УДК 621.396.98.004.1
А. Б. МАНВЕЛИДЗЕ
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»». Область научных интересов: экономика воздушного транспорта.
E-mail:
CPAВHEHИE
пассажирских перевозок авиационным и железнодорожным транспортом
аннотация
^Исследуется распределение пассажирских перевозок между воздушным транспортом по внутренним воздушным линиям и железнодорожным в дальнем сообщении, в пределах Российской Федерации. Целью работы является определение потенциала для увеличения перевозок воздушным транспортом, особенно на дальностях до 2500 км. В качестве исходной информации применяется статистика пассажирских перевозок между парами городов на воздушном транспорте и между пунктами назначения на железнодорожном транспорте за 2014 и 2016 годы, расстояние между пунктами перевозок и действующие тарифы экономического класса на перелеты и тарифы для поездки в купейном вагоне для железнодорожного транспорта, а также информация о наличии и состоянии аэродромов в корреспондирующих пунктах.
Составлены сводные таблицы перевозок по 5000 направлений обоими видами транспорта. Определены удельные веса перевозок авиационным транспортом между пунктами отправления (вылета) и назначения (посадки). Проведено распределение пассажирских перевозок по интервалам дальности по Российской Федерации в целом и из крупных аэропортов: Москвы, Екатеринбурга, Сочи и Симферополя. Определены количественные параметры тенденции увеличения доли перевозок воздушным транспортом с ростом дальности перевозок. Показано, что 94,2% перевозок на железнодорожном транспорте и 83% перевозок воздушным транспортом выполняются на дальности до 2500 км.
Показано, на примере статистики пассажирских перевозок из Москвы и Екатеринбурга, что основным потенциалом роста авиаперевозок являются региональные направления протяженностью до 1000 км. В 2016 году на долю авиационного транспорта в интервале дальностей до 1000 км приходилось 16%.
Из проведенного анализа тарифов сделаны выводы о том, что авиационные тарифы превышают железнодорожные на дистанциях полета до 1000 км (из-за особенностей коротких дистанций полета) и на маршрутах в труднодоступные местности. Переход пассажиров на воздушный транспорт на региональных маршрутах зависит от создания экономических условий привлечения пассажиров.
ключевые слова
пассажирские перевозки, воздушный транспорт, внутренние воздушные линии, железнодорожный транспорт, пары городов, пункт назначения, дальность, тариф, распределения; доля воздушного транспорта, региональные перевозки; потенциал роста.
стратегические
решени~
е рис
!Ос
№1 (106) 2018 енеджмент
ВВЕДЕНИЕ
С 1991 по 2000 год авиаперевозки по внутренним воздушным линиям сократились с 84,6 млн пассажиров до 13,4 млн пассажиров, или более чем в 6 раз. С 2001 года перевозки ежегодно увеличивались, исключая кризисный 2009 год. К 2016 году перевозки по внутренним воздушным линиям выросли до 56,4 млн пассажиров, что составило 66,6% от уровня 1991 года.
Высокими темпами восстанавливались перевозки из крупных городов в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Калининград, Симферополь. Заметный вклад в прирост авиаперевозок (более 2 млн ежегодно) внесли вахтовые перевозки.
Наименьшими темпами восстанавливаются перевозки по региональным направлениям в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Несколько оживился рост перевозок в Приволжском федеральном округе после введения целевого субсидирования региональных рейсов.
Между тем, основной потенциал прироста авиаперевозок сосредоточен в указанных густонаселенных федеральных округах, где проживает более 80% населения, сосредоточены производственные, финансовые, научные и рекреационные ресурсы страны. Также можно отметить, что авиатранспорт не представлен во внутреннем туризме, например на маршрутах «Золотого кольца» и «Серебряного кольца».
Для выработки концепций развития региональной авиации в Российской Федерации важно иметь данные об общей подвижности населения и о конкуренции видов транспорта по направлениям. С этой целью в исследовании сравниваются объемы пассажирских перевозок конкурирующими видами транспорта - воздушным (по внутренним воздушным линиям) и железнодорожным (в дальнем сообщении) в пределах России.
Для исследования использована статистика пассажирских перевозок между парами городов на
воздушном транспорте и между пунктами назначения на железнодорожном транспорте за 2014 и 2016 годы, определены расстояния между пунктами перевозок, проанализированы действующие тарифы. Выполнено распределение пассажирских перевозок по дальности по всему массиву рассматриваемой информации, определены соотношения перевозок конкурирующими видами транспорта по маршрутам различной протяженности, построены тенденции изменения тарифов по видам перевозок по дальности.
Цель исследования - выявить наличие потенциала для увеличения перевозок воздушным транспортом по направлениям.
В 2016 году по внутренним воздушным линиям авиатранспортом перевезено 56,4 млн пассажиров, железнодорожным транспортом - 102,6 млн пассажиров. По сравнению с 2014 годом авиаперевозки увеличились на 22%, железнодорожные - на 6%. В общем объеме пассажирских перевозок двумя видами транспорта - авиационным и железнодорожным в дальнем сообщении доля авиаперевозок составила 35%, то есть на 3% выше, чем в 2014 году.
По данным за 2014 и 2016 годы, распределение пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом по дальности по России в целом и отдельным городам (Москва, Екатеринбург, Сочи и Симферополь) представлено в табл. 1. В сумме по перевозкам авиационным и железнодорожным транспортом просматривается тенденция
Рис. 1. Тенденция изменения доли авиаперевозок по интервалам дальности перевозок
Рис. 2. Сравнение объемов пассажирских перевозок железнодорожным (а) и воздушным (б) транспортом по месяцам
в течение 2016 года
бЛ'Л 65% «% 64% ^ 62% «4% Н%
■ Железная дорога и Воздушный транспорт
ев шр аир ман нюн шел авг сен акт ноя дек а
феь хгар апр ман нюн нюл авг сен акт ноя дек б
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2016 году, % 4 27 62 55 66 54 76 82 84 63 79 75 94 98 100 100 35
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2014 году, % 4 26 58 50 67 57 77 81 85 70 77 80 77 99 95 100 32
Таблица 1
Распределение пассажирских перевозок по дальности
Всего во внутреннем (дальнем) сообщении по России
Авиапассажиры в 2016 году. тыс. 1890 12673 20046 7329 4877 1634 2053 1512 1214 209 615 178 219 1200 659 15 5632'
Авиапассажиры в 2014 году. тыс. 1671 10645 15337 5404 3971 1534 1891 1262 954 228 661 213 200 1385 652 5 4601<
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2016 году. тыс. 44713 34455 12051 5916 2546 1383 640 324 231 123 160 61 14 19 — — 1026:
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2014 году, тыс 45811 29952 11086 5387 1992 1168 556 293 168 96 195 53 60 17 33 — 9686'
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2016 году. % 4 27 62 55 66 54 76 82 84 63 79 75 94 98 100 100 35
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2014 году. % 4 26 58 50 67 57 77 81 85 70 77 80 77 99 95 100 32
Москва
Авиапассажиры в 2016 году 957 9578 17873 3932 2321 1113 1279 858 881 151 489 168 171 1194 645 — 4160!
Авиапассажиры в 2014 году 827 7902 13501 2821 2343 1158 1283 896 716 199 561 207 176 1365 607 3456:
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2016 году 18159 20635 5224 1809 128 69 160 75 50 24 58 5 6 18 — — 46421
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2014 году 13280 18721 5345 1949 99 63 154 43 39 31 52 5 4 17 29 — 39831
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2016 году. % 5 32 77 68 95 94 89 92 95 86 89 97 97 99 100 — 47
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2014 году. % 6 30 72 59 96 95 89 95 95 87 92 98 98 99 95 — 46
Симферополь
Авиапассажиры в 2016 году 48 190 3487 722 357 82 88 149 17 31 9 — 11 — — 9 5198
Авиапассажиры в 2014 году 47 118 1962 373 84 18 15 25 2 5 2 — 3 — — 3 2658
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2016 году 70 1 1 — — — — — — — — — — — — — 72
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2014 году 88 0 53 4 — — — — — — — — — — — — 145
Сочи
Авиапассажиры в 2016 году 76 62 3546 284 755 100 51 140 45 — 3 — 20 0 — — 5082
Авиапассажиры в 2014 году 95 1 1998 78 421 56 23 47 28 5 1 — 10 — — — 2763
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2016 году 3088 599 1567 772 626 202 26 71 24 6 9 — 1 — — 6990
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2014 году 2671 544 1414 654 435 149 23 60 14 5 6 — 0 — — 5976
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2016 году. % 2 9 69 27 55 33 66 66 66 — 27 — 100 4 — — 42
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2014 году. % 3 0 59 11 49 27 50 44 66 49 9 — 100 — — — 32
Екатеринбург
Авиапассажиры в 2016 году 29 92 1905 360 583 — 13 16 6 18 36 0 4 — — — 3062
Авиапассажиры в 2014 году 54 92 1620 252 264 — 18 5 7 4 28 — 1 — — — 2344
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2016 году 2525 704 577 357 201 179 26 14 4 — 16 — — — — 4603
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2014 году 2940 699 646 404 156 131 23 17 3 — 11 — 48 — — — 5078
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2016 году. % 1 12 77 50 74 — 34 54 60 100 69 100 100 — — — 40
Доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках в 2014 году. % 2 12 71 38 63 — 45 22 70 100 72 — 3 — — — 32
к изменению доли авиаперевозок по дальности перевозок по России (рис. 1). Основной потенциал для увеличения авиаперевозок - региональные перевозки на расстояния до 1000 км. Для определения конкретных направлений перевозок проанализированы перевозки из Москвы, Екатеринбурга и Сочи. С этой целью выделены схожие группы направлений перевозок. Также проведено сравнение пассажирских тарифов авиационного и железнодорожного транспорта по одинаковым направлениям. В течение года соотношение между перевозками двумя видами транспорта меняется: авиаперевозки меньше подвержены сезонным колебаниям, и в летние месяцы их доля перевозок снижается (рис. 2).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО КРУПНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ УЗЛАМ
Москва
За 2016 год авиатранспортом по направлениям из Москвы перевезено 41,1 млн пассажиров. По сравнению с 2014 годом в 2016 году авиаперевозки из Москвы увеличились на 19%. По железной дороге перевезено 46,4 млн пассажиров, или на 17% больше, чем в 2014 году. В общих перевозках двумя видами транспорта доля авиаперевозок увеличилась с 46% в 2014 году до 47% в 2016 году.
Таблица 2
Перевозки на наиболее крупных направлениях авиаперевозок в Москву (туда и обратно) за 2014-2016 годы, тыс. чел.
Аэропорт Аэропорт назначения Интервал 2016 2014 Доля авиаперевозок, %
вылета дальности, км ж.-д. транспорт Авиатранспорт ж.-д. транспорт Авиатранспорт 2016 2014
Москва Воронеж До 500 1098 332 1054 254 23 19
Москва Чебоксары 501-1000 634 147 663 39 19 5
Москва Белгород 501-1000 916 251 742 163 21 18
Москва Санкт-Петербург 501-1000 8930 3817 6848 3378 30 33
Москва Казань 501-1000 1162 992 1180 762 46 39
Москва Киров 501-1000 578 122 653 42 17 6
Москва Самара 501-1000 800 1193 880 962 60 52
Москва Волгоград 501-1000 405 692 427 489 63 53
Москва Ростов-на-Дону 501-1000 439 1375 514 1167 76 69
Москва Уфа 1001-1500 166 1103 197 940 87 83
Москва Пермь 1001-1500 287 779 331 668 73 67
Москва Калининград 1001-1500 246 1115 226 854 82 79
Москва Краснодар 1001-1500 257 1934 271 1830 88 87
Москва Анапа+Новоро ссийск 1001-1500 986 953 896 649 51 41
Москва Симферополь 1001-1500 1 3381 53 1933 100 97
Москва Астрахань 1001-1500 122 446 169 316 79 65
Москва Минеральные Воды 1001-1500 387 1292 375 1225 77 77
Москва Сочи 1001-1500 731 3433 682 1958 82 74
Москва Екатеринбург 1001-1500 247 1697 293 1468 87 83
Москва Нальчик 1501-2000 - 161 - 67 100 100
Москва Владикавказ 1501-2000 166 355 219 179 68 45
Москва Назрань 1501-2000 0 192 0 84 100 100
Москва Челябинск 1501-2000 97 889 102 796 90 89
Москва Мурманск 1501-2000 323 441 400 314 58 44
Москва Махачкала 1501-2000 125 728 204 360 85 64
Москва Тюмень 1501-2000 185 714 252 509 79 67
Москва Сургут 2001-2500 - 560 - 436 100 100
Москва Сабетта 4001-4500 - 139 - - 100 -
Москва Воронеж До 500 1098 332 1054 254 23 19
Всего 19288 29234 17631 21841 60 55
Проанализировано 194 в 2016 году и 192 в 2014 году авиационных и железнодорожных направлений перевозок из Москвы. Перевозки двумя видами транспорта выполнялись по 72 направлениям в 2016 году и 69 направлениям в 2014 году.
Авиационные перевозки не выполнялись по 56 направлениям в 2016 году и 64 направлениям в 2014 году. В том числе половина - направления протяженностью менее 1000 км, из крупных железнодорожных узлов: Рязань, Рузаевка, Орел, Бологое, Вязьма, Муром, Унеча и другие. Железнодорожные пассажирские перевозки не выполнялись в Сургут, Новый Уренгой, Нижневартовск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Нижнекамск, Якутск, Норильск и в другие отдаленные города, всего по 66 направлениям в 2016 году и 59 направлениям в 2014 году.
Из Москвы выполняется более 70% всех авиаперевозок российскими компаниями по внутренним воздушным лини-
ям и 45% перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем сообщении.
По объему перевозок и доле авиатранспорта в перевозках из Москвы условно выделены:
• Первая группа - 28 направлений, перевозки авиапассажиров по которым наиболее значительные и занимали не менее 20% от объема перевозок двумя видами транспорта в 2014 и 2016 годах. На 28 направлений авиаперевозок приходится 70% объемов авиаперевозок из Москвы (около 30 млн авиапассажиров). Рост пассажирских перевозок в 2016 году по сравнению с 2014 годом составил по железнодорожному транспорту 9%, по авиационному транспорту - 34% (см. табл. 2).
• Вторая группа - 10 направлений в Сибирь и на Дальний Восток. По дальним направлениям авиатранспортом перевезено 4,64 млн пассажиров в 2014 году,
Таблица 3
Авиаперевозки в Москву (туда и обратно) по дальним направлениям, тыс. чел.
Пункт назначения Интервал дальности, км Динамика за 10 мес.
2014 2016 2014 2016 2017
Омск 2001-2500 618 541 88 82 173 143 163
Новосибирск 2501-3000 1158 1113 95 94 570 486 523
Кемерово 3001-3500 214 174 91 89 182 146 202
Красноярск 3501-4000 743 712 95 94 634 591 726
Улан-Удэ 4501-5000 197 151 91 93 967 939 954
Чита 5001-5500 210 171 94 91 521 457 483
Благовещенск 5501-6000 207 168 100 100 172 133 139
Хабаровск 6501-7000 624 567 98 98 537 491 525
Владивосток 6501-7000 669 575 99 99 181 151 156
Всего 4640 4172 95 93 3937 3537 3871
Таблица 4
Направления пассажирских перевозок в Москву (туда и обратно) с преимуществом железнодорожного транспорта, тыс. чел.
Пункт назначения Интервал 2016 2014 я ав озо иапере-к, %
дальности, км железнодорожный транспорт Авиатранспорт железнодорожный транспорт Авиатранспорт 201 6 2014
Белгород 501-1000 916 251 742 163 21 18
Брянск До 500 1295 0,1 1055 0,3 0,005 ||0,033
Владимир До 500 956 0,0 425 0,004 0,0 0,0
Воронеж 501-1000 1098 332 1054 254 23 19
Казань 501-1000 1162 992 1180 762 46 39
Курск 501-1000 843 23 832 22 3 3
Нижний Новгород До500 2203 464 2088 443 17 18
Пенза + Рузаевка 501-1000 1605 71 1673 51 4 3
Рязань До 500 1248 — 254 0,0 0 0
Самара 501-1000 800 1193 880 962 60 52
Саратов 501-1000 1108 341 1099 341 24 24
Ярославль До 500 1351 0,4 1244 1 0,03 0,10
Всего — 14584 3667 12524 3000 20 19
стратегические
решени'
е рис я мс
№1 (106) 2018 енеджмент
4,17 млн - в 2016 году. За 10 месяцев 2017 года наблюдается рост авиаперевозок по дальним направлениям. Доля воздушного транспорта на дальних направлениях перевозок из Москвы составляет 95% (табл. 3).
• Третья группа - 12 направлений, по которым основной объем перевозок (более 76% в 2016 году) выполняется железнодорожным транспортом (табл. 4). Всего по направлениям, выделенным в третью группу, перевезено 15,5 млн и 18,2 млн пассажиров в 2014 и 2016 годах соответственно. 100% перевозок выполняются на дальность до 1000 км. Объемы данных перевозок можно рассматривать как значительный потенциал для развития регионального авиатранспортного сообщения из Москвы. По расчету, при увеличении доли авиаперевозок из Москвы по направлениям (см. табл. 4) до одной трети (в Казань до 50%, и в Самару до 70%) будет перевезено на 3,5 млн человек больше, или на 95% (табл. 5).
Сравнительные данные по тарифам на перевозки авиационным и железнодорожным транспортом приведены на рис. 3. Для железной дороги рассматриваются тарифы на проезд в купе.
Авиационные тарифы в 2 раза превышают сложившийся средний тренд на тех направлениях, где отсутствует железнодорожное сообщение. Также авиационные тарифы выше на тех направлениях, где дальность полета менее 1000 км, это обусловлено высокими сборами аэропортов и служб аэронавигации, приходящимися на беспосадочный полет. На остальных маршрутах тарифные ставки авиационного и железнодорожного транспорта находятся в одном ценовом интервале.
Екатеринбург
За 2016 год из Екатеринбурга перевезено 3,062 млн пассажиров (+ 31% к 2014 году) авиатранспортом и 4,603 млн (-9% к 2014 году) -
железнодорожным транспортом дальнего сообщения. В общих перевозках пассажиров доля авиаперевозок увеличилась с 32% в 2014 году до 35% в 2016 году.
По объему перевозок и доле авиатранспорта в перевозках из Екатеринбурга условно выделены:
• Первая группа - 20 направлений, где перевозки авиапассажиров наиболее значительны: не менее 20% от объема перевозок двумя видами транспорта в 2014 и 2016 годах. На основные направления авиаперевозок приходится более 90% авиаперевозок из Екатеринбурга (табл. 6). Рост авиаперевозок в 2016 году по сравнению с 2014 годом составил 35%.
• Вторая группа - 36 направлений, по которым выполняются только авиаперевозки, в 2016 году железнодорожное сообщение отсутствовало. В 2016 году общий объем перевозок по таким «труднодоступным» для наземного транспорта направлениям составил около 200 тыс. пассажиров, или 7% от общих авиаперевозок из Екатеринбурга (табл. 7).
Рис. 3. Тарифные ставки на направлениях в Москву и из Москвы. Сравнение авиационных и железнодорожных тарифов (проезд в купе)
Таблица 5
Расчет прироста авиаперевозок при увеличении доли авиатранспорта, тыс. чел.
Пункт назначения Предположение Прирост авиаперевозок Тарифы на авиаперевозки Тариф на железнодорожные перевозки сидячие плац- купе скоростные карт
Белгород 33 389 138 От 2400 до 3200 1007 1438 3515 —
Брянск 33 432 432 От 1000 до 2000 856 1000 2204 —
Владимир 33 319 319 От 1000 до 1500 1267 2450 4711 1127
Воронеж 33 477 145 От 2400 до 2800 — 873 2979 1272
Казань 50 1077 85 От 1300 до 2300 — 960 2387 —
Курск 33 289 265 От 2500 до 3100 1355 1128 2303 1192
Нижний Новгород 33 889 425 От 1700 до 1900 — 1715 3012 1211
Пенза + Рузаевка 33 559 488 От 2800 до 3050 990 960 2396 —
Рязань 33 416 416 От 1000 до 1500 — 579 2062 —
Самара 70 1395 202 От 1900 до 2300 — 1293 3295 1211
Саратов 33 483 142 От 4100 до 5200 1063 1048 2637 —
Ярославль 33 450 450 От 7500 до 7500 580 1565 — —
Всего 39 7174 3507
• Третья группа - 40 направлений, по которым основ- лезной дороге - около 7 млн пассажиров (рост - 17%). Доля ной объем перевозок (более 76% в 2016 году) выпол- авиаперевозок в общих перевозках пассажиров увеличилась няется железнодорожным транспортом. По этим на- с 32% в 2014 году до 42% в 2016 году. Перевозки по марш-правлениям перевезено 3,5 млн и 3,2 млн пассажиров руту Москва - Сочи и обратно составляют 67,5% в общем в 2014 и 2016 годах соответственно. 80% перевозок объеме авиаперевозок. Рост авиаперевозок в Сочи после выполняются на расстояние до 1000 км (табл. 8). Объ- 2014 года объясняется закрытием чартерных рейсов в Еги-емы перевозок третьей группы можно рассматривать пет и Турцию. Всего авиаперевозки в Сочи и обратно вы-как потенциал для развития регионального авиатранс- полнялись по 70 направлениям, из них на 8 направлениях портного сообщения, возможность реализации зависит от готовности аэродромной сети к приему-выпуску региональных самолетов.
Сравнительные данные по тарифам на перевозки из Екатеринбурга авиа- и железнодорожным транспортом приведены на рис. 4. Выше среднего уровня тарифы в труднодоступные аэропорты назначения, а также в близлежащие аэропорты: Челябинск, Магнитогорск и Ульяновск.
Сочи
В Сочи и из Сочи за 2016 год перевезено авиатранспортом 5,082 млн пассажиров (рост в 1,8 раза по сравнению с 2014 годом), по же-
Таблица 6
Доля авиаперевозок на наиболее крупных направлениях авиаперевозок из Екатеринбурга (туда и обратно) за 2014-2016 годы, тыс. чел.
Аэропорт Аэропорт Интервал 2016 2014 Доля авиаперевозок, %
вылета назначения дальности, км железнодорожный транспорт Авиатранспорт железнодорожный транспорт Авиатранспорт 2016 2014
Екатеринбург Уфа До 500 48 16 67 16 25 19
Екатеринбург Москва 1001-1500 247 1697 293 1468 87 83
Екатеринбург Новосибирск 1001-1500 81 109 89 49 57 36
Екатеринбург Самара 1001-1500 49 37 58 18 43 24
Екатеринбург Нижний Новгород 1001-1500 42 5 47 16 11 25
Екатеринбург Волгоград 1501-2000 26 7 27 0 21 1
Екатеринбург Санкт-Петербург 1501-2000 135 291 158 203 68 56
Екатеринбург Минеральные Воды 1501-2000 25 20 27 33 45 55
Екатеринбург Томск 1501-2000 15 6 18 1 30 4
Екатеринбург Воронеж 1501-2000 11 6 15 — 37 —
Екатеринбург Ростов-на-Дону 1501-2000 20 18 28 13 47 31
Екатеринбург Симферополь 2001-2500 172 0,6 43 100 99
Екатеринбург Сочи 2001-2500 110 251 72 89 70 55
Екатеринбург Анапа + Новороссийск 2001-2500 153 71 119 35 32 23
Екатеринбург Краснодар 2001-2500 36 33 29 48 48 62
Екатеринбург Красноярск 2001-2500 30 27 31 21 47 40
Екатеринбург Иркутск 3001-3500 19 10 17 13 34 44
Екатеринбург Чита 3501-4000 10 16 13 5 62 27
Екатеринбург Владивосток 5001-5500 4 19 3 13 83 83
Екатеринбург Хабаровск 5001-5500 8 17 5 15 69 75
Всего — 1069 2827 1117 2097 73 65
Рис. 4. Тарифные ставки на направлениях в Екатеринбург и из Екатеринбурга. Сравнение авиационных и железнодорожных тарифов (в купейных вагонах)
Таблица 7
Авиаперевозки из Екатеринбурга (туда и обратно) по направлениям, с преимуществом воздушного транспорта, пасс.
Аэропорт вылета Аэропорт назначения Интервал дальности, км Авиаперевозки 2016 1 2014 Доля авиаперевозок, % 2016 1 2014
Екатеринбург Белорецк До 500 — — 100 —
Екатеринбург Советский До 500 5297 6979 100 100
Екатеринбург Урай До 500 3414 6630 100 100
Екатеринбург Белоярский 501-1000 9126 9815 100 100
Екатеринбург Нижнекамск 501-1000 983 2080 100 100
Екатеринбург Сургут 501-1000 31548 31328 100 100
Екатеринбург Сыктывкар 501-1000 10135 5231 100 100
Екатеринбург Ханты-Мансийск 501-1000 10011 15877 100 100
Екатеринбург Варандей 1001-1500 11 — 100 —
Екатеринбург Надым 1001-1500 9754 11182 100 100
Екатеринбург Нижневартовск 1001-1500 8842 7511 100 100
Екатеринбург Новый Уренгой 1001-1500 15399 7191 100 100
Екатеринбург Ноябрьск 1001-1500 8913 8218 100 100
Екатеринбург Салехард 1001-1500 13409 16231 100 100
Екатеринбург Саранск 1001-1500 64 112 100 100
Екатеринбург Усинск 1001-1500 7 — 100 —
Екатеринбург Череповец 1001-1500 209 243 100 100
Екатеринбург Белгород 1501-2000 6264 62 100 100
Екатеринбург Горно-Алтайск 1501-2000 668 — 100 —
Екатеринбург Когалым 1501-2000 6 441 100 100
Екатеринбург Курск 1501-2000 99 132 100 100
Екатеринбург Петрозаводск 1501-2000 3 63 100 100
Екатеринбург Раменское 1501-2000 45 — 100 —
Екатеринбург Ямбург 1501-2000 1637 1092 100 100
Екатеринбург Геленджик 2001-2500 16737 14031 100 100
Екатеринбург Мурманск 2001-2500 79 — 100 —
Екатеринбург Норильск 2001-2500 12625 14155 100 100
Екатеринбург Сабетта 2001-2500 7 — 100 —
Екатеринбург Братск 2501-3000 22 — 100 —
Екатеринбург Диксон 2501-3000 20 — 100 —
Екатеринбург Мирный 3001-3500 3165 3860 100 100
Екатеринбург Нерюнгри 4001-4500 7 1858 100 100
Екатеринбург Якутск 4001-4500 5748 5048 100 100
Екатеринбург Благовещенск 4501-5000 18458 3748 100 100
Екатеринбург Южно-Сахалинск 5501-6000 296 — 100 —
Екатеринбург П.-Камчатский 6001-6500 3845 1283 100 3
Всего — — 197051 174401 100 79
Таблица 8
Пассажирские перевозки из Екатеринбурга (туда и обратно) по направлениям, с преимуществом железнодорожного транспорта, тыс. пассажиров
Пункт назначения Интервал 2016 2014 Доля авиаперевозок, %
дальности, км 2016 2014
Тюмень До 500 853 4,9 1040 11,6 0,57 1,10
Серов До 500 392 — 408 — — —
Пермь До 500 365 2,4 461 0,6 0,64 0,12
Ижевск До 500 203 0,9 209 7,6 0,43 3,52
Курган До 500 193 0,0 217 4,3 0,02 1,95
Тавда До 500 144 — 148
Магнитогорск До 500 21 0,7 19 6,8 3,09 26,79
Чусовская До 500 15 — 23 — — —
Златоуст До 500 9 — 11 — — —
Казань 501-1000 195 12,1 153 1,3 5,81 0,84
Омск 501-1000 137 7,2 134 2,5 4,97 1,85
Оренбург 501-1000 86 5,4 96 7,0 5,88 6,83
Киров 501-1000 85 0,0 94 0,1 0,01 0,09
Орск 501-1000 84 0,1 102 0,3 0,08 0,33
Соликамск 501-1000 37 — 40 — — —
Зуевка 501-1000 31 — 32 — — —
Ульяновск 501-1000 23 0,1 20 4,7 0,27 19,00
Шарья 501-1000 9 — 10 — — —
Алатырь 501-1000 6 — 6 — — —
Саратов 1001-1500 33 1 32 18 1,68 35,77
Чебоксары 1001-1500 25 — 28 — — —
Вологда 1001-1500 19 0,0 17 — 0,24 —
Пенза 1001-1500 25 — 25 — — —
Сызрань 1001-1500 9 — 9 — — —
Кострома 1001-1500 8 — 9 0,2 — 2,61
Йошкар-Ола 1001-1500 6 — 6 —
Барнаул 1501-2000 30 — 33 0,4 — 1,32
Новокузнецк 1501-2000 15 0,1 16 0,1 0,40 0,88
Кемерово 1501-2000 15 0,2 17 0,7 1,22 3,85
Махачкала 1501-2000 14 0,1 13 0,1 0,94 0,96
Владимир 1501-2000 11 — 12 — — —
Староминская 1501-2000 11 — 2 — — —
Арзамас 1501-2000 8 — 8 — — —
Старый Оскол 1501-2000 — 4 — — —
Армавир 2001-2500 9 — 10 — — —
Астрахань 2001-2500 5 — 5 0,0 — 0,22
Нижнеудинск 2001-2500 5 — 4 — — —
Абакан 2501-3000 15 — 2 — — —
Лена 2501-3000 11 — 10 — — —
Улан-Удэ 3001-3500 6 0,003 6 1,5 0,05 19,93
Тында 3501-4000 2 — 2 — — —
Уссурийск 5001-5500 5 — 3 — — —
Всего — 3175 35 3495 68 1,1 1,9
сконцентрировалось более 90% объемов (табл. 9). По состоянию за 10 месяцев 2017 года рост перевозок в Сочи составил в среднем 4% по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году, в том числепо маршруту Москва - Сочи прирост авиаперевозок составил 1%.
В 2016 году пассажирские перевозки из Москвы в Сочи по железной дороге составили 10% от общей суммы перевозок в Сочи железнодорожным транспортом по всем направлениям. Другие наиболее крупные направления железнодорожных пассажирских перевозок из Сочи показаны в табл. 10. Более 70% пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в /из Сочи выполнялись по выделенным наиболее крупным направлениям.
Прирост пассажирских авиаперевозок в/из Сочи может быть обеспечен за счет наращивания количества рейсов на направлениях, где значительны перевозки железнодорожным транспортом, а воздушный транспорт во многом уступает ему, или по направлениям, где воздушный транспорт пока не задействован. Перечень потенциально возможных направлений авиаперевозок из Сочи приведен в табл. 11. Средняя дальность перевозки - до 1000 км. В некоторых из перечисленных городов в настоящее время аэродромы
для коммерческих полетов не применяются (см. табл. 12).
Сравнительные данные по тарифам на перевозки в/из Сочи авиационным и железнодорожным видами транспорта приведены на рис. 5. Тарифы на авиаперевозки больше, чем на железнодорожные, на расстояния до 1000 км.
выводы
В 2016 году авиационным и железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации перевезено 159 млн пассажиров, в том числе авиатранспортом - 35% (для сравнения: в 2014 году - 32%).
Удельный вес авиаперевозок увеличивается по мере увеличения дальности пассажирских перевозок (табл. 13).
На дальностях до 2500 км двумя видами транспорта выполняется более 90% пассажирских перевозок, железнодорожным транспортом - 97% пассажирских перевозок от суммарного объема перевозок железнодорожным транспортом за год, авиационным транспортом - 83%.
На дальностях до 1000 км двумя видами транспорта выполняется 60% пассажирских перевозок, железнодорожным
Таблица 9
Авиаперевозки в Сочи (туда и обратно) по основным направлениям, тыс. пассажиров
Авиаперевозки Доля в общих пасса- Авиаперевозки за 10 мес. 2017
Пункт Интервал жирских перевозках Динамика рост
назначения дальности, км 2014 2016 рост 2016 к 2014 2014 2016 2014 2016 2017 2016 к 2014 2017 к 2016
Краснодар До 500 92,1 62,1 68 5 8 75 48 63 64 130
Самара 1001-1500 24,9 78,6 316 33 17 25 76 74 309 98
Москва 1001-1500 1957,6 3433,4 175 82 74 1732 3087 3121 178 101
Казань 1501-2000 28,5 87,2 306 48 28 641 86 79 13 92
Уфа 1501-2000 19,2 78,3 407 51 26 19 78 66 417 85
Санкт-Петербург 2001-2500 283,8 407,1 143 62 63 258 363 467 141 128
Екатеринбург 2001-2500 88,5 251,3 284 70 55 83 236 245 286 104
Новосибирск 3501-4000 32,3 129,9 402 78 51 30 125 151 418 121
Всего 2527 4528 179 62 53 2862 4099 4266 143 104
Таблица 10
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в /из Сочи по наиболее крупным направлениям в 2016 году
Пункт назначения Пассажиры, тыс. Пункт назначения Пассажиры, тыс.
Краснодар 1263,9 Самара 158,8
Москва 730,9 Владикавказ 110,9
Ростов-на-Дону 669,4 Екатеринбург 110,2
Армавир 442,9 Нижний Новгород 100,5
Минеральные Воды 306,9 Казань 95,0
Воронеж 274,7 Пермь 87,4
Санкт-Петербург 249,7 Челябинск 77,0
Волгоград 238,1 Уфа 75,7
Саратов 174,5 Всего 5166,4
транспортом - 77% перевозок от суммарного объема перевозок железнодорожным транспортом за год, авиационным транспортом - 26%.
В перевозках на дальность до 500 км на долю воздушного транспорта приходится 4%, в интервале дальностей до 1000 км - 16%, в интервале дальностей до 2500 км доля - 33%.
На дальности свыше 2501 км авиационным транспортом перевозится 9,5 млн пассажиров, железнодорожным - около 3 млн пассажиров. Доля авиаперевозок доходит до 80%. На дальние расстояние свыше 5000 км 99% пассажиров перевозится авиатранспортом.
Московские аэропорты работают как трансферные узлы. Внутренние авиаперевозки сконцентрированы на маршрутах в Москву и из Москвы (75%). Рейсы без промежуточных
посадок станут экономически целесообразными при увеличении объемов перевозок и загрузки пассажирских рейсов на дальних маршрутах. Разгрузка аэропортов Москвы возможна при условии развития сети узловых международных аэропортов на территории страны.
Авиационные тарифы превышают железнодорожные (при поездке в купейных вагонах) на коротких дистанциях полета (до 1000 км) и на маршрутах в труднодоступные местности, где нет конкуренции с наземными видами транспорта. Высокие тарифные ставки авиаперелетов на короткие расстояния связаны со спецификой: основные ресурсы расходуются при взлете и посадке, самолеты имеют относительно меньшую полезную нагрузку и более высокую удельную стоимость. В принятом алгоритме формирования аэропортовых сборов эти факторы не учитываются.
Таблица 11
Потенциальные направления для увеличения авиаперевозок из/в Сочи в указанные пункты назначения, тыс. пассажиров
Пункт назначения Интервал дальности, км 2016 2014 авиапере-зок, %
железнодорожный транспорт Авиатранспорт железнодорожный транспорт Авиатранспорт 2016 2014
Краснодар До 500 1263878 62220 1004818 92131 5 8
Ставрополь До500 20467 375 27449 — 2
Минеральные Воды До 500 306927 4435 353854 2155 1 1
Староминская (Ейск) До 500 47301 — 26107 — — —
Сальск До 500 45507 — 54656 — — —
Армавир До 500 442883 — 308983 — — —
Владикавказ До 500 110879 165 123858 — 0,1 —
Ростов-на-Дону До 500 669447 6028 692730 605 1 0,1
Миллерово До 500 33164 — 33979 — — —
Волгоград 501-1000 238129 18427 228117 — 7 —
Воронеж 501-1000 274674 9725 229472 177 3 0
Курск 1001-1500 50477 1164 36946 1465 2 4
Мичуринск 1001-1500 23950 23360 — — —
Рузаевка (Саранск) 1001-1500 26018 — 28812 — — —
Саратов 1001-1500 174460 6239 161642 6187 3 4
Брянск 1001-1500 50190 4402 50104 76 8 0,2
Тамбов 1001-1500 21666 — 18144 1569 — 8
Тула 1001-1500 32183 — 28409 — — —
Орел 1001-1500 21296 — 18299 — — —
Ульяновск 1001-1500 74606 3142 55363 — 4 —
Рязань 1501-2000 54502 — 57589 — — —
Ярославль 1501-2000 62461 5745 53352 157 8 0,3
Сызрань 1501-2000 40849 — 33640 — — —
Владимир 1501-2000 22176 — 20353 — — —
Смоленск 1501-2000 29691 — 22270 — — —
Ижевск 1501-2000 74810 6515 56913 6120 8 10
Вологда 2001-2500 60547 — 47079 9 — 0,02
Орск 2501-3000 27606 — 22004 — — —
Всего — 4300744 128582 3818302 110651 2,9 2,8
Таблица 12
Проблемы аэропортов, ограничивающие применение российского реактивного самолета SSJ-100
Железнодорожная станция Описание проблемы
Староминская Находится в 65 км от Ейского аэропорта, принадлежащего Министерству обороны. Планируется создание гражданского авиасообщения на базе военного аэропорта
Сальск Сальск-2 - действующий аэродром гражданской авиации. Расположен на южной окраине города Сальска, используется для проведения авиационных работ. Планируется реконструкция в соответствии со «Стратегией развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года»
Армавир Аэродром «Армавир» 4-го класса, с нетвердым покрытием способен принимать легкие самолеты и вертолеты всех типов. Пассажирские перевозки не производятся. Вблизи Армавира имеется одноименный военный аэродром.
Миллерово Военный аэродром расположен в 5 км северо-западнее города Миллерово в Ростовской области, для гражданских перевозок не используется. На северо-восточной окраине города Миллерово имеется посадочная площадка гражданской авиации «Миллерово» Используется для проведения авиационных работ
Мичуринск Аэродром авиации общего назначения. Короткая взлетно-посадочная полоса (1000 м). Половина полосы в плохом состоянии
Рузаевка Находится в 26 км от Саранска. 14 февраля 2018 года аэропорт Саранска принял первый регулярный рейс после реконструкции к чемпионату мира по футболу в 2018 году
Брянск Действующий аэропорт, классификационное число взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродрома 24/Я/В/ШТ, необходимо более 27. Требуется реконструкция ВПП, модернизация оборудования и строительство наземной инфраструктуры. Реконструкция аэропорта включена в Федеральную программу развития транспорта в 2018-2020 годах
Тамбов Не допускается использование реактивных региональных самолетов, например SSJ-100. Классификационное число ВПП действующего аэродрома Донское - 10Ж/САШТ, необходимо более 27
Тула Клоково - военный аэродром на северной окраине города Тула. В гражданской части аэродрома организована посадочная площадка «Тула», принимающая вертолеты всех типов, а также легкие и сверхлегкие самолеты
Орел С 2010 года не функционирует, исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ (законсервирован)
Рязань Гражданский аэропорт Турлатово используется для тренировок парашютистов. В отдаленном будущем планируется реконструкция аэропорта Протасово для гражданского авиасообщения
Сызрань Принадлежит Министерству обороны. Используется для обучения курсантов Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ).
Владимир Аэропорт Семязино. Допускается максимальный взлетный вес воздушного судна 25 тонн. Классификационное число ВПП - 28^Ю/Х/Т. В 2017 году выполнялись рейсы на самолетах ЕтЬгаег 145 авиакомпании «Комиавиатранс»
Смоленск Экспериментальный (испытательный) аэродром 1-го класса в городе Смоленске, расположенный в 3 км севернее железнодорожной станции Смоленск. В 2009-2010 годах аэродром эпизодически использовался для приема гражданских ВС по разовым разрешениям
Вологда Действующий аэропорт, классификационное число ВПП аэродрома 13Ж/В/Х/Т, для эксплуатации SSJ-100 необходимо более 27
Таблица 13
Распределение пассажирских перевозок по дальности в 2016 году
Показатель До 500 501-1000 1001-1500 1501-2000 2001-2500 Всего
Пассажирские перевозки двумя видами транспорта в 2016 году нарастающим итогом 47,7 90,3 121,5 134,2 141,0 159,0
Доля в общих объемах пассажирских перевозок, % 30 57 76 84 89 100
Авиапассажиры в 2016 году нарастающим итогом 1,9 14,6 34,6 41,9 46,8 56,3
Доля в общих объемах пассажирских авиаперевозок, % 3 26 61 74 83 100
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2016 году нарастающим итогом 45,8 75,8 86,8 92,2 94,2 102,6
Доля в общих объемах железнодорожных и авиаперевозок, % 45 74 85 90 92 100
Удельный вес авиаперевозок, % 4 16 28 31 33 35
Рис. 5. Тарифные ставки на направлениях в Сочи и из Сочи: а - авиационные тарифы; б - железнодорожные тарифы (в купейных вагонах)
На увеличение объемов авиаперевозок влияют:
• рост спроса на пассажирские авиаперевозки на освоенных маршрутах благодаря повышению благосостояния населения, деловой активности и инвестициям в развитие экономики;
• развитие региональных перевозок, открытие новых или восстановление закрытых маршрутов, что станет возможным при условии масштабной реконструкции аэродромов, в том числе упомянутых в табл. 12.
• по предварительной оценке, потенциал прироста авиаперевозок в интервале дальностей до 2000 км, при переходе на воздушный транспорт части пассажиров с железнодорожного транспорта составляет 20 млн пассажиров.
Развитие региональных перевозок возможно при условии модернизации региональных аэродромов и коррекции практики аэропортовых сборов с учетом специфики полетов на короткие расстояния.
ЛИТЕРАТУРА
1. АИП Российской Федерации // ФГУП «Центр аэронавигационной информации». URL: http://www.caiga. ru/common/?lang=ru.
2. Активность населения в использовании транспортных услуг. Бюллетень социально-экономического кризиса в России (2015)/Под рук. Л. Григорьева, А. Голяшев, А. лобанова и др. // Аналитический центр при Прави-
тельстве Российской Федерации. № 7. 22 с. URL: http:// ac.gov.ru/files/publication/a/7059.pdf.
3. Аналитические обзоры А. Фраймана ( [б.г]) // Институт автоматизированных технологий на воздушном транспорте. URL: http://www.iatvt.ru/index.cgi?doc=11.
4. База аэродромов ( [б.г.]) // Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан - владельцев воздушных судов (РАОПА). URL:http://maps.aopa.ru.
5. Годовой отчет 2016 // РЖД. URL: http://ar2016.rzd. ru/pdf/ar/ru/ru-annual-report-pages.pdf.
6. График гибкого регулирования тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в поездах АО «ФПК», следующих во внутригосударственном сообщении в 2018 году: в плацкартных и общих вагонах (при использовании пассажирских вагонов локомотивной тяги), а также в мотор-вагонном подвижном составе // Российские железные дороги. URL: http://pass.rzd. ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5106.
7. Ильин И. П., Маскаева Е. Ю. (2016) Ценовая конкуренция воздушного и железнодорожного транспорта // Ассоциация «Желдорразвитие». URL: http://zdrazvitie. ru/analytics/publikatsii/tsenovaya-konkurentsiya-vozdushnogo-i-zheleznodorozhnogo-transporta/.
8. Информация о перевозках между пунктами полета за 2015-2016 гг. Статистический сборник (2016) // Транспортно-клиринговая палата. URL: https://arch.tch. ru/statistics/ coll_citypairs
9. Календарь низких цен ( [б.г]) // Aviasales.ru. URL: https://www.aviasales.ru/calendar.
стратегические
решени'
е рис я мс
№1 (106) 2018 енеджмент
10. Нестеров Ю. В.,Фрайман А. Б. (2014) Парадигма стратегии управления воздушным транспортом // Транспорт Российской Федерации. № 2 (51). С. 24-29. URL: http:// www.rostransport.com/transportrf/archiv/510/.
11. Об утверждении тарифного руководства № 4, книга 3 «Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта»: Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15.07.2003 № 55 (ред. от 18.03.2011) // РЖД. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5103&id=2060.
12. Пассажирские перевозки 2016 г. // РЖД. URL: http:// www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5227.
13. Перевозки пассажиров и пассажирооборот за 20162017 гг // Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL: http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/.
14. Приказ ФСТ России от 27.07.2010 № 156-т/1 (ред.
от 23.12.2016) «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)» // КонсультантПлюс. URL:goo.gl/nnrC2z.
15. Сборник маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации // ФГУП «Центр аэронавигационной информации». URL: http://www. caiga.ru/DocAni/manual_of_path_ovd/manual_ovd/ATS_ Routes_Manual_07-12-2017.pdf.
16. Ставки сборов аэропортов РФ // Транспортно-клирин-говая палата. URL: http://cstweb2.tch.ru/info2/index. html.
17. Транспорт России. 2016. январь-декабрь // Министерство транспорта Российской Федерации. URL:https:// www.mintrans.ru/documents/7/7249.
18. Юркевич М., Казунина А. (2013) Анализ рынка пассажирских перевозок в дальнем сообщении (на примере г. Москвы) // Логистика. № 6. С. 20-24. URL: http://www.logistika-prim.ru/articles/analiz-rynka-passazhirskikh-perevozok-v-dalnem-soobshchenii-na-primere-g-moskvy.
19. National Transportation Statistics 2016 // Bureau of Transportation Statistics, U. S. Department
of Transportation. URL: http://www.bts. gov/publications/national_transportation_statistics/
20. Performance of Passenger Transport expressed in passenger-kilometre: European Commission Directorate-General for Mobility and Transport- Statistical pocketbook 2017 // European Commission. URL: https://ec.europa. eu/transport/facts-fundings/statistics/pocketbook-2017_en.