Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННОЙ ВОЗМОЖНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННОЙ ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ограниченной возможности / инклюзивное образование / интеграция / развития инклюзии / методология / индивидуум / интеллектуального / эмоционального / физического развития.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максадхон Султаниязович Якубов, Журъатбек Ғофурович Абдураимов, Дильнозахон Нумановна Хакимова, Хумоюн Алимардонович Соатмуротов

Исследуется различные формы и методы обучения молодѐжи с ограниченной возможности, отмечается что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности, предлагается инклюзивное образование, требующий особый подход к преподаванию и обучению, которое ориентировано более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении, что ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННОЙ ВОЗМОЖНОСТИ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННОЙ ВОЗМОЖНОСТИ

Максадхон Султаниязович Якубов

Профессор Туринского политехнического университета,

maksadhan@mail. т

Журъатбек Гофурович Абдураимов

Преподаватель Чирчикского государственного педагогического университета

juratbekabduraimov@gmail.com

Дильнозахон Нумановна Хакимова

Старший преподаватель Ферганского филиала ТАТУ maksadhan@mail. т

Хумоюн Алимардонович Соатмуротов

Студент Чирчикского государственного педагогического университета

humoynsoatmurodov@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Исследуется различные формы и методы обучения молодёжи с ограниченной возможности, отмечается что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности, предлагается инклюзивное образование, требующий особый подход к преподаванию и обучению, которое ориентировано более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении, что ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Ключевые слова: ограниченной возможности, инклюзивное образование, интеграция, развития инклюзии, методология, индивидуум, интеллектуального, эмоционального, физического развития.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает

December, 2022

211

Academic Research in Educational Sciences Volume 3 | Issue 12 | 2022

ISSN: 2181-1385_Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

расти. В традиционной для Узбекистана системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в Узбекистане по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных моделей включения их в нормальную жизнь общества.

В настоящее время наша страна находится лишь в начале пути к действительно инклюзивному образованию. И на этом пути модели организации и реализации инклюзивного обучения требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом отношении, но и в научно-методическом.

Остановимся кратко на понятиях «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети-инвалиды».

В Узбекистане установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.

Принято различать следующие ключевые понятия:

- дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;

December, 2022

212

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

- инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;

- нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

Слово «ребёнок-инвалид» в настоящее время заменяется на «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья». Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к детям-инвалидам терминологию: «ребёнок с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций.

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» - включающий в себя; от латинского слова «include» - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети. Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека, а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться

друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

December, 2022

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

Принципом инклюзивного обучения состоит в том, что педагоги и администрация обычных школ принимают детей вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического развития, социального положения и создают им условия на основе педагогических и психологических приемов, которые ориентированы на потребности детей.

При инклюзивном подходе образовательный процесс позволяет школьникам приобрести нужные компетенции по образовательным стандартам. Главный субъект инклюзивного образования - ребенок с ограниченными возможностями. В сфере обучения понятие ребенок с ограниченными возможностями характеризует детей, который в силу умственных, психических, физических недостатков не могут овладеть обычной школьной программой и нуждаются в специально разработанных содержании, методиках, стандартах образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей таких учащихся должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает, что:

- все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

- задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

- в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется инклюзивное образование (как и образование в целом), но и образование в целом:

1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2) Каждый человек способен чувствовать и думать.

3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе

ровесников.

December, 2022

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8) Все люди нуждаются друг в друге.

Инклюзивное образование - прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Целью инклюзивного образования выступают принципиально новейшие образовательные, а также социальные достижения обучающихся, возможность более полной жизни, интенсивного участия в существования и жизни коллектива, самореализация, понимание конституционных прав и гражданских свобод. Ради достижения подобных целей, инклюзия обязана быть систематической и целенаправленной, следует подходить к обучению ребенка с ограниченными возможностями в рамках системы непрерывного подхода. Для развития инклюзии также её эффективного существования в образовательной сфере и были сформированы модели инклюзивного обучения, которые соответствуют концепции интеграции, так как предусматривают формирование специальных условий для ребенка с особыми нуждами в рамках существующей системы образования без изменения самой концепции.

Существует несколько комбинированная интеграция, частичная интеграция, временная интеграция и полная интеграция. Термин интеграция или внедрение используется в каждом виде модели, т.к. это акцентирует внимание на переосмыслении обществом и страной собственного отношения к инвалидам, с признанием их прав на обеспечение равных с иными возможностей в различных сферах жизни, в том числе в области образования.

Модель комбинированной интеграции.

При применении данной модели дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 12 лица на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая стабильную коррекционную помощь педагога-дефектолога особой категории (класса). Ребёнок регулярно находится в классе, где ребята отличаются от него, и взрослые это понимают, но при данном непосредственно ребёнок с особыми образовательными потребностями чувствует себя

наравне с ними.

December, 2022

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

При этом посещение коррекционно-развивающих уроков с педагогом-дефектологом может помочь отследить образующиеся проблемы при такой интеграции и оказывать профессиональную помощь ребёнку. Для реализации этой модели нужен обычный класс и постоянное сопровождение педагога-дефектолога.

Модель частичной интеграции.

Частичная (фрагментарная) интеграция осуществляется в случаях, если дети с проблемами в развитии еще отнюдь не достаточно готовы на одинаковых с обычными сверстниками условиях овладевать образовательным стандартом и посещают те занятия в общественной школе, содержание которых им открыто и соответствует их способностям, т.е. включатся в учебный процесс в обычной школе лишь на часть дня. В остальной период они пребывают на домашнем обучении либо обучаются в классе специальной (коррекционной) школы. Эта модель не учитывает постоянное наличие рядом с ребёнком учителя-дефектолога, однако при этом допускает обучение сразу в двух школах, специальной, где, бесспорно, имеются нужные ребёнку специалисты, и обыкновенной, где таких специалистов не имеется.

Минус этой модели в том, что ребёнку может понадобиться помощь профессионала в обычной школе, а также в том, что времени пребывания в обыкновенной школе в некоторых случаях бывает недостаточно для того, чтобы ребёнок почувствовал себя наравне с другими учащимися.

Модель временной интеграции.

При использовании данной модели все без исключения воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от степени психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц с целью проведения различных мероприятий воспитательного нрава. Подобная модель считается своеобразным подготовительным шагом к более идеальной форме инклюзивного обучения. При этой модели включение ребенка с особыми образовательными способностями является самым кратковременным из числа других моделей инклюзивного образования. За такой короткий временной промежуток ребёнку трудно адаптироваться и ощутить себя комфортно, по этой причине при применении этой модели его должен постоянно сопровождать специалист-дефектолог. С другой стороны ребёнок не так долго находится в состоянии эмоционального напряжения от новых условий и новых людей вокруг.

Модель полной интеграции.

December, 2022

Academic Research in Educational Sciences Volume 3 | Issue 12 | 2022

ISSN: 2181-1385_Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

Эта модель характеризуется тем, что дети, согласно уровню психофизического и речевого развития соответствующие возрастной норме и психологически готовые к общей со здоровыми сверстниками учебе по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада либо классы школы. При этом они непременно должны получать коррекционную поддержку либо по месту обучения (к примеру, дети с нарушениями речи - в логопункте детского учреждения), или в группе временного пребывания специального детского сада или школы, либо в различных центрах (к примеру, дети с нарушенным слухом - в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья интегрируется в обыкновенный класс общественной школы на полный период обучения. Она более всего подходит детям с слабо проявленными, стертыми формами отклонений в развитии (например, нарушением речи по типу дислалии, сглаженными формами церебрального паралича).

Эта модель является самой продолжительной по времени включения ребёнка в образовательный процесс обычной школы, а по факту наличия постоянной помощи специалистов эта модель напоминает характерные черты комбинированной интеграции, однако для полной интеграции свойственно присутствие специалиста непосредственно в месте обучения ребёнка.

Подводя итог и сравнивая все модели инклюзивного образования, можно сказать, что все они, несомненно, приносят пользу и являются необходимыми для развития инклюзии.

При этом у вышеперечисленных моделей есть нечто общее, каждая из этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя- дефектолога, оказывающего помощь обычным педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в группе здоровых обучающихся сверстников. Также важно подчеркнуть, что модель полной интеграции может быть эффективна лишь для части особенных детей, у которых наблюдается относительно высокий уровень психофизического развития. А вот частичная и особенно временная формы инклюзивного обучения целесообразно применять для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, выработке культуры инклюзии и привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа,

December, 2022

217

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

но и изменение культуры школьных и социальных взаимоотношений.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. И также можно добавить, что на сегодняшний день инклюзия -это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Для развития инклюзивного образования нужна модель педагогического и психологического сопровождения и образовательные маршруты для детей, в которых на каждом образовательном уровне была оказана нужная помощь специалистами учреждений. Основная задача - обнаружить индивидуальные положительные особенности в любом школьнике, зафиксировать умения учения, которые приобретены за некое время, наметить перспективу и ближайшую зону совершенствования приобретенных умений и навыков и как можно больше расширить функциональные возможности школьника.

Таким образом, модель инклюзивного обучения нужно подбирать под каждого ребёнка индивидуально, исходя из его возможностей, а также не забывая учитывать для некоторых моделей наличие особых условий, оборудования, специального технического оснащения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов и моделей к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в

получении адекватного уровню его развития образования.

December, 2022

ISSN: 2181-1385

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в Узбекистане находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Как уже было упомянуто в данной работе, это связано со спецификой методик и неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов.

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.

В заключении следует отметить, что проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные, талантливые, одаренные дети. И одной из важных задач государства в целом и общества в частности помочь им «влиться» в общественную жизнь.

REFERENCES:

1. Акбаров А.А. Традиционные и инновационные методы обучения // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/16414098. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 17.12.2019.

2. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г и др.: «Педагогика и психология инклюзивного образования» - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 204 с.

3. Михайлова М.В. Современные методы обучения / Социальная сеть работников образования. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/08/30/sovremennye-metody-obucheniya. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 18.12.2019.

4. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-

аналитический

портал

SocPolitika.ru/

December, 2022

режим

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.s html (дата обращения 25.12.2021 г.)

5. Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста // Международный образовательный портал МААМ. Гл. ред. Фонов Д.В. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priyomy-obuchenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 19.12.2019.

6. Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61 a.htm (дата обращения 25.12.2021 г.)

7. Суворова М.О. Вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения // Образование и проблемы развития общества. - 2017. - № 1(3). - С. 32-36.

8. Интернет ресурс РИА Новости/ http://www.rian.ru/edu_analysis/20090903/183486517.html (дата обращения 25.12.2021 г.)

9. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110 с.

10. Современные методы обучения / Педагогика // Сайт: 4brain.ru. - URL: https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 18.12.2019.

11. Сущность понятия «Педагогическая деятельность» / Международный образовательный портал МААМ. Гл. ред. Фонов Д.В. -URL: https://www. maam. ru/detskij sad/suschnost-ponj atij a-pedagogicheskaj a-dejatelnost.html Режим доступа: свободный. Дата обращения: 16.12.2019.

12. Традиционные методы обучения / Педагогика // Сайт: 4brain.ru. - URL: https://4brain.ru/pedagogika/tr-methods.php. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 19.12.2019.

13. Ibadullayev, D. K. (2022). Research and analysis of the solution of Hamilton-Jacobi equation. Science and Education, 3(9), 8-15.

14. Olimov I.S., Karimov A.A., Yo'ldoshev Sh.Z. (2021). Buyumlar internetida autentifikatsiya va ruxsatlarni boshqarish. Zamonaviy axborot, kommunikatsiya texnologiyalari va AT-ta'lim tatbiqi muammolari. 3, 236-239.

December, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.