Научная статья на тему 'Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение»'

Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ / УМЕНИЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев Дмитрий Александрович

Автор рассматривает научно-исследовательскую деятельность школьников как средство решения задач развивающего образования; которое повышает престиж знаний, общую культуру, развивает личность ученика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение»»

ЭКСПЕРИМЕ НТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Д.А. Афанасьев

J ^

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ:

и ст орико-патриотический

пал/.гго SiHbi@m^i"E рь «возрождение»

л_____________________________________________________г

Аннотация. Автор рассматривает научно-исследовательскую деятельность школьников как средство решения задач развивающего образования; которое повышает престиж знаний, общую культуру, развивает личность ученика

Ключевые слова: критическое мышление; уверенность в своих силах; умение преодолевать трудности; научноисследовательская деятельность школьников

Во исполнение долгосрочной целевой программы «Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Калужской области в 20102015 годах», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 10.12.2009 г. № 508, на основании приказа министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 24 мая 2010 г. № 350 «О предоставлении из областного бюджета местным бюджетам субсидий на реализацию отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Организация отдыха и оздоровления детей и. подростков Калужской области в 2010-2015 годах», в целях создания условий для профилактики безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних, администрация муниципального района «Город Людиново и Людиновский район»

программа

Исследования материальной культуры и быта поселений Жиздринского уезда начала XX века

(в те(>[^ит^[}иа;^1з>ных рамках Людиновского района)

Администрация МР «Город Людиново со Людиновский район»

Отдел образования МР «Город Людиново и Людиновский район»

МБОУ «ыБуиаиояская средняя школа»

МБОУ средняя школа №6

МБОУ ««Манкнская средняя [школа»

TBB СТАТНА

Информационно-кбмпьютерный цеитр «<Ко ллегия»

Современное общество выдвигает целым ряд требований к [знаниям школьников и учителей. Это выщажается в необходимости приобретения конкретных знаний и умение, которыю не всегда можно получить извчением только теории и абстрактным примеров. Школьная научно-исследовательская экспедиция (далнк ШНИЭ) призвана разнообразить подходы к об-разоеательному процессу. Одним из таких подходов является организация и проведение палаточных ла-герпй. Исто|эико-патриотический палаточным лагерь «Возрождение» с круглосутозныи пребыланием детей органсзован бдминиьтрацией МР ««Город Людиново и Людиоовски3 район» совместно с МБОУ «Мурановская средняя шкала», МвОУ «<Срерняя школа № К», МБОУ» «<Манинская срерняя школа» прк участпн Мн-формаци о нно-компьютерного центра ««Ооллегия».

Научно-исслкдовктелнская деятельность школьников помогает ришать зидачо развивающего образования: покышает престиж знании, общун кулнтуиу, совекшенствует навыки учебной работык рнзвивает личность ученнке, формирует систвмность н ширвту знаний, кротичкскон мышление; обогащает социальным опытт: унит умению преодолевпть трудности, донизано пережить результаты своего труда, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты между учениками о учителями разным шнол.

Наиопленнын материал в хоиж ШНИЭ позножит в перспективе п<оводить самык разнообразные виды гуманитарных и ентвнтвеннонаучныз иснледований. Особо следует поднерлнуть актуальность проекта се только для учеников, но и для учителей, так как им предоставля ется тозложность сивместной исследова-

Муници палмное об^зование: инновацки и эксееримент №н, 201 1

67

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

тельской работы. Ниже предлагается примерный распорядок дня.

Распорядок Интервал Время

1 день

Прибытие 8:00

Завтрак 8:00-9:00 1 час

Постановка задач 9:00-9:30 30 минут

Работа (1 блок) 9:30-13:00 3,5 часа

Обед 13:00-14:00 1 час

Работа (2 блок) 14:00-18:00 4 часа

Ужин 18:00-19:00 1 час

Фиксация результатов 19:00-20:00 1 час

Спорт. мероприятия 20:00-22:00 2 часа

Полдник 22:00-22:30 30 минут

Отбой 22:30

2 день

Подъем 7:30-8:00 30 минут

Завтрак 8:00-8:30 30 минут

Постановка задач 8:30-9:00 30 минут

Работа (3 блок) 9:00-12:00 3 часа

Обед 12:00-13:00 1 час

Работа (4 блок) 13:00-16:00 4 часа

Фиксация результатов 16:00-17:00 1 час

Полдник 17:00-18:00 1 час

Отбытие 18:00

Описание программы

Объектная область исследования. Материалы ШНИЭ призваны продемонстрировать практические исследования по истории, археологии, экономике, географии, информатике, физике. По истории и археологии1 -это изучение родного края, ведь знание исторической действительности помогает осознать значение вклада каждого человека в историю. По экономике - это изучение процесса организации и проведение исследовательских мероприятий. По географии и физике - реализация картографического потенциала, в том числе, по радиоактивному загрязнению местности поселений. По информатике - создание качественного интерактивного продукта.

Объект исследования экспедиции. Историческое краеведение, развитие материальной культуры местного населения.

Предмет исследования экспедиции. Сельские поселения на территории Людиновского района.

Цели экспедиции.

1. Привитие интереса к историческим событиям, происходившим на территории Людиновского района.

2. Развитие исследовательских способностей у учащихся.

3. Формирование навыков работы с информацией, освоение методов научного исследования в той или иной области знаний.

4. Формирование способности к систематической, самостоятельной работе направленной на пополнение знаний по различным отраслям науки.

5. Совершенствование межпредметных знаний, умений и навыков обучающихся: обучение методике ведения научного исследования и создания вторичного авторского текста на основе, полученной в ходе ШНИЭ

1 Археологическая карта России. Калужская область. М.: Институт археологии РАН, 2006.

информации, приобретение навыков публичной защиты своего труда.

Задачи экспедиции.

1. Содействовать становлению личности учащихся через научно-исследовательскую деятельность.

2. Совершенствовать умения обучающихся по проведению самостоятельных исследований, анализу литературы, обобщению и поиску решения новых проблем в исследуемой области.

3. Способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

4. Научить учащихся написанию научно-исследовательской работы.

5. Сформировать навыки публичного выступления, ведения научной полемики.

6. Создать эмоционально-комфортную научно-исследовательскую среду в полевых условиях.

Этапы поведения экспедиции.

I этап. Подготовительный этап. Изучение источников и литературы по поселению. Составление плана деятельности. Организационные действия.

II этап. Монтаж лагеря и оборудования.

III этап. Проведение работ согласно плану по каждому направлению исследований.

IV этап. Систематизация полученных данных, компьютерная обработка. Теоретическое обобщение, оформление результатов всех исследований.

V этап. Публикации фильма об исследованиях, фотоальбома экспедиции, сборника материалов экспедиции, созданных карт и моделей, дневника экспедиции; разработка материалов для участия в специализированных конференциях и конкурсах.

Исследовательская новизна экспедиции. Новизна программы заключается в подходе - в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью учащихся. Соединение практики с теорией в полевых условиях: интерактивном представлении, полученной информации на основе новых информационных технологий.

Основные направления экспедиции.

Видеосъемка - получение навыков видеосъемки и обработки видеоизображения. Создание фильмов и клипов по темам исследованиям.

Фотосъемка - получение навыков фотосъемки, работы в программных приложениях, реставрационных работ. Накопление фотографического материала. Создание фотоальбома экспедиции.

Археологические изыскания - знакомство учащихся с основами проведения археологических работ и обработкой полученной информации.

Полевые исследования по краеведению - сбор информации у местного населения о поселении, описание строений, памятников, улиц, а также о местных жителях.

Архив - создание архива экспедиции. Архивирование полученной информации.

Моделирование - создание исторического облика поселений в виде компьютерных моделей.

Организационный менеджмент - организация и проведение экспедиции.

Картография - создание с помощью компьютерных программ разнообразных карт: географических, исторических, градостроительных и радиационных.

68

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Великая Отечественная Война 1941-45 гг. - восстановление военных событий проходивших на территориях поселений.

Летопись ШНИЭ - описание текущих событий, результатов, участников и их вклада в экспедицию, организации, будущих планов и решений. В прозе, в таблицах, диаграммах, стихах, картинках, отзывах.

Дополнительные направления экспедиции.

Кулинарные изыски - приготовление еды для участников на основе дореволюционных рецептов.

Спортивные игры - проведение кросса, стрельбы и игры в лапту.

Предполагаемые результаты экспедиции.

По окончанию экспедиции учащиеся должны научиться: подбирать и самостоятельно работать со спра-

вочной литературой; обобщать результаты; владеть методами исследования, как наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение, опрос и т. д.; различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение и др.); методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия, моделирование и др.); методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа); эмпирические (наблюдаемые явления) и теоретические методы. Навыки работы в полевых условиях с актуальной информацией. По окончанию ШНИЭ участники готовят по своим направлениям исследовательские работы для дальнейшего участия в конференциях.

Т. Э. Сырцева

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ учащихся

Как можно развивать творческие способности учащихся через музыкально-эстетическое образование?

Аннотация. Автор делится опытом организации музыкально-эстетического образования учащихся; обосновывает необходимость мониторинга процесса обучения и достигнутых результатов музыкально-эстетического образования, ее влияние на развитие творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: Устав гимназии; музыкально-эстетическое образование учащихся; мониторинг; внутришкольный контроль; процесс обучения; результаты музыкально-эстетического образования; творческие способности обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОУ гимназия № 1 г. о. Краснознаменск - учреждение повышенного статуса, занимает прочное лидирующее положение среди общеобразовательных школ г. о. Краснознаменск. Статус гимназии был получен в 1993 г., подтверждался 4 раза, последний раз в 2011 г. Учебное заведение находится в состоянии стабильного развития. Систематически обновляется содержание образования, качество обучения стабильно высокое. Гимназия является инновационным учебным заведением, на ее базе действует федеральная экспериментальная площадка. Личностная ориентация учащихся гимназии обеспечивается содержанием и организацией образовательного процесса при поддержке психологической службы. В начальной школе изучается английский язык, информатика и предметы эстетического цикла. В основной - особая роль отводится предпрофильной и профильной подготовке, которая дает возможность выбора и реализации учащимися индивидуальной траектории своего развития. В старшей школе реализуются социально-экономическое и гуманитарное направления образования. Но уже более 17 лет одним из основных направлений дея-

тельности гимназии является музыкально-эстетическое образование.

В 1990 году администрация гимназии, исследовав мнение родителей о школе, пришла к выводу, что школа не является конкурентно способной на рынке образовательных услуг. Образование в гимназии не отвечает социальному заказу родителей: воспитание и обучение учащихся с прочным уровнем знаний, творчески активной личности, социально-адаптированной в обществе, применяющей знания, полученные в школе на практике.

Коллектив, работающий в гимназии на тот момент, обладал высоким потенциалом к развитию. Высшее педагогическое образование имели - 70% учителей, среднее специальное - 28% учителей, 2% имели высшее непедагогическое образование. Школа была полностью укомплектована кадрами. Было принято управленческое решение о создании школы-гимназии, и оформлены документы для проведения процедуры лицензирования и аккредитации. Изучив общественное мнение и социальный заказ родителей, администрация школы принимает решение о направлениях деятельности школы-гимназии: гуманитарное, естественно-математическое, музыкально-эстетическое направление и раннем

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.