Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕЗИСТЕНТНОСТЬ / НАПРЯЖЕНИЕ / РЕДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Д.В.

В статье поднимается проблематика эмоционального выгорания у сотрудников УИС, проводится анализ причин его возникновения и факторы, способствующие его формированию. Приводятся эмпирические данные и рассматриваются пути профилактики данного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 159.9

Овчинникова Д.В.,

студент(ка) гр. мОП01в ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и

управления «НИНХ», г. Новосибирск.

Старший психолог ОПО ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области

капитан внутренней службы, г. Новосибирск, РФ Научный руководитель: Филь Т.А., кандидат психологических наук, доцент заведующая кафедрой психологии, педагогики и правоведения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет

экономики и управления «НИНХ» Россия, г. Новосибирск

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

У СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

В статье поднимается проблематика эмоционального выгорания у сотрудников УИС, проводится анализ причин его возникновения и факторы, способствующие его формированию. Приводятся эмпирические данные и рассматриваются пути профилактики данного состояния.

Ключевые слова:

эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания, уголовно исполнительная система, резистентность, напряжение, редукция.

К категории профессий, подверженных риску возникновения профессиональной деформации, а именно «эмоционального выгорания», относятся сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС), что обусловлено рядом негативных факторов: внешних, таких как - условия работы (напряженная, эмоционально насыщенная деятельность, спецконтингент, отсутствие положительного подкрепления, высокая социальная значимость выполняемой работы) и внутренних - связанных с особенностями личности сотрудника - стрессоустойчивость, тревожность, агрессивность, ценность самоактуализации, самоуважение.

Несмотря на теоретическую проработку вопроса эмоционального выгорания в психологической науке, до сих пор отсутствуют методологически разработанные эффективные программы профилактики и коррекции эмоционального выгорания у сотрудников УИС, что определяет актуальность данной работы.

Цель данной работы - осуществить диагностику особенностей синдрома эмоционального выгорания сотрудников УИС для последующей разработки программы его профилактики и коррекции.

Проблематика эмоционального выгорания человека в различных профессиях давно привлекает внимание психологов. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание», «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание») впервые использовал американский психиатр Г. Фрейденбергер в 1974 году. Под эмоциональным выгоранием он понимал психологическое состояние здорового человека, находящегося в интенсивном общении с людьми при оказании профессиональной помощи [9].

Несмотря на то, что синдром эмоционального выгорания изучается уже на протяжении практически пятидесяти лет, написано множество научных работ по этой теме, но единого определения синдрома эмоционального выгорания до сих пор не существует.

Изначально под термином «выгорание» понималось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности [4].

Также, эмоциональное выгорание К. Маслач и С. Джексон рассматривают как специфический вид профессиональной деформации лиц, перегруженных в профессиональном взаимодействии общением с людьми [4].

За рубежом вопросом эмоционального выгорания занимались такие ученые как Г. Фрейденбергер, К. Маслач, А. М. Ричардсен и др. Отечественные исследователи, рассматривающие этот вопрос - В.Е. Орел, В.В. Бойко, Д. Трунов, Т.В. Форманюк и др.

Анализ современных зарубежных и отечественных исследований говорит о том, что выгорание является особым феноменом нарушенной психической адаптации. В то же время существует множество подходов трактовки термина «выгорание», механизма и динамики его возникновения.

Выделяют факторы, способствующие развитию или торможению «выгорания» (Е.В. Форманюк, В.В. Бойко, В.Е. Орел): 1) индивидуальные или внутренние (обусловлены индивидуальными, социально-демографическими и личностными характеристиками человека) и 2) организационные или внешние (объективны, связаны с особенностями профессиональной деятельности - это условия работы, содержание труда, место в служебной иерархии, взаимоотношения в коллективе) [1, 5, 8].

Существует несколько подходов к определению эмоционального выгорания: результативный и процессуальный. В результативном подходе, предложенном К. Маслач и С. Джексоном, эмоциональное выгорание рассматривается как физическое, эмоциональное и умственное истощение, проявляющееся в основном в профессиях социальной и коммуникативной сфер, в системе «человек-человек». К. Маслач создала трехфакторную модель структуры выгорания, которая состоит из эмоционального истощения (перенапряжение, чувство опустошенности, нехватки ресурсов, приглушенность эмоций, либо эмоциональные срывы), деперсонализации (формальность в общении, обездушенность, цинизм, негативные эмоции сдерживаются, но могут проявиться в виде вспышек раздражения) и редукции профессиональных достижений (проявляется недовольством собой в профессиональном плане, уменьшение ценности своей профессиональной деятельности) [4].

В рамках процессуального подхода, выгорание рассматривается, как процесс развития человека, профессионального становления личности и протекающий в виде стадий (фаз), которые выделил М. Буриш: предупреждающая, фаза снижения уровня собственного участия, эмоциональные реакции, фаза деструктивного поведения, фаза психосоматических реакций и фаза разочарования [7].

У отечественных психологов также разнятся взгляды на трактовку синдрома эмоционального выгорания. Например, В.Е. Орел рассматривал «психическое выгорание» как профессиональный феномен, представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы [5].

В. Бойко придерживается процессуальной стороны возникновения эмоционального выгорания. В качестве причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания, он рассматривает следующие факторы: склонность к пессимизму, эмоциональную холодность, слабый мотивационный аспект эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, склонность к интенсивным негативным переживаниям.

Российские ученые (В.В. Бойко, Л.А. Китаев-Смык) рассматривают понятие «выгорание» как механизм защиты от постоянных стрессовых воздействий [1, 2].

«Выгорание» - профессиональная дезадаптация, деформация личности (А.К. Маркова, В.Е. Орел), так этот термин рассматривается в рамках психологии труда [3, 6].

Данный феномен чаще всего связан с активным общением в профессиональной деятельности, т.е. это профессии социальной сферы.

«Эмоциональное выгорание» является формой профессиональной деформации работников социальной сферы.

Основной причиной, влияющей на возникновение эмоционального выгорания — выделяют

наличие психологически трудного контингента, с которым должен контактировать работник в социальной сфере (тяжелые больные, конфликтные покупатели, подростки с девиантным поведением, и т.д.)

В нашей работе мы будем заниматься изучением особенностей проявления эмоционального выгорания у служащих пенитенциарной системы и последующей разработкой психокоррекционной программы для профилактики и коррекции данного синдрома.

Эмоциональное выгорание у пенитенциарных служащих - это форма профессиональной деформации субъекта профессиональной деятельности, приобретенная им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующее воздействие условий работы в исправительно-трудовых учреждениях, обнаруживающая себя в снижении эмоциональной отдачи, в стремлении сократить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат, а также в стремлении оправдать это путем обесценивания деятельности и ее предмета.

Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) - это система правоприменительных органов, государственный аппарат принуждения, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).

Выделяют следующие факторы, влияющие на возникновение профессионального выгорания сотрудников:

1) Работники социальной сферы, которые по долгу службы обязаны контактировать с большим количеством людей, в первую очередь, это преподаватели, полицейские, тюремный персонал, медицинские и социальные работники, работники сферы обслуживания: продавцы-консультанты, менеджеры по продажам, руководители, юристы и т.д. Чаще всего «выгорают» работники с интравертированным типом личности, психологические особенности, которых противоречат профессиональным требованиям.

2) Люди, имеющие внутриличностные конфликты, чаще всего это женщины, которые стоят перед выбором семья-работа или люди, находящиеся в условиях жесткой конкуренции на работе, которым постоянно приходится показывать свои профессиональные навыки.

3) Сотрудники, имеющие страх потери рабочего места, например, люди предпенсионного возраста или люди с нестабильным финансовым положением (наличием долгов). Люди, трудящиеся в неудовлетворительных условиях и боящиеся сменить место работы из страха невозможности устроиться на новое место.

4) Работники, оказавшиеся в непривычных условиях труда, например, смена места или условий работы, новое руководство с более высокими требованиями и т.д.

5) Жители крупных городов, которые находятся условиях постоянного контакта с огромным количеством людей.

Меньше всего склонны к эмоциональному выгоранию люди, имеющие хорошее физическое здоровье, ведущие здоровый образ жизни, занимающиеся спортом, а также уверенные в себе и в своих способностях. Сотрудники, имеющие опыт преодоления стрессовых ситуаций, адаптивные к переменам.

В настоящее время эмоциональным выгоранием чаще страдают люди, связанные с «помогающими» профессиями, несущими ответственность за состояния человека, оказавшегося в критической ситуации (врачи, психологи и психотерапевты, социальные работники, полицейские, спасатели и т.д.) Это люди, которые чаще всего сталкиваются с негативными ситуациями и переживаниями других людей и оказываются вовлеченными в них. Люди этих профессий чаще всего страдают неврозами, паническими атаками, сердечнососудистыми заболеваниями, инсультами.

Изучив и проанализировав различные источники можно сделать следующие выводы: вопрос эмоционального выгорания описан достаточно полно и разнообразно, тем не менее ученые по-разному

трактуют термин эмоционального выгорания и нет единого взгляда на причины возникновения и механизмы развития данного синдрома.

Но есть и точки соприкосновения в изучении данной темы: главным источником выгорания, психологи выделяют, работу в системе «человек-человек», т.е. связанную с интенсивным взаимодействием с людьми и требующую значительных эмоциональных затрат.

Ученые считают, что на возникновение синдрома эмоционального выгорания влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внутренние - это индивидуальные особенности личности, а внешние -различные социальные факторы.

Также многие психологи связывают развитие синдрома эмоционального выгорания с низким показателем психической адаптации к различным стрессовым ситуациям.

В то же время, несмотря на множество исследований, однозначно назвать факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания, не представляется возможным, скорее всего это результат взаимодействия как личностных особенностей человека, так и различных внешних факторов, таких как профессиональные стрессы, межличностные отношения с коллегами и т.д.

Главная цель, которая стоит перед современным психологическим сообществом - это профилактика и коррекция профессионального выгорания.

Для разработки методов профилактики и коррекции эмоционального выгорания проведено эмпирическое исследование.

Организация исследования

В выборку исследования вошли сотрудники УИС в количестве 20 человек.

Ведущим методом исследования выступил метод тестирования. Исследуемые были протестированы по 4-м методикам:

1) Методика, предназначенная для диагностики синдрома эмоционального выгорания и снижения профессиональной мотивации СЭВ «Синдром эмоционального выгорания», разработанная В.В. Бойко.

2) Методика, предназначенная для оценки уровня самоактуализации личности - САТ «Самоактуализационный тест», разработанный Л.Я. Гозманом.

3) Опросник профессиональной дезадаптации ОПД, разработанный О.Н. Родиной, направленный на изучение эмоционально-волевой сферы.

4) Методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» НПУ, разработанная Военно-медицинской академией им. С.М. Кирова, Спб.

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Усредненные значения по методике «Оценка профессиональной дезадаптации» О. Н. Родиной представлены на рисунке 1.

Общий уровень дезадаптации

Рисунок 1 - Средние значения по методике «Оценка профессиональной дезадаптации» О.Н. Родиной.

Среднее значение, полученное по шкале «Общий уровень дезадаптации» (М=17,1) свидетельствует о низком уровне дезадаптации среди выборки. Это значит, что испытуемые не испытывают нарушения сна, эмоциональных сдвигов, снижения уровня общей активности личности.

Средние результаты по методике «САТ» Л. Я. Гозмана представлены на рисунке 2. Наибольшее среднее значение среди выборки было получено по шкале поддержки «I» (М=52,4), что соответствует умеренно высокому проявлению данного признака. Наименьшее среднее значение было получено по шкале синергии «Sy» (М= 4,2), что соответствует среднему уровню целостного восприятия мира и людей. По шкале самоуважения «SR» полученное среднее значение (М=12,2) соответствует высокому уровню проявления данного качества личности. Средние результаты по другим шкалам методики «САТ» соответствуют среднему уровню проявления признаков.

60

50

К ^

К 40 <и

sS

00 30 <и S К

п 9. 20

О

10

0

52,4

10

I

14,3 14,4 13,7

I12'2 10,6

5,4

I

Тс I SAV Ex Fr S Sr Sa Nc Sy A C Cog Cr Рисунок 2 - Распределение средних значений по шкалам методики «САТ» Л. Я. Гозмана

На основании полученных данных в результате диагностики можно сделать следующие выводы: респондентов характеризует выраженная способность и склонность ценить свои сильные стороны, замечать их и уважать себя за них, они обладают независимыми от других ценностями, самостоятельны в своих поступках и принятии решений. Респонденты обладают средне выраженной способностью к целостному восприятию мира и нахождению причинно-следственных связей.

Средние значения по методике «Синдром эмоционального выгорания» В. В. Бойко представлены на рисунке 3. Значения распределились следующим образом: наибольшее среднее значение было получено по интегральной шкале «СЭВ» (М=58,5), что соответствует среднему уровню эмоционального выгорания по выборке. Среди фаз эмоционального выгорания наибольшее среднее значение внутри группы было получено по шкале «Резистентность» (М=28,1), что свидетельствует о наличии тенденции к формированию данной фазы эмоционального выгорания. Наименьшее среднее значение внутри группы было получено по шкале «Напряжение» (М=14,3).

На основании распределения средних значений можно сделать следующий вывод. Для выборки характерен средний уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания, а также присутствуют симптомы, характерные для фазы резистентности СЭВ: формирование чувства несправедливого отношения к себе окружающих, циничности при выполнении профессиональных обязанностей, наличии тенденции неадекватного эмоционального реагирования на внешние стимулы.

70

Напр. Резист. Ист. СЭВ

Рисунок 3 - Распределение средних значений по шкалам методики «СЭВ» В. В. Бойко

Средние значения по методике «Диагностика состояния стресса» К Шрайнера представлены на рисунке 4. В результате диагностики средние значения распределились следующим образом. Среднее значение по шкале «Состояние стресса» соответствуют низкому уровню стресса (М=2,2). На основании полученных результатов можно сделать вывод, что для респондентов характерно сдержанное поведение в стрессовых ситуациях и высокий уровень контроля собственных эмоций, они не склонны к самообвинению, не импульсивны в принятии решений.

2,5

2

<D -

X

<D

5 1,5

Я

эт

о

К 1

<D

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

и

0,5

Состояние стресса

Рисунок 4 - Распределение средних значений по шкалам методики «Диагностика состояния стресса» К. Шрайнера

Средние значения по методике «Инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванченко представлены на рисунке 5. В результате диагностики получено среднее значение по шкале «Симптомы стресса» (М=34,9), соответствующее нормативному значению по шкале. Таким образом, можно сделать следующий вывод: для выборки характерен средний уровень стресса. Физиологические симптомы стресса у респондентов или отсутствуют, или редко проявляются в жизнедеятельности личности.

0

40

35

К 30

S

I

25

К

со 20

S

К 15

«

а О 10

34,9

Симптомы стресса

Рисунок 5 - Распределение средних значений по методике «Инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванченко.

В результате качественного анализа результатов по методикам можно сделать следующие выводы:

Для выборки характерен низкий уровень профессиональной дезадаптации, а значит низкий уровень тревожности, утомляемости и недовольства профессиональной деятельностью.

По результатам диагностики синдрома эмоционального выгорания, респондентов характеризует средний уровень эмоционального выгорания и наличие тенденции к формированию фазы резистентности СЭВ. Это говорит о том, что среди выборки наблюдаются следующие личностные проявления: экспрессивная эмоциональная реакция, редукция личностных достижений, формальное выполнения рабочих обязанностей. Также для выборки характерна склонность не концентрироваться на своих чувствах и потребностях, что также может являться признаком, способствующим эмоциональному выгоранию.

Наличие проявления симптомов эмоционального выгорания и тенденции формирования фазы резистентности обуславливает необходимость проведения тренинговой программы, целью которой будет являться профилактика и корректировка симптомов СЭВ у сотрудников УИС.

Общие выводы:

Исследование показало, что сотрудники УИС склонны к эмоциональному выгоранию. Профессиональная деятельность сотрудников УИС вызывает эмоциональное напряжение, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижение работоспособности.

На современном этапе изучения синдрома эмоционального выгорания личности научный мир ставит целью профилактику и коррекцию профессионального выгорания.

Разработанная нами программа может служить эффективным методом профилактики и коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.

Программа рассчитана на группу 8-10 человек, сотрудников УИС. Общая продолжительность программы составляет 10 часов. Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 50-60 минут.

При таком комплексном подходе в работе с эмоциональным выгоранием ожидается положительный результат.

Список использованной литературы: 1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

2. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса» - М.: Наука, 1983.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М, 2004.

4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. с. 39.

5. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005.

6. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания. Диссертация М., 2005.

7. Удовик С.В., Слободчиков И.М., Молокоедов А.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: ООО «Левъ», 2018.

8. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя. Вопросы психологии. 1994. № 6.

9. Freudenberger H.J. Staff burn-out //Journal of Social Issues. 1974. V. 30. P.159-165.

© Овчинникова Д.В., 2022

УДК 1

Панченко А.В.

студентка группы З-БА-ППО 18(5) кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ(ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри, Россия, Научный руководитель: Кобазова Ю.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения

ТИ(ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье анализируются особенности познавательного развития ребенка в дошкольном возрасте. Рассматриваемый возраст является особым периодом в жизни, в котором происходит активное социальное и эмоциональное развитие ребенка, формируются его основные способности, определяющие дальнейшее развитие. Именно в этом возрасте могут начаться проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой личностной сферах.

Ключевые слова:

познавательная деятельность, развитие познавательных навыков, дошкольный возраст, развитие ребенка.

В настоящее время для успешной самореализации человека, его становления в обществе, важно всесторонне развитие индивида, а также его умение контактировать с окружающими людьми. Формирование таких способностей начинается в самом раннем периоде жизни человека, когда у него закладываются ценности и принципы, развиваются различного рода способности и навыки, формируется поведение и происходит начало становления личности. Этот период приходится на младший школьный возраст, когда у ребенка начинается процесс всестороннего развития личности, включающий в себя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.