УДК 06 71 09
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Курошева Г.М., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой Антикризисное управление предприятием и персоналом (АУПП), ФГБОУ
ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» Леонова О.Г., ассистент, кафедра Антикризисное управление предприятием и персоналом (АУПП), ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени
адмирала С.О. Макарова»
В статье обоснованы проблемы и тенденции развития пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. Спроса на перевозки пригородным железнодорожным транспортом снижается, что обусловлено ростом межвидовой конкуренции транспортных предприятий и личного автопарка, растущими требованиями к качеству предоставляемых услуги. С ростом конкуренции на рынке пригородных пассажирских перевозок обострилось противоречие между государственным регулированием и развитием рыночных отношений в отрасли. Вопрос государственного регулирования пригородных пассажирских железнодорожных перевозок остается открытым.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, пригородные пассажирские перевозки, пригородные пассажирские компании, проблемы и перспективы развития.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SUBURBAN PASSENGER
TRAFFIC ON RAILWAY TRANSPORT
Kurosheva G., Doctor of Economics, professor, head of the Crisis Management by the Entity and Personnel chair, FSEI HE «Admiral
Makarov State University of Maritime and Inland Shipping» Leonova O., assistant, Crisis Management by the Entity and Personnel chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and
Inland Shipping»
The article substantiates the problems and tendencies of development of suburban passenger railway transport. The demand for commuter transportation by rail is declining due to increasing competition between different transport enterprises and personal fleet, growing requirements to the quality of the service provided. With the increasing competition in the market of suburban passenger traffic has intensified the contradiction between state regulation and the development of market relations in the industry. The issue of state regulation of suburban passenger railway transport remains open.
Keywords: railway transport, suburban passenger traffic, suburban passenger companies, problems and prospects of development.
Условия функционирования пригородных пассажирских компаний, осуществляющих пригородные перевозки железнодорожным транспортом, обуславливают наметившуюся в последние годы тенденцию к сокращению размеров движения, что связано с ростом конкуренции на рынке пригородных перевозок и растущими требованиями пассажиров к качеству оказываемых услуг. Снижение спроса на перевозки пригородного железнодорожного транспорта, в свою очередь, приводит к территориальной изоляции регионов, отчуждению пригородных зон от крупнейших мегаполисов. В итоге происходит ослабление всей системы государственного регулирования и управления.
Рынок услуг пригородного пассажирского железнодорожного транспорта является естественно монопольным, не защищенным от внешней конкуренции с другими видами транспорта. Основным конкурентом в пригородном сообщении для железнодорожного транспортаявляется автомобильный транспорт. 70% железнодорожных линий имеют параллельные автомобильные дороги, на дальних направлениях большими конкурентными преимуществами обладает воздушный транспорт. Значительна конкуренция и со стороны грузового железнодорожного сообщения в части пропускной способности железнодорожной инфраструктуры.
Расписание пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом строится по остаточному принципу, после грузовых перевозок и перевозок дальнего следования. Вытекающей проблемой является загруженность российских железных дорог. Государство не выделяет необходимых денежных средств на строительство новых и расширения старых железнодорожных путей.
В условии экономического кризиса отмечается важность мобилизации внутренних ресурсов транспортных предприятий для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры, в том числе, на принципах государственно-частного партнерства.
Правительство Российской Федерации предполагает, что в долгосрочной перспективе модернизация железнодорожного транспорта позволит ограничить процесс автомобилизации населения, частично решит проблему транспортных заторов автодорог.
Пригородные пассажирские железнодорожные перевозки имеют большое социальное значение, так как востребованы в
первую очередь среди категорий населения с низким доходом. С учетом этого субъекты Российской Федерации устанавливают стоимость проезда по пригородным маршрутам на уровне ниже его фактической себестоимости. Не все регионы возмещают убытки пригородным пассажирским компаниям в полном объеме, связанные с установлением тарифа ниже экономически обоснованного уровня, что приводит к отмене пригородных поездов.
Несмотря на все проблемы пригородного пассажирского железнодорожного транспорта, отказ от него не возможен в силу следующих причин: большинство граждан, проживающих в крупных региональных мегаполисах либо вокруг них, рассматривает его как основной вид транспорта по фактору экономии времени передвижения, так как отсутствуют заторы на дороге; стоимость перевозок ниже по сравнению с передвижением на личном автомобиле; для многих регионов восточной части Российской Федерации характерно отсутствие альтернативных видов транспорта. Четвертым аргументом в пользу пригородного железнодорожного транспорта выступает наличие уже существующих путей сообщения, по которым осуществляется грузовые перевозки и пассажирские перевозки дальнего следования. Не стоит забывать и про относительно низкую стоимость проезда на пригородном железнодорожном транспорте для льготных категорий граждан за счет выделяемых региональных субсидий.
Вышеперечисленные факторы в пользу пригородного пассажирского железнодорожного транспорта свидетельствуют о том, что его сокращение отрицательно скажется на мобильности населения. При этом отказ от данного вида транспорта повысит нагрузку на автомобильные перевозки.
Вопрос эффективной деятельности пригородного пассажирского транспорта является стратегически значимым на государственном уровне. Государство решает вопросы стабилизации и развития экономики всей страны за счет обеспечения мобильности населения в регионах Российской Федерации. В этой связи возрастает роль регулирования тарифов на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, предполагающая зависимость стоимости услуг на перевозки от социально-экономических целей и задач регионов.
Большинство пригородных пассажирских перевозок -неприбыльный и достаточно объемный сегмент, имеющий
социальное значение, который обслуживает государственный заказ. Главной проблемой в развитии пригородного пассажирского железнодорожного сообщения является противоречие социальных целей пригородных пассажирских компаний с целями получения прибыли от перевозок. В этой связи целесообразно разделить пригородные пассажирские перевозки, с точки зрения получения прибыли, на два сегмента: коммерческие и социальные.
Социально значимые пассажирские перевозки пригородным железнодорожным транспортом необходимо поддерживать за счет регулирования государства на субсидируемой основе с целью обеспечения доступного перемещения граждан, обладающих низким доходом. Критериями социальных перевозок должны выступать их гарантируемость и соответствие платежеспособности населения обслуживаемого региона.
К коммерческим перевозкам можно отнести перевозки, которые прибыльны без государственных субсидий на перевозку. Развитие данного вида перевозок необходимо осуществлять за счет наибольшего удовлетворения потребностей пассажиров. Наглядным примером, данного вида услуг являются созданные аэроэкспрессы.
Развитие коммерческого пригородного железнодорожного транспорта базируется на постоянном росте качества оказываемых услуг, увеличении скорости передвижения, востребованности маршрута следования и комфортности поездки. Коммерческие перевозки интересны государству с целью привлечения частных инвестиций в отрасль, повышения мобильности населения и качества оказываемых услуг, решения проблем транспортных коллапсов мегаполисов.
Государственная поддержка нужна коммерческим перевозкам, в большей степени, в части НИОКР и строительстве инфраструктурных объектов. В этом случае целесообразно применение механизмов государственно-частного партнерства в виду капиталоемкости проектов железнодорожного транспорта.
Развитие скоростного и высокоскоростного сообщения определено «Программой развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу до
2020 года» и «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Программа развития предусматривает увеличение протяженности скоростных и высокоскоростных линий к 2030 году до 11,7 тыс. км.
В этих условиях задача государства сводится к оформлению организационно-правовых условий функционирования двух видов пригородных пассажирских железнодорожных перевозок, направленных на их развитие и поддержание железнодорожного транспорта.
Формирование условий эффективной деятельности пригородного пассажирского железнодорожного транспорта, как в части социальных перевозок, так и коммерческих, возможно лишь при оказании государственной помощи на федеральном и региональном уровнях, в лице исполнительных органов власти и ОАО «РЖД».
Литература:
1. Акулов, М. П. «Пассажирский комплекс железных дорог-монография - СПб.: Изд-во «НП-Принт»- 2014г. - С. 464
2. Леонова, О. Г. Обоснование перехода к рыночным методам ценообразования пригородных пассажирских компаний на перевозки железнодорожным транспортом в условиях реформирования отрасли - Журнал ВЕСТНИК РГУПС. - Ростов-на-Дону.: ФГБОУ ВПО РГУПС. - № 3 - 2014. - С. 73-78
3. Медков, А. А. Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении: проблемы и рыночные перспективы - Центральный экономико-математический институт РАН -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru
4. Министерство транспорта РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mintrans.ru
5. ОАО «РЖД», Пресс-центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://press.rzd.ru
6. Персианов, В. А. Экономика пассажирского транспорта - М.: Кронус - 2014. - С. 400
7. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fsgs.ru
УДК 658:656:004
ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА БАЗЕ ЛОГИСТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Лёвин С.Б., генеральный директор ЗАО «Русская тройка»
В статье рассматриваются основы концепции управления транспортным предприятием на базе логистики и информационных технологий. Автор приводит значения понятия «логистика», также показывает основные задачи транспортной логистики. Большое внимание уделяется вопросу развития информатизации железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, логистика, логистический подход, информатизация железнодорожного транспорта, информатизационная инфраструктура
THE BASIC CONCEPT OF THE MANAGEMENT OF A TRANSPORT COMPANY ON THE BASIS OF LOGISTICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES
Levin S., general director of the CJSC «Russian Troyka»
In the article the basics of the concept of management of a transport company on the basis of logistics and information technology. The author gives the meaning of "logisticsalso shows the main tasks of transport logistics. Much attention is paid to the development of Informatization of railway transport.
Keywords: railway transport, logistics, logistic approach, Informatization of railway transport, information infrastructure.
Железнодорожный транспорт играет важнейшую роль в экономике Российской Федерации. Вместе с тем, существуют проблемы как научного, так и практического характера, связанные с организацией взаимодействием видов транспорта, уровнем качества обслуживания клиентов, недостаточной степенью реализации транзитного потенциала нашей страны. Решение этих проблем во многом связано с вопросами транспортной логистики - науки и практики управления материальными потоками. Возникают новые научные направления и дисциплины, выпускаются журналы, монографии, учебные пособия. Выросло поколение, для которого весь мир предстает как сплошное движение потоков: материальных, информационных, финансовых.
Исторические корни понятия «логистика» уходят в эпоху
Римской империи. Логистиками называли государственных служащих, которые занимались распределением еды и напитков среди свободных граждан Рима, направляющихся на гладиаторские бои и иные зрелищные мероприятия.
Если семантика слова «логистика» восходит к древней Греции и вбирает в себя искусство рассуждения, вычисления, а во времена византийского императора Льва VI (866-912) логистика прочно материализовалась в искусство снабжения армии, то сегодня вступление рынка в маркетинговую идеологию как бы вдохнуло новую жизнь в содержательное толкование понятия «логистика», применив его к любой невоенной сфере.
Исследуя позиции научных источников, считаем, что в основе логистики лежит комплексная система управления, людскими,