Научная статья на тему 'Эффективность использования дидактических игр для развития познавательной и профилирующей активности учеников старших классов'

Эффективность использования дидактических игр для развития познавательной и профилирующей активности учеников старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / DIDACTIC GAME / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталов А.Н.

Ценность игры как средства воспитания заключается в том, что, воздействуя на весь коллектив играющих детей, педагог оказывает влияние на каждого ребенка. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые, но и реальные отношения в группе, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Это в том числе содействует умственному и общему развитию. Целью данной статьи является выявление и обоснование эффективности использования дидактической игры в обучении детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF USING DIDACTIC GAMES FOR DEVELOPING HIGH-SCHOOLERS COGNITIVE AND VOCATIONAL INTEREST

The importance of the game as an educational tool is that while influencing all the players the teacher influences each child individually as well. Organizing childrens life in a game, the teacher forms not only game relationships but also real relationships in the group through consolidation of useful habits and standards of behavior in different conditions beyond the game. All this furthers intellectual and general development. The aim of the article is to reveal and substantiate the efficiency of using didactic games in educating children

Текст научной работы на тему «Эффективность использования дидактических игр для развития познавательной и профилирующей активности учеников старших классов»

#

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

EFFICIENCY OF USING DIDACTIC GAMES FOR DEVELOPING HIGH-SCHOOLERS' COGNITIVE AND VOCATIONAL INTEREST

А. Н. Шаталов

Ценность игры как средства воспитания заключается в том, что, воздействуя на весь коллектив играющих детей, педагог оказывает влияние на каждого ребенка. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые, но и реальные отношения в группе, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Это в том числе содействует умственному и общему развитию. Целью данной статьи является выявление и обоснование эффективности использования дидактической игры в обучении детей.

Ключевые слова: эксперимент, эффективность, результат, дидактическая игра, общение.

A. N. Shatalov

The importance of the game as an educational tool is that while influencing all the players the teacher influences each child individually as well. Organizing children's life in a game, the teacher forms not only game relationships but also real relationships in the group through consolidation of useful habits and standards of behavior in different conditions beyond the game. All this furthers intellectual and general development. The aim of the article is to reveal and substantiate the efficiency of using didactic games in educating children.

Keywords: experiment, efficiency, result, didactic game, communication.

С самых ранних времен, еще на заре цивилизации игра была контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью совершенствования и развития личности [1]. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках [2].

С целью проверки эффективности использования дидактических игр для развития познавательной активности учеников был проведен эксперимент, включающий три дидактические игры по предмету географии, проведенные в 10-х классах. Большая часть эксперимента проходила в пределах учебного плана при изучении данной темы.

Было проведено 3 дидактические игры: «Всемирный экономический кризис»; «Водные ресурсы мира в эпоху НТР»; «Экология рыболовства мира». Для проведения игр «Всемирный экономический кризис» и «Экология рыболовства мира» требуется использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

I. «Всемирный экономический кризис»

При обучении учеников десятых классов были поставлены цели:

1. Познакомить учеников с моделированием как методом изучения актуальных проблем современной экономики мира.

2. Познакомить учеников с основами экономических кризисов, их историей и процессами, влияющими на них.

3. Сформировать у учащихся мировоззренческий взгляд на экономику планеты.

«Всемирный экономический кризис» - содержательно насыщенная и достаточно сложная деловая игра. Это микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях между энергетической отраслью производства и окружающей средой. Предназначена для формирования у обучаемых представлений о взаимозависимости долгосрочных решений в экономике, использовании энергетических ресурсов, охране окружающей среды и благосостояния населения и недопущения крупных экономических кризисов.

Каждая команда - это кабинет министров некоторой страны. Каждый участник команды принимает решения за свое министерство, и все, работая совместно, пытаются достичь высокого качества жизни людей в своей стране, не создавая при этом предпосылок для ухудшения экономической ситуации. Решения обсчитываются на компьютере. Здесь воспитывается живое, образное восприятие действительности, умение строить стратегию. Игра дает возможность участникам приобрести личный опыт в принятии решений, требующих достижения сбалансированного роста капиталов, влияющих на рост населения страны, уровень жизни людей, эффективность функционирования экономики, качество природной среды и использования энергии.

II. «Водные ресурсы мира в эпоху научно-технической революции (НТР)»

Основное содержание игры:

1. Активное изучение процессов согласования экологических норм по водным ресурсам между странами мира.

2. Соблюдение индивидуальных и общественных интересов при изучении природы мира.

Ф

3. При проведении игры учащиеся постигают основные принципы нехватки пресной воды, ограниченности водных ресурсов, экологии водных ресурсов и коллективной ответственности за их использование.

4. Действие происходит в условной хозяйственной системе, состоящей из трех промышленных предприятий, расположенных на побережье моря, на берегу реки и на крупнейшем озере мира.

Участники играют роли директоров предприятий. Предприятия производят продукцию, для изготовления которой требуется вода. Эту воду предприятия берут из основных источников пресной воды. Переработанная в процессе производства продукции загрязненная вода сбрасывается в море, реку или озеро, которые обладают ограниченной способностью к самоочищению.

Главная цель игры с точки зрения ее участников - получить максимальную прибыль из продукции предприятий. Каждый выбирает свою стратегию получения прибыли при развитии НТР и принимает одно из пяти возможных решений. От этих решений зависит состояние водных ресурсов. Чем хуже качество воды в море, реке или озере, тем меньше прибыль отдельного предприятия, развитие НТП замедляется, начинает происходить процесс экономического спада на предприятии. Ожидаемую прибыль в следующем месяце можно оценить согласно основным параметрам, в которых каждому уровню качества воды, добытой из разных источников, соответствует та или иная прибыль, причем прибыль растет с улучшением качества воды. Соответственно, начинается рост производства.

Оптимальное количество участников игры - 10 человек. Данную игру можно использовать для выявления лидера в коллективе - например, потенциальных старост групп.

III. «Экология рыболовства мира»

Главная цель игры «Экология рыболовства мира» -продемонстрировать некоторые законы, лежащие в основе восстановления возобновляемых природных ресурсов и их сбалансированной эксплуатации, дать участникам возможность попрактиковаться в искусстве ведения переговоров и руководства группой, помочь освоить оптимальные стратегии использования ресурсов в условиях коллективного природопользования.

В данной игре расширяется представление об ограниченности природных ресурсов на примере эксплуатируемых популяций рыб. Игра посвящена проблемам океанического рыболовства. Участники стремятся максимизировать свои доходы, вылавливая рыбу из двух общедоступных стад. Одно из них находится в дальнем море, обильно, но добыча в нем обходится дорого, второе - ближе, доступнее и менее обильно. Как и в игре «Водные ресурсы мира в эпоху НТР», участники хозяйственного процесса используют общедоступный потенциально истощимый, но возобновимый ресурс и развитие НТР. Динамика рыбных стад и природные условия - экологическая составляющая рыбной промышленности, на фоне которой приходится действовать участникам, создавая компьютерные модели с помощью ИКТ.

В игре принимают участие 2-4 команды (10-20 человек). Каждая команда представляет руководство компании,

в распоряжении которой есть рыболовные суда, от их количества зависит вылов и прибыль компании. Задача команды - попытаться накопить наибольшее состояние. На каждом шаге, соответствующем одному году, решения, принимаемые командами, вводятся в компьютер, и после обработки данных команды получают информацию о ситуации, сложившейся к данному моменту в районах промысла, и об экологии окружающей среды данной местности.

Выводы

В игре «Экология рыболовства мира», чтобы получить максимум прибыли, всем игрокам необходимо выработать общую стратегию, которая приведет к достижению максимального блага для всех вместе и для каждого в отдельности.

В играх «Всемирный экономический кризис» и «Водные ресурсы мира в эпоху НТР» наилучшего результата можно было добиться, только выработав заранее коллективную стратегию, которой каждый участник должен следовать неукоснительно. В процессе игры учащиеся знакомятся с элементами экономики предприятия и экономики мира.

Игра «Всемирный экономический кризис» обучает также мыслить макроэкономическими категориями и развивает глобальное эколого-экономическое мышление.

Оценка результатов игр участниками. После проведения всех игр ученикам было предложено заполнить анкету и оценить игры. Было задано 7 вопросов:

1. Что полезного для себя вы узнали во время игр «Водные ресурсы мира в эпоху НТР», «Экология рыболовства мира», «Всемирный экономический кризис»?

2. Если вам было интересно играть, то объясните, пожалуйста, почему?

3. Что нового дают навыки и знания, приобретенные в ходе дидактических игр, по сравнению с навыками и знаниями, полученными при изучении других тем без использования игр?

4. Если вы считаете, что такие игры следует проводить регулярно, то укажите желаемую, с вашей точки зрения, периодичность?

5. Хотели бы вы сами научиться проводить такие дидактические игры и с кем вы могли бы их провести?

6. В каких учебных курсах, пройденных вами, можно, по вашему мнению, ввести аналогичные занятия?

7. Какую бы вы поставили оценку за каждую из деловых игр (из 5 баллов)?

Отвечая на первый вопрос, ученики отметили:

- играть в игры просто интересно;

- на примере игры видно, к каким последствиям может привести деятельность человека. Состоянием водных ресурсов можно управлять, несмотря на загрязнения;

- очень важно давать возможность восстанавливаться возобновляемым ресурсам;

- экономически выгоднее решать проблему сообща, заниматься очисткой и постоянно контролировать его состояние;

- нужно не только копить деньги, но и следить за состоянием окружающей среды. Групповое решение влияет на состояние природного объекта;

- очень сложно противостоять злостным вредителям в одиночку;

- состояние водных ресурсов зависит не от одного участника, а от совокупности решений и действий всех игроков, это коллективная игра;

- игра дает умение наблюдать за общим ходом процесса. Необходимо регулировать вылов рыбы, регулировать количество судов, следить за динамикой численности популяции, решать проблему сообща;

- оптимальный вариант - договориться, посчитать, а затем действовать;

- различные процессы влияют друг на друга, они целостны и взаимосвязаны;

- благополучие возможно в условиях стабильности всех эколого-экономических параметров;

- ключевой проблемой в решении благополучия страны является обеспечение энергией и постоянный контроль экономики государства. Для управления государством требуются сильная воля, свежий ум и рассудительность.

При ответе на второй вопрос ученики отмечали интересную структуру модели, полезность совместного обсуждения решений. По их мнению, интерес к игре определялся следующим:

- нужно было просчитывать различные варианты развития событий. Новое всегда интересно;

- игра заставляет думать, анализировать состояние различных систем и прогнозировать будущее озера;

- игрок в роли директора чувствует себя реально влияющим на состояние среды;

- ситуации связаны с жизнью;

- совместная игра позволяет действительно выявить характер и наклонности участников игры;

- есть возможность почувствовать себя в конкретной ситуации, понять, почему все происходит именно так и как найти оптимальный выход.

Анализ ответов учащихся на третий вопрос показал, что введение дидактических игр в учебный процесс действительно может существенно дополнить образование. По их мнению, игры:

- наглядны, интересны, гораздо лучше запоминается суть экологических проблем, задействованы компьютеры. Это не оставляет участника игры безучастным к теме, к экологическим проблемам;

- позволяют приобрести навык коллективной работы, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и принимать самостоятельно ни от кого не зависящее решение;

- дают навыки практически мыслить, анализировать данную ситуацию в долговременном плане, побывать в роли руководителя;

- дают возможность на практике применить свои знания;

- помогают приобрести навыки в учебе (в том, что изучается теоретически);

- во время игры появляются все новые и новые трудности, которые готовят к реальной жизни;

- дают возможность делать все самостоятельно, очень хорошо заметна индивидуальность каждого участника, проявляются деловые качества играющих;

- стимулируют способность мыслить более объемно, смотреть в будущее, решать большое количество вопросов.

Ученики готовы участвовать в деловых играх со следующей периодичностью:

- раз в 2-3 недели;

- раз в месяц или даже чаще;

- 2 раза в четверть;

- не реже чем 1 раз в месяц;

- раз в 3 месяца;

- хотя бы раз в четверть.

Ученики, принимавшие участие в дидактических играх, готовы стать игротехниками и сами проводить дидактические игры в других классах.

Исходя из опыта проведения дидактических игр «Всемирный экономический кризис», «Водные ресурсы мира в эпоху НТР», «Экология рыболовства мира» в старших классах, полагаем возможным ввести эту методику обучения в учебный план по основным гуманитарным наукам, начиная с 10-го класса.

Некоторые игры можно повторять неоднократно, поскольку каждое очередное обращение к игре приносит ученику не меньше пользы, чем первая игра [3]. В дальнейшем целесообразно поддержать учеников, намеревающихся создать клуб игротехников, и поощрять их в этом направлении. Умение проводить дидактические игры будет полезно как ученикам после окончания школы, так и экономико-экологическому образованию в целом и в рамках системы «Новая школа».

Выделим преимущества игровой деятельности на всех этапах проведения дидактического взаимодействия учителя и ученика [4]:

1. Мотивация познавательной активности ученика. Игра нацелена не на результат, а на процесс, что очень эффективно мотивирует ученика. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре.

2. Активизация познавательных действий. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Дети могут играть часами, опрокидывая все представления о физиологической утомляемости.

3. Организация дисциплины. Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов. Игроки и команды соблюдают их, играя.

4. Содержание преподавания. Выстраивая игру, учителю не приходится беспокоиться о популяризации содержания материала, ибо игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый. Игры на уроках позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала - стопроцентная [5].

5. Оценка успешности. Оценка знаний и действий ученика на уроке - обязательный элемент, а в игре желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна игровая.

Таким образом, игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию практических навыков человека, его восприятия, па-

#

мяти, мышления, воображения, эмоций и формированию таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. - Дубна, 1997. - Ч. I.

2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Шиянов Е. Н. Педагогика. - М., 2008.

3. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 2001.

4. Яновицкая Е. В., Адамский М. Я. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении. - СПб., 2005.

5. Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. - М., 1979.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ АРБИТРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО КЛАССА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SETTING UP AND IMPLEMENTING TRAINING OF BASKETBALL REFEREES WITHIN THE FRAMEWORK OF A SPORTS ORIENTED CLASS

И. В. Ишбулдина, Е. В. Конеева

О необходимости повышения уровня подготовки арбитров по баскетболу говорят многие специалисты. В то же время в примерной программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва говорится о необходимости включения судейской подготовки в образовательный процесс, однако такая работа практически не ведется. Разработанный элективный курс «Подготовка арбитров по баскетболу» позволяет разрешить данное противоречие.

I. V. Ishbuldina, E. V. Koneeva

The need to improve training of basketball referees has been risen by many experts. At the same time a preliminary program of sports training for youth sports schools, specialized youth sports schools of Olympic reserve refers to the need to include judicial training in the educational process, but such work is virtually non-existent. The designed elective course «Preparation of basketball referees» allows us to solve this contradiction.

Ключевые слова: спортивный класс, методика под- Keywords: sports class, training method, referees. готовки, арбитры.

Для работы по подготовке юных арбитров по баскетболу из числа учащихся спортивного класса были проведены: теоретический анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, изучение передового опыта подготовки арбитров по баскетболу, опросы профессиональных арбитров, диагностика уровня теоретических знаний, специальной теоретической и физической подготовленности, личностных особенностей учащихся спортивного класса. Реализация элективного курса «Подготовка арбитра по баскетболу» проходила в три этапа: 1) диагностический, в ходе которого осуществлялась диагностика подготовленности учащихся спортивного класса к судейской деятельности; 2) обучающий, который включал в себя обучение учащихся спортивного класса по элективному курсу; 3) практико-деятельностный, с самостоятельным судейством соревнований по баскетболу

учащимися спортивного класса различного уровня - от внутригрупповых до студенческих.

Подготовка проходила экспериментальную проверку в ГОУ СОШ № 31 г. Калининграда в 2006/07 и 2007/08 учебных годах. В табл. 1 представлено соотношение теоретической и практической подготовки элективного курса.

Помимо занятий элективного курса в программу подготовки юных арбитров по баскетболу входила летняя учебная практика (80 часов).

Содержание методики подготовки арбитров по баскетболу:

1. Теоретические занятия. Сообщение общих сведений в области физической культуры и спорта; изучение правил и методики судейства в баскетболе.

2. Практические занятия по судейству.

Основными формами работы с учащимися являлись

лекции, семинарские и практические занятия, а также са-

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.