Научная статья на тему 'Исследование основных проблем в сфере пассажирского транспорта и перевозок'

Исследование основных проблем в сфере пассажирского транспорта и перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5240
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК / TRANSPORT SERVICES FOR THE POPULATION / PASSENGER SERVICES / IMPROVEMENT OF THE TRANSPORT QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмыков Н. Н., Романцов А. Н., Трофимова О. М., Маковкина С. А., Фадеев М. С.

Транспорт играет важную социально-экономическую роль, является необходимой составляющей прогрессивного развития общества. Пассажирские перевозки одно из основных направлений экономического развития нашей страны, а транспортная сеть одна из наиболее обширных в мире.В данной статье проведен анализ сферы транспорта и пассажирских перевозок в России и даны рекомендации совершенствования указанных систем. Перечислены факторы, влияющие на выбор транспорта, тарифыи услуги. Также было отражено, как данный выбор варьируется в зависимости от сезонности. Рассмотрены в разрезе железнодорожные, авиационные и автомобильные перевозки.Указаны аспекты мобильности населения, особенности процедур открытия новых маршрутов, необходимые действия в законодательной сфере. На основе проведенного исследования сформулированы цели, достижение которых сможет послужить решением текущих проблем по каждому виду транспортных перевозок и всей сфере в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF MAIN PROBLEMS IN THE SPHERE OF PASSENGER TRANSPORT AND TRANSPORT

Transport plays an important economic and social role, it is an essential component of societal progress. Passenger services form one of the main components of economic development in our country, and the transport networkis the one of the most extensive networksin the world. Transport sphere and passenger services in Russia were analyzed and recommendations were given on this issuein this article. The article tells about thefactors that affect model choice, tariffs and services. Also it shows how the choice changes due to season issues. The air,road and rail transportationwere considered. Aspects of population mobility, features of opening of new routes and necessary actions in law were mentioned. Targets for solving current problems with the transport sphere were formulated.

Текст научной работы на тему «Исследование основных проблем в сфере пассажирского транспорта и перевозок»

УДК 656.025

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКОГО

ТРАНСПОРТА И ПЕРЕВОЗОК

Калмыков Н.Н., к.с.н., Директор Экспертно-аналитического центра ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail: [email protected] Романцов А.Н., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент организации» Поволжского института управления им. П.А. Столыпина ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,

e-mail:[email protected]

Трофимова О.М., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория» Уральского института управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail:[email protected]

Маковкина С.А., старший преподаватель кафедры «Экономика и управление» Уральского института управления ФГБОУ ВО

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail:svetlana.

[email protected]

Фадеев М.С., руководитель экспертной группы Центра экономики инфраструктуры, e-mail:[email protected]

Транспорт играет важную социально-экономическую роль, является необходимой составляющей прогрессивного развития общест-ва. Пассажирские перевозки - одно из основных направлений экономического развития нашей страны, а транспортная сеть - одна из наиболее обширных в мире.В данной статье проведен анализ сферы транспорта и пассажирских перевозок в России и даны рекомендации совершенствования указанных систем. Перечислены факторы, влияющие на выбор транспорта, тарифыи услуги. Также было отражено, как данный выбор варьируется в зависимости от сезонности. Рассмотрены в разрезе железнодорожные, авиационные и автомобильные перевозки.Указаны аспекты мобильности населения, особенности процедур открытия новых маршрутов, необходимые действия в законодательной сфере. На основе проведенного исследования сформулированы цели, достижение которых сможет послужить решением текущих проблем по каждому виду транспортных перевозок и всей сфере в целом.

Ключевые слова: транспортное обслуживание населения, пассажирские перевозки, транспорт, повышение качества перевозок

RESEARCH OF MAIN PROBLEMS IN THE SPHERE OF PASSENGER TRANSPORT

AND TRANSPORT

Kalmikov N., Ph.D., Director of the Expert-Analytical Center, FSEI HE «Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration», e-mail: [email protected] Romantsov A., Doctor of Economics, professor of the Organisation Management chair, FSEI HE «Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration», e-mail:[email protected] Trofimova O., Ph.D., assistantprofessor, Economic theory chair, FSEI HE «Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration», e-mail: [email protected] Makovkina S., head lecturer, Economics and Management chair, Ural Institute of Management FSEI HE «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration», e-mail: [email protected] Fadeev M., Head of the Expert Group of the Center for the Economy of Infrastructure, e-mail: [email protected]

Transport plays an important economic and social role, it is an essential component of societal progress. Passenger services form one of the main components of economic development in our country, and the transport networkis the one of the most extensive networksin the world. Transport sphere and passenger services in Russia were analyzed and recommendations were given on this issuein this article. The article tells about the factors that affect model choice, tariffs and services. Also it shows how the choice changes due to season issues. The air,road and rail transportationwere considered. Aspects of population mobility, features of opening of new routes and necessary actions in law were mentioned. Targets for solving current problems with the transport sphere were formulated.

Keywords :transport services for the population,passenger services, improvement of the transport quality.

Значимость пассажирских перевозок как элемента непроизводственной сферы общественного производства в современной России обусловлена возрастанием влияния на жизнь общества следующих факторов:

- повышением трудовой мобильности населения, живущего в малых городах и районах поселкового типа вследствие отсутствия применениятрудовых ресурсов в местах проживания, когда жите-лиедутв крупные административные и промышленные центры в поисках рабочих мест;

- изменением схемы расселения жителей России вблизи крупных административных центров, когдав пригородных зонах растет численность населения, работающего в крупных городах и не имеющего возможности приобретения в них собственного жилья;

О динамике пассажирооборота по видам транспорта свидетельствует табл.1.

В 2016 году транспортные компании работали в условиях нестабиль-ной экономической ситуации, однако по годупассажи-рооборот снизился только у воздушного транспорта примерно на 3% к уровню 2015 года, по остальным видам транспорта он имел тенденцию к росту, за исключением водного транспорта(рис.1).[6]

Цены на услуги пассажирского транспорта в 2016 году в среднем выросли на 8,5%. На воздушном транспорте их рост составил 7,5%, железнодорожном транспорте — 7,1%. Тарифы на автомобильный транспорт за отчетный период увеличились на 5,3%[4].

Таблица 1. Пассажирооборот по видам транспорта (млрд. пассажиро-километров) [5]

2012 2013 2014 2015

Транспорт всего: 532,6 547,2 556,2 530,0

Ж/д транспорт 144,6 138,5 130,0 120,6

Автобусный транспорт 133,3 126,0 127,1 126,3

Легковое такси 0,3 0,3 0,3 0,3

Трамвайный транспорт 6,3 5,3 5,0 4,8

Троллейбусный транспорт 6,6 5,7 6,4 6,0

Метрополитены 45,1 45,6 45,4 44,6

Морской транспорт 0,04 0,04 0,07 0,06

Внутренний водный транспорт 0,6 0,6 0,5 0,5

Воздушный транспорт 195,8 225,2 241,4 226,8

Рост цен и тарифов на пассажирские перевозки вызывает снижение их объема. Для уменьшения степени негативного влияния экономической нестабильности на перевозки, Российскими железными дорогами успешно практикуется динамическое образование цен на поезда дальнего следования, в результате которого цены на билеты подвержены изменениям. В зависимости от даты и сроков покупки билетов цена может, как повыситься, так и понизиться.

Отмечалось также в 2016 году снижение цен и тарифов на услуги железнодорожного транспорта по окончании сезона от-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2017 | 103

пусков. Так, на 12,3-13,4% дешевле стал проезд в плацкартных и купейных вагонах поездов дальнего следования, на 1,9% - услуги воздушного транспорта.

2015 2016

48,3 45,2

ОД 26,8

I I Воздушный транспорт Автобусный транспорт | | Железнодорожный транспорт ^ Водный транспорт

Рис. 1. Структура пассажирооборота по видам транспорта (в процентах к итогу)

Высокие темпы автомобилизации пассажирских перевозок, обусловленных ростом в городах большого числа автобусов, маршрутных и легковых такси, сочетаются со снижением роста доли городского электротранспорта, такого, как трамваи и троллейбусы, а также со значительным отставанием развития внутреннего водного транспорта, применение которого актуально в период навигации на реках РФ (табл. 2).

Таблица 2. Число городов и поселков городского типа, имеющих внутригородское пассажирское сообщение, по видам транспорта общего пользования (на конец года).

Как следствие, ухудшается организация пассажирских перевозок по причине значительного отставания темпов развития транспортной инфраструктуры и роста протяженности автомобильных дорог от темпов роста парка автобусов, маршруток и автомобилей.

Отсюда становится доминирующей для рынка пассажирских перевозок проблема качества перевозок пассажиров, которая может быть решена благодаря не только повышению скорости движения транспорта, но и изменению подхода к диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Железнодорожные пассажирские перевозки

Среди всех видов пассажирских перевозоксамыми востребованными населением страны стали пассажирские железнодорожные перевозки, так как большинство жителей считает их безопасным видом транспорта с доступными ценами на билеты и возможностью раннего бронирования мест.

В настоящее время ОАО «РЖД» осуществляет более 35% пас-сажирооборота от всех транспортных перевозок в России, его доля составляет более 41 % среди других видов транспорта.

Однако, несмотря на наибольшую в мире площадь территории страны, протяженность железных дорог в России в 2,87 раза меньше протяженности таких дорог в США, а по плотности охвата ими территории страны отставание от Америки составляет в 5,2 раза (табл.3).

Таблица 3. Состояние сети железных дорог по отдельным странам мира [5]

Это выступает свидетельством тому, что данному направлению пассажирских перевозок есть куда развиваться.

Определяющим направление мирового развития железнодорожного транспорта в настоящее время выступает строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей и создание технологических устройств нового поколения. На текущий момент имеется план строительствавысокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, однако строительство данной магистрали затяги-ваетсяи не будет завершено к 2018 году, как это планировалось ранее, так как проект стоимостью в 1,2 трлн. рублей пока не согласован в Правительстве РФ.

Суммарная численность населения, проживающего в зоне всех планируемых высокоскоростных линий, составляет более 100 млн. человек или около 70 % общей численности населения страны.

Несмотря на популярность и востребованность перевозок железнодорожным транспортом, в отраслиимеетсянемало проблем.

Во-первых, имеют место сохраняющиеся монопольные позиции ОАО «РЖД» по отношению к частным компаниям, у ко-торыхесть свои вагоны, но они не располагают соответствующей инфраструктурой, осуществляя функции перевозчика на условиях аренды услуг ОАО «РЖД» и диспетчерских центров. Также ОАО «РЖД» ежегодно вынуждено закрывать убыточные направления и сокращать парк поездов. Как следствие, сокращается протяженность маршрутов. Кроме того, скоростные пассажирские железнодорожные перевозки оправданы лишь в европейской части страны, где на них имеется устойчивый платежеспособный спрос. Представители населения,обладающие материальным достатком,предпочтут скоростному поезду авиатранспорт, который быстрее, а для остального населения, в силу его бедности, предпочтительной будет поездка в плацкарте обычного поезда.

Автомобильные пассажирские перевозки

Другим, не менее популярным и востребованным населением РФ видом пассажирского транспорта стал автомобильный транспорт.

Однако по протяженности автомагистралей Россия отстает от многих стран. Например, от США отставание по протяженности автомагистралей составляет 96 - кратный разрыв, по протяженности автомобильных дорог - в 4,7 раз, а по удельному покрытию ими территории страны - в 8,6 раза (табл.).

Таблица 4. Состояние сети автомобильных дорог по странам мира[5]

Страна Площадь территории, тыс. км2 Протяженность автодорог, тыс. км. Протяженность автомагистралей, тыс. км. Удельное покрытие территории дорожной сетью

Россия 17125 1480 0,8 0,08

США 9519 6586 77 0,69

КНР 9598 4460 123 0,46

Бразилия 8515 1751 11 0,21

Япония 377 1215 8 3,22

Высокая мобильность и возможность оперативного реагирования на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт вне конкуренции при организации местных перевозок пассажиров.

В настоящее время автомобильный транспорт в России осуществляет свыше 60% пассажирских перевозок, с тенденцией увеличения этой доли на коротких расстояниях. Ежедневно автотранспортом перевозится более 62 млн. пассажиров, что по сравнению с аналогичным показателем железнодорожного транспорта почти в 17 раз больше.

Однако развитие автомобильных перевозок в стране сдерживается слабо развитой сетью автомобильных дорог и их невысокими эксплуатационными характеристиками, что служит причиной работы большого числа дорог в режиме перегрузки.

Одной из основных проблем автомобильного пассажирского транспорта следует признать сильную изношенность и медленные темпы обновления автобусного парка. Рост мобильности населения в городах и пригородах при сокращении производственных возможностей автотранспортных предприятий приводит к переполненности салонов автобусов, достигающей практически их физического предела в так называемые часы «пик».Это препятствует не только комфорту пассажиров, но и соблюдению условий безопасности перевозок.

Страна Площадь территории, тыс. км2 Протяженность железных дорог, тыс. км. Удельное покрытие территории сетью железных дорог

Россия 17125 87,1 0,005

США 9519 250 0,026

КНР 9598 121 0,012

Бразилия 8515 29,8 0,003

Япония 377 27,2 0,072

Индия 3287 115 0,034

Вид пассажирского транспорта 2012 2013 2014 2015

Автобусный 1666 1596 1656 1620

Такси 2155 1852 1904 2195

Трамвайный - всего 61 61 62 62

В том числе, скоростной 4 4 4 4

Троллейбусный 85 85 87 88

Метрополитены 7 7 7 7

104 ТЯЛШРОКТ Ви8ГЫЕ88 Ш КШ81Л | №4 2017 |

Авиационные пассажирские перевозки

Пассажирские перевозки сегодня становятся основной задачей и авиационного или воздушного транспорта. Такая значимая роль данного вида транспорта связана с большими размерами территории нашей страны и недостаточной обеспеченностью отдельных регионов другими видами транспорта. Поэтому страна обладает разветвленной сетью воздушных линий, а наибольшее количество пассажиров перевозится на авиалиниях, соединяющих Москву с восточными районами, где нет железных дорог. Прежде всего - это север Сибири и Дальнего Востока, труднодоступные горные районы.

Кроме того, большую роль воздушный транспорт выполняет на международных авиалиниях, где на его долю приходится около 40 % объема пассажирских перевозок в междугородном сообщении.

Наиболее социально значимым и необходимым для эффективного функционирования и развития транспортной системы страны выступает малая авиация.По различным данным в России насчитывается около 10 000 воздушных судов малой авиации, из которых официально на начало 2013 года зарегистрировано только 3359 судов.

Основной проблемой малой авиации на сегодняшний день является отсутствие регулирования этой сферы каким-либо законом и специализированным госу-дарственным органом. В проекте федерального закона «О развитии малой авиации в Российской Федерации», разработанном Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в феврале 2007 года, были сделаны попытки законодательно закрепить термины, определения, ввести нормы, регулирующие отношения в сфере использования воздушного пространства, летательными аппаратами, относящимися к малой авиации, а также правовые отношения, возникающие в связи с авиационной деятельностью в сфере малой авиации на территории Российской Федерации. Однако данный закон так и не был принят.

По этой причине сегодня возникают сложности с регулированием вопросов приобретения, регистрации и сертификации малых воздушных судов, с использованием аэродромов для нужд малой авиации.

Прежде всего, необходимо создать уполномоченный орган в области малой авиации и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.Важно также создать учреждения подготовки авиационного персонала для малой авиации, органы сертификации авиационного персонала и авиационной техники малой авиации.

Следует внести ясные и понятные для всех участников воздушных перевозок изменения в соответствующую законодательную базу и Федеральные авиационные правила и обеспечить принятие федерального закона «О развитии малой авиации в Российской Федерации».

Кроме того, необходимо отменить ввозные таможенные ставки и пошлины, а также НДС на воздушные суда иностранного производства и комплектующие к ним на период налаживания серийного производства отечественных воздушных судов. Такая мера предоставит возможность сохранения отечественной гражданской авиации как транспортной отрасли и удовлетворения растущих потребностейавиакомпаний в воз-душныхсудах.

Вызовы и решения

Проблемы в государственном регулировании:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- низкий уровень прогнозирования мобильности населения без учета его потребительских предпочтений по видам транспорта. Так, организация движения «аэроэкспрессов» в Екатеринбурге, Самаре, Казани, Владивостоке и Сочи оказалась мало востребованной и требует постоянных субсидий;

- законодательное закрепление за транспортными предприятиями обязанностей, расходы на выполнение которых влекут за собой рост тарифов либо дотаций из бюджета. Например, Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в соответствии с которым осуществляется государственное регулирование, в равной степени относящееся ко всем видам транспорта и накладывающее бремя материальных расходов на перевозчиков и владельцев транспортной инфраструктуры;

- усложнение процедур открытия новых маршрутов и новых остановок на маршрутах, включение в СНиПы новых требований, удорожающих строительство транспортных объектов;

- жёсткое закрепление процессов регулирования общественного транспорта за конкретными субъектами федерации;

- запретительная политика по отношению к пассажирским перевозкам по железнодорожным путям необщего пользования, которые, оставаясь в ряде малонаселённых мест единственным видом сообщения, фактически оказались вне закона.

Цели:

- превратить в средних и малых городах пассажирский транспорт в доступную альтернативу личному автомобилю;

- обеспечить доступность, комфорт и точность расписания пассажирского транспорта для всех, кто не имеет и не можетиметь автомобиль или мотоцикл;

- проработать вопрос на уровне Правительства г. Москвы о возможности применения практики динамического образования цен на маршрутах доставки пассажиров в московские аэропорты Шереметьево и Внуково поездами ОАО «Аэроэкспресс»;

- сформировать подсистемы прогнозирования пассажиропотоков как на всех уровнях власти, так и на уровне крупных агломераций в рамках систем территориального планирования и экономических прогнозов;

- обеспечить комплексность развития пассажирских транспортных объектов в рамках системы территориального планирования, особенно в отношении тех видов транспорта, которые требуют крупных инвестиций в специализированную инфраструктуру (железнодорожный, авиационный);

- проработать на уровне Министерства транспорта вопрос о необходимости формирования отдельной программыпо разработке новых типов подвижного состава и видов транспорта (например, гибрид автобуса и троллейбуса; легкий рельсовый транспорт (ЛРТ), имеющий характеристики как метро, так и скоростного трамвая, канатная дорога и прочих);

- провести аудит всего комплекса нормативных документов, определяющих требования к транспортным объектам, на предмет устранения избыточных требований, препятствующих научно-техническому прогрессу в транспортной отрасли;

В современных условиях проблема качества перевозок пассажиров актуальна для любого вида транспорта и связа-на с его ролью в жизни общества, поскольку большая часть поездок пассажи-ров в городах связана с трудовым процессом и увеличением дальности проезда. Это обостряет и проблему регулярности перевозок, поскольку цикличность формирования пассажиропотоков требует и соответствующей организации пассажирских перевозок.

Решаться данная проблема в настоящее время должна на основе создания непрерывной логистической системы транспортировки пассажиров, основным условием которой становится своевременное удо-влетворениеспроса на транспортную услугу или путем автоматизации управления движением пассажирского транспорта.

Кроме того, целесообразно внедрение системы мониторинга на общественном транспорте количества перевезенных пассажиров.

Конструктивно такая система контроля пассажирских перевозок представляет собой комплект из бортового контроллера, установленного на каждой единице подвижного состава и блока с управляющей программой, находящегося на диспетчерском пункте. Контроллер по кабельной системе получает сигналы от инфракрасных датчиков, установленных в верхних или нижних частях проемов дверей для входа пассажиров.

Для решения проблемы соблюдения регулярности на автомобильном и наземном электрическом пассажирском транспорте на протяжении многих лет успешно использовались полуавтоматизированные и автоматизированные системы контроля и управления работой на линии - «Дистон», «НЭ ЖАН», «Садко», «Нальмас», АСДУ-А.

Литература:

1. Гудков, В. А. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В.А Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А Ширяев; под ред. В.А. Гудкова. - М.: Горячая линия Телеком, 2006. - С. 394-395.

2. Пронина Е.В. Тенденции развития логистической системы управления пассажирскими перевозками в инновационной экономике// Инновационная деятельность. - 2015. - №2 (33). - с. 5-11

3. Статистика железнодорожного транспорта: учеб. для вузов ж.-д. трансп. / А. А. Вовк и др.; ред.: А. А. Вовк, А. А. Поликарпов. - М.: Учеб. -метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2012. - 515 с. 2. Теория статистики: учеб. для экон. спец. вузов / Г. Л. Громыко и др.; ред. Г. Л. Громыко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 475 с

4. Об индексе потребительских цен в октябре 2016 года: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/225. ИШ(Дата обращения 06.08.2017)

5. Россия в цифрах, 2016: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Офиц. изд. - М.: Статистика России, 2016. - с. 314

6. Транспорт: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/ (Дата обращения 10.07.2017).

ТКЛШРОКТ BUSINESS Ш RUSSIA | №4 2017 | 105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.