Научная статья на тему 'Исследование мотивов получения высшего образования российскими и китайскими студентами'

Исследование мотивов получения высшего образования российскими и китайскими студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / CROSS-CULTURAL RESEARCH / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ETHNIC PSYCHOLOGY / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / MOTIVATION / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / RUSSIAN STUDENTS / КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / CHINESE STUDENTS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / COOPERATION IN EDUCATION / MOTIVATION TO SUCCEED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурафа Светлана Валентиновна, Дроздова Василиса Александровна

В статье представлены результаты кросскультурного исследования мотивов получения высшего образования студентами из России и Китая. Исследование позволило получить представление о том, какими мотивами руководствуются китайские и российские студенты в результате получения высшего образования. Определено, что формирование мотивов учения зависит от мотивационно-фоновых и национально-психологических особенностей. Предложены рекомендации преподавателям для успешного обучения студентов двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross cultural study of the motives for higher education russian and chinese students

The article presents the results of a cross-cultural study of the motives for higher education students in Russia and China. The study provided an insight into the motives of Chinese and Russian students as a result of higher education. It is determined that the formation of the motives of the doctrine depends on the motivational background and national psychological characteristics. Recommendations to teachers for successful training of students of two countries are offered.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивов получения высшего образования российскими и китайскими студентами»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №3

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАцИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

исследование мотивов получения высшего образования российскими и китайскими студентами

С. В. Мурафа, В. А. Дроздова

(Институт детства Московского педагогического государственного университета; e-mail: murafa.svetlana@gmail.com)

В статье представлены результаты кросскультурного исследования мотивов получения высшего образования студентами из России и Китая. Исследование позволило получить представление о том, какими мотивами руководствуются китайские и российские студенты в результате получения высшего образования. Определено, что формирование мотивов учения зависит от мотивационно-фоновых и национально-психологических особенностей. Предложены рекомендации преподавателям для успешного обучения студентов двух стран.

Ключевые слова: кросскультурное исследование, психология, этническая психология, мотивация, мотивация достижения успеха, российские студенты, китайские студенты, высшее образование, сотрудничество в образовании.

На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, в том числе и в области образования . В марте 2017 г. министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул, что отношения между Китаем и Россией достигли самого высокого уровня за всю историю . Российско-китайское взаимодействие основывается на действии межправительственных соглашений, а именно соглашении между Минобрнауки России и Минобразования Китая о сотрудничестве в области образования от 9 ноября 2006 г. , соглашениях о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных степенях, об изучении русского языка в Китае и китайского в России .

В настоящее время поддерживается деятельность Центров русского языка в Китае и Институтов и классов Конфуция в России [11]. В 20152016-х гг . Россия и Китай договорились о создании совместного Университета МГУ - ППУ в Шэньчжэне и первого российско-китайского Института искусств в Вэйнане Кроме того, решаются вопросы о создании совместных исследовательских центров [10] Развитие академического

сотрудничества является взаимным вектором России и Китая . Уделяется особое внимание направлению привлечения студентов . Для более широкого привлечения молодежи к изучению русского и китайского языка, 2009-2010 гг . были объявлены как годы русского и китайского языков, а 2014-2015 гг. - годы молодежных обменов . Так, по состоянию на 2014-2015 гг . в учебных заведениях России обучались около 20 тыс . китайских студентов, и такое же количество российских студентов в учебных заведениях Китая [11].

Студенты Китая выбирают Россию как страну, в которой можно получить высшее образование, по следующим причинам:

• относительно низкая стоимость обучения;

• желание изучать язык в стране его происхождения;

• повышение значимости своего портфолио, преимущество в трудоустройстве в своей стране;

• дальнейшее трудоустройство в РФ;

• желание эмигрировать и жить в России (потенциальная эмиграция);

• туризм в процессе обучения [12].

В условиях современности высшее образование для каждого человека играет важную роль . Однако цель его получения каждый студент определяет для себя сам, руководствуясь при этом определенными мотивами [3, 6]. Какие это мотивы? Есть ли различия в мотивах получения высшего образования студентами разных стран? Данное исследование, выполнено совместно с В . А . Дроздовой, бакалавром географического факультета МПГУ, проходившей обучение в Шеньянском Педагогическом университете [14] В рамках дипломной работы исследование предполагало изучение мотивационной сферы и мотивов получения высшего образования студентами двух стран России и Китая Выдвигалась гипотеза, что студентами разных стран движут разные мотивы получения высшего образования, их формирование зависит от национально-психологических особенностей и различий в культуре обществ разных стран

Данное исследование имеет теоретическую и практическую значимость Теоретическая значимость исследования заключается в попытке изучения мотивационной сферы представителей разных стран . Практическая значимость исследования заключается в следующем Российско-китайское взаимодействие в области образования достигло нового качественного уровня, все большее количество российских вузов становятся партнерами учебных заведений Китая, осуществляется обмен студентами . Учитывая этот факт, исследование позволяет получить представление о том, какими мотивами руководствуются, какие цели и задачи ставят перед собой и что именно хотят получить от высшего образования, получаемого в России, китайские студенты, обучающиеся в России

В исследовании приняли участие 174 студента, из которых 113 российских студента (74 девушки и 39 юношей), обучающихся в институтах и университетах г . Москвы, Пензы и Волгограда (МПГУ, РЭУ им . Г . В . Плеханова, МСХА им . К . А. Тимирязева, МГППУ, МИФИ, ПенГ-ТУ, ВолГУ) . В исследовании приняли участие 27 китайских студентов (17 девушки и 10 юношей), обучающихся в МГУ, МПГУ, РУДН и 34 китайских студента (13 девушки и 21 юношей), обучающихся в разных учебных заведениях Китая (Shenyang Aerospace University, Dalian University of Technology, Qiqihar University, Liaoning University of Engineering and Technology, Dalian Ocean University, Shenyang University of Architecture, Liaoning University of Science and Technology, Teachers' College, Shenyang) .

Помимо прохождения тестирования, каждый студент сообщал дополнительную информацию о себе, а именно свой возраст, учебное заведение, направление обучения, а также информацию о структуре семьи (См . Таблицу 1). Возраст студентов от 18 до 23 лет .

Таблица 1.

структура семей испытуемых

Тип семьи Количество семей

Российские студенты Китайские студенты, обучающиеся в Москве Китайские студенты, обучающиеся в Китае

Неполная семья с одним ребенком 16 отсутствуют 1

Неполная семья с двумя и более детьми 14 отсутствуют 2

Полная семья с одним ребенком 19 15 21

Полная семья с двумя детьми 63 10 7

Полная семья с тремя детьми 1 2 3

Исследование мотивационной сферы студентов двух стран и выявление доминирующих мотивов осуществлялось с применением метода наблюдения и метода тестирования Мы придерживались теоретических положений Л . И . Божович о полимотивированности деятельности и А . И . Савенкова о доминирующих мотивах [7].

В исследовании мы использовали:

• Методику изучения мотивации обучения в вузе Т . И . Ильиной [13].

• Методику определения толерантности к неопределенности С . Бад-нера, версия Г . У . Солдатовой (Budner's Scale of Tolerance - Intolerance of Ambiguity) [13].

Анализ проблемы исследования

В психологии выделяются два вида мотивации: внешняя и внутренняя Внешняя мотивация формируется и регулируется внешними

материальными или психологическими воздействиями, внутренняя мотивация обусловлена личными потребностями, интересами, целями Подобная трактовка двух видов мотивации дается западными (Wigfield и Schiefele, РМпЛ и Schunk) и российскими исследователями (А. А . Ре-ан, Н . В . Бордовская, С. И. Розум, Л . И. Божович и др .), она подходит, если речь идет о проблеме формирования мотивации «западных» студентов [7, 15, 16] .

Однако, рассматривая процесс формирования мотивации студентов Востока, ограничиться подобной трактовкой понятий внешняя и внутренняя мотивация не представляется возможным Так, в зарубежных научных трудах, рассматривающих проблему мотивации, подчеркивается значимость внутренней мотивации, часто она сопоставляется с понятием «интерес» и, обладая когнитивным воздействием, в большей степени оказывает влияние на академическую успеваемость, повышая результаты студента Однако взаимоотношение интереса и академической успеваемости китайских студентов является отличным и многогранным процессом [16, 18].

В ряде проведенных исследований было установлено: студенты показывают высокие результаты по предмету, в то время как отношение к этому предмету не является положительным . В таком случае влияние оказывается со стороны двух видов мотивации, как внешней, так и внутренней, при этом каждый вид имеет особенности [16: 191-192]. Внутреннюю мотивацию можно объяснить как «ключ» к усердной работе Внешняя мотивация имеет более дифференцированную структуру и формируется за счёт:

• внешнего контроля (поощрение или наказание),

• неосознанного социального принуждения (например, потребностью добиться одобрения других людей),

• самоидентификации за счёт самооценки своих ценностей и достижений (осуществляется с участием внутреннего контроля) [16: 191]

Самоидентификация в данном случае относится к внешним факторам, так как осуществляется за счёт сравнения себя с эталоном, продиктованным / нарисованным обществом, а также за счёт степени соответствия своих ценностей и достижений с теми, что приняты в обществе

Соотношение между внутренней и внешней мотивацией нельзя назвать чётким, эти две составляющие одного процесса взаимосвязаны, внешние факторы могут стать внутренними Отметим чувство ответственности и ценности обучения китайских студентов, их готовность прикладывать усилия ради получения высоких результатов, даже при условии отсутствия интереса к предметам [16: 192]. Как уже было отмечено, одним из факторов формирования внешней мотивации является неосознанное социальное принуждение Каким образом это осуществляется? Дело в том, что достижение успеха рассматривается как социальная

обязанность перед родителями и семьей, которая представляет собой помощь, поддержку и уважение семьи [17, 18]

Подобное чувство обязанности остается при обучении студента в другой стране Возникновение этой обязанности связано с референтной зависимостью - неосознанным заимствованием поведенческих установок, образа жизни на основе механизма подражания Так идея о достижении, соответственно мотивация достижения закладывается изначально, с детства Достижение высоких результатов становится не только личной необходимостью самореализации, но и выполнением своих обязательств перед семьей и обществом Кроме того, в китайской культуре большое внимание уделяется самосовершенствованию . Учебный процесс рассматривается как саморазвитие, акцент делается на настойчивость и усердие в обучении, так как именно эти качества могут принести успех Таким образом, с одной стороны мотивация формируется под действием чувства обязанности родителям, семье и обществу, с другой стороны существует понимание необходимости образования как пути саморазвития, что ещё раз подчеркивает взаимосвязь внешней и внутренней мотивации.

Взаимосвязь внешней и внутренней мотивации, мотивация достижения успеха, а также тот факт, что для китайских студентов отсутствие способности к выполнению какого-либо вида деятельности не является объяснительной причиной для отказа от выполнения полученного задания, выявляет одну закономерность, прослеживающуюся при обучении в школе и университете . Учителям Запада часто приходится задумываться над тем, как сформировать и поддерживать мотивацию своих учащихся и как сделать процесс обучения более привлекательным, чтобы обучающиеся осознавали смысл выполнения данных заданий Учителям Китая не приходится часто подчеркивать необходимость обучения Даже если задание кажется не интересным, ученик будет его выполнять [16: 196]. По сравнению с учителями Запада, учителям Китая не приходится часто подчеркивать необходимость обучения, они не тратят так много времени на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся И школьник, и студент осознает: если он потерпел неудачу, значит надо больше и дольше работать, развивать и совершенствовать свои умения . Настойчивость в достижении своей цели сохраняется в случае успеха и неудачи

Студенты из России склонны объяснять академический успех наличием способностей или наличием опытного учителя, что в меньшей степени поддаётся контролю со стороны студентов, в то время как китайские студенты ищут объяснение во внутренних составляющих, например степени приложенных усилий, что в большей степени поддается контролю со стороны студентов [16: 193] Кроме того, прослеживаются некоторые различия в определении термина «способности» Представителями России

понятие «способности» рассматривается как индивидуально-психологические особенности личности (условие успешного выполнения какого-либо вида деятельности), т.е . определенные свойства, которые отличают данного индивида от других и сложно поддаются изменению . Для представителей Китая понятие «способности» не является таким же категоричным, они убеждены: способность можно развить путём усердной работы . Между способностью и усилием можно поставить знак равенства, что является объяснением «китайскому трудолюбию» [16: 194] .

Обобщая выше сказанное, можно сделать следующий вывод: объяснение неудачи неспособностью к какой-либо деятельности российскими студентами оказывает отрицательное влияние на их мотивацию и самооценку, чего не происходит со студентами из Китая .

Опишем различия и в представлении об учителе . Так у студентов Запада хороший учитель это тот, кто может заинтересовать учащихся, обеспечивать смену деятельности на уроке, применять различные эффективные методики, доступно излагать материал . По мнению студентов Китая, хороший учитель - это человек, глубоко знающий свой предмет, владеющий материалом, способный ответить на вопросы и имеющий определенную моральную концепцию [18]. Учитывая выше представленную закономерность, можно сделать вывод о том, что особенности мотивации оказывают влияние и на формирование особенностей образовательного процесса в различных культурах

Анализ результатов исследования по методике «Мотивация обучения в вузе» т. и. ильиной

В ходе анализа результатов анкетирования выявлено, что у студентов трёх групп доминируют мотивы, связанные с «Получением диплома» . Это означает, что у российских и китайских студентов доминирует стремление получить письменное подтверждение своих достижений над стремлением узнать, открыть что-то новое . В случае с российскими студентами это можно объяснить стереотипом о высшем образовании и мотивацией боязни неудачи (См . таблицу 2) .

Таблица 2.

сравнительные результаты тестирования студентов трёх групп

(по методике «Мотивация обучения в вузе» т. и. ильиной)

Показатели «Приобретение знаний» «овладение профессией» «Получение диплома»

Российские студенты 33,85% 29,37% 36,78%

Китайские студенты, обучающиеся в Москве 24,46% 34,83% 39,7%

Китайские студенты, обучающиеся в Китае 28,83% 34,32% 36,85%

Высший показатель по шкале «Получение диплома» у китайских студентов, обучающихся в Москве, связан с тем, что на современном рынке труда Китая, бакалавры, магистры, отучившиеся за рубежом и вернувшиеся к себе домой, более востребованы работодателями (как в государственной сфере, так и в бизнесе) Но, по сравнению с китайскими студентами двух групп, российские студенты в большей степени ориентированы на «Приобретение знаний», наименьший показатель по данной шкале у китайских студентов, обучающихся в Москве Невысокий результат и у студентов Китая, обучающихся в Китае Китайские студенты двух групп полностью сосредотачиваются на «Получении диплома» и «Овладении профессией» - мотивация достижения успеха (достижение успеха рассматривается не только как личная необходимость самореализации, но и выполнение обязательств перед семьей и обществом)

По шкале «Овладение профессией» наименьший показатель - у студентов России, мы предполагаем, что это связано со следующими причинами: 1) российские студенты выбирают вуз, где удается перешагнуть планку проходного балла, руководствуясь общими представлениями о данной профессии, не зная того, что данная профессия требует на самом деле; 2) наличие выгодных сочетаний предметов, необходимых для поступления

Далеко не все российские студенты стремятся овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества . Во-первых, влияние оказывает ранее упомянутый стереотип о высшем образовании, т .е . первостепенная необходимость поступить в высшее учебное заведение . Большое количество студентов выбирает наиболее предпочтительную для себя сферу обучения, однако поступает в тот институт / университет, где удалось перешагнуть планку проходного балла, не смотря на то, что будущая профессия не представляется абитуриенту очень привлекательной Во-вторых, причиной достаточно невысокого показателя ориентации на овладение профессиональными знаниями и навыками может выступать идеализация будущей профессии . Студенты-пятикурсники, пройдя все ступени обучения и имея полное представление о выбранной профессии, о её многогранности и конкретных особенностях, полностью осознают разницу между стереотипами, общими представлениями о данной профессии и тем, что эта профессия представляет на самом деле [4, 5]. Полученные в результате тестирования данные подтверждают это утверждение Средний показатель среди студентов-первокурсников по шкале «Овладение профессией» составляет 5,78, в то время как показатель студентов старших курсов составляет 4,37, что несколько ниже показателя студентов первого курса

В ходе обработки результатов тестов были выявлены некоторые особенности . Например, ответы по шкале «Получение диплома»: более 50% студентов дали отрицательный ответ по пункту 11 «Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование» и положительный ответ по пункту 24 «Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании», что добавило баллы к конечному результату .

Резко выделяется отрицательный ответ по пункту 31 по шкале «Овладение профессией», а именно «Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией». Подобные ответы студентов ещё раз подтверждают выше приведенные аргументы .

Интересны данные по распределению максимального балла по всем трём шкалам Максимальный балл по шкале «Приобретение знаний» получили 15 человек, по шкале «Овладение профессией» - 6 человек, по шкале «Получение диплома» - 5 человек Напомним, что количество российских студентов, проходивших тест, составляет 113 человек . Всего у 13% студентов мотивы, связанные с содержанием обучения (ориентация на овладение новыми знаниями, на усвоение способов их приобретения) являются полностью доминирующими, в то время как процент полного доминирования мотивов по шкалам «Овладение профессией» и «Получение диплома» является незначительным

Тестирование по методике изучения мотивации обучения в вузе Т . И . Ильиной состояло из 50 пунктов, где также были включены вопросы, требующие привести то или иное качество Не смотря на то, что методика не предполагает включение вопросов в обработку результатов, так как они являются нейтральными к целям методики, выделяются одинаковые ответы на эти вопросы большим количеством студентов . Так, на вопросы «От каких из присущих Вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом» и «Какое из присущих вам качеств больше всего мешает Вам учиться?» более 60% респондентов указали лень Вероятно, мотивационная сфера более половины участников тестирования находится на стадии перехода: внешние мотивы переходят во внутренние [8: 275]. Полного превращения мотивов не произошло, удовлетворение от внешнего поощрения не сопровождается внутренним удовлетворением от выполненной работы . Если внешнее подкрепление более не осуществляется, а внутреннее подкрепление так и не выработалось, то человек объясняет свое бездействие «ленью» Фактически такого человека характеризует несформированность интереса к выполняемому им виду деятельности .

Высокий показатель по шкале «Получение диплома» у представителей студентов двух групп можно объяснить присущей китайским студентам мотивацией достижения успеха «Мотивация достижения успеха - одна из разновидностей мотивации деятельности, стремление к успехам в различных видах деятельности, в основе которого лежат

эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием успехов, достигаемых индивидом» [8]. В чем заключается успех? Это, прежде всего, престижная высокооплачиваемая работа, состоятельность, ценность и значимость сотрудника Диплом о высшем образовании открывает перспективы получения подобной должности, поскольку заключает в себе письменное подтверждение пригодности человека к данной профессии, пока два других показателя «Овладение профессией» и «Приобретение знаний» требуют проверки и подтверждения, в мотивационной сфере они отходят на второй план Отражение достижений человека оказывает влияние на размер заработной платы Для китайских студентов, обучающихся в вузах столицы России, этот показатель особенно важен, поскольку выпускники зарубежных университетов более востребованы Кроме того, прохождение обучения за рубежом предоставляет преимущество в трудоустройстве, повышает репутацию среди сотрудников, говорит о качестве образования и даёт возможность продолжить обучение в престижном учебном заведении в своей стране Поэтому разница между тремя шкалами пройденного тестирования наибольшая у китайских студентов, обучающихся в Москве Студенты Китая, не имеющие возможности обучаться за границей, в большей степени ориентированы на «Овладение профессией» и «Приобретение знаний», поскольку лишены преимущества иметь диплом об окончании зарубежного учебного заведения

В ходе обработки результатов тестов студентов из Китая были выявлены некоторые интересные особенности В качестве особенности будем принимать вопросы теста, вошедшие в обработку результатов, на которые более 70% участников дали либо положительный, либо отрицательный ответ Более 70% тестируемых согласились с утверждениями по пунктам 28 «Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий» и 42 «Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают», что не прибавило баллов к результату по шкале «Приобретение знаний» Выраженное несогласие может говорить о безответственном отношении китайских студентов к учебе Однако это предположение является ложным Дело в понимании утверждений тестирования студентами разных культур Как правило, студенты Китая всегда готовятся к экзаменам заранее, уделяя большое количество времени домашнему заданию непосредственно после того, как оно было задано Соответственно, перед экзаменом им не приходится тратить много времени и сил для подготовки Кроме того, в учебных заведениях Китая устанавливается система контроля посещения занятий Даже иностранные студенты, которые обучаются в Китае и платят за свое обучение, могут быть отчислены, если они посетили менее 70% занятий

По шкале «Овладение профессией» положительный ответ был дан по пунктам 9 «Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии» и 43 «Мой выбор данного вуза окончателен», что повысило балл конечного результата . По шкале «Получение диплома» тестируемые согласились с утверждением по пункту 44 «Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них», не согласились с утверждениями по пункту 11 «Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование», что значительно повысило результат Однако опровержение утверждения по пункту 35 «Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии» не обеспечило прибавления баллов Отрицательный ответ на это утверждение связан с преобладанием мотивации достижения успеха, которая реализуется посредством обучения и рассматривается как социальная обязанность перед родителями, семьей и обществом

В ходе наблюдения за студентами учебных заведений Китая было отмечено следующее Каждый день после окончания занятий почти все студенты ходят в библиотеку с целью выполнения домашнего задания и чтения дополнительной литературы . Места в библиотеке занимаются ещё утром, до начала занятий для того, чтобы после их окончания, учащийся пришел на комфортное для него и заранее подготовленное им утром место Отмечается резкая негативная реакция студентов на нарушителей дисциплины, других студентов, говорящих или смеющихся громко, однако таких студентов крайне мало Всё выше сказанное ещё раз подчеркивает безоговорочное понимание необходимости учения и действие в соответствии с этим пониманием .

На основе проведенного анализа можно сделать следующий вывод В процессе учения студенты руководствуется определенными мотивами Соотношение этих мотивов зависит не только от личности студентов, их ценностей и убеждений у студентов одной страны наблюдается ряд сходств в мотивационной сфере . Анализ тестирования подтвердил: формирование мотивов учения зависит от национально-психологических особенностей, что мы считаем формой проявления психологии этнической общности Отметим, национально-психологические особенности являются динамической стороной психологии нации и характеризуют своеобразие протекания всех психических процессов, специфику взаимодействия представителей этнических общностей [2: 106] Таким образом, своеобразие побудительных сил деятельности, а также специфику мотивации и поведения будут определять мотивацион-но-фоновые национально-психологические особенности [2: 107] Соответственно, в рамках нашего исследования более правильно говорить следующим образом: формирование мотивов учения зависит от моти-вационно-фоновых национально-психологических особенностей

результаты тестирования студентов трех групп по методике определения толерантности к неопределенности с. Баднера по версии Г. У. солдатовой

Обозначим уровни сформированности основного источника интоле-рантности к неопределенности . Согласно полученным в результате тестирования баллам по всем шкалам, уровень интолерантности к неопределенности у студентов каждой группы определяется как средний . В связи с этим целесообразно рассмотреть каждую группу в сравнении, описывая различия в баллах внутри самого уровня (Таблица 3) .

Таблица 3.

сравнительные результаты тестирования студентов трех групп

по методике определения толерантности к неопределенности с. баднера, версия Г. У. солдатовой (в баллах)

Показатели Новизна проблемы Сложность проблемы Неразрешимость проблемы Общая сумма баллов

Русские студенты 15,38 31,53 13,5 60,41

Китайские студенты, обучающиеся в Москве 14,89 33 10,52 58,41

Китайские студенты, обучающиеся в Китае 14,47 35,12 10,32 59,91

Показатели по шкале «Новизна проблемы» не сильно отличаются у студентов всех групп, разница между наименьшим и наибольшим показателем составляет всего 0,91 балла . Обратимся к шкале «Сложность проблемы» . Отметим, что диапазон баллов, который определяет средний уровень данной шкалы, составляет от 21 до 36 баллов . Так, выделяется результат студентов Китая, поскольку он в наибольшей степени приближен к пограничному показателю между средним и высоким уровнями Несколько ниже результат китайских студентов, обучающиеся в вузах столицы и наименьший результат - у русских студентов . По шкале «Неразрешимость проблемы» резко выделяется результат русских студентов, в то время как результат китайских студентов обеих групп практически не отличается

Российские студенты легче справляются с постепенно усложняющимися, но уже знакомыми для них заданиями В то время как новые задания, а также тот факт, что решение данной задачи невозможно точно описанными средствами, т е по заданному образцу или плану, повышает уровень тревожности учащихся В рамках традиционной системы обучения в высшей школе делается упор на развитие логического мышления, выстраивание логических умозаключений, выделение и объяснение закономерностей . Студенты посещают лекции, семинары, делают доклады, выполняют презентации и выступают с подготовленным домашним заданием перед аудиторией . Зачастую поощряется инициативность студентов, но не творчество . Год от года увеличивается уровень

сложности заданий, однако сам алгоритм выполнения сильно не изменяется Сложные задания не всегда требуют творческого подхода, поскольку алгоритм их выполнения уже известен, в то время как задания нового типа, а также задания с заведомо неизвестным результатом требуют нестандартности в принятии решений Вследствие чего студенты в большей степени готовы к выполнению сложных заданий, но не к выполнению заданий, требующих творческого поиска

Однако стоит помнить, что в процессе учения студент сталкивается с различными типами заданий . Готовность, но неспособность студента справиться с заданиями, требующими творческого решения, оказывает сильнейшее влияние на его мотивацию, вырабатывает в нём привычку откладывать выполнение подобных заданий или, более того, нежелание приступать к их выполнению

Таким образом, стоит подчеркнуть необходимость внедрения интерактивных методов обучения, таких как различные виды лекций (лекция-дискуссия, лекция пресс-конференция, проблемная лекция), коммуникативных тренингов, дидактических игр и др Интерактивные методы обучения во-первых, в силу своей неординарности мотивируют, побуждают учащихся к выполнению заданий, во-вторых, открывают учащимся тот факт, что любое задание может быть решено, а также то, что любая идея имеет право на существование Отметим, подобные методы обучения применимы в случае с российскими студентами, китайские студенты не всегда нуждаются в подобном подходе к обучению .

Из таблицы 3 видно, что результаты тестирования китайских студентов обеих групп не сильно отличаются друг от друга . Разница в показателях «Новизна проблемы» и «Неразрешимость проблемы» составляет всего 0,42 и 0,2 балла соответственно Основное отличие составляет лишь шкала «Сложность проблемы» Это означает, что уровень тревожности будет несколько выше в случае, если китайский студент посчитает предоставленное ему задание сложным, а не новым или не поддающимся решению . Этому есть объяснение . Выполнение какого-либо задания требует определенных усилий Напомним, отличительными особенностями мотивации китайских студентов являются преобладание мотивации достижения успеха, взаимосвязь внешней и внутренней мотивации, особое, отличное от западных студентов, понимание своих способностей и осознание долга и ответственности перед семьей и обществом Эти особенности формируют у китайских студентов определенное представление: можно добиться всего, если приложить достаточно усилий Так, по сравнению с российским студентом, китайский студент не будет откладывать выполнение задания, если оно покажется ему трудным и потратит на него необходимое количество времени . Для китайского студента, выполнение сложных заданий требует большего количества времени, чем выполнение, например, заданий нового типа,

поскольку новые задания могут оказаться не сложными и не потребуют много сил и времени

Как уже было отмечено, наибольший показатель по шкале «Сложность проблемы» выявлен у студентов китайских учебных заведений Это связано с особенностями выборки респондентов Почти все студенты Китая, принявшие участие в тестировании, обучаются по техническим направлениям Китайские студенты, обучающиеся в Москве, которые также приняли участие в тестировании, изучают русский язык Изучение любого языка - длительный процесс, он предполагает оценку достигнутых результатов по истечении определенного периода времени Соответственно, наибольший уровень сложности в изучении языка выявляется на начальном этапе изучения, когда учащийся знакомится со строем языка, фонетической, грамматической и лексической стороной речи и его другими особенностями После начального этапа алгоритм изучения становится понятным, и всё зависит от желания и приложенных усилий студента . Технические специальности предполагают частую смену тем, решение новых задач, предполагающих изменение в алгоритме решения, знание и понимание большего количества явлений Повышается уровень сложности Таким образом, показатель «Сложность проблемы» самый высокий у студентов, обучающихся в Китае

Иа основе проведенного исследования были выделены следующие особенности мотивационной сферы российских и китайских студентов:

• Мотивация студентов Китая скорее определяется как мотивация достижения успеха, мотивация студентов России - мотивация боязни неудачи .

• У тех и других студентов отмечается одинаково невысокий уровень познавательного интереса

• У всех студентов преобладает ориентация на получение диплома .

• Существует особое понимание образовательного процесса у студентов разных стран

• Особенности мотивации студентов из России и Китая оказывают влияние на формирование особенностей образовательного процесса

• Наблюдается отсутствие сформированности интереса российских студентов к выполняемому ими виду деятельности .

Гипотеза нашего исследования подтвердилась Студентами разных стран движут разные мотивы получения высшего образования, их формирование зависит от национально-психологических особенностей, а именно от мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей, а также от различий в культуре обществ разных стран. Подводя итог исследования, можно рекомендовать преподавателям вузов учитывать следующее: очень важно для российских студентов при обучении внедрять интерактивные методы обучения, применять в своей работе задания без известного алгоритма выполнения, требующих

нестандартности в принятии решений, творческого подхода . А студентам из Китая необходимо уделять больше внимания при объяснении нового и сложного материала, давать большее количество времени для его выполнения как залог успешного усвоения материала

Список литературы

1. Володина С. А. Мотивация обучения современных студентов педагогического вуза // Преподаватель XXI век. 2014, Т. 1, № 4. С. 68-72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Крысько В. Г. Этническая психология: учеб . пособие для студ . учреждений высш. проф. образования / В . Г . Крысько . 6-е изд . , стер . М . : Издательский центр «Академия», 2011. 320 с.

3. Михайлова Е. А., Новикова Г. В., Рябцев В. К., Ряшина В. В. Разработка концепции воспитательной деятельности педагога в контексте профессионального развития // Вестник Московского университета Серия 20 Педагогическое образование. 2016, № 4. С. 97-112.

4. Мурафа С. В. Сформированность ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник Московского университета Серия 20 Педагогическое образование . 2017, № 2. С. 123-128.

5. Мурафа С.В. Анализ научных исследований в области психологии студентов географического факультета . // Материалы межрегиональной научно-практической конференции . М. : Экон-Информ, 2015. С. 102-104

6. Новикова Г. В. Вопросы интеграции педагогики и психологии для решения воспитательных задач // Вестник Московского университета Серия 20 Педагогическое образование 2016, № 2, С 123-127

7. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика . СПб . : Питер, 2010. 432 с.

8. Савенков А. И. Педагогическая психология . В 2 т . Т 1: учебник для студ . высш. учеб . заведений / А . И . Савенков . М . : Издательский центр «Академия», 2009. 416 с.

9. Савенков А. И. Педагогическая психология . В 2 т . Т 2: учебник для студ высш учеб аведений / А И Савенков М : Издательский центр «Академия», 2009 240 с

10 Сайт Госпресс. (URL: https://gospress . ru/ 20.04. 2018)

11 . Сайт министерства образования и науки РФ: (URL: Ы*р://минобр-науки . рф/ 20. 04. 2018)

12 Сайт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: (URL: http://www. spbstu. ru/ 20. 04. 2018)

13 Сайт, с которого были взяты стимульные материалы методики Т . И . Ильиной и методики С. Баднера, версия Г . У. Солдатовой: (URL: http:// psylab .info/ 20. 04. 2018)

14. Сайт Шеньянского Педагогического Университета (URL: http: //www. synu. edu. cn/synuen/p1 . html 20. 04. 2018)

15. BochnerStephen. Defining intolerance of ambiguity. Psychological Record, 1965, 15(3). P. 393-400.

16. Bond Michael Harris. Handbook of Chinese psychology. Oxford University Press, 2010

17. Li Jin . Mind or virtue: Western and Chinese beliefs about learning . // Current Directions in Psychological Science journal. SAGE Publications, 2005. P. 190— 194 .

18. Li Jin ($IM). Learning to self-perfect: Chinese beliefs about learning. Revisiting the Chinese learner. // Springer Netherlands, 2010 . P . 35-69.

cross cultural study of the motives for higher education Russian and chínese students

s. V. Murafa, V. A. Drozdova

The article presents the results of a cross-cultural study of the motives for higher education students in Russia and China. The study provided an insight into the motives of Chinese and Russian students as a result of higher education. It is determined that the formation of the motives of the doctrine depends on the motivational background and national psychological characteristics. Recommendations to teachers for successful training of students of two countries are offered.

Key words: cross-cultural research, psychology, ethnic psychology, motivation, motivation to succeed, Russian students, Chinese students, higher education, cooperation in education.

Сведения об авторах

Мурафа Светлана Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент Института детства Московского педагогического государственного университета (МПГУ). E-mail: murafa.svetlana@gmail.com Дроздова Василиса Александровна - магистрант Института детства Московского педагогического государственного университета (МПГУ). E-mail: angeloforen5@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.