Научная статья на тему 'ТЕСТ ВЕКСЛЕРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА'

ТЕСТ ВЕКСЛЕРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1310
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА / ТЕСТА ВЕКСЛЕРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Анна Яновна, Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна

В нашей стране наблюдается дефицит диагностических методов, позволяющих проводить оценку интеллектуального развития на протяжении всего дошкольного возраста. Существующие стандартизованные методики либо морально устарели и представляют собой адаптированные зарубежные тесты 50-60-х годов прошлого столетия, либо направлены на диагностику отдельных психических функций ребенка (памяти, речи, восприятия и т.д.) (Гуткина, 2000; Марцинковская, 2010; Равен и др., 2012; Филимоненко, Тимофеев, 2016). С нашей точки зрения, требованиям всесторонней и комплексной диагностики умственного развития детей дошкольного возраста отвечает «Тест Векслера для дошкольников» (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence - WPPSIIV), выпущенный в 2012 году (Wechsler, 2012). На сегодняшний день это последняя редакция данного теста. С помощью этой методики могут быть обследованы дети в возрасте от 2,5 лет до 7 лет. Тест позволяет получить как общую оценку интеллектуального развития, так и индексы, отражающие степень сформированности отдельных когнитивных функций: речи, рабочей памяти, пространственных способностей, скорости переработки информации и т.д. Очевидным преимуществом этой методики перед многими другими является возможность с ее помощью оценить уровень интеллектуального развития у неговорящих детей или детей из иной языковой среды. Впервые в России нами был выполнен перевод на русский язык руководства, заданий и протоколов «Теста Векслера для дошкольников» (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence - WPPSI-IV); получена экспертная оценка 38 психологов и лингвистов на предмет соответствия русского перевода заданий культурным нормам, принятым в нашей стране; а также проведено первое пилотажное исследование с целью адаптации данного теста для российской популяции. Выборка исследования составила 73 ребенка, средний возраст детей 3 года 6 месяцев. Полученные результаты позволили доказать гипотезу о нормальности распределения баллов для индексов Вербальной понятливости, Зрительно- пространственного индекса и Общей шкалы интеллекта. Анализ частотности ответов продемонстрировал необходимость изменения последовательности предъявления пунктов для субтестов Осведомленность, Пассивный словарь, Название картинок и Сложение фигур. Эксплораторный факторный анализ воспроизвел трехфакторную структуру данных, объясняющую порядка 70% дисперсии. Первый фактор полностью совпадает с индексом Вербальной понятливости, второй и третий факторы продемонстрировали расхождение в содержании с теоретическим конструктом. Результаты первичной психометрической проверки характеристик русскоязычного перевода «Теста Векслера для дошкольников» показывают, что данная методика соответствует требованиям, предъявляемым к методикам исследования когнитивной сферы, и может быть использована именно для этих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фоминых Анна Яновна, Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕСТ ВЕКСЛЕРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА»

Тест Векслера для дошкольников как метод диагностики интеллекта

Фоминых Анна Яновна

ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования

г. Москва (Россия)

Ржанова Ирина Евгеньевна ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования

г. Москва (Россия)

Алексеева Ольга Сергеевна Психологическии институт Россиискои академии образования

г. Москва (Россия)

Ключевые слова: когнитивное развитие, коэффициент интеллекта, теста Векслера для дошкольников, дошкольники

В нашей стране наблюдается дефицит диагностических методов, позволяющих проводить оценку интеллектуального развития на протяжении всего дошкольного возраста. Существующие стандартизованные методики либо морально устарели и представляют собой адаптированные зарубежные тесты 50-60-х годов прошлого столетия, либо направлены на диагностику отдельных психических функций ребенка (памяти, речи, восприятия и т.д.) (Гуткина, 2000; Марцинковская, 2010; Равен и др., 2012; Филимоненко, Тимофеев, 2016). С нашей точки зрения, требованиям всесторонней и комплексной диагностики умственного развития детей дошкольного возраста отвечает «Тест Векслера для дошкольников» (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence - WPPSI-IV), выпущенный в 2012 году (Wechsler, 2012). На сегодняшний день это последняя редакция данного теста. С помощью этой методики могут быть обследованы дети в возрасте от 2,5 лет до 7 лет. Тест позволяет получить как общую оценку интеллектуального развития, так и индексы, отражающие степень сформированности отдельных когнитивных функций: речи, рабочей памяти, пространственных способностей, скорости переработки информации и т.д. Очевидным преимуществом этой методики перед многими другими является возможность с ее помощью оценить уровень интеллектуального развития у неговорящих детей или детей из иной языковой среды. Впервые в России нами был выполнен перевод на русский язык руководства, заданий и протоколов «Теста Векслера для дошкольников» (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence - WPPSI-IV); получена экспертная оценка

психологов и лингвистов на предмет соответствия русского перевода заданий культурным нормам, принятым в нашей стране; а также проведено первое пилотажное исследование с целью адаптации данного теста для российской популяции.

Выборка исследования составила 73 ребенка, средний возраст детей 3 года 6 месяцев.

Полученные результаты позволили доказать гипотезу о нормальности распределения баллов для индексов Вербальной понятливости, Зрительно-пространственного индекса и Общей шкалы интеллекта. Анализ частотности ответов продемонстрировал необходимость изменения последовательности предъявления пунктов для субтестов Осведомленность, Пассивный словарь, Название картинок и Сложение фигур.

Эксплораторный факторный анализ воспроизвел трехфакторную структуру данных, объясняющую порядка 70% дисперсии. Первый фактор полностью совпадает с индексом Вербальной понятливости, второй и третий факторы продемонстрировали расхождение в содержании с теоретическим конструктом. Результаты первичной психометрической проверки характеристик русскоязычного перевода «Теста Векслера для дошкольников» показывают, что данная методика соответствует требованиям, предъявляемым к методикам исследования когнитивной сферы, и может быть использована именно для этих целей.

Список литературы:

1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2000. -184с.

2. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей: учеб. пособие для вузов [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М.: Солитон, 2010. - 224с..

3. Руководство к Прогрессиивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам [Текст] / Дж.К. Равен, Дж.Х. Корт, Дж. Равен. - М.: Когито-центр, 2012. - 144с. -

4. Филимоненко, Ю.И. Тест Д.Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант [Текст] / Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев. - СПб.: ИМАТОН, 2016. - 112с.

5. Wechsler, D. Wechsler Preschool And Primary Scale of Intelligence—Fourth Edition [Text] / D. Wechsler. - San Antonio, TX: Pearson, 2012. -371с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.