Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ'

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

206
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биоэтика / деонтология / детская стоматология / ребенок / врач / стоматолог / зубы / этика / студенты / bioethics / deontology / pediatric dentistry / child / doctor / dentist / teeth / ethics / students.

Аннотация научной статьи по биотехнологиям в медицине, автор научной работы — Наргиза Акмаловна Умирзакова

Посещение ребенка детского врача стоматолога в основном сопровождается стрессом из-за страха перед детским стоматологом. Страх так же может возникнуть из-за наличия в кабинете большого количества разных инструментов, бормашины и манипуляций. Особое внимание нужно обратить на детей, которые впервые посещают врача стоматолога. Именно поэтому этика и деонтология занимает важное место в детской стоматологии при общении с ребенком и его родителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The visit of a child to a pediatric dentist is mainly accompanied by stress due to fear of a pediatric dentist. Fear can also arise due to the presence in the office of a large number of different tools, drills and manipulations. Special attention should be paid to children who visit a dentist for the first time. That is why ethics and deontology occupy an important place in pediatric dentistry when communicating with a child and his parents

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ

СТОМАТОЛОГИИ

Наргиза Акмаловна Умирзакова

PhD, доцент кафедры Общественных наук с курсом биоэтики ТГСИ

АННОТАЦИЯ

Посещение ребенка детского врача стоматолога в основном сопровождается стрессом из-за страха перед детским стоматологом. Страх так же может возникнуть из-за наличия в кабинете большого количества разных инструментов, бормашины и манипуляций. Особое внимание нужно обратить на детей, которые впервые посещают врача стоматолога. Именно поэтому этика и деонтология занимает важное место в детской стоматологии при общении с ребенком и его родителями.

Ключевые слова: биоэтика, деонтология, детская стоматология, ребенок, врач, стоматолог, зубы, этика, студенты.

The visit of a child to a pediatric dentist is mainly accompanied by stress due to fear of a pediatric dentist. Fear can also arise due to the presence in the office of a large number of different tools, drills and manipulations. Special attention should be paid to children who visit a dentist for the first time. That is why ethics and deontology occupy an important place in pediatric dentistry when communicating with a child and his parents.

Keywords: bioethics, deontology, pediatric dentistry, child, doctor, dentist, teeth, ethics, students.

ВВЕДЕНИЕ

Деонтология является учением о нравственных и моральных проблемах, правил поведения и оценке действий человека. На первый взгляд возникает вопрос, а как могут быть связаны эти направления? На самом деле, в настоящее время взаимосвязь действительно есть и она очень близкая.

Многие родители придерживаются мнения, что посещение детского врача стоматолога может вызвать только физическую боль, не придавая достаточного внимания психологическому состояния ребенка на приеме у

ABSTRACT

врача стоматолога. Однако по результатам многих

December, 2022

проведенных исследований доказано что дети испытывают страх перед каждым посещением стоматолога.

Причина этого состояния может быть неизвестность, боязнь всех врачей, боязнь белого халата, неудачное проведенное лечение ранее, самовнушение и др. При работе с такими пациентами врач сталкивается с такими проблемами как ребенок не открывает рот, может сильно схватить сильно врача за руку, сильно кричать или выполнять иные действия, которые мешают провести доктору надлежащее лечение. В решении этих проблем помогает биоэтика и деонтология.

Главной задачей биоэтики и деонтологии в детской стоматологии является формирование доверия между пациентом и врачом. Этот подход необходим для установления доверительных отношений между ребенком и врачом.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Завоевать доверие ребенка задача не легкая, которая может потребовать определенных знаний и навыков. Для того, чтобы обеспечить доверительные отношения врача с ребенком, ему необходимо приходить на профилактический осмотр для того чтобы не вызывать ужасающий страх как при наличии острой боли, когда заболевание перешло же в острую форму. Этот осмотр можно назвать как ознакомительный приём.

Медицинская деонтология является учением о профессиональном выполнении долга врача стоматолога перед пациентом. Деонтология учит как относится врачу стоматологу к пациенту не как к предмету наблюдения, а как к личности, имеющего свое мировозрение. Детский стоматолог должен иметь не только профессиональное образование и квалификацию, но и быть хорошим психологом. Применение учений деонтологии позволяет найти нужный подход к ребенку, применив психологические навыки манипуляций его поведением.

В детской стоматологии мы можем применить такое крылатое выражение как слово может лечить, а может и ранить. Ребенок во время болезни очень восприимчив в силу еще не сформированной психики. Правильные слова детского стоматолога при обращении к ребенку являются залогом успешного контакта, а так же лечения. Однако даже одна не правильная фраза могут изменить ситуацию, а так же спровоцировать психологическую травму.

Приветливый стоматолог, который всегда с трепетом и заботой относится к детям, всегда будет пользоваться авторитетом. И в дальнейшем, даже при болезненных

December, 2022

145

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

процедурах ребенок не будет капризничать и стойко переносить все манипуляции. Так как у него уже имеется доверие к детскому врачу стоматологу. В современной стоматологии лечение зубов проводится с применением самых разных видов анестезии. Единственной причиной страха может стать бормашина, инструменты врача и неизвестность процедур.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того, чтобы подготовить маленького пациента к стоматологическому лечению, следует начинать с небольших профилактических осмотров. Врач, который обладает достаточными знаниями в биоэтике и деонтологии, всегда найдет подход к ребенку, познакомит его со всеми особенностями лечения зубов в детской стоматологии и объяснит необходимость ухода и лечения. Родители же смогут убедится в компетентности врача стоматолога

В ТГСИ на кафедре «Детской хирургической стоматологии» обучение проводится с учетом биоэтических норм в процессе приёма пациентов врачами стоматологами. Студенты и магистры в своей практике успешно используют полученные знания. Они помогают быть коммуникабельными, находить общий язык с пациентами и коллегами, младшим медицинским персоналом, благодаря полученным знаниям и биоэтическому мировоззрению.

REFERENCES

1. Mukhamedzhanovna, M. Z., Akmalovna, U. N., Abdusamatovich, K. S., Gapparovna, S. D., Arifovna, U. D., & Tashpulatovna, K. P. (2021). Bioethics-Paradigm of Humanization of Medical Education. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 125-133.

2. Мухамедова, З. М. (2019). Умирзакова Н. А. Феномен медицинских гуманитарных наук и международный опыт интеграции гуманитарных наук в медицинском образовании. Философские проблемы биологии и медицины: феномен биорациональности, (13), 304.

3. Мухамедова, З. М. (2019). Интеграция гуманитарных наук в медицинское образование: проблемы и перспективы. Journal of Health Development, (1 (30)),

4. Мухамедова, З. М. (2009). Биоэтика. Учебное пособие. Ташкент.

5. Мухамедова, З. М., & Умирзакова, Н. А. (2021). Актуальность формирования социального контекста биоэтических проблем в

37-45.

Узбекистане. Гуманитарный трактат, (99), 7-15.

December, 2022

Academic Research in Educational Sciences Volume 3 | Issue 12 | 2022

ISSN: 2181-1385_Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

6. Mukhamedova, Z. M., & Umirzakova, N. A. (2019). The phenomenon of medical humanities and the international experience of integrating the humanities in medical education. Philosophical problems of biology and medicine: the phenomenon of biorationality, (13).

7. Мухамедова, З. М., & Умирзакова, Н. А. (2018). Паллиативная помощь: современость и традиции мусульманской биомедицинской этики. Гуманитарный трактат, (21), 38-40.

8. Mukhamedova, Z. M. (2006, October). Issues and contradictions in bioethics of 21st century: Islamic prospects. In Abstract book, First sub-regional expert meeting on ethics education in science and technology, Iran, Tehran (pp. 28-29).

9. Мухамедова, З. М. (2005). Исламская биоэтика в историческом аспекте. Сайт Ташкентской Медицинской Академии: www. rpam. uzsci. net.

10. Мухамедова, З. М. (2004). Введение в биоэтику. Т., Уч. пособие-2004.-120с.; Мухамедова ЗМ Биоэтика. Т. УзМУ Ресурс маркази. Укув кулланма-2006. 144б; Мухамедова ЗМ и др. Биоэтика. Т. Уч. пособие-2009.163 с.

11. Сатарова, Д. Г., & Умирзакова, Н. А. (2016). Развитие глобальной этики и всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. In Этика и история философии (pp. 202-207).

12. Саттарова, Д. Г. (2015). Стратегия компьютеризации и информатизации и проблема гуманизации образования. 1ааёёе1ёааО ieANanaa а ёё£ё0а055ёёш, 116.

13. Сатарова, Д. Г. (2014). Социальный идеал и постколониальные исследования центральной азии для" понимающего контроля". Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, (1), 106-108.

14. Sadullaevna, Y. L., & Baratovna, A. G. (2021). LOGICAL PRINCIPLES IN THE DOCTRINE OF IBN SINA AND THEIR FORMATION CHARACTERISTICS.

15. Юлдашева, Л. С., & Абдурахимова, Д. М. (2021). Жамиятда одоб-а^лок меъёрларини бузилишининг ижтимоий омиллари. Журнал Социальных Исследований, 4(4).

16. Yuldasheva, L. S., Khashimova, G. F., & Khosilova, A. A. (2020). THE CONCEPT OF TRUTH IN KANT AND HEGEL. Theoretical & Applied Science, (2), 451-454.

17. Il'ina, G. V., Berezhnaya, I. A., & Yuldasheva, L. S. (2019). Formirovanie gotovnosti pedagogov k realizatsii so-vremennykh zdorov'esberegayushchikh tekhnologii s det'mi doshkol'nogo vozrasta: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. GI Nosova.

December, 2022

147

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

18. Obol'nikova, E. A., & Yuldasheva, L. S. (1973). Isolation and identification of the ubiquinone synthesized by the fungus Blakeslea trispora. Applied Biochemistry and Microbiology, 7(1), 38-40.

19. Akkazieva, B., Tello, J., Smith, B., Jakab, M., Krasovsky, K., Sautenkova, N., ... & Shoismatuloeva, M. (2015). Better noncommunicable disease outcomes: challenges and opportunities for health systems. Tajikistan country assessment. Geneva: WHO.

20. Умирзакова, Н. А. (2019). Репродуктивные технологии в системе здравоохранения Узбекистана в качестве социальной инновации. In Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований (pp. 884-888).

21. Умирзакова, Н. А. (2022). СТОМАТОЛОГИК ТАЪЛИМДА БИОЭТИКАВИЙ МУАММОЛАРНИ УРГАНИШ ДОЛЗАРБЛИГИ. Academic research in educational sciences, (2), 69-72.

22. Умирзакова, Н. А. Востребованность биоэтики для гуманизации медицинского образования в Узбекистане. IX М1ЖНАРОДНОГО СИМПОЗ1 УМУ З БЮЕТИКИ ЗДОРОВ'Я, МЕДИЦИНА ТА ФШОСОФШ: СТРАТЕГИ ВИЖИВАННЯ, 15-16.

23. Умирзакова, Н. А. (2020). Значение изучения биоэтики в формировании профессиональной компетентности у студентов медицинских ВУЗов. Научные исследования XXI века.-Нефтекамск, (5), 7.

24. Умирзакова, Н. А. (2020). БИОЭТИКА КАК ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ. Гуманитарный трактат, (77), 4-7.

25. Мухамедова, З. М., Умирзакова, Н. А., & Бабаджанов, Ж. (2017). Проблема смерти мозга в исламской биоэтике. Гуманитарный трактат, (17), 15-18.

December, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.