СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
О.Б. Ведерникова, Е.В. Миргородская ЮУрГУ, г. Челябинск
В публикации представлены результаты экспериментального исследования по использованию занятий сюжетной направленности в процессе обучения плаванию мальчиков среднего дошкольного возраста.
Актуальность. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья и правильного физического развития, а так же происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности в физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Важно с помощью физического воспитания направить формирование моторики так, чтобы ускорить и облегчить переход от хаотичных, диффузных движений в первые месяцы жизни к относительно высоко координированным действиям, таким, как ходьба, бег, прыжки, метания, плавание.
Сложившаяся к настоящему времени система дошкольного физического воспитания не позволяет в условиях дошкольного учреждения полноценно подготовить ребенка к обучению в школе [4]. В этой связи решающее значение имеет оптимальное использование различных средств и методов в формировании двигательных навыков и умений дошкольников, а также реализация выше указанных факторов в программе дошкольного образования, в частности по обучению в плавании.
Однако процесс обучения плавательным движениям отличается монотонностью, и дети быстро теряют интерес к выполнению однообразных движений. В связи с этим, в исследовании была поставлена цель: обосновать эффективность использования сюжетных занятий при обучении плаванию мальчиков среднего дошкольного возраста.
Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие мальчики дошкольного муниципального образовательного учреждения № 472 г. Челябинска в возрасте 5-6 лет в количестве 30 человек (15 человек в экспериментальной 15 человек в контрольной группе).
Экспериментальной группе была предложена программа, замененная физкультурными занятиями в воде, в которые были включены разнообразные подвижные игры в соотношении 1 игра новая -
2 ранее используемых в занятиях. При этом в разученных играх применялась тактика небольшого изменения сценария игры. Кроме того, в подготовительной части упор делался на повторение материала, пройденного на основных занятиях. Отличительной особенностью занятий в эксперимен-
тальной группе являлась выраженная сюжетная направленность. За основу сюжетных игр брались занятия следующей методической направленности: круговая тренировка и упражнения с непотопляемыми игрушками. В процессе сюжетных занятий использовались картинки, стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету.
Дети контрольной группы занимались плаванием также как и дети экспериментальной группы
3 раза в неделю, но по общепринятой методике, включающей выполнение плавательных упражнений по Т.И. Осокиной [3]. Навыку плавания дети обеих групп обучались по параллельно-последова-тельной методике в течение 9 месяцев.
Для решения поставленных задач опытноэкспериментальной работы был использован комплекс педагогических и медико-биологических методов исследования, включающих в себя анализ рабочей документации и программ занятий в дошкольных образовательных учреждениях, педагогическое наблюдение, хронометрирование, контрольное тестирование плавательной подготовленности, функциональные пробы, логический и математический анализ.
Уровень физической подготовленности занимающихся оценивался по тестам, рекомендованным Программой физического воспитания дошкольников [5], а также отобранным с учетом имеющихся в литературе методических указаний, отвечающие требованиям спортивной метрологии: бег 30 метров, прыжок в длину с места, прыжок в высоту с места, метание в цель, лазание.
Для оценки физического развития дошкольников фиксировались основные антропометрические показатели (длинна и масса тела). По индексу тучности (ИТ) и индексу Пинье (ИП) определялась пропорциональность развития.
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма в целом у дошкольников определялись частота сердечных сокращений (ЧСС) и реакция организма на физическую нагрузку. В качестве дозированной нагрузки применяли 10 глубоких приседаний, выполняемых за 15 с. До и после нагрузки измерялись частота сердечных сокращений и артериальное давление до полного восстановления.
Контрольное тестирование плавательной подготовленности включало в себя: скольжение на гру-
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 14
21
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
ди с работой ног как при плавании способом кроль (метры); скольжение на груди с одновременной работой рук брассом (метры); скольжение на спине с работой ног как при плавании способом кроль (метры); многократные выдохи в воду (кол-во раз); плавание облегченным кролем на груди [2].
По состоянию здоровья группы были проверены перед началом эксперимента. Отклонения в здоровье у всех испытуемых не обнаружено.
Результаты исследования и их обсуждение. После курса обучения плаванию по предложенной нами методике было выявлено, что показатели достоверно улучшены во многих тестах у экспериментальной группы. Так в начале эксперимента (нулевой срез) средние показатели массы тела дошкольников не соответствовали оптимальному требуемому уровню. Относительно этого ИТ был также с отклонениями. В процессе эксперимента динамика показала достоверный прирост показателя ИТ в экспериментальной группе.
В показателях физического развития дошкольников не изменялся относительно друг друга ростовой показатель. Это подтверждает точку зрения В.К. Бальсевича [1] о том, что в этом возрасте ростовые изменения сугубо индивидуализированы и зависят в основном от генетической предрасположенности индивидуума.
Надо сказать, что показатели весового компонента в экспериментальной группе несколько снизились и достигли требуемых оптимальных величин. Соответствие росто-весового индекса норме также наблюдается в экспериментальной группе, что свидетельствует о большей мышечной активности дошкольников в процессе эксперимента.
Наличие достоверного прироста в тестах «Прыжки с места», «Бег 30 метров», «Лазание» и «Метание в цель» убедительно доказывает преимущество методики развития двигательных навыков с помощью средств сюжетной направленности. Кроме двигательных навыков это указывает и на эффективное развитие физических качеств.
Анализ результатов освоения плавательных движений также показал положительное влияние занятий сюжетной направленности. Так, перед началом эксперимента плавательная подготовленность контрольной группы была лучше, чем экспериментальной. Мальчики контрольной группы по всем показателям, кроме скольжения на груди с работой ног кролем были подготовлены лучше (Р < 0,05). В экспериментальной группе за год все показатели достоверно улучшились (Р < 0,001).
По показателям одномоментной пробы, более выраженные изменения выявлены в эксперимен-
тальной группе. Достоверность определялась по времени восстановления до исходных величин. В соотношениях пульсовых характеристик в экспериментальной группе наблюдается общее снижение показателей частоты сердечных сокращений на всех этапах эксперимента. Особенно это выражено во времени восстановления после предъявленной дошкольникам нагрузки.
Результаты функциональных проб говорят, что деятельность сердечно-сосудистой системы дошкольников экспериментальной группы более адаптировано реагирует на предложенные в тесте нагрузки. Понижение частоты сердечных сокращений в покое, а также реакции на нагрузку позволяют в будущем предъявлять юному организму более высокие требования. В преддверии обучения в школе здоровая сердечно-сосудистая система позволит успешнее справляться с учебным процессом.
Таким образом, исследования показали, что в возрасте 5-6 лет развитие двигательных качеств дошкольника при помощи средств сюжетной направленности является фактором существенно влияющим на формирование двигательной подготовленности. У дошкольников экспериментальной группы прирост результатов в тестировании существеннее по отношению к группе контроля. Использование сюжетных занятий в качестве основного средства обучения навыку плавания позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие физических качеств в дошкольном образовательном учреждении.
Литература
1. Балъсевич, В.К. Ваши дети: Книга для родителей / В.К. Бальсевич. -М., 1985. -157 с.
2. Давыдов, В.Ю. Обучение плаванию в детском саду/В.Ю. Давыдов. - Волгоград, 1993. -183 с.
3. Осокина, Т.И. Обучение таванию в детском саду / Т.И. Осокина, ЕЛ. Тимофеева, Т.Д. Богина. -М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
4. Шарманова, С. Б. «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: учебное пособие / С. Б. Шарманова - Челябинск: Изд-воУралГАФК, 1996. — 90 с.
5. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: пособие для средних педагогический учебных заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. -3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. -176 с.
22
Вестник ЮУрГУ, № 4, 2008