заболевания, формирование представления о нем как о несущем свои последствия в ослаблении успеваемости и адаптации в школе и получение информации о лечении и его эффективности. Возможно, более тяжелый вариант течения заболевания приводит родителей к осознанию необходимости повышать свою информированность об особенностях заболевания ребенка.

По данным сравнительного анализа теста «ДОБР» между двумя группами родителей детей с легкой и средней степенями тяжести СДВГ, было выявлено различие по шкале интер-нальность - экстернальность и общая напряженность (р=0,002; р=0,058).

Родители детей СДВГ демонстрируют экс-тернальный тип родительского контроля в отношении к болезни ребенка. В группе родителей со средним проявлением симптомов СДВГ - напряжение, связанное с проявлением заболевания.

По результатам корреляционного анализа тестов родительского отношения Варга, Столина и “ДОБР” Каган В.Е., Журавлевой И.П. в группе родителей детей с легкой степенью проявления симптомов СДВГ стало возможным выявить связь между проявлением тревоги по отношению к болезни ребенка, экстернальным отношением к болезни и контролем (р=0,004; р=0,008; р=0,05).

Возможно, в данной группе умеренное отрицание тревоги характеризует относительно нейтральное отношение к болезни ребенка и стремление родителей перенести с себя на окружающих ответственность за болезнь ребенка. Это приводит к появлению снижению контроля, то есть стремлению взрослых к предоставлению ребенку большей свободы.

В группе родителей детей с легкой степенью проявления симптомов СДВГ стало возможным выявить связь между проявлением контроля активности по отношению к болезни ребенка и симбиозом родителей своего ребенка.

Возможно, несколько сниженные результаты по симбиозу родителями ребенка позволят говорить о наличии значительной психологической дистанции между родителями и ребенком. Родители мало заботятся о нем, проявляют неодобрение его интересов и планов. Все это проводит к появлению у родителей тенденции недооценки необходимых ограничений активности ребенка. Таким образом, можно сделать предположение, что тенденция недооценки соблюдения ограничений является проявлением эмоциональной дистанции со стороны родителей по отношению к ребенку (соблюдение режима дня, своевременного принятия лекарственных препаратов и обращения к специалистам).

По результатам корреляционного анализа тестов родительского отношения Варга, Столина и “ДОБР” Каган В.Е., Журавлевой И.П. в группе родителей детей с СДВГ средней степени проявления симптомов заболевания можно выявить связь между проявлением интернальности - экс-тернальности в отношении болезни ребенка и контролем в отношениях родителей к нему (р=0,04; р=0,01). Родители демонстрируют преобладание экстернального родительского контроля в отношении больного ребенка и низкий уровень контроля в родительских отношениях. Низкие показатели по шкале родительского контроля говорят об отсутствии контроля и снижении требований по отношению к ребенку со стороны его родителей, что свидетельствует о переносе родителями ответственности за болезнь ребенка и улучшение его состояния на других людей (медработников, учителей, воспитателей). Причины болезни воспринимаются родителями как независящие от них и неподдающиеся их контролю. Возможно, демонстрация родителями экстернального типа родительского контроля по отношению к заболеванию ребенка является проявлением сниженного контроля и требования к ребенку в родительском отношении.

В данной группе преобладание гипонозог-нозической и анозогнозической реакции родителей на болезнь ребенка свидетельствует о недооценке родителями тяжести болезни ребенка. Также у родителей преобладает гипонозогнози-ческие и анозогнозические родительское отношение к заболеванию ребенка и отношение к неудачам. Переоценка родителями возможностей ребенка связана с попустительским отношением «все неудачи случайны», с преуменьшением родителями существующих сложностей.

Результаты исследования, описанные выше, имеют практическую значимость. Одним из факторов возникновения и проявления СДВГ являются отношения в диаде «мать - дитя». В семье, где есть ребенок с СДВГ, проявление симптома болезни служит своеобразным способом урегулирования детско-родительских отношений (проявление хаотичной привязанности матери

приводит к чрезмерной возбудимости ребенка). Для того чтобы предотвратить дальнейшее осложнение заболевания, необходимо гармонизировать отношения в семье.

Исходя из проведенного исследования, можно говорить о направлениях работы психолога с родителями (матерями) детей с СДВГ:

1. Формирование гармоничного отношения родителей к ребенку.

2. Расширение представления родителей о психологических факторах (эмоциональное отвержение ребенка, снижение требований), обуславливающих заболевание.

3. Работа с родителями детей с СДВГ (легкой степени) над проявлением умеренного отрицания тревоги и стремлением родителей перенести с себя на окружающих ответственность за болезнь ребенка. В этой группе родителей можно работать над тенденцией недооценки необходимых ограничений активности ребенка;

4. Работа с родителями детей с СДВГ (средней степени) над возвращением ответственности за больного ребенка, так как у родителей преобладает экстернальное родительское отношение к заболеванию ребенка;

5. Формирование адекватного отношения родителей к болезни ребенка. Адекватное отношение родителей к болезни ребенка, по мнению О.Н. Посысоева, это принятие реальной ситуации и активность в ее преодолении. При этом родители понимают физические, психологические, поведенческие особенности своего ребенка и учитывают связанные с болезнью ограничения.

Психологическая помощь ребенку с СДВГ может быть эффективной только при психологическом сопровождении семьи (родителей) больного ребенка.

В то же время по результатам исследования «мишенями» психологической помощи ребенку с СДВГ могут стать не только гармонизация родительского отношения к ребенку, но и отношения к его болезни.

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АНОРГАЗМИИ У ЖЕНЩИН

И.Н. Иванова, М.А. Козлова, В.Н. Морозова Тюменская ОКПБ

Одним из наиболее тяжело переживаемых расстройств у женщин является аноргазмия. Женщины жалуются на отсутствие оргазма в 4 раза чаще, чем на все другие сексуальные расстройства [3]. В то же время распространенность и важность этого расстройства часто недооценивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.