Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ СВОЙСТВАМИ УЧИТЕЛЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ СВОЙСТВАМИ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Н.В.

Синдром психического выгорания, подходы к рассмотрению синдрома психического выгорания, источники выгорания, личностные свойства как фактор возникновения синдрома психического выгорания в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальцева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ СВОЙСТВАМИ УЧИТЕЛЕЙ»

тивной деятельности, то студенческое самоуправление представляет возможность силами самих студентов решать жизненно важные проблемы управления делами образовательного учреждения как в учебной, так и во внеучебной сферах, что, несомненно, способствует процессу самоактуализации.

В студенческие годы идет становление творческой личности будущего специалиста, основная задача которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития.

Самоактуализация в процессе обучения в вузе является залогом успеха последующей профессиональной деятельности, и поэтому значимым будет определение того влияния, который оказывает уровень профессиональной направленности на личностный рост в процессе обучения в вузе.

Список литературы:

1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - C. 352.

2. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж, 1997. - 348 с.

3. Галишникова Е.М. Самоактуализация - главный мотивационный фактор успеха будущего специалиста // Aima mater: Вестник высшей школы. -2011. - № 11. - С. 26-30.

4. Крутых Е.В. Взаимосвязь самоактуализации и локуса контроля личности // В мире научных открытий. - 2014. - № 5.1 (53). - С. 520-526.

5. Мидлян Л.П. Проблема самоактуализации личности [Электронный режим]. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2960-2012-05-30-08-44-16.

6. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1990. - 544 с.

7. Самоактуализаци личности - иметь или быть? [Электронный режим]. -Режим доступа: http://myempeiria.ru/psixologya-i-filosofiya/samoaktualizaciya-lichnosti-byt/.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ СВОЙСТВАМИ УЧИТЕЛЕЙ

© Мальцева Н.В.1

Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Соликамск

Синдром психического выгорания, подходы к рассмотрению синдрома психического выгорания, источники выгорания, личностные

1 Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

свойства как фактор возникновения синдрома психического выгорания в педагогической деятельности.

Происходящие социокультурные, экономические изменения в нашей стране затрагивают все сферы жизни общества и каждого конкретного человека. Не является исключением и сфера профессионализации.

Процесс профессионализации перестает быть жестко социально нормированным и требует от современного человека значительной работы по постоянному самоопределению и построению себя как профессионала.

Однако, в процессе профессионализации развиваются как позитивные, так и негативные эффекты, одним из которых является синдром психического выгорания.

Впервые феномен выгорания ввел в 1969 году Бредли в своем исследовании служащих, охраняющих условно осужденных [4]. Хотя результаты его исследования не получили должного рассмотрения.

В современной литературе первое упоминание синдрома выгорания связывают с именем американского психиатра Х.Дж. Фрейденбергера. Считается, что им же и был веден в научный оборот термин «синдром психического выгорания» (burnout) в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Этот феномен был раскрыт им как синдром, который включает в себя симптомы общей физической утомленности и разочарованности в профессиях альтруистического содержания. Психическое выгорание понималось как состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности [7].

Анализ исследований позволяет выделить два подхода к рассмотрению синдрома выгорания и его симптоматики: результативный и процессуальный [5].

Наиболее традиционным к современной науке подходом к определению и структуре синдрома психического выгорания является подход К. Маслач и С. Джексона.

Согласно данной модели, синдром психического выгорания понимается как трехмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений [5, 7].

Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. подчеркивают, что согласно данному подходу выгорание - это ответная реакция на профессиональные стрессы [2].

Представители процессуального подхода рассматривают выгорание как процесс, развивающийся во времени и включающий ряд следующих друг за другом стадий, фаз.

Процессуальные модели выгорания рассматривают развитие данного явления как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие

которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

С целью преодоления возникающего истощения работники пытаются создать эмоциональную дистанцию в отношениях с субъектами своей деятельности. Параллельно с этим развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям. Выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений.

К данным моделям относятся: модель Дж. Гринберга, предлагающего рассматривать выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс («медовый месяц», «недостаток топлива», хронические симптомы, кризис, «пробивание стены»), модель Б. Перлмана и Е. Хартмана, предполагающих четыре стадии развития выгорания в соответствие с теорией стресса, концепция М. Буриша, включающая шесть фаз развития синдрома (предупреждающая фаза, снижение уровня собственного участия, эмоциональные реакции, фазы деструктивного поведения, психосоматические реакции, разочарование [5, 6].

Общим является то, что первоначально отмечается значительная увлеченность выполнением деятельности, затем появляется чувство усталости, разочарования и снижение интереса к выполняемым профессиональным функциям.

Многочисленные трактовки и определения синдрома психического выгорания могут быть объединены тем, что в них данный феномен рассматривается как особое психологическое образование, характеризующее состояние человека в профессиональной деятельности и его отношение к ней.

Синдром психического выгорания приводит к негативным изменениям в структуре субъекта деятельности, способствует снижению эффективности педагогической деятельности, поэтому важным является рассмотрение вопроса о факторах, способствующих формированию данного феномена.

Анализ факторов, обуславливающих формирование синдрома психического выгорания, позволил объединить их в две группы: индивидуальные факторы и особенности содержания и условий работы. В группе индивидуальных факторов выделяются личностные свойства, возраст, стаж работы, неудовлетворенность профессиональным статусом, полная поглощенность профессиональной деятельностью, пол, образование.

В качестве особенностей содержания и условий работы, детерминирующих развитие процесса психического выгорания, рассматриваются, высокие рабочие нагрузки, особенности преподаваемого предмета, продолжительность рабочего дня, уровень заработной платы, психологический климат в коллективе, характер взаимоотношений с учащимися.

В нашем исследовании ставилась цель выявить личностные факторы, способствующие возникновению выгорания в педагогической деятельности.

В проведенном нами исследовании приняло участие 175 учителей в возрасте от 20 до 55 лет (средний возраст 35,9 лет), стаж работы от 3 месяцев до 37 лет (средний стаж работы 14,5 лет).

С целью исследования синдрома психического выгорания использовались методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (процессуальный подход к объяснению синдрома психического выгорания) [1] и опросник MBI (Maslach Burnout Inventory) К. Маслач и С. Джексона (результативный подход к объяснению синдрома психического выгорания) [3].

Личностные характеристики изучались с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.

С целью исследования характера взаимосвязей синдрома психического выгорания с личностными свойствами учителей был проведен корреляционный анализ по методу К. Пирсона.

Анализ полученных корреляционных связей показал, что формирование таких компонентов психического выгорания как эмоциональное истощение и редукция личных достижений (подход К. Маслач), наблюдается у учителей, отличающихся такими свойствами личности, как низкая коммуникабельность (фактор А) склонность к чувству вины (фактор О), напряженность (фактор Q4), сдержанность, скрытность (фактор второго порядка - экстраверсия), высокая тревожность (фактор второго порядка - тревожность).

Данные факторы относятся к коммуникативной и эмоциональной сферам.

Формирование редукции личных достижений обусловлено также такими личностными факторами, как эмоциональная неустойчивость (фактор С), конформность (фактор Е), неуверенность, робость (фактор Н). При этом факторы С и Е - это факторы волевой сферы.

Учителя, имеющие высокий уровень деперсонализации, характеризуются необщительностью (фактор А) и беспринципностью, пренебрежением обязательствами (фактор G).

Анализ корреляционных связей между фазами синдрома выгорания и личностными факторами показал, что фазы напряжения, резистенции и истощения коррелируют с такими свойствами, как невысокая общительность (фактор А), раздражительность (фактор Q4), высокая тревожность (фактор тревожности).

Сформированность фаз напряжения и резистенции связана с такими личностными свойствами учителей, как склонность к чувству вины (фактор О), низкий самоконтроль (фактор Q3)

Кроме того фаза напряжения формируется у учителей при наличии таких свойств, как нерешительность, застенчивость (фактор Н), низкая чувствительность (фактор I), доверчивость (фактор L), напряженность (фактор Q4), робость (фактор экстраверсии).

Учителя, находящиеся на фазе истощения, кроме того характеризуются такими личностными свойствами, как низкий интеллект (фактор В), беспринципностью и пренебрежением обязательствами (фактор в).

В наибольшей степени личностными свойствами учителей обусловлены следующие симптомы синдрома психического выгорания: симптом тревоги и депрессии, симптом расширения сферы экономии эмоций и симптом психосоматических и психовегетативных нарушений, в наименьшей - симптом эмоционально-нравственной дезориентации и симптом редукции профессиональных обязанностей.

Учителя, имеющие высокий уровень выраженности общего показателя психического выгорания, характеризуются невысокой общительностью (фактор А), низким интеллектом (фактор В), безответственностью, беспринципностью (фактор в), низкой чувствительностью (фактор I), склонностью к чувству вины (фактор О), самостоятельностью (фактор Р2), низким самоконтролем (фактор Р3), напряженностью (фактор Р4), сдержанностью, робостью (фактор экстраверсии), высокой тревожностью (фактор тревожности).

Из личностных свойств влияние на особенности формирования структуры синдрома психического выгорания в большей степени оказывают следующие факторы: низкая коммуникабельность (фактор А), пренебрежением обязательствами (фактор в), склонность к чувству вины (фактор О), раздражительность, напряженность (фактор Р4), фактор тревожности, фактор экстраверсии; в меньшей степени - фактор Б - беспечность - озабоченность, фактор I - высокая - низкая чувствительность.

Не обнаружено связи показателей синдрома психического выгорания со следующими личностными свойствами учителей: фактор N - дипломатичность - прямолинейность и фактор - радикализм - консерватизм.

Тогда как анализ личностных качеств учителей, способствующих профессиональной успешности, позволил выделить следующие: общительность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, ответственность, стремление к сотрудничеству, требовательность, гипертимность, отзывчивость.

Полученные результаты исследования могут послужить основой для создания программ психологического сопровождения учителей. Это обусловлено тем, что представители педагогической профессии относятся к группе риска профессионального дизонтогенеза, возникновения негативных тенденций, препятствующих профессиональному и личностному развитию субъектов педагогической деятельности.

Психологическое сопровождение учителей имеет своей целью создание позитивного жизненного настроя, формирование готовности к профессиональному развитию, адекватной самооценки, помощь не только в выборе стратегии выхода из синдрома психического выгорания, но также возможной профилактики его возникновения.

Однако, профессиональное развитие учителя невозможно без сохранения целостности личности, обеспечивающей сохранение психического здо-

ровья и полноценного развития личности. Поэтому в современной психологической науке и практике большое внимание уделяется данной проблеме.

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М., 1996.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб., 2009.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2008.

4. Купер К.Л., Дэйв Ф.Дж., О'Драйсколл М.П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. - Харьков, 2007.

5. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дисс. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2005.

6. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журн. - 2002. - № 3 (23). - С. 85-95.

7. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол. - 1994. -№ 6. - С. 57-64.

ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

© Плотникова А.С.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассмотрены подходы к обеспечению психологической безопасности развития личности особой категории детей - подростков, страдающих различными соматическими заболеваниями. Утверждается, что организация работы психолога в этом направлении является необходимым условием реабилитации данной категории детей.

Ключевые слова: психологическая безопасность, личность, соматические заболевания, защищенность, развитие, психологическое благополучие.

Проблемы хронических соматических заболеваний в настоящее время достаточно интенсивно разрабатываются в психологической науке. Это связано, с одной стороны, с постоянным приростом численности людей, у которых соматические заболевания приобретают хронический характер. С

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.