Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / профессиональная деформация / процессуальный подход / пенитенциарная система / burnout syndrome / professional deformity / procedural approach / penitentiary system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Дарья Владимировна, Филь Татьяна Александровна

В статье поднимается проблематика профессиональной деформации, а именно эмоционального выгорания у служащих пенитенциарной системы, рассматриваются особенности, влияющие на развитие данного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF THE EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME OF THE PENITENTIARY SYSTEM EMPLOYEES

The problem of professional deformation, namely, emotional burnout of the penitentiary system’s employees, and examine the features that affect this condition development is rosen in the article.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 159.9

DOI 10.38163/978-5-6045317-2-3_2021_120

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Овчинникова Дарья Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», старший психолог; ОПО ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области капитан внутренней службы, Lebedevad@bk.ru.

Филь Татьяна Александровна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», заведующая кафедрой психологии, педагогики и правоведения, кандидат психологических наук, доцент.

Аннотация. В статье поднимается проблематика профессиональной деформации, а именно эмоционального выгорания у служащих пенитенциарной системы, рассматриваются особенности, влияющие на развитие данного состояния.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная деформация, процессуальный подход, пенитенциарная система.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF THE EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME OF THE PENITENTIARY SYSTEM EMPLOYEES

Ovchinnikova Darya Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH", Senior psychologist; Criminal Executive Inspectorate of the Main Directorate of the Federal Service for the Punishment Execution of Russia in the Novosibirsk region, Captain of the internal service, Lebedevad@bk.ru.

Fil Tatiana Alexandrovna.

Novosibirsk, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management, Head of the Department of Psychology, Pedagogy and Law, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Abstract. The problem of professional deformation, namely, emotional burnout of the penitentiary system's employees, and examine the features that affect this condition development is rosen in the article.

Key words: burnout syndrome, professional deformity, procedural approach, penitentiary system.

Проблема эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников различных профессий впервые прозвучала в научном мире в 1974 году [11]. Многие годы психологи занимались этим вопросом: определяли составляющие эмоционального выгорания, пытались решить вопрос

120

терминологии, выдвигали различные классификационные подходы к изучению выгорания, разрабатывали различные методы изучения данного синдрома и проводили научные исследования, создавали различные теории и классификации этого феномена [2] и т.д.

Проанализировав работы зарубежных авторов, посвященные синдрому эмоционального выгорания, можно выделить несколько подходов к определению эмоционального выгорания: результативный и процессуальный. В результативном подходе, предложенном К. Маслач и С. Джексоном, эмоциональное выгорание рассматривается как физическое, эмоциональное и умственное истощение, проявляющееся в основном в профессиях социальной и коммуникативной сфер, в системе «человек-человек». К. Маслач создала трехфакторную модель структуры выгорания, которая состоит из эмоционального истощения (перенапряжение, чувство опустошенности, нехватки ресурсов, приглушенность эмоций, либо эмоциональные срывы), деперсонализации (формальность в общении, обездушенность, цинизм, негативные эмоции сдерживаются, но могут проявиться в виде вспышек раздражения) и редукции профессиональных достижений (проявляется недовольством собой в профессиональном плане, уменьшение ценности своей профессиональной деятельности) [6].

В рамках процессуального подхода, выгорание рассматривается, как процесс развития человека, профессионального становления личности и протекающий в виде стадий (фаз), которые выделил М. Буриш: предупреждающая, фаза снижения уровня собственного участия, эмоциональные реакции, фаза деструктивного поведения, фаза психосоматических реакций и фаза разочарования [9].

У отечественных психологов также разнятся взгляды на трактовку синдрома эмоционального выгорания.

В. Бойко придерживается процессуальной стороны возникновения эмоционального выгорания. В качестве причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания, он рассматривает следующие факторы: склонность к пессимизму, эмоциональную холодность, слабый мотивационный аспект эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, склонность к интенсивным негативным переживаниям.

Российские ученые (В.В. Бойко, Л.А. Китаев-Смык) рассматривают понятие «выгорание» как механизм защиты от постоянных стрессовых воздействий [1, 3].

«Выгорание» - как профессиональную дезадаптацию и деформацию личности в рамках психологии труда рассматривают К. Маркова и В.Е. Орел [5, 8].

Также, эмоциональное выгорание рассматривают как специфический вид профессиональной деформации лиц, перегруженных в профессиональном взаимодействии общением с людьми, то есть характерно для работников социальной сферы.

Проанализировав зарубежные и отечественные литературные источники, можно сделать вывод, что эмоциональное выгорание - это по сути нарушение психической адаптации по отношению к каким-либо стрессовым воздействиям. Это не просто профессиональная деформация, а деформация личности.

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание», «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание») американский психиатр Г. Фрейденбергер трактовал как «психологическое состояние здорового человека, находящегося в интенсивном общении с людьми при оказании профессиональной помощи» [11].

Стоит отметить, что в данном определении не отмечается специфика данного состояния, не раскрывается его суть. Изучение эмоционального выгорания продолжалось в работах как зарубежных ученых Г. Фрейденбергер, К. Маслач, А.М. Ричардсен и др. [2], так и отечественных ученых В.Е. Орел, В.В. Бойко, Д. Трунов, Т.В. Форманюк и др. [2]. Однако, несмотря на интенсивное изучение данной проблемы единого определения синдрома эмоционального выгорания до сих пор не существует.

Изначально под термином «выгорание» понималось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Ученые, изучающие эмоциональные состояния, рассматривают выгорание как совокупность разных симптомов [2]. Эмоциональное выгорание может выражаться в усталости, эмоциональном и физическом истощении, чувстве безразличия, в негативном отношении к своей профессиональной деятельности, коллегам и клиентам, в отсутствии профессиональных планов [10]. Психиатр Г. Фрейденбергер считает, что к эмоциональному выгоранию больше склоны личности мягкие, сочувствующие, перфекционисты, эмоционально неустойчивые, увлекающиеся [11].

Симптомы, которые выделяет К. Маслач [6], делятся на физические (чувство истощения, усталость, различные психосоматические расстройства, такие как, астения, расстройства желудочно-кишечного тракта, головные боли, лишний вес или худоба, расстройства сна и т.д.), поведенческие и психологические (снижение работоспособности, повышение уровня тревожности, чувство скуки, апатия, нарушения эмоционального спектра: излишняя обидчивость, раздражительность, гневливость, подозрительность, чувство вины, неуверенности, желание дистанцироваться от коллег и клиентов).

Выделяют факторы, способствующие развитию или торможению «выгорания» (Е.В. Форманюк [10], В.В. Бойко [1], В.Е. Орел [7],): 1) индивидуальные или внутренние (обусловлены индивидуальными, социально-демографическими и личностными характеристиками человека) и 2) организационные или внешние (объективны, связаны с особенностями профессиональной деятельности - это условия работы, содержание труда, место в служебной иерархии, взаимоотношения в коллективе).

В настоящее время, ученые, такие как А.В. Буданов, А.Р. Фонарев, А.К. Маркова, С.П. Безносов, Е.Т. Лунина, К.А. Юдчиц, С.Е. Борисова, Е.Д. Юрченко выделяют ряд профессий подверженных профессиональным деформациям - это врачи, работники сферы обслуживания, педагоги, руководители, военные и др. Чаще всего выгорание проявляется в виде «приглушенных» эмоций, увеличения конфликтных ситуаций как на рабочем месте, так и в семье, равнодушие, холодность, потеря смысла жизни, снижение жизненной энергии и т.д. [2].

К категории профессий, склонных к возникновению профессиональной деформации, а именно эмоциональному выгоранию, относят служащих пенитенциарной системы. Рассмотрев особенности работы и условия труда, мы выделили следующие факторы, влияющие на возникновение профессиональной деформации. К внутренним факторам относятся личностные особенности и показатели самореализации - стрессоустойчивость, тревожность, эмоционально-волевая сфера, ценность самоактуализации, самоуважение, самопринятие. Внешние факторы - условия труда: повышенная ответственность (часто уголовная) и постоянный контроль за выполняемой работой со стороны общественных организаций, прокуратуры, собственного отдела по контролю и т.д., спецконтингент (работа с осужденными), работа на режимном объекте (зона), в целом напряженная и эмоционально насыщенная деятельность, отсутствие положительного подкрепления, высокая социальная значимость выполняемой работы) и т.д.

Работа сотрудников пенитенциарной системы проходит в режиме постоянного внутреннего и внешнего контроля. Любое действие сотрудника подвергается тщательному контролю как со стороны начальства, так и со стороны осужденных, которые следят за исполнением законности сотрудника уголовно-исполнительной системы (повышенная ответственность за исполняемые действия).

Основным фактором, оказывающим влияние на возникновение эмоционального выгорания — мы выделяем наличие психологически трудного контингента, с которым должен контактировать сотрудник пенитенциарной системы, это преступники, которые уже имеют деформированную психику, сознание и мораль, что негативно сказывается и на личности сотрудника. Сотрудники учреждения находятся в состоянии устойчивого психологического конфликта с осужденными - противодействий и попыток провокаций с их стороны. Все эти факторы приводят к накоплению эмоциональной напряженности, эмоциональному выгоранию и даже к психосоматическим заболеваниям.

Эмоциональное выгорание у сотрудника уголовно-исполнительной системы - это форма профессиональной деформации, приобретаемая им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующее воздействие условий работы в исправительных учреждениях [4]. Выгорание проявляется эмоциональной холодностью, попыткой уменьшить объем выполняемой работы, требующей эмоциональной отдачи, обесцениванием выполняемой деятельности и ее важности.

Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) - это система правоприменительных органов, государственный аппарат принуждения, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).

Эмоциональное выгорание у сотрудников уголовно-исполнительной системы проявляется в эмоциональной холодности, негативном восприятии себя как профессионала (снижение самоценности и самопринятия),

эмоционально-нравственная дезориентация (обесценивание выполняемой работы; отсутствие похвалы, положительного подкрепления), увеличение доли отрицательных эмоций, ассоциирующихся с выполняемой работой, снижение уровня обязанностей, личной ответственности за выполняемое дело.

Эмоциональное выгорание сотрудников пенитенциарной системы, рассматривается нами, как форма профессиональной дезадаптации, которая возникла в процессе действия защитных механизмов психики в ответ на психотравмирующее воздействие условий труда в учреждениях ФСИН России.

Несмотря на частоту проявления синдрома эмоционального выгорания у служащих пенитенциарной системы, феномен эмоционального выгорания у них практически не исследован.

Главная цель, которая стоит перед современным психологическим сообществом - это профилактика и коррекция профессионального выгорания. Проведя анализ причин профессиональной деформации, мы выделили взаимосвязь между появлением синдрома выгорания, личностными особенностями личности и факторами стресса.

Сотрудники УИС склонны к эмоциональному выгоранию, которое зависит как от внешних факторов, связанных с условиями службы, так и от внутренних, связанных с особенностями личности сотрудника -стрессоустойчивость, тревожность, эмоционально-волевой сферой и с некоторыми параметрами самоактуализации: ценность самоактуализации, самоуважение, самопринятие.

Библиографический список.

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 186 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 218 с.

3. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса» - М.: Наука, 1983. - 312 с.

4. Крапивина О.В. «Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих», диссертация,

2004.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2004. -412 с.

6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются со стрессом. - СПб.: ОКО, 1978. - 39 с.

7. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Знание,

2005. - 185 с.

8. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания. Диссертация. - М.: издательство МГПУ, 2005.

9. Удовик С.В., Слободчиков И.М., Молокоедов А.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. - М.: ООО «Левъ», 2018. - 216 с.

10. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя. // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

11. Freudenberger H.J. Staff burn-out //Journal of Social Issues. 1974. V. 30. P. 159-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.