Научная статья на тему 'Исследование отношения арбитров по баскетболу к профессиональной деятельности'

Исследование отношения арбитров по баскетболу к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБИТРЫ / REFEREES / ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL TRAINING / БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ишбулдина И.В., Конеева Е.В.

В статье рассматривается проблема отношения к профессиональной деятельности будущих и действующих арбитров по баскетболу. Опираясь на результаты проведенного опроса и теорию субъективных отношений, автор полагает и доказывает, что степень выраженности отношения характеризуется модальностью, интенсивностью, широтой, устойчивостью, доминантностью, сознательностью, активностью, эмоциональностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines future and working basketball referees attitude to their professional work. Based on the results of the survey conducted and the theory of subjective relationship, the author argues that the level of ones attitude is characterized by modality, intensity, breadth, stability, dominance, consciousness, activity, emotionality

Текст научной работы на тему «Исследование отношения арбитров по баскетболу к профессиональной деятельности»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ АРБИТРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. В. Ишбулдина, Е. В. Конеева

Аннотация. В статье рассматривается проблема отношения к профессиональной деятельности будущих и действующих арбитров по баскетболу. Опираясь на результаты проведенного опроса и теорию субъективных отношений, автор полагает и доказывает, что степень выраженности отношения характеризуется модальностью, интенсивностью, широтой, устойчивостью, доминантностью, сознательностью, активностью, эмоциональностью.

Ключевые слова: арбитры, подготовка к профессиональной деятельноти, баскетбол.

Summary. The article examines future and working basketball referees' attitude to their professional work. Based on the results of the survey conducted and the theory of subjective relationship, the author argues that the level of one's attitude is characterized by modality, intensity, breadth, stability, dominance, consciousness, activity, emotionality.

Keywords: referees, professional training, basketball.

В последнее время в рамках довузовской и профориентационной работы, ведутся исследования отношения учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Отношение личности - это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности [1].

Впервые понятие «отношения» выделил А. Ф. Лазурский - основатель психологического учения об отношениях человека - и справедливо заметил, что «... индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций вроде особенностей его памяти, воображения, внимания и т. п., но в не меньшей мере и его отношениями к окружающи-

ми его явлениями, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен.».

Выдвинутая А. Ф. Лазурским концепция отношений личности в дальнейшем была разработана В. Н. Мясищевым. Именно он сумел последовательно и достоверно реализовать в психологической теории отношений идею Лазурско-го об активном приспособлении личности к среде как показателе своеобразия психической деятельности человека. В соответствии с этой теорией, наиболее своеобразной, специфической характеристикой личности является система ее субъективных отношений к окружающему миру и к самому себе, формируемая в ходе отражения, «освоения» человеком системы общественных

89

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

90

отношении, в которую он оказывается включен с момента рождения. Именно эти социальные воздействия на человека в нерасторжимой связи с биологически обусловленными особенностями его «нервно-психической организации», создают целостную, своеобразную и индивидуально-неповторимую систему связей личности с различными сторонами действительности. И хотя сам Мясищев указывает на Лазурского как автора данной теории, тем не менее именно с творчеством Мясищева связывают глубинную проработку понятия «отношение».

По мысли В. Н. Мясищева, отношение - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Исходя из теории субъективных отношений личности, степень выраженности отношений характеризуются такими параметрами как модальность, интенсивность, широта, устойчивость, доминантность, сознательность, активность, эмоциональность. По мнению Е. В. Конеевой [2], эти показатели применимы к исследованию отношения арбитров по баскетболу к профессиональной деятельности.

широта(15)

сознательность(10)

активность(15)

эмоциональность(10)

В ходе нашего исследования мы изучили отношение к своей профессиональной деятельности 70 действующих арбитров по баскетболу г. Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода, Вологды, Калининграда, Мурманска. Для этого нами были разработаны специальные анкеты.

В результате опроса был выявлен среднегрупповой результат степени выраженности отношений к деятельности арбитра, равный 41,7 балла, и этот показатель ниже среднего, так как максимальный составляет 100 баллов (рис.).

Как видно из рисунка, интенсивность отношений у 35 % судей - среднего уровня, а у 10 % арбитров отмечается наивысший показатель интенсивности. К числу последних относятся судьи, стаж судейства которых более 20 лет. Это говорит о том, что отношения этих арбитров характеризуются особой силой и насыщенностью.

Широта отношений у судей по баскетболу в среднем по группе находится на уровне 4,6 баллов (из 15 возможных). Лишь у 4 % судей отношение характеризуется богатством интересов к своей профессиональной деятельности в спорте. Широта отношений этих арбитров проявляется в том, что они считают необходимым оказывать воспита-

устойчивость(10)

устойчивость^ 5)

доминирование(15)

эмоциональность(10) - Реальный уровень--Идеальный уровень

Рис. Среднегрупповой результат степени выраженности отношения к профессиональной деятельности у действующих арбитров

тельное воздействие своим внешним видом, хорошим знанием правил игры, умением предупреждать конфликтные ситуации, проводить разъяснительную

Преподаватель XX

2 / 2011

работу с тренерами в случае их «вызывающих действий и поведения», умением найти «общий язык» со вторым судьей, при неспортивном поведении игроков выносить сначала предупреждение и объяснять ошибки, не реагировать на «провокации» со стороны зрителей.

Узость отношения проявляется у судей в том, что их интересуют лишь отдельные аспекты из тех, которым отдают предпочтение вышеуказанные арбитры.

Устойчивость отношения у судей по баскетболу в среднем по группе равна 6,5 баллам (рис.), хотя максимальный балл по этому показателю должен достигать десяти. Самый высокий уровень устойчивости отношения мы отметили у 10 % судей, стаж судейства которых более 20 лет; эти люди считают, что их отношение полностью сформировалось. У 10 % судей отношение сформировалось достаточно сильное, и оно мало подвержено колебаниям.

Отрадно отметить, что ни один из арбитров не отметил, что у него на сегодняшний день нет четко выраженного отношения. Более половины арбитров считают, что их отношение можно сформулировать как отношение поиска с учетом происходящих в судействе изменений.

Интересно констатировать, что большинство судей достаточно уверены в правильности своего отношения. 10 % судей абсолютно убеждены в правильности, 10 % судей достаточно убеждены, 15 % могут изменить свое мнение под влиянием убедительных аргументов. 15 % судей считают, что жизнь не стоит на месте и не может быть отношений, которые не меняются.

У баскетбольных арбитров в 6 % случаях доминирует точка зрения, что поиск нового, более целесообразного

в судействе является для них интересным и полезным занятием. Для 30 % судей - это одна из важнейших сторон жизни, для 35 % судей - профессиональный долг, для 35 % - дело всей жизни.

Эмоциональность отношений у судей выражена очень слабо. Это связано с тем, что во время своей работы они должны избегать каких либо эмоциональных проявлений. Поэтому когда они слышат о чьем-либо отношении в вопросах судейства, которое расходится с их собственным, и человек эмоционально доказывает это, они реагируют довольно сдержанно: спокойно пропускают услышанное мимо ушей, либо ощущают легкое раздражение. Некоторые ощущают сильное раздражение, у отдельных людей возникает чувство протеста. Но ни у кого из судей нами не было отмечено проявления состояния ярости. Не являются сильными эмоциональные проявления у судей в тот момент, когда они слышат от кого-то сходные взгляды на вопросы судейства, в основном они испытывают удовлетворение, удовольствие, либо у них возникает чувство симпатии к единомышленнику, и только один из арби- 9' тров ощущает себя просто счастливым.

Активность отношения у судей проявляется в среднем на 7,6 балла из 15 возможных (рис.). Высокий уровень активности наблюдается у 25 % судей, эти люди пытаются внедрять свои идеи по усовершенствованию судейства при удобном случае и стараются всячески их пропагандировать. Активность отношения одного из судей проявляется в том, что он всегда и всюду ищет единомышленников. 30 % арбитров стараются убедить других в том, что их точка зрения верна. 30 % арбитров остаются при своем мнении об отношении судьи и по возможности вносят в нее коррек-

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

92

тивы. А 15 % человека оставляют свои взгляды при себе до лучшего будущего.

Уровень сознательности отношения у судей по баскетболу выражен по-разному. Наиболее высокий уровень отмечается у 25 % судей, которые считают, что отвечают за свои действия перед обществом, которое доверило им судейство, и полагают, что несут ответственность за правильность своего отношения. 30 % судей считают, что морально ответственны перед участниками соревнований, и их отношение должно ими разделяться.

Отрадно отметить тот факт, что у арбитров отсутствует точка зрения, что они отвечают за свое отношение только перед администрацией. У 25 % человек есть мнение, что судья - это не тот человек, который вершит судьбами людей. У 20 % арбитров существует точка зрения, что их отношение не должно волновать других, это их личное дело, и они отвечают только перед собой.

Нами также исследовалось отношение к профессиональной деятельности у будущих арбитров по баскетболу, учащихся спортивного класса. Исследование проводилось по таким показателям как широта, сознательность, устойчивость, активность эмоциональность, доминирование [2].

Среднегрупповой результат степени выраженности отношения у учащихся спортивного класса равен 21,4+0,5 баллам, этот показатель низкий, так как максимальный показатель составляет 100 баллов. Необходимо отметить что, показатель степени выраженности отношения у учащихся не превышает степень выраженности отношения у действующих арбитров. Большинство учащихся, за исключением 6 % считают, что арбитр должен не только иметь знания в области педагогики и психологии,

а также оказывать воспитательное воздействие на окружающих, то есть иметь собственное отношение (позицию) к деятельности арбитра. Широта отношения у учащихся в среднем находится на низком уровне - 5,9 баллов (из 15 возможных). Лишь у 13% учащихся нами выявлен показатель широты отношения равный 6 баллам. Эти учащиеся не только интересуются вопросами судейства, но и считают, что отношение судьи проявляется в его воспитательном воздействии (на присутствующих на соревнованиях) своим внешним видом, хорошим знанием правил игры, умением предупреждать конфликтные ситуации, умением найти «общий язык» со вторым судьей, не реагировать на «провокации» со стороны зрителей.

Устойчивость отношения у учащихся в среднем по группе равна 3,1 баллам, этот показатель ниже среднего, так как максимальный балл десять. Наивысший уровень устойчивости отношения мы не выявили ни у кого из учащихся. В 38 % случаев у учащихся доминирует точка зрения, что поиск нового, более целесообразного в судействе для них является интересным и полезным занятием, 7 % учащихся считают, что для них это одна из важнейших сторон жизни, 38 % учащихся считают, что это - профессиональное увлечение, 17 % - профессиональный долг, и ни у кого из учащихся не выявлено мнения, что это может стать делом всей жизни.

Эмоциональность отношения у учащихся выражена на 0,8 балла, это очень низкий результат (максимальный балл 10). Учащиеся так же, как и действующие арбитры, считают, что судья не только должен быть сдержанным во время своей работы, но и избегать каких либо эмоциональных проявлений в повседневной жизни. Поэтому,

Преподаватель XX

2 / 2011

ф

когда они слышат о чьей-либо позиции в вопросах судейства, которая расходится с их собственной, и человек эмоционально доказывает это, они реагируют довольно сдержанно: спокойно пропускают услышанное мимо ушей, либо ощущают легкое раздражение. Некоторые ощущают сильное раздражение, у отдельных людей возникает чувство протеста. Но ни у кого из учащихся не было отмечено проявления состояния ярости или агрессии.

Активность отношения у учащихся спортивного класса проявляется на 2,0 балла из 15 возможных. Наивысший уровень активности нами не выявлен ни у кого из учащихся. В большинстве случаев (80 %) у учащихся преобладает мнение, что, имея свои взгляды по усовершенствованию судейства, они стараются убедить других в том, что их точка зрения верна. Еще у 10 % учащихся активность отношения проявляется в том, что они всегда и всюду ищут единомышленников, 10 % учащихся остаются при своем мнении об отношении судьи и по возможности вносят в нее коррективы.

Показатель уровня сознательности отношения у учащихся в среднем по группе равен 3,87 баллам, это низкий результат, так как максимальное количество баллов - 10. Наиболее высокий уровень отмечается у 38 % учащихся, которые считают, что отвечают за свои действия перед обществом, которое доверило им судейство, и полагают, что несут ответственность за правильность своего отношения (решения). 38 % учащихся считают, что морально ответственны перед участниками соревнований, и их позиция должна ими разделяться. 12 % учащихся придерживаются точки зрения, что «моя позиция не должна волновать других, это мое дело, и я отвечаю только

перед собой», и «судья это не тот человек, который вершит судьбами людей». Отрадно отметить тот факт, что у учащихся так же, как и у действующих арбитров, отсутствует точка зрения, что они отвечают за свое отношение только перед администрацией.

После эксперимента, целью которого являлась подготовка арбитров по баскетболу из числа учащихся спортивного класса, средний результат по группе, по выраженности отношений учащихся к судейской деятельности увеличился на 20,86 балла и составил 42,33 баллов. Приятно отметить, что средняя степень выраженности отношений у учащихся после эксперимента на 0,63 балла выше, чем у действующих арбитров. Уровень отношения у учащихся к деятельности арбитров повысился после проведения элективного курса за счет использования механизмов и условий формирования отношения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башкирова Е. Н. Теоретические аспекты понятия «отношения» в психологии // Научные труды Московского педагогическо- üu го государственного университета. Сер. психолого-педагогические науки: Сб. статей. - М.: Прометей, 2003. -С. 362-369.

2. Конеева Е. В. Формирование педагогической позиции специалиста по физической культуре в процессе вузовской подготовки: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. -М., 2001. -32 с.

3. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под общей ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / Ю. Д. Железняк. - М.: Советский спорт, 2004. - 100 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.