Научная статья на тему 'Исследование особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Исследование особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
960
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОМОТОРИКА / TEACHING SWIMMING / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / INDIVIDUAL APPROACH / PSYCHOMOTOR SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антипов Дмитрий Сергеевич, Родин Юрий Иванович

В статье представлен сравнительный анализ формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста с нормальным типом развития и общими недоразвитиями речи на разных этапах обучения. Обосновываются особенности обучения плаванию дошкольников с учётом типологических и специфических особенностей их моторного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article presents comparative analysis of developing the skill of swimming of preschool children with normal development and with general speech underdevelopment at different stages of teaching. Guidelines on teaching swimming of preschool children with general speech underdevelopment considering their typological and specific features of their motor development are substantiated.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Д. С. Антипов, Ю. И. Родин

(Тула)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

TEACHING CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

В статье представлен сравнительный анализ формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста с нормальным типом развития и общими недоразвитиями речи на разных этапах обучения. Обосновываются особенности обучения плаванию дошкольников с учётом типологических и специфических особенностей их моторного развития.

Ключевые слова: обучение плаванию, общее недоразвитие речи, индивидуальный подход, психомоторика.

The article presents comparative analysis of developing the skill of swimming of preschool children with normal development and with general speech underdevelopment at different stages of teaching. Guidelines on teaching swimming of preschool children with general speech underdevelopment considering their typological and specific features of their motor development are substantiated. Key words: teaching swimming, general speech underdevelopment, individual approach, psychomotor system.

В настоящее время наблюдается увеличение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Низкий уровень психической и речевой активности и, как следствие, уменьшение объема восприятия и снижения скорости переработки информации, нарушения в развитии личностной сферы обусловливают трудности детей с ОНР в овладении культурными двигательными образцами.

Последнее проявляется в недостаточной способности дошкольников с ОНР к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, плохой координации движений, нестойкости двигательных навыков. У детей с ОНР наблюдаются неточность воспроизведения двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушения последовательности выполнения элементов двигательного действия, затруднения при выполнении движений по словесной ин-

струкции, общая соматическая слабость и отставание в физическом и психомоторном развитии [1, 2, 3, 4, 5].

Одним из эффективных средств оздоровления, коррекции физического и моторного развития детей является обучение плаванию (А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Ю.И. Родин и др.). В теории и практике физического воспитания разработаны разнообразные методики обучения плаванию дошкольников. В них выделены основные этапы и задачи обучения, примерные упражнения, педагогические и организационные, санитарно-гигиенические условия проведения занятий с детьми разного возраста, групп здоровья, уровня физической подготовленности. Однако не учитываются особенности психомоторного и общего психического развития детей с ОНР В лучшем случае в них декларируется необходимость выстраивать процесс обучения двигательным действиям с учетом специфики первичного нару-

шения, вторичных отклонений развития, приводятся данные общепедагогического и дефектологического характера. Технология формирования плавательных навыков на каждом этапе обучения не проработана [2, 4, 5].

Между тем научить плавать детей с ОНР педагогическими средствами, рассчитанными на нормальный тип развития, не представляется возможным. Поскольку в норме априори допускается наличие у ребенка определенного уровня интегративной деятельности зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов, обеспечивающих овладение общественно выработанными двигательными образцами. При этом допускается, что трансформация натуральной двигательной функции в культурные формы двигательного поведения происходит естественным образом, поэтому прибегать к развернутой ориентировке обучаемого в способах и условиях решения двигательной задачи нет необходимости [5].

Обучение детей с нарушенным развитием предполагает активное взаимодействие ребенка с педагогом. По сути, взрослый руководит развернутой ориентировочной основой двигательного поведения обучаемого, изменяя условия решения двигательной задачи в реальном и в воображаемом поле, посредством совокупности постоянно усложняющихся упражнений. Это требует разработки детальной технологии формирования плавательных навыков на каждом этапе обучения с описанием возможных трудностей воспитанников с ОНР, а также путей, средств их преодоления, примерных вариантов используемых упражнений [4, 5].

При разработке технологии обучения плаванию следует также учитывать, что дошкольники с общим недоразвитием речи -это неоднородная группа: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи. Р.Е. Левина с сотрудниками выделила три уровня речевого развития, отражающих типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с ОНР. В каждом конкретном случае специфика ведущего дефек-

та накладывает отпечаток на дефицитар-ность того или иного компонента речевой функции и, как следствие, оказывает как специфическое так и неспецифическое влияние на все психические функции, включая психомоторную функцию ребенка [1, 2, 5].

Последнее обстоятельство и определило цель нашего пилотного исследования изучение типологических и - специфических особенностей формирования навыка плавания детей старшего дошкольного возраста с ОНР на каждом этапе обучения. Знание их позволит разработать научно обоснованную методику обучения плаванию детей дошкольного возраста с ОНР.

Исследование было проведено с сентября 2015 по май 2017 года на базе дошкольного отделения № 4 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №6» г. Тулы (МБОУ ЦО № 6 г. Тулы) и дошкольного отделения № 1 Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2087 «Многопрофильный образовательный комплекс «Открытие».

В исследовании принимали участие 108 детей 6-7 лет. На основании данных медицинских карт они были распределены на 4 группы. В первую группу вошло 40 детей с нормальным типом развития, во вторую -25 испытуемых с ОНР 3 уровня, в третью -24 дошкольника с ОНР 2 уровня, в первую 19 воспитанников с ОНР 1 уровня. Занятия по обучению плаванию проводились по методике Т.И. Осокиной [3].

В качестве метода исследования было выбрано педагогическое наблюдение за динамикой формирования двигательных навыков на основных этапах обучения плаванию. На первом этапе «Ознакомление со свойствами воды» фиксировалось количество занятий, которое потребовалось каждому ребенку для овладения свободным передвижением в воде, погружением в воду с головой, открыванием глаз в воде («посчитай пальцы рук», «сосчитай предметы»), нырянием, навыком правильного дыхания. На втором этапе обучения «Овладение навыком статического плавания» основное внимание было уделено освоению детьми

двигательных заданий: «Звёздочка на груди» и «Звездочка на спине». На третьем этапе «Ныряние и скольжение в воде» акцентировалось внимание на овладении детьми навыками скольжения на груди и скольжения на спине без работы ног (на расстояние до 3-х метров). На четвертом этапе «Скольжение на груди и на спине с работой ног» обращалось внимание на овладение детьми скольжением на груди попеременной работой ногами вверх-вниз с задержкой дыхания, на спине попеременной работой ногами вверх-вниз. На пятом этапе «Обучение плаванию в полной координации кролем на груди и кролем на спине» внимание сосре-доточивалосьна согласованности движений рук, ног и дыхания детей в плавании кролем на груди и кролем на спине с поддерживающими средствами и без них.

В результате проведённого наблюдения было выявлено, что дети с нормальным типом развития не испытывают трудностей в освоении навыков плавания на первом этапе, затрачивают на описываемые навыки в среднем не более трёх занятий. Дети с ОНР 2 и 3 уровня при освоении тех же навыков также не испытывают серьёзных проблем.

Только в группе детей с ОНР 1 уровня нами зафиксировано статистически значимое отставание от нормы во время ознакомления со свойствами воды. Испытуемые неуверенно чувствовали себя в непривычной среде. На первых занятиях они предпочитали стоять возле бортика, при выполнении специальных заданий долго готовились, ожидая одобрения и помощи инструктора. Их движения были скованными. Погружение головы в воду производилось, как правило, за счёт быстрого кивка, едва коснувшись лицом поверхности воды. Во время игровых упражнений дети были пассивны, не проявляли интереса к занятиям .

Формирование двигательных навыков на 2 и 3 этапах обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста. На освоение статичного плавания дошкольникам с нормальным типом развития понадобилось от 5 до 7 занятий: лежание на груди с задержкой дыхания большинство детей (80%) освоили на 5-6 занятии, на спине

(85% обучаемых) на 6-7 занятии. Для обучения навыку скольжения на груди дошкольникам этой группы понадобилось в среднем 8,2 занятий, на спине - 9,6.

На формирование навыков статического плавания и скольжения в воде детям с ОНР потребовалось больше времени. Наиболее близкие показатели к норме были зафиксированы у дошкольников с ОНР 3 уровня. Старшие дошкольники с ОНР 2 уровня отличались большим разбросом показателей, о чём свидетельствует высокий коэффициент вариации. Наибольшие трудности у этой группы вызвали упражнения на спине. Дольше всех осваивали упражнения 2 и 3 этапа дети с ОНР 1 уровня. Наибольшие трудности у этих детей вызвали упражнения, выполняемые на спине. При выполнении упражнения «Звёздочка на спине» для 15% воспитанников потребовалась помощь педагога, также как и для 22% при выполнении скольжения на спине с плавательной доской. У детей с ОНР наблюдалось чрезмерное напряжение мышц тела и конечностей, отсутствие полноценного вдоха при лежании и скольжении на спине, высокое положение головы сочеталось опусканием тела в области таза вниз. Дошкольники, как правило, не ложились, а падали в воду.

Анализ формирования двигательных навыков на 4 и 5 этапах обучения плаванию. На овладение техникой движений ногами кролем на груди детям с нормальным типом развития потребовалось в среднем 12-13 занятий, кролем на спине 14 занятий. Плаванием в полной координации дошкольники овладели в среднем на 29-30 занятии, на спине - 28-29 занятии. Следует также отметить снижение коэффициента вариации в сравнении с предыдущими навыками (табл.1., см. С. 150).

При анализе тех же технических элементов, выполненных детьми с ОНР 3 и 2 уровня отмечается увеличение индивидуальных показателей внутри групп, которые выражаются в разных сроках овладения навыками, а также увеличение отставания от детей с нормальным развитием по средним показателям. Для дошкольников с ОНР 1 уровня освоение техникой попеременной работы

Таблица 1.

Формирование навыков плавания у детей старшего дошкольного возраста

на 4 и 5 этапах обучения

Двигательное задание Группа n М m V P

Движения ногами на груди Норма 40 12,7 0,3 32,0 P1<0,05, Р2<0,05, Р3<0,05, P4>0,05, P5>0,05, P6>0,05

ОНР III уровень 25 17,6 1,3 40,6

ОНР II уровень 24 21,7 1,95 43,9

ОНР I уровень 19 28,8 1,9 45,1

Движения ногами на спине Норма 40 14,1 0,3 30,1 P1<0,05, P2<0,05, Р3<0,05, P4>0,05, P5<0,05, P6>0,05

ОНР III уровень 25 20,2 0,9 40,3

ОНР II уровень 24 25,1 1,6 54,7

ОНР I уровень 19 37,6 2,4 54,1

Плавание кролем на груди в полной координации Норма 40 33,4 0,5 32,0 P1<0,05, P2<0,05 Р3>0,05

ОНР III уровень 25 40,5 1,6 34,2

ОНР II уровень 24 49,1 1,85 31,1

ОНР I уровень 19 - - -

Плавание на спине в полной координации Норма 40 30,8 0,4 29,0 P1<0,05, P2<0,05 Р3>0,05

ОНР III уровень 25 35,8 1,45 32,0

ОНР II уровень 24 46,4 1,6 33,8

ОНР I уровень 19 - - -

ногами оказалось трудной задачей. Работа ног отличалась от общепринятого эталона достаточно высокой амплитудой и частотой движений вверх-вниз, влево-вправо.

Плавание кролем на груди и на спине в полной координации в течение девяти месяцев подавляющее большинство детей с ОНР 1 уровня не освоили. Лишь 3 ребёнка смогли проплыть кролем на груди и на спине, сочетая движение рук, ног и дыхание, при этом им потребовалось больше 50-ти занятий .

Самые распространённые ошибки детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами: сильное напряжение конечностей, малая амплитуда движений, низкий темп, а также аритмия движений.

Таким образом, Анализ результатов наблюдений позволил нам выявить ряд особенностей формирования навыка плавания у детей 6-7 лет с ОНР на всех этапах обучения, начиная от ознакомления с водой и заканчивая плаванием в полной координации.

1. На первом этапе обучения по большинству показателей статистически значимых различий во времени освоения свойств воды не наблюдалось. Начиная со второго этапа обучения наблюдаются статистически значимые различия во времени формирования статического плавания и скольжения на груди и на спине между детьми с нормальным типом развития и их сверстниками с ОНР. На четвертом и пятом этапах обучения увеличиваются различия в темпах формирования навыков плавания детей в норме и с ОНР. Аналогичная картина в формировании навыка плавания наблюдается и внутри группы детей с ОНР. Наименьшее количество времени на овладение плаванием на каждом этапе требуется детям семи лет с ОНР 3 уровня, наибольшее - дошкольникам с ОНР 1 уровня.

2. В группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным типом развития и детей с ОНР разного уровня выявлен значительный разброс индивидуальных по-

казателей во времени овладения навыком плавания. Причем в норме по мере освоения навыка плавания снижается, а у детей с ОНР увеличивается.

3. Качественная неоднородность двигательного развития детей седьмого года с ОНР диктует необходимость разработки индивидуальных обучающих программ с учётом типологических и специфических особенностей моторного развития и индивидуальных особенностей формирования навыка плавания старших дошкольников с ОНР.

4. Педагогический процесс в целом должен быть ориентирован на построение в сознании ребенка интегрального психического образа плавания как способа взаимодействие человека с водой, при котором создаются силы, удерживающие его на поверхности и продвигающие в воде. Сам процесс обучения плаванию должен представлять собой восхождение ребенка по сложной многоярусной системе форм двигательного действия, из которых более поздние сложные дифференцированные формы являются более совершенными и эффективными, но они не могут быть образованы иначе, чем на основе этих более ранних генерализованных двигательных форм. Переходу

от более простых форм взаимодействия с водой к следующей более сложной будет способствовать реализация принципов дифференциации, интеграции и целостного построения сложного двигательного действия посредством системы подводящих и подготовительных упражнений.

Психолого-педагогическими условиями реализации предлагаемого нами подхода к обучению плаванию старших дошкольников с ОНР являются, во-первых, игровое моделирование на занятиях двигательного поведения ребенка, при котором плавательные движения усваиваются не как отдельные фрагменты изучаемого движения, а как элементы сложнокоординационного действия перемещения в воде, выработанного в человеческой культуре, во-вторых, содействие осознанию ребенком интегрального психического образа изучаемого двигательного действия как образа результата будущего действия. Это достигается путем вариативности решения предлагаемой двигательной задачи и физической помощи педагога. При этом каждую ошибку обучаемого следует воспринимать как поиск способа решения задачи, опираясь на имеющийся у ребенка двигательный фонд.

Литература

1. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: АльнС, 2013. - 367 с.

2. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития //Дефектология.- № 3.-1987. - С. 3-9.

3. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду : книга для воспитателей и родителей - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

4. Родин Ю.И. Психическое развитие дошкольников в процессе построения живого движения - Тула: Издательский центр Тульского государственного педагогического университета, 2007. - 206 с.

5. Родин Ю.И. Развитие двигательной функции аномально развивающегося ребенка // Научно-методический журнал «Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» .- 2016. -№ 2 .- С. 30 - 38.

■Ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.