Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЁМА РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЁМА РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА - РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ / СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / ВИЗУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ТЕСТ ВЕКСЛЕРА (WPPSI-IV) / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Анна Яновна, Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна

Рабочая память играет важную роль в процессе обучения (Martinussen, Major, 2011; Alloway et al., 2010). Развитие рабочей памяти и способностей традиционно рассматривается в рамках увеличения объема памяти. Наибольший скачок в развитии памяти наблюдается у детей дошкольного возраста с 4 до 8 лет и чуть менее резко в младшем школьном - до 12 лет (Gathercole, 1999). Такое увеличение производительности в рамках решения различного рода задач памяти было обнаружено как для вербальной, так и для невербальной информации (Luciana et al., 2005). В данной работе были рассмотрены взаимосвязи между показателями рабочей памяти у старших дошкольников возрасте от 5 до 7 лет, для улучшения понимания развития представлений о модели рабочей памяти, ее объёмов и возможности ее диагностики. В исследование приняли участие 75 детей 5-7 лет (мальчиков 36 и 39 девочек) воспитанников ДОУ города Москвы. Объём рабочей памяти исследовался с помощью 2-х вариантов теста Векслера детского варианта (WISC - вербальные субтесты) и последнего издания для дошкольников (WPPSI-IV - субтесты визуальной и визуально-пространственную рабочей памяти, а также способность противостоять помехам от предыдущего запоминания), которые впервые были применены на российской выборке. Мы выдвинули гипотезу о том, что два показателя обработки информации будут связаны между собой. Гипотезы исследования были в основном подтверждены. Полученные результаты требуют дальнейшего подтверждения на русскоязычной выборке. Половые различия были обнаружены только при 403 сравнении характера взаимосвязей внутри групп. В группе мальчиков зрительно- пространственный компонент больше связан с арифметическими действиями, когда как в группе девочек - со способностью к удержанию ряда слуховых стимулов без выполнения математических действий. Хотя корреляционные выводы не могут быть истолкованы как раскрытие причинно-следственного механизма, полученные результаты подтверждают мнение о том, что зрительно-пространственный компонент может играть важную роль в развитии вербальных способностей. В данном возрастном диапазоне ребенок приобретает большой объем знаний и навыков, что впоследствии является основой взаимодействия ребенка с миром, его способности к быстрому усвоению новой информации и, как следствие, его успешности. Результаты этого исследования также дают возможность расширить понимание процесса познания и выявления аспектов овладения новой информацией. Диагностические методики, впервые использованные на российской выборке, также демонстрируют успешность их использования и могут быть в дальнейшем применены для коррекционной работы и понимания в целом, способностей ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фоминых Анна Яновна, Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЁМА РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Исследование объёма рабочей памяти у старших дошкольников.

Фоминых Анна Яновна

ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования

Ржанова Ирина Евгеньевна ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования

Алексеева Ольга Сергеевна ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования

Ключевые слова: Ключевые слова - рабочая память, слуховая память, визуальная память, тест Векслера (WPPSI-IV), дошкольники.

Рабочая память играет важную роль в процессе обучения (Martinussen, Major, 2011; Alloway et al., 2010). Развитие рабочей памяти и способностей традиционно рассматривается в рамках увеличения объема памяти. Наибольший скачок в развитии памяти наблюдается у детей дошкольного возраста с 4 до 8 лет и чуть менее резко в младшем школьном - до 12 лет (Gathercole, 1999). Такое увеличение производительности в рамках решения различного рода задач памяти было обнаружено как для вербальной, так и для невербальной информации (Luciana et al., 2005).

В данной работе были рассмотрены взаимосвязи между показателями рабочей памяти у старших дошкольников возрасте от 5 до 7 лет, для улучшения понимания развития представлений о модели рабочей памяти, ее объёмов и возможности ее диагностики. В исследование приняли участие 75 детей 5-7 лет (мальчиков 36 и 39 девочек) воспитанников ДОУ города Москвы. Объём рабочей памяти исследовался с помощью 2-х вариантов теста Векслера детского варианта (WISC - вербальные субтесты) и последнего издания для дошкольников (WPPSI-IV - субтесты визуальной и визуально-пространственную рабочей памяти, а также способность противостоять помехам от предыдущего запоминания), которые впервые были применены на российской выборке. Мы выдвинули гипотезу о том, что два показателя обработки информации будут связаны между собой. Гипотезы исследования были в основном подтверждены. Полученные результаты требуют дальнейшего подтверждения на русскоязычной выборке. Половые различия были обнаружены только при

сравнении характера взаимосвязей внутри групп. В группе мальчиков зрительно-пространственный компонент больше связан с арифметическими действиями, когда как в группе девочек - со способностью к удержанию ряда слуховых стимулов без выполнения математических действий.

Хотя корреляционные выводы не могут быть истолкованы как раскрытие причинно-следственного механизма, полученные результаты подтверждают мнение о том, что зрительно-пространственный компонент может играть важную роль в развитии вербальных способностей. В данном возрастном диапазоне ребенок приобретает большой объем знаний и навыков, что впоследствии является основой взаимодействия ребенка с миром, его способности к быстрому усвоению новой информации и, как следствие, его успешности. Результаты этого исследования также дают возможность расширить понимание процесса познания и выявления аспектов овладения новой информацией. Диагностические методики, впервые использованные на российской выборке, также демонстрируют успешность их использования и могут быть в дальнейшем применены для коррекционной работы и понимания в целом, способностей ребенка.

Список литературы:

1. Alloway T.P., Elliott J., Place M. Investigating the relationship between attention And working memory in clinical and community samples. ChildNeuropsychology, 2010, 16, P. 242-254.

2. Gathercole S. E., Tiffany C., Briscoe J., Thorn A., ALSPAC Team. Developmental consequences of poor phonological short-term memory function in childhood: A longitudinal study. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2005,46, P. 598-611.

3. Martinussen R., Major A. Working memory weaknesses in students with ADHD: Implications for instruction. Theory Into Practice, 2011, Vol. 50, 68-75.

4. Luciana M., Conklin H. M., Hooper C. J., Yarger R. S.. The development of nonverbal working memory and executive control processes in adolescents. Child Development, 76, 2005, P. 697-712.

5. Бэддели А. Рабочая память. В кн.: Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов (Ред.), Психология памяти. М.: Астрель, 2008. С. 436—461.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.