Научная статья на тему 'Теоретическое представление понятия «Синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе'

Теоретическое представление понятия «Синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8674
1059
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫГОРАНИЕ / BURNOUT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / РИГИДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стебловская А.В.

В статье представлены различные взгляды зарубежных и отечественных психологов и педагогов на такой феномен, как «синдром эмоционального выгорания», его структуру, факторы и причины, способствующие его развитию. А также представлены различные точки зрения авторов на данное понятие в разные периоды времени, выявлены общие черты «эмоционального выгорания». Данное явление вызывает интерес, так как актуально и в настоящее время, несмотря на то, что было открыто более сорока лет назад. По нашему мнению, глубокое теоретическое изучение сути такого явления, как эмоциональное выгорание, позволит в дальнейшем разработать меры по предупреждению и коррекции данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стебловская А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое представление понятия «Синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе»

Стебловская А. В.

магистрант факультета управления и психологии

кафедра СРППВО КубГУ г. Краснодар, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье представлены различные взгляды зарубежных и отечественных психологов и педагогов на такой феномен, как «синдром эмоционального выгорания», его структуру, факторы и причины, способствующие его развитию. А также представлены различные точки зрения авторов на данное понятие в разные периоды времени, выявлены общие черты «эмоционального выгорания». Данное явление вызывает интерес, так как актуально и в настоящее время, несмотря на то, что было открыто более сорока лет назад. По нашему мнению, глубокое теоретическое изучение сути такого явления, как эмоциональное выгорание, позволит в дальнейшем разработать меры по предупреждению и коррекции данного феномена.

Ключевые слова: выгорание, burnout, профессиональное выгорание, профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, ригидность

В течение последних десятилетий в нашей стране и многих других развитых странах довольно часто обсуждается проблема эмоционального выгорания специалистов, работающих в системе «человек - человек», что может свидетельствовать о злободневности данного явления.

Проанализировав взгляды опытных психологов, можно говорить о том, что на данный момент многими учеными проводятся различные методики профилактики и коррекции эмоционального выгорания, представляются рекомендации и предложения по снижению уровня данного состояния. В данной статье рассматривается теоретическое определение понятия «синдром эмоционального выгорания» как зарубежными, так и отечественными учеными. Интерес в анализе различных

точек зрения ученых заключается и в том, что зачастую данное определение носит отпечаток субъективизма, каждый исследователь пытается наполнить термин своим смыслом и таким образом расширяет границы рассматриваемого нами понятия.

Можно предположить, что наиболее предрасположены к эмоциональному выгоранию специалисты, работающие в системе «человек - человек», именно потому, что в работе с людьми используются два главных инструмента - коммуникация и эмоция.

Сразу необходимо отметить, что в отечественной литературе понятие «эмоциональное выгорание» появилось относительно недавно, в то время как за рубежом данный феномен исследуется более сорока лет.

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) - это состояние, характеризующееся нарастающим эмоциональным истощением. Понятие было введено в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 г. Подобное состояние в большинстве случаев влечет за собой личностные изменения в коммуникации с людьми. Интересен тот факт, что Фрейденбергер много пишет о мотивационных проблемах эмоционального выгорания. Объясняется это тем, что в переводе с английского burnout переводится как «выгорание», и речь идет о совокупности мотивационно-эмоциональных проблем. Фрейденбергер наполнил данный термин более комплексным смыслом, в отечественной же трактовке появилось прилагательное «эмоциональное», что довольно некорректно сузило значение данного термина. По мнению Фрейденбергера, существует группа риска, состоящая из людей, долгое время работающих без эмоциональной поддержки, которая могла бы выражаться в форме благодарности, похвалы, положительных отзывов и иных теплых слов от коллег по работе и руководства. Разочарование, которое ощущает такой сотрудник, способно крайне пагубно повлиять на его работоспособность и энтузиазм. Как правило, такой сотрудник становится менее эффективным и успешным. Более сорока лет прошло с тех пор, как Фрейденбергер сделал это открытие, и, конечно же, были найдены и другие причины,

вызывающие эмоциональное выгорание. Однако все они связаны с возможностью дальнейшего развития; если человек не видит эту возможность в своей работе, то он автоматически попадает в группу риска и становится весьма уязвимым для эмоционального выгорания [5, с. 14-15].

К 80-м годам ХХ века в зарубежной литературе было опубликовано более тысячи работ по эмоциональному выгоранию.

Среди них была и американский психолог Кристина Маслач, определившая эмоциональное выгорание как потерю интереса и осторожности в работе. В отличие от Фрейденберга она включала в данное понятие не только эмоциональный, но и физический компонент. Затем, развив свое учение, она представила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам» [3, с. 9-11]. Изначально Маслач рассматривала выгорание только в профессиях «помогающего» типа (педагоги, врачи, специалисты по социальной работе и т.д.). В последующем К. Маслач высказывает мысль о том, что это явление возникает и в профессиях, которые не связаны непосредственно с человеком.

Главной причиной выгорания она считает напряженные взаимоотношения профессионала и реципиента, связанные с личными трудностями, проблемами, несущими в себе отрицательные эмоции и приводящие к эмоциональной перегрузке. Такие отношения воспринимаются работником как длительный стресс и могут приводить к изменению отношения к себе и другим.

Чуть позже, в 1981 г., К. Маслач совместно с С. Джексоном рассматривает выгорание как ответную реакцию на продолжительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающие в себя три взаимосвязанных измерения: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [2, с. 11].

Эмоциональное истощение ощущается как чувственное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться

работе как раньше, ощущает притупленность собственных эмоций, апатию и даже фрустрацию.

Деперсонализация - тенденция развивать негативное отношение к самому себе и клиентам. Негативные установки, сначала латентные, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое проявляется по истечении времени в виде вспышек ярости и конфликтных ситуаций.

Редукция персональных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, недовольстве собой, обесценивании собственной деятельности. Может возникнуть чувство вины за собственные негативные проявления, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, снятие с себя ответственности и перекладывание ее на других.

Изучая различные точки зрения на определение синдрома эмоционального выгорания, можно проследить тенденцию трактовки данного явления с позиции теории стресса

Г. Селье, что автоматически нивелирует влияние профессиональной среды на личность. В данном контексте эмоциональное выгорание наступает в случае накопления большого количества отрицательных эмоций и отсутствия способа их разрядки. Это ведет к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма человека. Таким образом, та симптоматика, которую описывал Фрейденбергер, является лишь проявлением дистресса, то есть третьей фазы общего адаптационного синдрома, называемой «истощение».

Эйала Пайнс основной причиной выгорания считает неудачный поиск смысла жизни в профессиональной сфере. Автор отмечает: наиболее высокий риск выгорания у работников помогающих профессий, специалистов социальной сферы с высоким уровнем притязаний. Работа, ставшая смыслом жизни для личности, вызывает разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию. То есть выгоранию, по мнению Пайнс, могут подвергаться только личности с изначально высокой мотивацией. Индивид без этой внутренней мотивации вероятнее всего будет испытывать стресс, депрессию, усталость, но не выгорать.

М. Буриш считает эмоциональное выгорание симптомо-комплексом последствий продолжительного рабочего стресса и профессиональных кризисов. Ученый еще в 1994 г. предложил рассматривать выгорание как процесс, состоящий из следующих друг за другом шести стадий: предупреждающую, фазу снижения уровня собственного участия, эмоциональные реакции, фазу деструктивного поведения, фазу психосоматических реакций и фазу разочарования [4, с. 57].

В отечественной психологии пристальное внимание к проблеме эмоционального выгорания возникло в 90-х годах ХХ столетия, что исторически связано с экономической и политической нестабильностью в стране. До этого времени термин «эмоциональное сгорание» впервые появился в работах Б.Г. Ананьева и был обозначен как отрицательное явление, возникающее у людей профессий типа «человек - человек», которые связаны с межличностными отношениями [3, с. 12].

Также одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является В.В. Бойко.

Профессор отмечает, что эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая обосновывается органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями [1, с. 115-154]. В данном понятии подчеркивается, что данный феномен может появляться только при осуществлении какой-либо деятельности.

Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, который позволяет человеку дозировать и умеренно расходовать энергетические ресурсы. В.В. Бойко считает, что эмоциональное выгорание может носить не только негативный характер. Само по себе выгорание, таким образом, он считает конструктивным, а дисфункциональными - его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на выполнении профессиональных задач и отношениях с коллегами. Тогда же

эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности [6, с. 57-64].

Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц синдром эмоционального выгорания представляют тождественным профессиональной деформации. Кроме этого они отмечают, что при синдроме эмоционального выгорания человек испытывает страдания не просто от физического или нервного истощения, которые, как правило, являются временными, а от «хронических стрессов нервной системы» [7, с. 17-22].

В.Е. Орёл, анализируя данный синдром, приходит к выводу, что эмоциональное выгорание является дезадаптацион-ным и может рассматриваться как своеобразная интегративная реакция на дезадаптацию субъекта к его профессиональной среде.

Автор считает, что данный подход даст возможность для анализа процесса протекания «выгорания» и его особенностей на разных этапах профессиональной адаптации и послужит теоретическим объяснением противоречивых результатов некоторых эмпирических исследований в области данного феномена [3, с. 8-9].

Подытожив рассмотренные нами определения синдрома эмоционального выгорания, можно с уверенностью назвать его достаточно сложным феноменом, не имеющим четкого определения. Важно отметить, что история изучения данного явления опиралась на исследование сферы "человек - человек", так как частым следствием условий данной профессиональной сферы как раз и является эмоциональное опустошение или эмоциональное выгорание; происходит это в силу того, что любой профессионал этой области работает не методиками, а, прежде всего, собой, своими эмоциями и внутренними ресурсами. Также можно сделать вывод, что, несмотря на изученность синдрома выгорания в зарубежной литературе и на анализ данного явления в отечественной психологии, мнения об определении описанного понятия расходятся. Однако большинство авторов считают эмоциональное выгорание негативным явлением, вызывающим стресс и дезадаптацию организма, и связывают этот феномен с деятельностью, а именно с профессией человека.

Список использованной литературы

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 256 с.

2. 2.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

3. Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Учеб.-метод. пос. - Ставрополь, 2011. - 156 с.

4. Сурженко Л.В. Синдром психического выгорания преподавателей высшей школы: ценностно-смысловой аспект: Монография / Л.В. Сурженко. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - 159 с.

5. Таранова О.В. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) и хронической усталости (СХУ) как факторы профессиональной успешности (на примере педагогов-мастеров вождения): Ав-тореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 2014.

6. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 5-64.

7. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С. 17-22.

© Стебловская А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.