Связь флюидного интеллекта и рабочей памяти
Бурдукова Юлия Андреевна ФГБОУ ВО МГППУ
Алексеева Ольга Сергеевна Психологический институт РоссиИскоИ академии образования
Ржанова Ирина Евгеньевна Психологическии институт Россиискои академии образования
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, флюидный интеллект, рабочая память
В литературе обсуждается связь компонентов рабочей памяти с флюидным интеллектом. В последнее время появилось большое число работ, демонстрирующих связь этой когнитивной
характеристики с рабочей памятью (working memory), функцией префронтального неокортекса (Fry,Hale, 2000; Conway et al, 2002; Kane, Engle, 2002). Более того, появились сведения о нарушении
флюидного интеллекта у детей с поражением фронтальных отделов коры (Barbey et al, 2014). Это открыло возможности обсуждения
эффективности развития и компенсации флюидного интеллекта путем тренировки рабочей памяти (Jaeggi et al, 2008; Melby-Lervag, Hulme, 2013; Harrison et al, 2013; Redick et al, 2013; Au et al, 2015).
В отечественной психологии понятие флюидного интеллекта/флюидного мышления на данный моментостается исключительно теоретическим. Целью нашего исследования было изучение связи рабочей памяти с флюидным интеллектом на российской выборке дошкольников.
Выборку исследования составили 39 детей дошкольного возраста. Средний возраст детей - 67 месяцев (5 лет 7 месяцев), стандартное отклонение - 3,9 месяца. Для диагностики показателей флюидного интеллекта и рабочей памяти были использованы субтесты из Теста Векслера для дошкольников - IV (WPPSI IV), составляющие индекс рабочей памяти (WMI) и индекс флюидного интеллекта (FRI).
В исследовании проверялась гипотеза о связи рабочей памяти и флюидного
интеллекта. Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-013-01179.
Список литературы:
1. Fry A. F. & Hale S. Relationships among processing speed, working memory, and fluid intelligence in children. Biological Psychology, 2000, 54 (1-3), 1-34.
2. Conway A.R.A. et al. A latent variable analysis of working memory capacity, short-term memory capacity, processing speed, and general fluid intelligence.Intelligence, 2002, 30 (2), 163-183.
3. Kane M.J. & Engle R.W. The role of prefrontal cortex in working-memory capacity, executive attention, and general fluid intelligence: An individual-differences perspective. Psychonomic Bulletin & Review 2002, 9 (4), 637-671.
4. Barbey A. K. et al. Architecture of fluid intelligence and working memory revealed by lesion mapping. Brain Structure and Function, 2014, 219 (2), 485-494.
5. Jaeggi S. M. et al. Improving fluid intelligence with training on working memory. PNAS, 2008,105 (19), 6829-6833.
6. Melby-Lervag M. & Hulme S. Is working memory training effective? A meta-analytic review. Developmental Psychology, 2013, Vol 49(2), 270-291.
7. Harrison T. L. et al. Working Memory Training May Increase Working Memory Capacity but Not Fluid Intelligence. Psychological Science, 2013, 24 (12), 2409-2419.
8. Redick T. S. et al. No evidence of intelligence improvement after working memory training: A randomized, placebo-controlled study. Journal of Experimental Psychology, 2013, 142(2), 359-379.
9. Au J. et al. Improving fluid intelligence with training on working memory: a metaanalysis. Psychonomic Bulletin & Review, 2015, 22 (2), 366-377.