Научная статья на тему 'ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ТЕСТ ВЕКСЛЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ржанова Ирина Евгеньевна, Фоминых Анна Яновна, Алексеева Ольга Сергеевна

Проблема влияния пола на когнитивное развитие является дискуссионной для современной психологической науки, поскольку накопленные эмпирические данные демонстрируют довольно противоречивую картину. В ряде крупномасштабных исследований показаны статистически значимые различия по когнитивным характеристикам между мальчиками и девочками, в других не менее масштабных работах данные различия не выявлялись. Так, мальчики превосходили девочек по показателям общего и вербального интеллекта в исследовании Дженсена [Jensen, Reynolds, 1983], схожие результаты были получены позже на другой выборке [Lynn, Mulhern, 1991]. Мальчики получили более высокие оценки по показателю интеллекта при использовании в качестве основного метода диагностики интеллекта «Прогрессивных матриц Равена» [Lynn, Irwing, 2004]. В исследовании, проведенном в Китае, было выявлено превосходство мальчиков по основным проанализированным показателям когнитивной сферы [Liu, Lynn, 2015]. В других исследованиях наличие половых различий по показателям интеллекта не было подтверждено. В крупном исследовании детей младшего школьного возраста, проведенном в Новой Зеландии, баллы мальчиков и девочек значимо не различались ни по одному проанализированному когнитивному показателю [Lynn et al., 2005]. Не подтверждают наличие различий между мальчиками и девочками по общему баллу интеллекта и данные, полученные в ходе стандартизации четвертой версии детского теста Векслера [Pezzuti, Orsini, 2016]. Целью настоящего исследования стало изучение половых различий по 40 характеристикам когнитивной сферы на выборке российских дошкольников. Для оценки показателей когнитивного развития детей использовалась новейшая версия «Теста Векслера для дошкольников - IV» (WPPSI IV). Данная методика позволяет получить как общую оценку интеллектуального развития, так и индексы, отражающие степень сформированности отдельных когнитивных функций: речи, рабочей памяти, пространственных способностей, скорости переработки информации и т.д. Выборку составили 94 ребенка. Средний возраст детей - 42 месяца (3 года 6 месяцев), стандартное отклонение - 3,8 месяца. Количество мальчиков составило 53% от общей численности выборки, и 47 % выборки - девочки. Были получены статистически значимые различия между мальчиками и девочками по общему показателю интеллекта и по ряду частных когнитивных характеристик. Девочки в среднем получили более высокие оценки по показателю общего интеллекта (FSI) и по индексу вербальной понятливости (VCI). По показателям рабочей памяти (WMI) и зрительно-пространственному индексу (VSI) половых различий обнаружено не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ржанова Ирина Евгеньевна, Фоминых Анна Яновна, Алексеева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Половые различия по характеристикам когнитивной сферы у младших

дошкольников

Ржанова Ирина Евгеньевна ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования

г. Москва (Россия)

Фоминых Анна Яновна

ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования

г. Москва (Россия)

Алексеева Ольга Сергеевна Психологическии институт Россиискои академии образования

г. Москва (Россия)

Ключевые слова: интеллект, половые различия, дошкольники, тест Векслера

Проблема влияния пола на когнитивное развитие является дискуссионной для современной психологической науки, поскольку накопленные эмпирические данные демонстрируют довольно противоречивую картину. В ряде крупномасштабных исследований показаны статистически значимые различия по когнитивным характеристикам между мальчиками и девочками, в других не менее масштабных работах данные различия не выявлялись. Так, мальчики превосходили девочек по показателям общего и вербального интеллекта в исследовании Дженсена [Jensen, Reynolds, 1983], схожие результаты были получены позже на другой выборке [Lynn, Mulhern, 1991]. Мальчики получили более высокие оценки по показателю интеллекта при использовании в качестве основного метода диагностики интеллекта «Прогрессивных матриц Равена» [Lynn, Irwing, 2004]. В исследовании, проведенном в Китае, было выявлено превосходство мальчиков по основным проанализированным показателям когнитивной сферы [Liu, Lynn, 2015]. В других исследованиях наличие половых различий по показателям интеллекта не было подтверждено. В крупном исследовании детей младшего школьного возраста, проведенном в Новой Зеландии, баллы мальчиков и девочек значимо не различались ни по одному проанализированному когнитивному показателю [Lynn et al., 2005]. Не подтверждают наличие различий между мальчиками и девочками по общему баллу интеллекта и данные, полученные в ходе стандартизации четвертой версии детского теста Векслера [Pezzuti, Orsini, 2016].

Целью настоящего исследования стало изучение половых различий по

характеристикам когнитивной сферы на выборке российских дошкольников. Для оценки показателей когнитивного развития детей использовалась новейшая версия «Теста Векслера для дошкольников - IV» (WPPSI IV). Данная методика позволяет получить как общую оценку интеллектуального развития, так и индексы, отражающие степень сформированности отдельных когнитивных функций: речи, рабочей памяти, пространственных способностей, скорости переработки информации и т.д. Выборку составили 94 ребенка. Средний возраст детей - 42 месяца (3 года 6 месяцев), стандартное отклонение - 3,8 месяца. Количество мальчиков составило 53% от общей численности выборки, и 47 % выборки - девочки. Были получены статистически значимые различия между мальчиками и девочками по общему показателю интеллекта и по ряду частных когнитивных характеристик. Девочки в среднем получили более высокие оценки по показателю общего интеллекта (FSI) и по индексу вербальной понятливости (VCI). По показателям рабочей памяти (WMI) и зрительно-пространственному индексу (VSI) половых различий обнаружено не было.

Список литературы:

1. Jensen A.R., Reynolds C.R. Sex difference on the WISC-R. Personality and Individual Differences, 1983, 4(2), 223-226.

2. Liu J., Lynn R. Chinese sex differences in intelligence: Some new evidence. Personality and Individual Differences, 2015, Vol. 75, 90-93.

3. Lynn R., Fergusson D.M., Horwood L.J. Sex differences on the WISC-R in New Zealand. Personality and Individual Differences, 2005, 39(1), 103-114.

4. Lynn R., Irwing P. Sex differences on the progressive matrices: A meta-analysis. Intelligence, 2004, 32(5), 481-498.

5. Lynn R., Mulhern G. A comparison of sex differences on the Scottish and American standardization samples of the WISC-R. Personality and individual differences, 1991, 12(11), 1179-1182.

6. Pezzuti L., Orsini A. Are there sex differences in the Wechsler Intelligence Scale for Children - Forth Edition? Learning and Individual Differences, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.