Научная статья на тему 'Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов технических вузов и вузов физической культуры'

Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов технических вузов и вузов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВЫ И МОТИВАЦИЯ / MOTIVES AND MOTIVATION / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MATHEMATICAL EDUCATION / STUDENTS-BEGINNERS / PRACTICE ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропова Г. Р., Шишкина С. М.

Настоящее время возрастает необходимость прикладной направленности образования в современной профессиональной подготовке специалиста. Работодателю необходим специалист, умеющий самостоятельно решать поставленные перед ним производственные задачи, способный к творческому преобразованию действительности, профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. При подготовке будущих инженеров в техническом вузе и тренеров-педагогов математика служит фундаментальной основой для всего специального профессионального образования, поэтому важно совершенствовать мотивационную сферу студентов младших курсов посредством практико-ориентированного математического образования. Материалы: В данной статье проведен сравнительный анализ сформированности мотивов к учению у студентов младших курсов по техническим специальностям и студентов вуза физической культуры, а также влияние на мотивацию в процессе практико-ориентированного обучения. Методы: Анализ и обобщение психолого-педагогических литературных источников, педагогическое наблюдение, описание, сравнение, анализ, обобщение, моделирование, анкетирование, тестирование, методы социометрии, вероятностно-статистические, методы математико-статистической обработки результатов измерений. Результаты: Мотивационная среда студента-первокурсника является достаточно незрелой, независимо от типа вуза, и нуждается в корректировке, которая достигается введением в процесс обучения большего числа заданий прикладной и профессионально-ориентированной направленности и спецкурсов и практикумов с целью пропедевтики предметов цикла профессиональной направленности. Большое значение имеет: необходимость использования входного контроля для актуализации имеющегося уровня подготовки студентов младших курсов; диагностика мотивационного уровня студентов на начальном этапе обучения для дальнейшего корректирования мотивационной сферы путем введения в учебный процесс обоих вузов спецкурсов по школьной математике с использованием заданий профессиональной направленности. Рекомендуется организация курсов повышения квалификации преподавателей, направленных на формирование у учащихся навыков учебного труда и потребности к овладению различными видами самостоятельной работы. Заключение: Использование различных психолого-педагогических подходов к развитию профессиональных компетенций бакалавров средствами профессионально ориентированных заданий в курсе естественно-математических дисциплин повышает эффективность профессиональной подготовки студентов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антропова Г. Р., Шишкина С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDENTS’ MOTIVATIONAL SPHERE IN TECHNICAL AND PHYSICAL CULTURE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Nowadays increases the need for action-oriented education in modern professional training of a specialist. An employer wants a specialist, who is able to solve productional problems independently, to change reality constructively, who is capable of self-development and self-perfection. While training the future engineers in a technical higher educational establishment and trainers-teachers, mathematics is the base for the whole special professional education, that is why it is important to develop motivational sphere of students-beginners by means of practice-oriented mathematical education. Materials: The article presents a comparative analysis of motives formation for education among students-beginners in technical specialities and students from physical culture higher educational establishment and also the influence on motivation during the process of practice-oriented education. Research methods: psychologic-pedagogical literature analysis and summarizing, pedagogical observation, characterization, comparison, analysis, summarizing, modeling, questionnaire survey, testing, methods of sociometry, probability-statistic methods, methods of mathematical -static handling of results. Results: Motivational environment of a first-year student is immature enough, regardless of the type of a higher educational establishment, and should be corrected. This correction is achieved by means of a great number of applied and profession-oriented tasks and special courses and practical works introduction into the process of education in order to fulfill propaedeutics of professional orientation subjects. Great importance has the following: the necessity to use incoming control in order to actualize the existing level of students’ training; students’ motivational level diagnostics at the initial stage of education for further correction of motivational sphere by means of special courses in school mathematics introduction into educational process of both higher educational establishments, using the tasks of the professional orientation. It is recommended to organize qualification courses for teachers, directed at the skills of educational labor formation and the need for different kinds of independent work mastering among students. Conclusion: The use of different psychologic-pedagogical approaches to bachelors’ professional competencies development by means of professionally oriented tasks in the course of natural-mathematical subjects increases the effectiveness of students-beginners professional training.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов технических вузов и вузов физической культуры»

УДК 378.095:159.9 DOI 10.14526/01_1111_03

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Г.Р. Антропова - кандидат педагогических наук, доцент Набережночелнинский институт Казанского федерального университета,

г. Набережные Челны С.М. Шишкина - старший преподаватель Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма г. Набережные Челны

COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDENTS' MOTIVATIONAL SPHERE IN TECHNICAL AND PHYSICAL CULTURE HIGHER EDUCATIONAL

ESTABLISHMENTS

G.R. Antropova - candidate of pedagogics, associate professor Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University, Naberezhnye Chelny S.M. Shishkina - senior lecturer Naberezhnye Chelny branch of Povolzhskaya State Academy of Physical Culture,

Sport and Tourism, Naberezhnye Chelny

e-mail: viktorovasv@yandex. ru e-mail: antropovagr@mail. ru

Ключевые слова: студенты младших курсов, практико-ориентированное обучение, мотивы и мотивация, математическое образование.

Аннотация. В настоящее время возрастает необходимость прикладной направленности образования в современной профессиональной подготовке специалиста. Работодателю необходим специалист, умеющий самостоятельно решать поставленные перед ним производственные задачи, способный к творческому преобразованию действительности, профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. При подготовке будущих инженеров в техническом вузе и тренеров-педагогов математика служит фундаментальной основой для всего специального профессионального образования, поэтому важно совершенствовать мотивационную сферу студентов младших курсов посредством практико-ориентированного математического образования.

Материалы: В данной статье проведен сравнительный анализ сформированности мотивов к учению у студентов младших курсов по техническим специальностям и студентов вуза физической культуры, а также влияние на мотивацию в процессе практико-ориентированного обучения.

Методы: Анализ и обобщение психолого-педагогических литературных источников, педагогическое наблюдение, описание, сравнение, анализ, обобщение, моделирование, анкетирование, тестирование, методы социометрии, вероятностно -статистические, методы математико-статистической обработки результатов измерений.

Результаты: Мотивационная среда студента-первокурсника является достаточно незрелой, независимо от типа вуза, и нуждается в корректировке, которая достигается введением в процесс обучения большего числа заданий прикладной и профессионально-ориентированной направленности и спецкурсов и практикумов с целью пропедевтики предметов цикла профессиональной направленности. Большое значение имеет: необходимость использования входного контроля для актуализации имеющегося уровня подготовки студентов младших курсов; диагностика мотивационного уровня студентов на начальном этапе обучения для дальнейшего корректирования мотивационной сферы путем введения в учебный процесс обоих вузов спецкурсов по школьной математике с использованием заданий профессиональной направленности. Рекомендуется организация курсов повышения квалификации преподавателей, направленных на формирование у учащихся навыков учебного труда и потребности к овладению различными видами самостоятельной работы.

Заключение: Использование различных психолого-педагогических подходов к развитию профессиональных компетенций бакалавров средствами профессионально ориентированных заданий в курсе естественно -математических дисциплин повышает эффективность профессиональной подготовки студентов младших курсов.

Keywords: students-beginners, practice oriented education, motives and motivation, mathematical education.

Annotation. Nowadays increases the need for action-oriented education in modern professional training of a specialist. An employer wants a specialist, who is able to solve productional problems independently, to change reality constructively, who is capable of self-development and self-perfection. While training the future engineers in a technical higher educational establishment and trainers-teachers, mathematics is the base for the whole special professional education, that is why it is important to develop motivational sphere of students-beginners by means of practice-oriented mathematical education.

Materials: The article presents a comparative analysis of motives formation for education among students-beginners in technical specialities and students from physical culture higher educational establishment and also the influence on motivation during the process of practice-oriented education.

Research methods: psychologic-pedagogical literature analysis and summarizing, pedagogical observation, characterization, comparison, analysis, summarizing, modeling, questionnaire survey, testing, methods of sociometry, probability-statistic methods, methods of mathematical -static handling of results.

Results: Motivational environment of a first-year student is immature enough, regardless of the type of a higher educational establishment, and should be corrected. This correction is achieved by means of a great number of applied and profession-oriented tasks and special courses and practical works introduction into the process of education in order to fulfill propaedeutics of professional orientation subjects. Great importance has the following: the necessity to use incoming control in order to actualize the existing level of students ' training; students ' motivational level diagnostics at the initial stage of education for further correction of motivational sphere by means of special courses in school mathematics introduction into educational process of both higher educational establishments, using the tasks of the professional orientation. It is recommended to organize qualification courses for teachers, directed at the skills of educational labor formation and the need for different kinds of independent work mastering among students.

Conclusion: The use of different psychologic-pedagogical approaches to bachelors ' professional competencies development by means of professionally oriented tasks in the course

of natural-mathematical subjects increases the training.

Основная цель профессионального образования - подготовка

квалифицированного выпускника

соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Математическое образование играет большую роль во многих сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере инженерных профессий. При подготовке будущих инженеров в техническом вузе математика служит фундаментальной основой для всего профессионального образования, которая является немаловажной и для будущих тренеров-педагогов. В современных условиях математическое образование студентов в вузе не должно сводиться к усвоению правил решения типовых задач. Преподаватель в этом случае выступает не просто как проводник знаний по дисциплине, а как помощник в профессиональном развитии, создающий условия для формирования мотивации на приобретение знаний. Леонтьев В. Г. акцентирует внимание на том, что "мотив есть высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой, который является и побудителем активности человека", а также замечает, что "активный человек - это почти всегда успешный человек, способный оказывать влияние на развитие окружающей среды, на развитие самого себя, свей деятельности, а через это и своих способностей, возможностей и отсюда, активность - это всегда желаемое свойство человека". Каждому, кто хотел бы быть более активным, для целенаправленной регуляции своей

effectiveness of students-beginners professional

активности недостает нужных знаний. [4, с 37].

Так как успешность обучения определяется оперативной и достоверной информацией о достижениях студента в учебной деятельности, то управление качеством образования достигается также за счет повышения эффективности контроля и оценки качества подготовки студентов высших учебных заведений. Как математика является своего рода пропедевтикой для изучения многих предметов технического и

профессионального циклов, так и школьные знания являются подготовкой к обучению в техническом вузе, а для вуза физической культуры - своеобразной подготовкой к изучению таких предметов, как биомеханика, спортивная метрология, компьютерная обработка данных экспериментальных исследований и др. Зайниев Р. М. утверждает:

"Организационно-методическое обеспечение реализации преемственности профессионально-ориентированного содержания математического

образования обучающихся в системе «школа-колледж-вуз» в условиях профильного обучения формирует у учащихся новые смыслы: учащиеся всех классов, начиная с начальной школы, обновляют и дополняют ранее приобретенные знания и умения по математике, особенно практического направления, расширяют свой кругозор, повышают уровень сформированности математической культуры и развития математической компетентности,

развивают способности, необходимые для получения специальности и профессии в среднем или высшем профессиональном инженерно-техническом образовании [2]". В этой статье мы рассматривали вопросы подготовки бакалавров в практикоориентированной среде,

способствующей развитию

профессиональной компетентности, на примере сравнения мотивационной сферы студентов технического вуза и вуза

физической культуры.

На младших курсах мотивация студентов до конца ещё не сформирована, т. к. профессиональное самоопределение уже достигнуто, школьник стал студентом, а новые цели ещё не сформированы [1]. По опыту известно, что для студентов младших курсов среди сложностей в учебе необходимо учитывать психологические трудности перехода от школьной программы к вузовской,

несформированность общеучебных

умений (например, конспектирование лекций, изучение учебной литературы и т.п.) и возрастание объемов и роли самостоятельной работы [5]. Мы предположили, что развитие мотивации к получению знаний студентов проходит более успешно, если провести своевременную диагностику мотивации студентов младших курсов и ее результаты учесть в учебной деятельности и построении учебного цикла, в том числе при помощи дополнительных

методических курсов.

Сегодня возрастает необходимость прикладной направленности образования в современной профессиональной подготовке специалиста. Количество часов, отводимых на занятия общего цикла в вузе, повсеместно уменьшается, и в учебном процессе недостаточно используются практико-ориентированные технологии и возможности практико-ориентированной образовательной среды. Наше исследование направлено на выявление факторов, которые влияют на повышение мотивации к обучению и развитие профессиональной

компетентности будущего специалиста на занятиях естественно-математического цикла, а также повышение эффективности качества подготовки студентов вузов.

Термин «мотивация»

современными учеными трактуется по-разному. Мы будем понимать под мотивом сложное психологическое образование, побуждающее к

сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием

(обоснованием), а под мотивацией -процесс формирования мотива [3]. Ильин Е.П. в главе 13 указывает: "На первом курсе ведущий мотив —

«профессиональный», на втором — «личного престижа», на третьем и четвертом курсах — оба этих мотива, на четвертом — еще и «прагматический». На успешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и

«познавательный» мотивы.

«Прагматические» мотивы были в основном характерны для

слабоуспевающих студентов". Автор также утверждает, что недостаточно высокие способности могут

компенсироваться позитивной

мотивацией. Психологи отмечают, что профессиональная направленность

учебной деятельности является фактором, способствующим повышению мотивации [3, с. 265-269].

Нами проведен анализ учебной литературы, используемой в преподавании математики, и с целью выяснения мотивов учебной деятельности проведено анкетирование и тестирование студентов младших курсов технических

специальностей (ТС) и студентов вуза физической культуры (ФК). В вузе физической культуры

(Набережночелнинский филиал

ПовГАФКСиТ) при изучении математики за основу взят учебник [8], который содержит теоретический материал и практико-ориентированные задания, тогда как в техническом вузе

(Набережночелнинский институт К(П)ФУ) преподаватели кафедры используют учебники различных авторов (Берман Г.Н., Гмурман В.Е., Мышкис А.Д., Письменный Д.Т., Шипачев В.С.) по собственному усмотрению. Причем все учебники предназначены для вузов и только в некоторых оговаривается, что они рекомендованы для технических специальностей.

Для тестирования использовались методики: «Направленность на

приобретение знаний», «Направленность на отметку», предложенные Е. П.

Ильиным и Н. А. Курдюковой, «Мотивация обучения в вузе» (автор Т. И. Ильина), а также «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», авторами которой являются А. А. Реан и В. А. Якунин [3, с. 363-480].

Нами были получены следующие результаты: доминирующими у студентов ТС и ФК оказались мотивы "Стать высококвалифицированным специалистом" - 93% и 96%; "Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности" - 73% и 62% соответственно. Менее выраженные мотивы: "Не запускать изучение предметов учебного цикла" - 6% (ТС), что обусловлено, на наш взгляд, некоторой долей самоуверенности студентов технических вузов на начальном этапе обучения, и "Получить интеллектуальное удовлетворение" - 3% (ФК), данный фактор зависит от более высокой прикладной направленности

физкультурного профиля вуза (методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», А. А. Реан и В. А. Якунин). При изучении результатов второй части данной методики наиболее значительными оказались (в порядке убывания): "стать высококвалифицированным специалистом", "получить диплом", "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности",

"успешно продолжить обучение на последующих курсах".

Также представляют интерес данные, полученные по методике «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, в которой преобладание мотивов по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Полученные в нашем исследовании данные говорят о том, что для студентов технических специальностей большее значение имеют мотивы приобретения знаний и получения диплома, для студентов вузов ФК - овладение профессией и получение диплома, что говорит о незрелости и

несамостоятельности выбора вуза студентами обоих направлений

подготовки. И это несмотря на то, что, отвечая на вопрос предложенной анкеты, в подавляющем большинстве студенты отмечают, что при возможности они не выбрали бы для обучения другой вуз (более 70% - студенты ТС и 90% - ФК).

Интересны и другие результаты, полученные по данной методике:

• 50% студентов ТС и 20% студентов ФК самостоятельно изучают ряд предметов, необходимых для их будущей профессии;

50% и 70% студентов, соответственно, интересуются

выбранной профессией у старших товарищей;

• 45% и 80% респондентов считают, что все учебные дисциплины нужно изучать одинаково, т.к. они способствуют овладению профессией; 20% и 67% нуждаются в дополнительной стимуляции к учебе;

• 23% и 82% утверждают, что их увлечения так или иначе связаны с будущей профессией;

• 86% и 100% студентов отмечают, что в настоящее время не обойтись без высшего образования.

Кроме того, выражена мотивация на приобретение знаний: у студентов ТС - в среднем 8,7 баллов из 12 возможных, причем чем "сильнее" группа, тем выше этот мотив; у студентов ФК этот показатель оказался чуть меньше - 7,9 («Направленность на приобретение знаний» П. Ильин и Н. А. Курдюкова). Методика этих же авторов «Направленность на отметку» показала также небольшие, но существенные различия между студентами ТС и ФК: 6 баллов и 9 (из 12 возможных) соответственно. При рассмотрении корреляции между этими показателями она оказалась слабой и отрицательной для студентов обоих вузов, что еще раз доказывает несформированность

мотивации.

Таким образом, при различной степени довузовской подготовленности по

дисциплинам естественнонаучного цикла студенты ТС и ФК показали с несущественными различиями примерно одинаковый уровень сформированности мотивационной сферы личности. Значимым различием, которое хотелось бы отметить, является то, что у студентов ТС на первом месте находится мотив приобретения знаний, тогда как у студентов ФК - мотив овладения профессией. Исследование показало, что мотивационная среда студента-первокурсника является достаточно незрелой и нуждается в корректировке, которая достигается введением в процесс обучения дисциплин естественно-математического цикла большего числа заданий прикладной и профессионально-ориентированной направленности,

спецкурсов и практикумов с целью пропедевтики предметов

профессиональной направленности. В заключение хотелось бы представить основные выводы, в которых отражено влияние на мотивацию эффективности профессионально-ориентированного содержания математического образования. Это сохранение преемственности содержания математического образования при переходе обучающихся из школы в вуз, эффективно влияющее на мотивационную сферу студента; формирование математической культуры и математической компетентности

обучающихся введением в содержание математической подготовки

профессионально-ориентированных задач с различным прикладным уклоном и уровнем сложности для студентов ТС и ФК; повышение роли организации самостоятельной работы и самоконтроля обучающихся, привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских работ и участию в научных конференциях, конкурсах и выставках. Большое значение имеет необходимость использования входного контроля для актуализации имеющегося уровня подготовки студентов младших курсов; диагностика

мотивационного уровня студентов на начальном этапе обучения для

дальнейшего корректирования

мотивационной сферы путем введения в учебный процесс обоих вузов спецкурсов по математике с использованием заданий профессиональной направленности;

решение большего количества учебных и профессионально-ориентированных задач, наглядное моделирование с

использованием образовательных и информационно-коммуникационных технологий и др. Кроме того, нам видится необходимым включение в тематику курсов повышения квалификации преподавателей разделов, направленных на диагностику и корректировку

мотивационной сферы студентов.

Таким образом, профессионально-ориентированное содержание

математического образования в системе вуза инженерно-технического и

физкультурно-педагогического профиля выступает эффективным инструментом формирования математической культуры и математической компетентности

студентов, служит фундаментальной основой для роста профессиональной мотивации.

Литература

1. Быданов, В. Е. Актуальные проблемы обучения в вузе студентов младших курсов [Электронный ресурс] / Педагогические науки: Проблемы подготовки специалистов Режим доступа:

http ://www.rusnauka.com/33_DWS_2013/Pedagogica/ 2 149689.doc.htm

2. Зайниев, Р. М. Преемственность профессионально-ориентированного содержания математического образования в системе «школа-колледж-вуз» : автореферат дис. ... д-ра пед. наук (13.00.08) / Зайниев Роберт Махмутович. - ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского». - Ярославль, 2012. - 42 с.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002 - 512 с. : ил. -(Серия «Мастера психологии»).

4. Кузнецова, З.М. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры и спорта: современные подходы / З.М. Кузнецова, В.К. Аюпова // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - №1(30). - С. 20-24. Режим доступа: http://elibrary .ru/item. asp?id=21744098.

5. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования /

В. Г. Леонтьев. - Новосибирск : ГП "Новосибирский полиграфкомбинат", 2002. - 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сафаров, А. С. Особенности организации самостоятельной работы по курсу математики студентов младших курсов / А. С. Сафаров, Г. Р. Антропова // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - № 2 (65). - 2015. - [Электронный ресурс]. - НЧИ К(П)ФУ: 2015. - режим доступа свободный http://kpfu.ru/portal/docs/F1979899147/Safarov.pdf

7. Сборник задач по математике для вузов. Учеб. пособие для вузов / В. В. Абрамова, Л. Ж. Бикчурина, М. И. Валеева и др.; под редакцией Л. М. Котляра и А. Н. Углова - 5-е изд., перераб. и доп. - Наб.Челны : Изд-во ИНЭКА, 2006. - 472 с.

8. Солянкина, Л. Е. Психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде : автореферат д-ра психологических наук (19.00.13) / Солянкина Людмила Егоровна. - ТГУ им. Державина. - Тамбов, 2011. - 51с.

9. Шемуратов, Ф. А. Элементы высшей математики : Учебник для студентов вузов физической культуры / Ф. А. Шемуратов, Л. И. Фукина. - Набережные Челны : Изд-во КамПИ, 1999. - 368 с.

References

1. Bydanov V. E., Pedagogicheskie nauki: Problemy podgotovki specialistov, available at: http://www.rusnauka.com/33 DWS 2013/Pedagogica/ 2 149689.doc.htm

2. Zayniev R. M., Preemstvennost' professional'no-orientirovannogo soderzhanija matematicheskogo obrazovanija v sisteme «shkola-kolledzh-vuz» [Succession of profession-oriented content of mathematical education in the system "school-college-higher educational establishment"], Yaroslavl, 2012, 42 p.

3. Ilin E. P., Motivacija i motivy [Motivation and motives], Saint-Petersburg : Peter, 2002, 512 p.

4. Kuznetsova Z.M., Aypova V.K., Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta, 2014, No. 1(30), pp. 20-24, available at: http://elibrary .ru/item. asp?id=21744098.

5. Leontev V. G., Motivacija i psihologicheskie mehanizmy ejo formirovanija [Motivation and psychological mechanisms of its formation], Novosibirsk : "Novosibirsk polygraphic centre", 2002, 264 p.

6. Safarov A. S., Social'no-jekonomicheskie i tehnicheskie sistemy: issledovanie, proektirovanie, optimizacija, 2015, No. 2 (65) available at: http://kpfu.ru/portal/docs/F1979899147/Safarov.pdf.

7. Abramova V.V., Bikchurinaa L.Z., Valeeva M.I., Sbornik zadach po matematike dlja vuzov [Collection of problems in mathematics for higher educational establishments], Naberezhnye Chelny : Engineering - Economic Academy publishing house, 2006, 472 p.

8. Solyankina L. E., Psihologo-akmeologicheskaja koncepcija razvitija professional'nojkompetentnosti specialista vpraktiko-orientirovannoj obrazovatel'noj srede [Psychologic -acmeological conception of a specialist's professional competence development in practice-oriented educational environment], Tambov, 2011, 51 p.

9. Shemuratov F. A., Jelementy vysshej matematiki [The elements of higher mathematics], Naberezhnye Chelny : Kama State Engineering -Economic Academy publishing house, 1999, 368 p.

Статья поступила в редакцию: 22.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.