Научная статья на тему 'Комплаенс в терапии пациентов с пограничными психическими расстройствами'

Комплаенс в терапии пациентов с пограничными психическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
480
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплаенс в терапии пациентов с пограничными психическими расстройствами»

Активизация работы по профилактике широко распространённых заболеваний, имеющих серьёзное социально-экономическое значение, является одной из важнейших задач здравоохранения. Особое внимание необходимо сосредоточить на укреплении здоровья молодёжи, в первую очередь, на ликвидации факторов риска, способствующих возникновению таких заболеваний, как расстройства пищевого поведения, клинически проявляющихся в избыточной массе тела и ожирении, распространенность которых среди трудоспособного населения Российской Федерации составляет соответственно 30 и 25%. По данным ВОЗ, к 2025 г. в России страдать ожирением будут 40% мужчин и 50% женщин. Серьёзную тревогу вызывает тот факт, что ожирение «молодеет» и охватывает всё большее число людей активного возраста.

У большинства пациентов с ожирением наблюдаются нарушения психологических форм пищевого поведения (ПП), способствующие усилению влечения к пище. Различают эмоцио-генное, ограничительное и экстернальное пищевое поведение, свойственное пищевым аддик-там. В 60% случаев у пациентов с ожирением отмечается эмоциогенный тип нарушения пищевого поведения, 40% больных ожирением активных жалоб на переедание не предъявляют.

Цель нашего исследования изучить пищевое поведение студентов высших учебных заведений г. Новокузнецка, разработать программы профилактики нарушений пищевого поведения путём применения психологического тренинга с учётом ведущей репрензетативной системы восприятия информации.

Материал и методы. Исследование осуществлялось в г. Новокузнецке - крупном промышленном центре Западной Сибири. В исследовании участвовали студенты первого и второго курса двух крупнейших вузов г. Новокузнецка - Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА) физико - математического факультета и Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ), (n= 399).

Пищевое поведение изучалось с помощью датской анкеты «DEBQ» для оценки ограничительного, эмоциогенного и экстернального пищевого поведения (Van Strien Т., 1986).

Результаты и предлагаемый метод профилактики нарушений пищевого поведения студентов.

Оценка пищевого поведения студентов позволила установить, что для студентов характерен экстернальный тип пищевого поведения, выявленный у 63,0% девушек и 61,7% юношей. Эмоциогенный тип пищевого поведения был определён соответственно в 4,1 и в 5,6% случаев, смешанный тип пищевого поведения (был представлен случаями, когда максимальных значений при заполнении опросника «DEBQ» достигали и

экстернальный и эмоциогенный типы пищевого поведения) - в 32,9 и 32,8% соответственно.

У людей с возрастом изменяются психологические реакции. Если отрицательные эмоции лишают молодого человека аппетита (в нашем исследовании у студентов низкий процент эмоциогенного типа пищевого поведения), то у людей среднего и пожилого они, наоборот, зачастую вызывают желание поесть. Психологические причины и дефицит информации о правильном питании, последствиях ожирения играют определённую роль в развитии нарушений пищевого поведения у студентов.

Способ профилактики нарушений пищевого поведения среди студентов, включает коллективную работу врача психотерапевта и психолога со студентами путем вербального воздействия, во время которого дают информацию о стрессе, о рациональном питании, усиливают мотивацию на здоровый образ жизни, проводят тренинг психологической устойчивости.

Тренинг психологической устойчивости сопровождают музыкальным оформлением и видеосъёмкой с последующим просмотром и обсуждением, когда студенты просматривают тренинг - обогащают свой видео ряд смысловой информацией, что усиливает мотивацию на здоровый образ жизни.

По данным катамнестического исследования снижение эмоциогенного (с 2,69 до 1,9), экстернального (с 3,5 до 2,85) и смешанного (с 3,0 до 1,9), а появление ограничительного типов пищевого поведения (2,38) подтверждает изменение пищевого поведения в результате проведения психологического тренинга на рациональный тип (по анкете «DEBQ»).

Выводы. Предложенный способ профилактики нарушений пищевого поведения путём психологического тренинга, является актуальным и эффективным. Способ позволяет повысить эффективность профилактических мероприятий, с целью предупреждения формирования аддикций у студентов и обучения стресспреодолевающему поведению за счет усиления эффективности информационного влияния при вербальном воздействии.

КОМПЛАЕНС В ТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С ПОГРАНИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

С. В. Уманский

Курганская областная клиническая больница

Для психиатрической практики проблема комплаенса в терапии пациентов с пограничными психическими расстройствами (ППР) является достаточно актуальной. Нарушения терапев-

тического сотрудничества у данной категории больных, их недостаточная комплаентность (non-compliance) наблюдаются более чем в 60% случаев. В терапии ППР фармакотерапия, хотя и важна, основная роль принадлежит психотерапии, без которой сложно добиться стойкого положительного результата. От того, как будут складываться взаимоотношения между врачом и пациентом (терапевтический альянс), во многом зависит результат терапии в целом.

Целью исследования являлось изучение различных терапевтических программ у пациентов с ППР, с последующей оценкой их эффективности и комплаенса.

Материал и методы:

В исследование было включено 436 пациентов с пограничными психическими расстройствами. Все пациенты были разделены на четыре группы: первую составили 158 пациентов, проходивших гипносуггестивную психотерапию, во вторую вошли 111 пациентов, проходивших групповую психотерапию, и в третью - 82 пациента, проходивших индивидуальную психотерапию. В четвертую контрольную группу были отобраны 89 пациентов, проходивших психофармакотерапию.

Результаты и обсуждение.

При индивидуальной психотерапии noncompliance наблюдался у 12 (14.6%) пациентов с ППР, при групповой гипнотерапии - у 66 (35,5%), при групповой психотерапии - у 45 (40,6%) пациентов. В контрольной группе (фармакотерапия) несоблюдение врачебных предписаний наблюдалось у 38 (42,7%) больных.

По результатам исследования было выделено 3 вида причин, приводящим к non-compliance: внешние, объективные и субъективные. Внешние причины - причины, не зависевшие от пациента. Объективные причины были связаны с ухудшением состояния пациента во время прохождения психотерапии. К субъективным причинам были отнесены причины, зависевшие от внутренних установок пациента, которые были связаны с его ощущениями и переживаниями. Результаты исследования показали, что к noncompliance при различных терапевтических стратегиях у пациентов с ППР чаще приводят субъективные факторы.

Общая оценка эффективности терапии проводилась с использованием критерия Макнима-ра. При расчете окончательной эффективности учитывались только положительные и отрицательные результаты по «Шкале оценки эффективности терапии» (Семке В.Я., 1989). Сомнительные результаты (в расчеты не брались).

Эффективность терапии пациентов с ППР составила: при индивидуальной психотерапии -87,0%, при групповой гипнотерапии - у 65,5%, при групповой психотерапии - у 52,4%, в контрольной группе (фармакотерапия) - 49,3%.

Таким образом, комплаенс можно считать одним из критериев эффективности терапии.

Следующим этапом работы было исследование причин высокого non-compliance при групповых методах лечения. Для анализа реакции пациентов с ППР на групповые методы лечения была изучена группа переменных, связанная с пациентом (личность, болезнь), процессом (метод, врач, группа) и его эффективностью. Оценивая взаимосвязь между независимыми личностными установками на метод лечения и особенностями профиля личности больных (MMPI), был проанализирован большой объем данных. Используя методы статанализа установлено, что эффект лечения зависел: а) в первую очередь от установки пациента на определенный метод (психотерапия, фармакотерапия и т.п.); б) от оценки врача как авторитетного и доминантного в) от способности врача подстраиваться под пациента.

По результатам исследования установлено, что использование в лечении пациентов с ППР различных методов психотерапии эффективнее терапии без психотерапевтической поддержки. Однако не все психотерапевтические методы одинаково эффективны.

Проведенный анализ позволил выявить, что при использовании в лечении пациентов с ППР групповых методов психотерапии отсутствовала возможность учитывать установки и внутреннюю реальность пациентов. Максимальная эффективность была отмечена при индивидуальной психотерапии, в процессе которой возможно в полной мере учитывать субъективную реальность (внутреннюю картину болезни) пациента и подстроиться к ней.

По результатам исследования было выделено несколько субъективных причин noncompliance: непонимание пациентом сути психотерапии; несоответствие психотерапевтических целей, поставленных врачом, потребностям пациента; отсутствие мотивации пациента; негативная оценка врача со стороны пациента; недооценка врачом индивидуально-иррациональных особенностей пациента; критика врачом пациента; социально-религиозные предубеждения пациента против психотерапии; страх пациента оказаться в зависимости от психотерапевта; искаженная информация о психотерапии. Таким образом, большинство non-compliance носили субъективный характер и являлись следствием рефлексии пациента.

При фармакотерапии ведущую роль в несоблюдении терапевтических рекомендаций играли объективные факторы (побочное действие препаратов).

Качество терапевтического альянса, а значит, и эффективность терапии в целом во многом зависели от субъективных установок пациентов.

Для преодоления non-compliance необходимо формировать качественный терапевтический альянс. Принципы его функционирования хорошо сформулированы в синергетической психотерапии: антропоцентризм, ответственность,

безусловное приятие пациента и подстройка к нему. При этом врач всегда активен и иерархически доминантен. Для достижения положительного эффекта в терапии ППР врачу необходимо подстраиваться под каждого конкретного пациента.

ПСИХОТЕРАПИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ И ЕГО БОЛЕЗНИ

(НА ПРИМЕРЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ)

А.А. Ерженкова

Тюменская ОКПБ

В настоящее время становится наиболее распространенным у детей диагноз - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемо-стью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов определяет вероятность заболевания. Необходимо уделять больше внимания именно психосоциальным факторам риска развития отклонений в психическом развитии ребенка, поскольку именно социальная ситуация развития является основной детерминантой, определяющей специфику психического функционирования. Среди психосоциальных факторов риска выделяют неблагополучную обстановку в семье, трудности, испытываемые родителями при общении с ребенком. Все изменения семейных взаимоотношений делают ребенка ранимым и ставят его на грань риска усиления возникшего заболевания.

У родителей с начала болезни ребенка могут формироваться типы отношения к болезни, которые обусловлены родительским отношением. Тип воспитания в семье определяется отношением к ребенку, в случае его болезни отношением родителей к больному ребенку и его болезни. У ребенка в целом отсутствует отношение к себе как к

больному или здоровому, это отношение к болезни формируется под воздействием родителей.

Проблема заключается в том, что при одном и том же заболевании ребенка родители устанавливают различное отношение к нему и его болезни, которое может способствовать малоэффективному лечению. В литературе отсутствуют исследования, касающиеся отношения родителей детей с СДВГ к их болезни, что может определять трудности коррекционной работы.

Теоретической платформой исследования стала теория «привязанности» Дж. Боулби, в которой привязанность, как модель поведения, обеспечивает достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяет потребность в безопасности. Лишь удовлетворение потребности в безопасности открывает возможности для познавательной активности.

Неудачные попытки установления ранних отношений лишают ребенка возможности получения такого социального опыта, который способствует формированию положительного, неискаженного взгляда на себя и окружающих. Вследствие этого страдают психические функции, которые отвечают за способность переносить эмоции и контролировать импульсы, не позволяя им переполнять и захватывать себя (Фонаги).

Эффективная и качественная реабилитация детей с СДВГ невозможна без психотерапевтической помощи ребенку и его микроокружению. Изучение взаимосвязи между системой отношений родителей, отношением ребенка к болезни дает возможность проводить психологическую коррекцию больных и их семей и лечение СДВГ с учетом системы родительских отношений.

Компенсаторные возможности психосоциальной ситуации развития ребенка являются недостаточно изученными и мало используются специалистами для решения задач коррекции.

Была проведена исследовательская работа, целью которой явилось уточнить, существует ли связь между отношением родителей к ребенку и их отношением к его болезни (при СДВГ). Объект исследования - отношение родителей к ребенку и его болезни. Предмет исследования -взаимосвязь между родительским отношением к ребенку, отношением родителей к его болезни при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Была выдвинута следующая гипотеза: отношение родителей к болезни ребенка взаимосвязано с отношением родителей к ребенку.

Методическую основу исследования составили психологические методы: Тест родительского отношения Столина, Варги, опросник «Диагностика отношения к болезни ребенка» (Каган Е.В., Журавлева И.П.).

В исследовании принимали участие 50 родителей (матери) детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Исследование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.