Научная статья на тему 'Исследование окружающей среды в процессе проектной деятельности младших школьников'

Исследование окружающей среды в процессе проектной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЗДУХ / УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА / ПЫЛЬ / УРОВЕНЬ ПЫЛИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Светлана Борисовна, Луньков Вадим Сергеевич

Авторы рассмотрели вопрос включения учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность. Предлагают структуру построения исследовательской деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся. Предоставляет им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Светлана Борисовна, Луньков Вадим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование окружающей среды в процессе проектной деятельности младших школьников»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

• Городской фестиваль творческих исследовательских работ в области филологии «Филологический калейдоскоп» (город, Диплом за победу в номинации «Лучший исследовательский проект»);

• XIV открытая Всероссийская научная конференция школьников «Открытие» в г. Ярославле (Россия, сертификат участника очного тура, поощрительный приз);

• Конкурс «Учебный проект» в рамках фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» ИД «Первое сентября» (Россия, сертификат участника);

• НПК «Современный театр и классическая литература» (Россия, диплом, статуэтка «Ника»).

Таким образом, такой вид деятельности как научно-исследовательская является одним из самых сложных и высокоорганизованных и требует большой отдачи (желание, время, упорство и т.п.) от обучающихся, а также довольно весомого вклада от руководителя научной деятельности, но именно научно-исследовательская работа повышает активность обучающихся, развивает способности к анализу и обобщению, улучшает связанность, глубину и широту мышления, приучает обучающихся к точности, аккуратности, последовательности действий, развивает самостоятельность.

Литература

1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе.- 2001.- № 6.-с.21-25.

2. Бухтенкова И.С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.

3. Губогло З.И. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008 - № 3.

4. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. с.32-43.

5. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р- М., 1969.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

7. Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с.136.

Никитина Светлана Борисовна

учитель МБОУ гимназии № 18 E-mail: nikitina.c@mail.ru Луньков Вадим Сергеевич

ученик МБОУ гимназии № 18 г. Нижний Тагил

J ^

ИССЛЕДОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

S_____________________________________________________________________г

Аннотация. Авторы рассмотрели вопрос включения учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность. Предлагают структуру построения исследовательской деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся. Предоставляет им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать результат.

Ключевые слова: проблемное обучение, исследовательская деятельность, воздух, уровень загрязнения воздуха, пыль, уровень пыли, экологическая ситуация, природоохранительная деятельность.

Способность человека делать открытие - не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития, такое же естественное как дыхание или питание. Возникает вопрос, какие технологии могут помочь стать исследователем, развивать жажду познаний. Прообразом данного типа образования, нам кажется, является метод Сократа, который вместе с собеседником путём особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

В современной дидактике это проблемное обучение [1, с. 230]. Под проблемным обучением мы понимаем специально организованную учебную деятельность, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей [3, с. 56].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

65

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Главным звеном проблемной ситуации является постановка проблемы - поиск недостающей информации и выдвижение гипотезы - проверка гипотез и получение нового знания - перевод проблемы в задачу (задачи) -поиск способа решения - решение - проверка решения - доказательство правильности решения задачи.

Особенностью проблемного обучения является непременное включение обучающегося в интеллектуальную деятельность. Такой деятельностью является исследовательская деятельность учащихся.

Цель организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умение обобщать и систематизировать информацию, коммуникативные умения; формирование наблюдательности и внимания, умение работать с художественными и научными текстами.

Этапы работы [6, с. 56];

1. Выбор темы.

2. С помощью учителя ребёнок ставит цель - чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.

3. Подбор материала.

4. Изучение, обобщение и систематизация материала.

5. Оформление работы.

6. Защита работы.

Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада. Форма реализации - проект.

Существуют разные мнения в каком возрасте начинать исследовательскую деятельность? Мы считаем, что в исследовательскую деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с 1 класса.

В первом классе исследовательская деятельность направлена на овладение логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающем мире.

Во втором классе организую коллективное исследование по плану.

В третьем и четвёртом классах уделяю внимание умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ближайшего развития.

Темы детских исследовательских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Тема проекта «Воздух, которым мы дышим» родилась на прогулке. Ученик третьего класса подошел и спросил: почему когда я был за городам там небо голубое и снег белый, искрящийся, а приехал в город этого не вижу? Вместо голубого неба трубы предприятий и дым?

Чтобы выяснить, насколько загрязнен воздух, которым мы дышим и как снизить его отрицательное влияние на человека решили провести данное исследование.

С помощью учителя были поставлены цели и задачи исследования. От учителя требуется такт, чтобы не «навязывать» ученику информацию, а направить его на самостоятельный поиск Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. На данном этапе очень важна помощь педагога. Если в данный момент ребёнок ставит цель и задачи вместе с учителем, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно.

Цель исследования: изучить степень загрязнения воздуха и рекомендовать меры по его очищению.

Для достижения поставленной цели поставили и постарались решить следующие задачи:

• Рассмотреть состав воздуха и его роль в жизни человека.

• Определить источники загрязнения воздуха.

• Изучить методы измерения загрязненности воздуха.

• Провести исследование по определению загрязненности воздуха твердыми частицами визуально-расчетным методом.

• Проанализировать полученные результаты.

• Предложить меры по снижению загрязненности воздуха.

Были определены методы исследования: сбор информации из книг, журналов, Интернета; анализ полученной информации; опрос; наблюдение; эксперимент.

На этапе сбора информации из книг учитель выступает в роли помощника, консультанта, координатора. Ребенок, изучая теоретический материал, фиксировал информацию различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, таблица.

Известно, что земная атмосфера состоит почти из 20 газов (Рис. 1).

Рис. 1. Состав земной атмосферы

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Именно такой состав атмосферы нужен для нормальной жизнедеятельности человека, поэтому важно, чтобы он оставался неизменным. Большое влияние на состав воздуха нижних слоёв атмосферы оказывает человек. Воздух нашего города загрязнён и неправильно говорят, что это нельзя ощутить на ладони, и глазом не увидеть [3, с. 106] (табл. 1).

Таблица 1

Источники загрязнения атмосферы

Естественные Антропогенные

Пыльные бури Промышленные предприятия

Вулканизм Транспорт

Лесные пожары Теплоэнергетика

Выветривание с выдуванием Отопление жилищ

Разложение останков Выделение газа и фильтра-

живых организмов та из хранилищ отходов

Выделение природного Сельское хозяйство Строи-

газа тельство

Основные источники загрязнения в г. Нижний Тагил я считаю:

1. Промышленность (рис. 2).

Большой проблемой для города является запылённость - насыщение воздуха твёрдыми частицами.

Степень загрязнения атмосферного воздуха зависит от множества различных факторов и условий [2, с. 309]:

• количества выбросов вредных веществ,

• их химического состава,

• высоты, на которой осуществляются выбросы,

• климатогеографических условий, определяющих перенос, рассеивание и превращение выбрасываемых веществ,

• планировки населенных мест,

• рельефа местности.

После изучения теоретического материала перешли к экспериментальной части. Свой эксперимент по определению чистоты воздуха в г. Нижний

Тагил ученик провёл по следующим направлениям:

• Визуальное наблюдение выбросов в атмосферу предприятиями города.

• Показатели лабораторий. (Показатели Министерства природных ресурсов Свердловской области).

• Уровень пыли в разных районах города.

1. Поучаствовать в эксперименте по визуальному наблюдению за выбросами в атмосферу предприятиями города Нижний Тагил я выбрал своих одноклассников. Они в течении недели рассматривали дым выходящий из труб НТМК, Коксохимпроизвод-ства и отмечали дни когда дым приобретал цвет.

По результатам наблюдения мы видим, что дым наблюдали каждый день и он имел различную окраску (в основном бурую). Значит предприятия выбрасывали вредные вещества (табл. 2).

Таблица 2

Окраска дыма 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день

Фиолетовый + +

Бурый + + + + + +

Серый

Белый

2. Статистика загрязнения атмосферного воздуха в городе Нижний Тагил подтвердила наблюдения детей.

На территории Свердловской области с 30.07.2010 г. организован ежедневный мониторинг качества атмосферного воздуха в 12 городах области. Нижний Тагил входит в это число. Отбор проб проводится ежедневно в 7.00. и в 13.00. на стационарных постах филиалов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Свердловской области».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Свердловского областного государственного учреждения «Центра экологического мониторинга и контроля» на 12 часов дня с 14.11.11. по 18.11.11. в районе станции отмечались превышения предельно допустимых концентраций азота

Рис. 2. Предприятия, загрязняющие атмосферу г. Нижний Тагил.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

67

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

диоксида присутствовала все 7 дней и 1 день азота оксид.

Данные мониторинга для меня обозначают, что загрязнение химическими веществами присутствует каждый день.

3. Определение запылённости воздуха по снегу.

После появления устойчивого снежного покрова отобрали пробу снега в районе Коксохимпроизвод-ства, посёлка Черноисточинск (пригород Нижнего Тагила 20 км), территория МБОУ гимназии № 18.

В помещении гимназии дали снегу растаять и отфильтровали снеговую воду через предварительно взвешенный фильтр. (Вес фильтра 1,5 гр)

Высушили фильтр и вновь измерили его массу. Разница в массе показала пылевые загрязнения снега. Коксохимпроизводство 6 грамм, территория гимназии 3,6 грамма.

При рассмотрении через микроскоп я увидел, что на пробе из посёлка Черноисточинск присутствует пыль, но её форма и количество отличается от городской пыли. Это пыль естественного происхождения.

При увеличении образцов пыли взятых около Коксохимпредприятия выяснили: по форме похожи на микроскопические гранулы и отметили их огромное количество.

Проба с территории МБОУ гимназии под линзой микроскопа показывает наличие частиц промышленной пыли и волокон животного происхождения.

Сделали вывод: промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход электроэнергии.

Определив содержание пыли в атмосфере, рассмотрим содержание пыли в помещениях (классный кабинет, спортивный зал, кабинет информатики, фойе гимназии).

68

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Визуально мы определили наличие пыли на поверхностях: телевизора, книжных полках, шкафах, подоконниках) [5, с. 112].

Следующий этап исследования: изучение степени запылённости воздуха в помещении.

Для исследование взяли классный кабинет, спортивный зал, кабинет информатики, фойе гимназии.

До уроков закрепили клейкую ленту на стены у входа в помещения.

Анализируя полученные результаты, делаю вывод: пыль обнаружена во всех помещениях, это крупнодисперсная пыль. Выявлено значительное накопление пыли в фойе гимназии и спортивном зале, нахожу причину в большой проходимости (около 1500 человек).

Значительно меньше пыли в кабинетах. Это и понятно, ведь в классе мы большую часть времени сидим, не провоцируя поднятие пыли в воздух, кабинеты проветриваются на каждой перемене и наличие сменной обуви.

Рассматривая пыль в микроскоп я обнаружил, что присутствуют гранулы пыли и ворсинки. Это говорит о том, что в помещениях присутствует пыль техногенного (промышленная) характера и бытовая. Промышленная пыль попадает с улицы через открытые окна и мы её приносим с обувью.

Следующим этапом было изучение природоохранительной деятельности в городе Нижний Тагил.

В марте 2000 года по инициативе Института Устойчивых Сообществ (штат Вермонт США) и ОЭО «Чистый дом» была разработана концепция создания «зеленого коридора», сформирован консультативный совет. А 20 сентября 2001 года принята муниципальная целевая программа «Комплексное благоустройство города Н. Тагила на 2001-2010 годы и основные направления благоустройства до 2011 года».

«Зеленый коридор» - это улучшение качества поверхностных вод, воздуха, создание среды обитания для растительного и животного мира в городских условиях. Зеленые насаждения - низкозатратный способ оздоровления окружающей среды, так как они улавливают своей кроной до 50 процентов пыли и поглощают вредные вещества, содержащиеся в воздухе. Например, сирень обыкновенная хорошо поглощает бензол и фенол, а тополь - аммиак, свинец, кадмий, окислы азота. Реализация проекта «зеленый коридор» - это не только реконструкция старых парков, но и создание новых, как, например, пятикилометровая северная набережная Тагильского пруда, площади у памятника Черепановым и музыкального фонтана, Комсомольский и Пионерский скверы, сквер Рабочей молодежи, бульвар на улице Горошникова и сквер Железнодорожников, а также территории, на которых благоустройство еще не начиналось - примыкающие к ГДТЮ, территория между цирком и парком Бондина, рекреационно-парковая зона между тремя районами города - Выей, Красным Камнем, центром города.

Качество атмосферного воздуха - важнейший фактор, влияющий на здоровье людей, существование животных и растений на Земле. Увеличение масштабов загрязнения атмосферы требуют бы-

стрых и эффективных способов защиты её от загрязнения. Заводы и фабрики, основанные на технологии без отходов, - в общем, индустрия будущего. Эти и другие проблемы решаются на международном уровне. Мы, школьники способны внести свою маленькую лепту в защиту атмосферы.

Нам, школьникам под силу посадка новых деревьев и кустарников и защита уже растущих.

И только если каждый из нас будет вносить свою крошечную частичку в защиту атмосферы, мы сможем избежать всех тех последствий, о которых я рассказал в этой работе.

На этапе представления готового продукта (презентация) ребёнок показывает конечный результат в разнообразных формах:

• отчёт (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

• фильм, макет, сборник;

• конференция, праздник.

Результатом данной работы было участие на Всероссийской конференции «Первые шаги в науке».

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности нацелено не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать результат [8, с. 78].

Пусть учащиеся не сделают новых открытий, но они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.- 208с.

2. Биология: Справочник школьника. [Электрон. ресурс] / Сост. З.А.Власова. - М.: Филолог, 1996. -576с. URL: http:// depositfiles.com/files/vgjkayt7j (Формат DjVu. дата обращения: 2012-08-15).

3. Давиденко И.В. Земля - твой дом. - М., Недра, 1982. - 150с.

4. Дереполенко М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011. - №1.

5. Илонова В.А. Откуда родом пыль? - М.: Санитарное просвещение, 1996.- 24с.

6. Матюшин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М: Педагогика, 1972.

7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 374с.

8. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. - 368с.

9. Пахомов В.И., Пахомова Т.Н. Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся. //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №4.

10. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 528с.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.