Научная статья на тему 'Исследование нагруженности трелевочной системы'

Исследование нагруженности трелевочной системы Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гусейнов Р. Э.

В статье моделируется силовая передача трехмассовой трелевочной системы. В пусковом режиме выявляется упругая реакция шин, а в стационарном дисперсия реакции. Устанавливаются закономерности нагруженности и расчетные параметры диссипации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Loading research of a skidding system

In the article three mass skidding system power train is modeled. Elastic reaction of tires in the starting conditions and dispersion of the reaction in steady-state conditions are brought to light. Loading patterns and design parameters of dissipation are determined.

Текст научной работы на тему «Исследование нагруженности трелевочной системы»

 Р. Э. Гусейнов, студент*

ИССЛЕДОВАНИЕ НАГРУЖЕННОСТИ ТРЕЛЕВОЧНОЙ СИСТЕМЫ

На рисунке приведена эквивалентная модель трелевки пачки, где обозначены: тд, тт, тп — приведенные к оси пути х массы привода, трактора и пачки; сх, са, βτ, β3 — параметры жесткости и диссипации в шинах ведущих колес и сцепки трактор—пачка (КЗУ); Рд, Рт, Рп — приведенные к оси пути силы тяги и сопротивления движению трактора и пачки. Уравнения кинетостатики системы по схеме рисунка для βΣ = β| + β^ :

тдqd + βΣ9э + Μ2 + CxU2 = Рд , U2 = 9д - 9т, тт 9т - М2 - CxU2 + βα U1 + Ca U1 = -Рт , U1 = 9т - 9п, тп 9п -β U1 - Ca U1 = -Рп.

(1)

Исследуем вначале плавный разгон при βΣ = 0, Рт = Р°, Рп = Р^ = cnt

Рэ(0 = P0 (1 - e-ht), 9п ~ υχhe-

(2)

полагая колебания пачки блокированными ее трением о почву. По этой причине введем сумму второго и третьего уравнений системы (1)

[тэ9э + М + CxU = P0(tX U = 9э-9т,

І тт (дт - U) - βχϊι - cxu = -Рс0 - тпυχhe

-ht p 0 = p 0 + p0

(3)

Яд

Рд

Яг4---1

Яп

βχ βχ

- т -д WNA тт ΛΑΑΑ тп

Cχ Рт . Са

Рп

х

Эквивалентная модель трелевочной системы

*

Работа выполнена под руководством д-ра техн. наук, профессора Варавы В. И.

Введя оператор Лапласа при нулевых начальных условиях (НУ), запишем систему в операторно-матричной форме

( 2 тд p

βτ p + c тт P2 -(тт р2 +βτ p + c)

Pd h( p + h)-1 ^

- Pc0 - тп υτhp X

x( p + h)-1

(3а)

Определитель системы для малой диссипации h << ν

2 Г 2 2 Ί 2 / __1

A = -pm-dтт |(p + h) +ν І, ν = cx/m, m = mdтт(ma + тт) ,

а Крамера

Р

0 ( Е.0

m„

V md

Au = _p mdm

Упругая реакция шин ведущих колес

p

m

Q = c%u(p) = c Au(p)/Δ(p) = c -

Рд + тп υτ p

m„

p + h

0 ( n0

Рд + тп υτ p

V тд

т J

p + h

(p + h)2 +ν2

где

(p + h)[(p + h)2 + ν2J ν2 Vp + h (p + h)2 +ν

p + h

, h =

2m

Отсюда оригинал решения по Карсону

Q ~ т

1 - e~ht І 1 + - sin νί І І +

h

Pd + m„υχhe ht

-(1 - cos νί)

(4)

в том числе при νί = 0 Q0 = 0, а νί = π

Qk = — (Рс0 + тп υτ h). (4а)

тт

Примечательным здесь является незаметное влияние жесткостей связей са, сх на касательную реакцию шин. Ее максимум определяется суммарным сопротивлением Р° = + Рп и инертностью пачки.

Исследуем теперь разгон системы без диссипации β; = 0 Pт = Р°, Рп = Р° = cnt, полуплавным пуском Рд = Pc0 + mnw° · (1 - t/τ) при блокированных колебаниях пачки дп = · (1 -1/τ) и импульсе включения

муфты сцепления q Э0 = (υ0 = ω0 г/іп )5(t), когда система (3) примет вид

|тэq3 + стu = Pc0 + тпwo(1 - tlτ)>u = qd- qτ ,

[mT (qd - U) - c%u = -Pc0 - тп (1 -1/τ), t < τ

или в операторно-матричной форме

тэ р2 сТ I Pc0 + тп (1 -1/ ρτ) + m^ p'

v тт р2 -(тт P2 + ^ ^ -(Pc0 + тп <(1 - V Ρτ)) у

Определители системы и Крамера:

2 2 2 2 l -1

Δ(р) = -р тдтт (р +ν ), ν = с,1/т, т = тэ тт (тд + тт) , Δi (р) =-т2 р2 Pc0 + mυ0p J , т2 = тэ + тп, т = тэ тт /т2 .

Отсюда изображение упругой реакции шин

Q( Ρ) = си (р) = ^

К

Δ

Pc°v 2 + т^ ру 2 ν 2 = £τ_ р2 +ν2 р2 +ν2 ’ т

(6)

и оригинал решения Q(t) = Pc0 + mυ0ν sin vt - Pc0 cos vt.

Максимум реакции

0м = Pc0 +V Рс02 + (rnu0v)2. (6α)

Максимум импульсной реакции реализуется при vt = π/ 2, а ударной — при vt = π:

ем = Р0 + mυoV, ем = 2 Рс0. (66)

Из полученных решений (6) отчетливо следуют пути снижения пусковых нагрузок: снижение импульсной скорости (υ0δ(0 ^ 0) включения

муфты сцепления; повышение гибкости привода (уменьшение ν2 = ст/ m), в том числе гибкостью карданного вала; обеспечение плавного пуска трелевочной системы; снижение тягового сопротивления Рс0 = Рт0 + Р0 и реализация гибкости упруго-диссипативной сцепки «трактор—пачка» полупогруженным положением пачки при расчищенном волоке (пути).

В стационарном процессе движение блоков (см. рисунок) разделим на переносное и относительное, кроме пачки, блокированной трением о почву: qt = υί + x, q{ = υ + xci, qi = xi, υ = cnt, qH = υί, Сп = 0. Для малых скоростей трелевки сопротивления Рт = Ртс, Рп = Рп + Рп (t) примем усредненными и флуктуационными, а тяговое усилие разложим в ряд Тейлора в окрестности тягового равновесия Рд = Рэс - βу (q3 - υ), Рэс - Ртс = Рп. Тогда система уравнений (1) преобразуется к виду

[тЭ ХЭ + βΣ x3 + βτΧ2 + ст x2 = 0, x2 = ХЭ - Хт,

[m, (xa - h) - βτΧ2 - CτΧ2 = -Рп (t), βΐ3 + β^ = βχ

(7)

или в операторно-матричной форме, d /dt = p,

(

тэ.

V тт P

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тд Р2 +βΣ P βτ P + ст

2 -(тт P2 +βτ Р + ст )

Л

0

- Рп (P)j

(7а)

Δ(p) = p [Р3тэтп + р2(mΣβτ + ттβΣ) + р(т2с% + βΣβτ) + βΣс% ] ,

тх = тэ + тт, р = ιλ, βι = 0, Δ(λ) = λ2(-тэ тТХ2 + тхсТ ) = 0. (8)

Спектральную плотность флуктуационного взаимодействия «пачка— путь» примем типа «белого шума» SH = S0 ~ сш и определим передаточные функции

Лэ(Р)

x3(Р) Рп (Р)

Δι( Р)

Δ( Р )· Рп (Р)

βτ Р + ст

Δ( Р)

η ( Р) = x2(Р) Δ2(Р) = тэ Р2 +βΣ Р

x Р) Рп (Р) Δ(Р) · Рп (Р) Δ(Р)

Тогда дисперсии хд, x2, х2 и реакции R = οτx2 + βτx2 для р = ίω будут:

D,

j |Лэ (ίω)|2 ω4dω = -^0

2 2

(ίω) β; - (ίω)2 c |Δ(ίω)|2

-d ω =

S0 cx____________€χ+βΐ!m2______________.

2 Cx (βχmΣ + βΣm2) + βΣβχ (βχιηΣ +βΣmT) ’

Dx = ^ j \ηχ (ίω)|2 ω2 d ω = £ j (ίω)4 m2 - (ίω)2 βΣ

|Δ(ίω)|

d ω =

So_____________βΣ+ cx m32/m2___________.

2 Cx (βχ mΣ + βΣ Пт2 ) + βΣβχ (βχ mΣ +βΣ Пт ) ’

D =

= ^ j |Лх (ίω)|2 d ω = ^ j m (ίω) +βΣ d ω = 2π {' χ 1 2π {_ |Δ(ίω)|2

m32 + βΣ (m3 + 2mT)/сТ

2 Cχ (βχ mΣ + βΣ Пт2 ) + βΣβχ (βχmΣ + βΣ Пт )

D

r

β? Dx +ίχ2 Dx

Sq β^βΣ + Γχ [m32 (β2 /m2 + Γχ) + βΣ (m3 + 2Пт ) J

2 Cχ (βχ m^ + βΣ Пт2 ) + βΣβχ (βχ mΣ + βΣ Пт )

(9)

Из полученных решений следует, что в установившемся движении вторая ступень амортизации (са, β3) отключается блокированием постоянным трением относительных колебаний пачки. Дисперсии ускорений двигателя и реакций шин пропорциональны спектру воздействия S0 и жесткости шин Γχ. При βχ = 0 или βΣ = 0 имеем

D

(βχ=0) = S0

2m2

■m3 +βΣ (m3 + 2Пт )

D

(βΣ=0) = S0

(m \2f

m

V" ‘Σ

\

К+ C

V m2 βχ J

Σ

(10)

Из условия Dr = min,

Щ

3β,·

0 получаем

βΣ =

1 + 2 тт/ md

β2 = ст m2·

(11)

Отсюда следует большая потребность диссипации в шинах, чем в дизеле. При наличии двух диссипаций их расчетные значения примерно вдвое ниже. Несмотря на малую реализацию, они ограничивают дисперсию реакций: при βτ = βΣ = 0 Dr = ж и Did = ж Очевидно, что в стационарных процессах диссипация обязательна, в лучшем случае с оптимальными значениями параметров. Последние выявляются точнее, но гораздо сложнее решения (11), минимизацией функционала Dr (βτ, βΣ) (9). Это решение не приводится ввиду малой диссипации в шинах и дизеле.

Выводы

1. В режиме разгона системы трактор—пачка без диссипации в упругих связях максимумы реакций пропорциональны их жесткостям (сх · са) и внешней нагрузке. Снижение са сцепки достигается вводом предсжатия, а внешнего воздействия на систему — плавным пуском.

2. В установившемся режиме трелевки пачки ее продольные колебания блокируются большим трением о почву с выключением амортизатора сцепки (са, β^. Дисперсии ускорений двигателя и касательных реакций шин пропорциональны спектру взаимодействия S0 «путь—пачка» и жесткости шин ведущих колес. Диссипация в двигателе и шинах ограничивает дисперсии реакции даже в малых реализациях.

В статье моделируется силовая передача трехмассовой трелевочной системы. В пусковом режиме выявляется упругая реакция шин, а в стационарном — дисперсия реакции. Устанавливаются закономерности нагруженности и расчетные параметры диссипации.

* * *

In the article three mass skidding system power train is modeled.

Elastic reaction of tires in the starting conditions and dispersion of the reaction in steady-state conditions are brought to light.

Loading patterns and design parameters of dissipation are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.