Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ / РИСОВАНИЕ / ЛЕПКА / АППЛИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ваганова О.В.

В статье рассматриваются вопросы особенностей формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Статья включает анализ результатов диагностических исследований определения уровня развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

О.В. Ваганова

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы особенностей формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Статья включает анализ результатов диагностических исследований определения уровня развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети с нарушением зрения, мелкая моторика, изобразительная деятельность, диагностические методы, эксперимент, рисование, лепка, аппликация.

Мелкая моторика играет немаловажную роль в полноценном развитии детей разной возрастной категории. Важный аспект при обучении - развитие мелкой моторики, так как существует прямая зависимость между речевой и мыслительной деятельностью, идущей от данного навыка.

Дети с нарушением зрения могут создать с помощью взрослого объективную картину об окружающем мире. Патологии зрения, приводящие к искажению восприятия объекта, вызывают затруднения при создании целостного образа. При использовании дополнительных незрительных стимулов: тактильных, слуховых и вкусовых, происходит совершенствование зрительных образов [1; 3].

У детей с нарушением зрения при обследовании предмета руками, в пальцах рук присутствует вялость и напряжение, вследствие чего им трудно дается узнавание различных поверхностей. Данный недуг приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук и, как результат, приводит к негативным последствиям при формировании предметно-практической деятельности.

Таким образом, был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было установление уровня сформированности мелкой моторики детей с патологиями зрения старшего дошкольного возраста. Участники эксперимента: дети в возрасте 6 лет, количество детей - 12. Приведем результаты эксперимента: диагноз сходящееся косоглазие выявлен у 42% детей., диагноз амблиопия - 25%, диагноз миопия -8%, диагноз смешанный астигматизм - 17%, диагноз гиперметропия - 8%.

У детей данной группы выявлены задержки в развитии тактильной чувствительности рук и мелкой моторики. На формирование предметно-практической деятельности неблагоприятно сказываются следующие признаки: снижение зрения, нарушение фиксации и нарушение глазодвигательных функций.

Для констатирующего эксперимента были проведены следующие диагностические задания: для определения уровня развития осязания и мелкой моторики - методика Гризик Т.И. «Обследование мелкой моторики» и для исследования состояния графомоторных навыков у старших дошкольников методика Венгера Л.А. «Дорожки» [4; 6].

Выполнив анализ полученных результатов диагностической методики Гризик Т.И. «Обследование мелкой моторики» среди детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста», приведем следующие данные в таблице 1.

При реализации упражнений «Коза» и «Кольцо» частично выполнили задание 100% детей. Наблюдение показало, что у этих детей присутствует нескоординированность и скованность движений.

При проведении упражнения «Три богатыря», у 75% детей обнаружены затруднения при проведении проб на праксис позы, особенно при вытягивании пальцев рук, 25% детей задание не выполнили.

При исполнении упражнения «Заяц», большая часть детей, а именно 58%, продемонстрировали неловкость движений и их замедленность, у 42% детей не получилось выполнить указанную позу и удержать её.

© О.В. Ваганова, 2022.

Научный руководитель: Добря Марина Яковлевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, Россия.

При выполнении упражнения «Солдат» у 67% дошкольников отмечено дозирование мышечных усилий, 33% детей задание не исполнили в связи с обнаружениями у них сложностей в удержании пальцев напряжёнными.

Таблица 1

Результаты диагностической методики Гризик Т.И.

1 К. g § КинелеЮТЕСКНК ПраЕСВС Кннечнчесиш зйра&снс 1 О m ¿J о У, (4 1

и rS 3 м ! К 1 =3 1 | Работа с. бумагой Тгишльнын Снлатон} на Киоргцннацня ДЗ^ЖЕНПЙ ОяттЕцэван ие щепэгн

в 44 1 ю а О Е ! е i В ш 1 й 3 & I S 1 J | г 1 Р, [Л | | р. 14 1 I rt 1 Et n Й 1 H f Ü p й 1 га А | Й 1 СП 1 ] | | 1 1 М

fvSMIEIIüa. Э:? 0:5 0:5 0:5 0:5 0,5 0 0,5 0,5 0,5 1 1 3 с 0,5 0,5 0,5 9 3

Даша 3:5 0:5 0:5 0 0:5 0 0 0:5 0 0 0 0,5 0,5 3 с 0 а С.5 в

Бнка 3:5 0:5 0:5 0:5 0:5 0,5 0 0 0,5 0,5 0,5 С 3 с 0 0,5 0.5 С.5 6:5 в

Назар 0,5 0:5 0:5 0:5 0 0 0:5 СО 0 0,5 0,5 С С 3 с 0 0,5 0;5 0,5 5:5 в

В atz 0,5 0:5 0 0 0 0 0 со 0 0,5 0,5 С 0,5 3 с 0,5 0,5 0 0,5 4:5 в

HzüTa 0:5 0:5 0:5 0 0 о 0:5 0 0,5 0,5 0,5 С 3 с 0,5 0,5 0:5 С 5:5 в

Д ihhj 0:5 0:5 0:5 0:5 0:5 0,5 0:5 0 0,5 0,5 0,5 С.5 3 с 0,5 0,5 0:5 0,5 г 3

^атя 0:5 0:5 0 0 0 0 0 0 0,5 0,5 С С 3 с 0,5 0,5 0.5 0,5 4:5 в

Илья 0:5 0:5 0:5 0:5 0:5 0 1 1 0,5 0,5 0,5 С с 3 С.5 0 1 0;5 0,5 9 3

Анн1 0:5 0:5 0 0 0 0,5 0:5 0 0,5 0,5 0,5 с 3 с 0 0 0.5 С 4:5 в

Ксешга 0:5 0:5 0:5 0:5 0:5 0,5 1 1 0 0,5 0,5 0,5 С.5 3 0,5 0 0 0.5 0,5 3

Сшён 0:5 0:5 0:5 0:5 0:5 0,5 0:5 0 0,5 0,5 С.5 С. 5 3 С.5 0,5 а 0.5 0,5 г 3

Последнее упражнение «Вилка» смогли исполнить 50% детей и у 50% детей задание выполнить не получилось.

Полученные данные позволяют сделать вывод , что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения уровень сформированности кинестетического праксиса выявлен как средний и низкий.

При работе с бумагой у детей обнаружены наибольшие трудности с владением ножницами, (низкий уровень - 25% дошкольников, средний уровень выявлен у 58% детей, высоким уровнем обладают 17% детей). Как итог, у детей, участвовавших в эксперименте, выявлены нарушения в точности и целенаправленности движений.

С обрыванием бумаги справились 17% дошкольников, показав высокий уровень при выполнении упражнения, у 58% детей -средний уровень, а 25% детей обладают низким уровнем при обрывании бумаги.

Далее были проведены обследования тактильный ощущений, где у дошкольников обнаружены наибольшие трудности., а именно: затруднения в определении свойств и качеств предметов, определена недостаточная сформированность двигательных компонентов. Дети, обладавшие высоким уровнем при распознавании качества предметов, не выявлены; низким уровнем обладают 83% детей, а средний уровень имеют 17% дошкольников. При выполнении упражнения по узнаванию предмета и его формы дети с высоким уровнем также не обнаружены, средний уровень наблюдается у 92% детей, низкий уровень осязательного восприятия имеют 8% детей.

Нарушения различных групп мышц были выявлены при определении силы тонуса мышц у дошкольников. Низким уровнем при сжатии рук взрослого двумя руками обладают 34% наблюдавшихся детей, 58% имеют средний уровень развития данного навыка, 8% детей выявлены с высоким уровнем. Далее было

проведено упражнение на сжатие рук взрослого 1 рукой. Результат следующий: с высоким уровнем развития отмечено всего 8% детей, средний уровень выявлен у 58%, а низкий уровень показан у 34%.

Также была проведена оценка координации движений. По полученным данным видно, что у детей наблюдается неточность движений, сложности в переключении с одного движения на другое. Дети выполняли вдевание нитки в иголку, где 100% детей имеют низкий уровень развития навыка. При выполнении пробы «Ладонь - ребро - кулак» всего у 25% дошкольников показан средний уровень, а 75% детей обладают низким уровнем. При проведении задания «Коза - заяц» 50% детей имеют низкий уровень и 50% средний уровень развития.

При обследовании щепоти у детей начинались сложности в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. При катании шарика у 8% детей выявлен низкий уровень, у 92% детей - средний уровень.

В результате обследования кинетического праксиса у большинства дошкольников наблюдается низкий и средний уровень сформированности кинетического праксиса.

Далее было проведено обследование мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста по методике «Дорожки» Л. А. Венгера.

Приведем следующие результаты диагностирования в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностирования мелкой моторики рук детей_

№ п/п Имя ребёнка Уровни

Низкий Высокий

1 Камилла +

2 Даша +

3 Вика +

4 Назар +

5 Вася +

6 Настя +

7 Алина +

8 Катя +

9 Илья +

10 Анна +

11 Ксения +

12 Семён +

При проведении тестов на развитие графических навыков у 25% детей выявлен высокий уровень развития. Это говорит о том, что во время проведения упражнения карандаш был оторван не более трех раз и практически отсутствуют выходы за пределы «дорожки». С низким уровнем развития обладают 75% детей. Дошкольники при исполнении задания многократно проводили по одному и тому же месту, линии неровные, в некоторых местах слабые, дрожащие. У них плохо развиты двигательные функции рук, нет скоординированности действий глаза и руки.

Следовательно, анализ экспериментальных данных по методикам: Гризик Т.И. «Обследование мелкой моторики» и «Дорожки» Л.А. Венгера [4; 6] предоставил возможность обнаружить особенности в развитии осязания и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Рассматриваемый недуг проявляется в нарушении произвольной регуляции мышечного тонуса рук, скованности движений, нескоординированности движений. Двигательная недостаточность увеличивается при реализации детьми сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, пространственно-временная организация двигательного акта. Дети, имеющие диагноз косоглазие и амблиопия используют зрительное соотнесение, не задействуют руку как средство компенсации нарушений зрения, что приводит к дефектам восприятия.

Как видим, представленные результаты диагностики говорят о сниженном уровне развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Таким образом, существует необходимость в проведении работы по развитию мелкой моторики у детей, имеющих патологии зрения. Для ее развития может быть использована группа методов: пальчиковая гимнастика и игра, массаж и самомассаж, различные виды изобразительной деятельности. Каждый из методов имеет разный уровень влияния на развитие мелкой моторики, следовательно, целесообразно применять их в комплексе.

Библиографический список:

1.Акопова А.Ф., Руденко Л.А., Сербина Л.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.25-27.

2.Изобразительная деятельность как средство коррекции зрения у дошкольников. - [Электронный ресурс]. -URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/105-drawings/2584-2013-03-27-08-11-43.html

3.Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов, 2006. - 19 с.

4.Величко, Е. В. Нетрадиционные методы рисования как средство коррекции психомоторных нарушений у детей 3-4-х лет в домах ребенка [Текст] / Е. В. Величко // Вестн. том. гос. ун-та, 2010. - №335. - С.138-141.

5.Селетреникова Т.А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т. 15, № 1 - С. 50- 56.

6.Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей [Текст] / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. - М. : Издательство «Гном и» Д., 2005. - 40 с.

ВАГАНОВА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА - магистрант, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.