8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 2003.
9. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.
10. Першанина Е.Н. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков // Советская педагогика. - 1984. - № 5.
11. Распономарева О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты. - М., 2001.
12. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - № 5.
13. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.
14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИ ВЫБОРЕ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА ПОСРЕДСТВОМ ОБЬЯВЛЕНИЙ © Нурмухаметов Э.А.*
Башкирский государственный университет, г. Уфа
В статье рассмотрены: гендерные различия, определяющие особенности самопредьявления в объявлениях знакомств, обуславливающие несовпадение презентуемых характеристик и желаемого образа будущего партнера, цели знакомств у мужчин и женщин, а так же динамика изменений, в презентуемых характеристиках желаемого образа будущего партнера у мужчин и женщин.
Психология межличностного познания - область, интенсивно разрабатываемая психологической наукой. Это обусловлено целым рядом причин, основнымыми из которых являются запросы практики, связанные с ростом значимости восприятия и познания людьми друг друга. К данной области социальной психологии относится проблема самопрезентации.
Интерес к проблеме самопрезентации был всегда, но в последнее время значительно возрос. Экономические и политические события в России последних лет повлекли за собой социально-психологические изменения, которые выражаются в частности, в изменении социально-одобряемого поведения. Поворот в сторону капиталистического пути развития общества совершенно изменил жизнь российского общества. Так у значительной части населения возникла необходимость поиска работы. Одновременно с этим появилось большое количество новых профессий, ранее неизвестных россиянам. Все это связано с возникновением рынка и рыночных отношений.
* Кафедра Общей психологии.
В этих условиях огромное значение для многих людей приобрело умение самопрезентации, т.е. умение произвести благоприятное впечатление о себе и добиться положительных результатов от взаимодействия с другими.
Несмотря на отмечаемую во многих работах актуальность и практическую значимость для многих областей общественной жизни, исследования самопрезентации стали проводиться сравнительно недавно и в настоящее время достаточно фрагментарны.
Основная часть теоретических и экспериментальных разработок по данной проблеме, описанных в литературе, принадлежат зарубежным ученым (И. Гоффман, М. Лири, Р. Викланд, И. Джонс, Т. Питтман, и др.).
Данные авторы пытались ответить на следующие вопросы: почему люди управляют впечатлением о себе; всем ли в равной степени свойственно стремление к самопрезентации; как и с помощью, каких стратегий и техник управляют впечатлением о себе и т.д. Значительная часть исследований принадлежала концепции «социальной драматургии», в которых основными используемыми понятиями были: «социальная роль», «образ Я», «самооценка», «самоуважение».
В теоретическом и практическом аспектах значимыми для нас выступили теории «зеркального Я» Ч. Кули и концепции Дж. Мида, на основании которых были реализованы основные исследования по самопрезентации; концепция «социальной драматургии» (Г.М. Андреева, И.И. Богомолова, Л.А. Петровская, И. Гоффман); работы связывающие самоподачу с самооценкой и самоуважением, (Д. Майерс, Б. Шленкер, Р. Виголд), а также исследования самопрезентации Л. Фестингер, И.С. Кон в контексте теории когнитивного диссонанса.
Несмотря на имеющиеся теоретические подходы к исследованию проблемы самопрезентации, остается много спорного и нерешенного. До сих пор мало изучена проблема взаимосвязи самопрезентации и эффективности коммуникации, особенности формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте акта общения, сходство и различия используемых участниками акта общения техник самопрезентации, влияние самопрезентации в интернет-общении на формирование впечатлений о коммуникаторе и реципиенте у участников акта общения и пр.
Наш вклад в исследование данной проблемы - выявление особенностей самопрезентации при знакомстве посредством брачных объявлений.
При решении данной проблемы, мы предположили, во-первых, что гендерные различия, определяющие особенности самопредъявления в объявлениях знакомств, обуславливают несовпадение презентуемых характеристик и желаемого образа будущего партнера, а так же цели знакомств у мужчин и женщин; во-вторых, что существует динамика изменений в презентуемых характеристиках желаемого образа будущего партнера у мужчин и женщин, которые происходят под влиянием изменяющихся социально-экономических и политических условий.
Сравнительный анализ сведений, в которых женщины и мужчины сообщали о себе, а так же о качествах, которые хотели бы найти друг у друга, был проведен на материале объявлений еженедельных газет «Все для Вас» за период октябрь-ноябрь 1991 г. [1] и «Из рук в руки» за период ноябрь-декабрь 2010 г. Выборка испытуемых в 1991 г., таки в 2010 г. состояла из 200 чел. - 100 мужчин и 100 женщин, которые дали брачные объявления в СМИ.
Данное пилотажное исследование показало, что и для женщин в 1991 г., и для женщин в 2010 г. важно наличие образования, но далее имеются различия, как в ранговом положении, так и по частоте упоминания презентуемых характеристик. Например, для женщин в 1991 г. важно было сообщить о себе, что она столичный житель (2 место), обозначить свою вне-ность (3 место), наличие профессии (4 место), цвет волос (5 место), отсутствие детей (6 позиция), то для женщин в 2010 г. важны качества будущего избранника (2 место), наличие профессии (3 место), на четвертом месте указывают свои увлечения, сведения о детях и свои черты характера, соответственно, занимают пятое и шестое место, а внешность - лишь на 13 месте. Если для мужчины в 1991 г. было важным, чтобы его избранница имела симпатичную внешность и материальное обеспечение, то для мужчины в 2010 г. на первое место выходят черты характера и внешность, а материальная обеспеченность спутницы не упоминается в данной выборке.
Изучив сведения, сообщаемых женщинами о своих чертах характера и сведений о том, какие черты характера хотели бы видеть мужчины у своих избранниц в 2010 г. по сравнению с 1991 г.м, можно заключить, что ранговое положение презентуемых характеристику женщин претерпело за 16 лет сильные изменения. Для женщин в 1991 г. такая характеристика как симпатичность, стройность казались наиболее значимыми, стояли на первых местах, то в 2010 г. данные характеристики занимают предпоследнее 13-14 места. В 2010 г. при презентации качеств на первые места женщина ставит такие, как доброта (9 %), спокойность (9 %), жизнерадостность (7 %), доброжелательность (7 %) и указывает на отсутствие вредных привычек (7 %). Для мужчин в 1991 г. было важно, чтобы их избранницы были в первую очередь стройные, симпатичные, красивые, то для мужчин в 2010 г значимы такие качества, как симпатичность (12 %), отсутствие вредных привычек (12 %), стройность (10 %). И мужчины в 1991 г., и в 2010 г. отмечают необходимости такой черты как доброта и ставят на четвертое место. Если у мужчин в 1991 г. популярностью пользовались приятные и обаятельные женщины, то в 2010 г. - верные и надежные.
Далее рассмотрим, какие изменения произошли в презентуемых характеристиках и желаемом образе будущего партнера у женщин и мужчин в 2010 г. по сравнению с 1991 г.
Как видно из анализа полученных результатов в сведениях о себе по частоте упоминания и выборке мужчин 1991 г., и 2010 г. данные о профес-
сии остались на первом месте. Если для мужчин 2010 г. более важными являются черты характера спутницы, то мужчин 1991 г. интересовало образованность женщины. Третье место в данных 2010 г. занимает хобби, а мужчинам в 1991 г. значимым казалось жительство в столице. В 1991 г. материальное положение было значимым и стояло на четвертом месте, а в 2010 г. лишь на десятом месте.
Для женщины, жившей в 1991 г., было важным материальная обеспеченность (18 %), черты характера (41 %), иностранное гражданство (11 %) избранника. Для выборки 2010 г. на первое место и по частоте упоминания занимают сведения о чертах характера, которых хотели бы найти у избранника (63 %). Далее немаловажен возраст (21 %), образование (6 %), внешность (6 %) и желание избранника иметь детей (6 %), что вообще не упоминается в данных 1991 г.
Проанализировав сведения о чертах характера, которые сообщают о себе мужчины, и черты характера, которые хотели бы найти женщины у мужчин в 1991 г. и 2010 г. (в % от общего числа выборки) можно сделать вывод, что для мужчин в 1991 г. значимыми были такие качества, как порядочность, интеллигентность, надежность, скромность, то в 2010 г. список и состав презентуемых характеристик у мужчин значительно расширился, но первые места занимают по прежнему такие качества, как доброта, надежность. Также одни из первых позиций в 2010 г. занимают такие качества, как отсутствие вредных привычек (2 место), целеустремленность (4 место), самостоятельность (5 место), порядочность (6 место). Добавились в список презентуемых качеств такие, как активность, креативность, аккуратность, наличие чувства юмора, оптимистичность, романтичность, ответственность.
Для женщин в 1991 г. было наиболее значимым наличие у будущего избранника таких качеств, как интеллигентность, порядочность, доброта, надежность. В 2010 г. желаемый образ избранника конкретизировался, список черт характера, которых хотели бы найти в мужчине, расширился от 4 до 21 позиции. Добавились такие черты как уверенность в себе, самостоятельность, самодостаточность, отсутствие вредных привычек, самореализация, заботливость, коммуникабельность, отзывчивость, трудолюбие, честность и пр.
Таким образом, на основе проведенного анализа содержания текстов брачных объявлений мы можем заключить, что содержание презентуемых характеристик, как и желаемый образ будущего партнера у женщин и мужчин в 2010 г. по сравнению с 1991 г. имеют различия. Но при этом ситуация несоответствия между тем, что предлагают авторы объявлений, и тем, что хотят найти авторы противоположного пола как в 1991 г., так и 2010 г. сохраняется.
В результате проведенного теоретического, а также эмпирического исследования, нами была конкретизирована и уточнена картина состояния изученности проблемы самопрезентации в условиях социокультурных преобразова-
ний. Мы полагаем, что данные в проведенном нами исследовании могут быть использованы практическими психологами, работающими в сфере психологической помощи населению, служб знакомств, что позволит им строить свою деятельность в соответствующем запросам общества направлении.
Список литературы:
1. Красовский Б.П. Анализ брачных объявлений (самооценка и требования к партнеру) // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 56-58.
2. Городникова М.Д. Гендерный фактор и распределение социальных ролей в современном обществе (на материале брачных объявлений) // Гендерный фактор в языке и коммуникации: сб. науч. тр. / МГЛУ - М., 1999. - С. 39-40.
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА И СЕЛА © Хлебодарова О.Б.*
Современная гуманитарная академия, г. Москва
Рассматривая модель социального интеллекта в подростковом возрасте отмечено, что в его структуре отражается двойная обусловлен -ность - внутренний мир и внешняя социальная среда.
Исходя из различных моделей социального интеллекта, в своей работе акцентируем внимание на наиболее фундаментальном аспекте интеллекта, биологическом, обоснована правомерность обращения к концепции X. Айзенка [1].
В представлении своей модели Ханс Юрген Айзенк, утверждал, что существуют, по крайней мере, три совершенно различных концепции. Автор их объединил, не противопоставляя одну концепцию другой.
Биологический интеллект является фундаментальным аспектом. Проявляется через врожденные задатки и способности к обработки информации. Психометрический интеллект, по концепции X. Айзенка это общий интеллект. Служит связующим звеном между биологическим и социальным интеллектом. Под воздействием социокультурных явлений формируется социальный интеллект.
В большинстве из вышеперечисленных подходов, модель социального интеллекта человека, как нельзя лучше подходит для экспериментального изучения эмоционального и коммуникативно-организационного компо-
* Преподаватель.