новые исследования молодых ученых
Динь Тхи Тхиен Ай
oсоБEнности мотивации к обучению студентов разных национальностей
Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего и профессионального развития, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, ей посвящено немалое число работ (Л.И.Божович [1], В.Ф.Моргун [8], А.К.Маркова [5], С. Епифанова [3], М.В. Овчинников [9], С.А. Пакулинаи [10], О.В. Куликова [5], О.А. Фроликова [11], Д.Л. Меламед [7], Т.О. Гордеева [2] и др.). Большой вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович [1], А.К. Марковой [6]. Несмотря на значительное количество работ по мотивации к обучению, проблемы мотивации учения студентов разных национальностей комплексно не исследовались. В связи с этим наша статья представляет сравнительный анализ характеристик мотиваций в процессе обучения студентов из разных стран.
Объектом нашего исследования были вьетнамские, российские и иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах. Исследование было проведено на базе различных российских и вьетнамских вузов. Выборку составили студенты с 1-го по 5-ый курс, обучающиеся в разных городах России (Иваново, Москва, Ярославль, Тула, Иркутск), также в разных вузах Вьетнама. В исследовании участвовало 219 человек, в том числе 72 российских и 72 иностранных студента (из разных стран: Китая, Монголии, Камеруна, Сирии, Анголы, Гинея-Бисау, Конго, Туркменистана, Азербайджана, Молдавии), обучающихся в российских вузах, и 75 студентов, обучающихся в вьетнамских вузах, в возрасте от 17 до 30 лет. Целью исследования было выявление
особенностей мотивации к обучению студентов разных национальностей.
В ходе исследования была использована методика «Мотивация обучения в вузе», разработанная Ильиной Т.И. [4]. Результаты исследования доминирующего типа учебной мотивации студентов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Особенности мотивации учения в вузе студентов разных национальностей
Виды мотивации Вьетнамские студенты (среднее значение) Российские студенты (среднее значение) Иностранные студенты (Китай, Монголия, Камерун, Сирия, Ангола, Гинея-Бисау, Конго, Туркменистан, Азербайджан, Молдавия) (средние значения)
1.Приобретение знания (максимум-12 баллов) 8,0 6,7 7,3
2.Овладение профессий (максимум -10 баллов) 5,5 4,4 5,2
З.Получение диплома (максимум - 10 баллов) 5,6 5,9 6,8
■ Приобретение знаний Овладение профессш Получение диплома
Рис.1: Сравнительный анализ особенностей мотивации к обучению у студентов разных национальностей (средние значения)
По данным показателям видно, что во всех группах студентов доминирующим мотивом является познавательный мотив (приобретение знаний), второе место занимает прагматический мотив (получение диплома) и менее значимым является профессиональный мотив (овладение профессией).
Студенты показали средний уровень направленности на приобретение
знаний; средний уровень направленности на овладение профессией, т. е. стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества и высокую направленность на получение диплома.
Чтобы установить значимость различий, мы провели математическую обработку результатов нашего исследования с помощью методики «односторонний анализ ANOVA».
таблица 2
Сравнительный анализ особенностей мотивации обучения студентов
Национальность (1-группа
Виды мотиваций вьетнамских студентов; 2- группа российских студентов; 3- группа иностранных студентов) г (коэффициент корреляция) Уровень значимости по Anova (Р<0,05)
1 2 1,81300(*) 0,001
3 1,25189(*) 0,033
Приобретение 2 1 -1,81300(*) 0,001
знаний 3 -0,56111 0,502
3 1 -1,25189(*) 0,033
2 0,56111 0,502
1 2 0,62167 0,315
3 -0,14222 0,941
Овладение 2 1 -0,62167 0,315
профессий 3 -0,76389 0,182
3 1 0,14222 0,941
2 0,76389 0,182
1 2 -0,25222 0,799
3 -1,16056(*) 0,010
Получение 2 1 0,25222 0,799
диплома 3 -0,90833 0,061
3 1 1,16056(*) 0,010
2 0,90833 0,061
Где: 1- группа вьетнамских студентов
2- группа российских студентов
3- группа иностранных студентов
* значимость по Аnova критерий при Р<0,05
результаты свидетельствуют о том, что существует различие в
особенностях мотивации к обучению студентов различных групп, а именно по шкале «приобретение знаний» и «овладение профессией». Группа вьетнамских студентов имеет самые высокие значения по шкале «приобретение знаний» (среднее значение составляет 8 баллов); превышает по сравнению с группой российских студентов (г= 0,81; при р=0,001) и иностранных студентов (г=0,125; при р= 0,033).
Также наблюдается различие по шкале «овладение дипломом», студенты -иностранцы обучающиеся в российских вузах, больше ориентируются на получение диплома по сравнению с вьетнамскими студентами(г=0,116; при Р=0,01).
Во-первых, необходимо отметить, что все студенты обладают положительным отношением к учебе, они самостоятельно изучают ряд предметов, необходимых для их будущей профессии, также самостоятельно учатся без внешнего периодического стимулирования. Результаты показали, что познавательный мотив у студентов находится на первом месте, что говорит об адекватной мотивации студентов в процессе обучения в вузе. Преобладание такой мотивации направляет студентов на получение высокого уровня знаний, приобретение системы умений и формирование основных навыков, что в конечном результате оказывает положительное влияние на итоги обучения. Преобладание познавательного мотива свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Во-вторых, студенты мотивированы к получению диплома, они подчеркивают что для них важно иметь диплом о высшем образовании для продвижения по службе. Прежде тем объяснить эту тенденцию, мы ставим вопрос: «Что студент имеет за плечами после окончания ВУЗа?» С одной стороны - определенный багаж знаний и навыков с надеждой применить их на практике при устройстве на работу. С другой стороны - диплом, который якобы показывает, что этот самый багаж у студента имеется. Мы знаем, что диплом не гарант устройства на высокооплачиваемую работу. Только практика поможет выявить знания и способности, но в какой-то степени диплом отражает способности студента к дальнейшим достижениям и карьерному росту. Без сомнения, получение диплома является побуждением к обучению большинства студентов.
Конечно, важной причиной поехать учиться в Россию для иностранных студентов является желание получить диплом высшего образования. Известно всем, что качество российского образования высоко ценят во всем мире, наличие диплома которого обеспечит им хорошее трудоустройство, социальное положение, высокий статус по сравнению со своими сверстниками, и увеличивает личностный престиж. Это объясняет то, что большинство иностранных студентов подчеркивает в цели учебной деятельности - получение диплома.
В-третьих, следует отметить, что эффективность учебного процесса в ВУЗе во многом определяется тем, насколько высока у студентов мотивация учебной деятельности, мотивация овладения профессией. Как нам известно, заставить
учиться нельзя, у студента должно присутствовать желание обучаться навыкам выбранной профессии, необходимо наличие учебной мотивации.
Используя корреляционный анализ, мы обнаруживаем интересные связи между возрастом испытуемых и мотивом к получению диплома. Следует отметить, что чем старше возраст, тем студент больше стремится к получению диплома, больший уровень значимости был выявлен у российских студентов (г=0,553, при р=0,01) и для иностранных студентов (г=0,238, при р=0,05).
Таким образом, анализ результатов, полученных в трех группах (вьетнамские, российские и иностранные студенты), показал, что, несмотря на отдельные различия, в трех группах доминируют одинаковые мотивы. Можно сделать вывод о преобладании и ведущей роли познавательного мотива (стремление к приобретению знаний, любознательность). Последующие позиции занимают мотивы: прагматический мотив (получение диплома) и профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества). Значимые различия между группами студентов обнаружены лишь в отношении познавательной мотивации - она выше у вьетнамских студентов - и в отношении прагматической мотивации, т.е получения диплома - она выше у иностранных студентов.
Исходя из полученных результатов необходимо отметить, что мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильно. Эффективность учебного процесса в ВУЗе в целом прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов, однако она ниже всех в структуре динамики мотивации к обучению студентов. В связи с этим, необходимо создание определенных условий, способствующих развитию мотивации овладения профессией студентов. Необходимо организовать практические занятия по психологии с целью уточнения их цели, задачи при обучении в вузе, повышения, стимулирования и развития мотивации к обучению, подчеркивание важности накопления опыта, умения, навыков к будущей профессии, что является фактором успешности профессиональной деятельности в дальнейшем трудоустройстве. Также необходима разработка и внедрение в учебный процесс практических занятий, которые позволяют студентам ознакомиться с будущими профессиями, дают представления выбранной ими профессии.
Все, о чем говорилось выше, касалось работы преподавателя. Со стороны студента необходимо быть самостоятельным, трудолюбивым, развивать интерес к научной деятельности и ответственность перед собой, своим выбором. И нельзя забывать, что обучение носит не индивидуальный, а коллективный характер. На характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы, т.е сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес. Поэтому желательно, чтобы студенты создавали хорошую атмосферу в группе, может быть, с помощью проведения различных мероприятий, спортивных соревнований, создания музыкальных коллективов, студенческих профкомов, творческих клубов, где студенты могут сблизиться друг с другом, помочь и преодолеть
трудности в процессе учебы, и сформировать положительное отношение к учебе.
литература
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной//Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - 286 с.
2. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития. Дисс. ... канд. психол. наук. - 2013.
3. Епифанова С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. - 2000. - №3. - С.106-107.
4. Крылов А. А., Маничева С. А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. - Санкт-Петербург, 2000.
5. Куликова О.В. Особенности мотивации учения иностранных студентов. Дисс. ... канд. психол. наук. - 2008.
6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
7. Меламед Д.Л. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности разностатусных студентов вуза. Дисс. ... канд. психол. наук. - 2011.
8. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения / В.Ф. Моргун // Вопросы психологии / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. - 1976. - №6 ноябрь-декабрь - С. 54-69.
9. Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование. Дисс. ... канд. психол. наук. - 2008.
10. Пакулина С.А. Психологические особенности мотивации учения студентов педагогического вуза/ С.А. Пакулина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 12 (88).
11. Фроликова О.А. Мотивация как фактор развития личностно-профессиональных качеств студентов-психологов. Дисс. ... канд. психол. наук. - 2010.