Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
206
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ / ТЕСТ ВЕКСЛЕРА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна, Фоминых Анна Яновна

Рабочая память представляет собой способность к удержанию в сознании информации в течение определенного времени при выполнении умственных задач (Hill et al., 2010; Sattler,.2008; Бэддели, 2008). Данный вид памяти играет важную роль в процессе обучения (Martinussen, Major, 2011; Alloway et al., 2010). Рабочая память ассоциируется со множеством академических способностей и навыков, в частности с чтением, письмом, решением математических задач (Redick, Engle, 2006; Alloway et al., 2010). Во многих исследованиях была продемонстрирована тесная связь рабочей памяти с вниманием: рабочая память и внимание являются своего рода основой познавательных процессов, позволяя индивидууму активно обрабатывать, сохранять и манипулировать информацией, необходимой для решения определенной задачи (Alloway et al., 2010; Brose et al., 2012). Дефицит рабочей памяти обнаруживается при диагностике большого количества нарушений в когнитивной сфере, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексию, дисграфию и нарушения счета (Archibald, Gathercole, 2007; Geary et al., 2007). В данной работе представлены результаты исследования особенностей рабочей памяти у детей старшего дошкольного возраста. Рабочая память изучалась с помощью методик, включавших стимульный материал различной модальности -слуховой и зрительной. Для исследования слуховой рабочей памяти применялись субтесты из теста Векслера для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children - WISC) -Арифметический и Повторение цифр. Зрительная рабочая память изучалась при помощи субтестов из теста Векслера для детей дошкольного возраста (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, Fourth Edition - WPPSI- IV) -Запоминание картинок и Зоопарк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна, Фоминых Анна Яновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Исследование слуховой и зрительной рабочей памяти у детей старшего дошкольного

возраста

Ржанова Ирина Евгеньевна, Психологический институт Российской академии образования,

г. Москва (Россия)

Алексеева Ольга Сергеевна, Психологический институт Российской академии образования,

г. Москва (Россия)

Фоминых Анна Яновна, Психологический институт Российской академии образования,

г. Москва (Россия)

Ключевые слова: дошкольники, рабочая память, тест Векслера

Рабочая память представляет собой способность к удержанию в сознании информации в течение определенного времени при выполнении умственных задач (Hill et al., 2010; Sattler, .2008; Бэддели, 2008). Данный вид памяти играет важную роль в процессе обучения (Martinussen, Major, 2011; Alloway et al., 2010). Рабочая память ассоциируется со множеством академических способностей и навыков, в частности с чтением, письмом, решением математических задач (Redick, Engle, 2006; Alloway et al., 2010). Во многих исследованиях была продемонстрирована тесная связь рабочей памяти с вниманием: рабочая память и внимание являются своего рода основой познавательных процессов, позволяя индивидууму активно обрабатывать, сохранять и манипулировать информацией, необходимой для решения определенной задачи (Alloway et al., 2010; Brose et al., 2012). Дефицит рабочей памяти обнаруживается при диагностике большого количества нарушений в когнитивной сфере, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексию, дисграфию и нарушения счета (Archibald, Gathercole, 2007; Geary et al., 2007). В данной работе представлены результаты исследования особенностей рабочей памяти у детей старшего дошкольного возраста. Рабочая память изучалась с помощью методик, включавших стимульный материал различной модальности - слуховой и зрительной. Для исследования слуховой рабочей памяти применялись субтесты из теста Векслера для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children - WISC) - Арифметический и Повторение цифр. Зрительная рабочая память изучалась при помощи субтестов из теста Векслера для детей дошкольного возраста (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, Fourth Edition -WPPSI- IV) - Запоминание картинок и Зоопарк.

Список литературы:

1. Бэддели А. Рабочая память. В кн.: Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов (Ред.), Психология памяти. М.: Астрель, 2008. С. 436—461.

2. Alloway T.P., Elliott J., Place M. Investigating the relationship between attention And working memory in clinical and community samples. ChildNeuropsychology, 2010, Vol.16,242-254.

3. Archibald L.M., Gathercole S.E. The complexities of complex span: storage and processing deficits in specific language impairment. Journal of memory and language, 2007, Vol. 57, 177-194.

4. Brose A., Schmiedek F., Lovden M., Lindenberger U. Daily variablity in working memory is coupled with negative affect: The role of attention and motivation. Emotion, 2012, 12 (3), 605-617.

5. Geary D.C., Hoard M.K., Byrd-Graven J., Nugent L., Numtee C. Cognitive mechanisms underlying achievement deficits in children with mathematical learning disability. Child Development, 2007, Vol. 78, 1343-1359.

6. Hill B.D., Elliott E.M., Shelton J.T., Pella R.D., O'Jile J.R., GouvierW.D. Can we improve the clinical assessment of working memory? An evaluation of the Wechsler Adult Intelligence Scale-Third Edition using a working memory criterion construct.Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 2010, 32 (3), 315-323.

7. Martinussen R., Major A. Working memory weaknesses in students with ADHD: Implications for instruction. Theory Into Practice, 2011, Vol. 50, 68-75.

8. Redick T.S., Engle R.W. Working memory capacity and Attention Network Test Performance. Applied Cognitive Psychology, 2006, Vol. 20, 713-721.

9. Sattler J. M. Assessement of children: Cognitive foundations, Fifth Edition. San Diego,CA: Sattler, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.