Научная статья на тему 'Сформированность ценностных ориентаций будущих педагогов'

Сформированность ценностных ориентаций будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / МОТИВАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / EDUCATION OF A STUDENT / EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурафа Светлана Валентиновна

В статье анализируются сформированные ценностные ориентации студентов педагогического вуза, выделяются значимые приоритеты в иерархии ценностей личности будущих педагогов, поднимаются вопросы о роли преемственности воспитания от школы к высшему учебному заведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурафа Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of value system of future teachers

The article analyzes the formed value system of students of a pedagogical university, much attention is given to significant priorities in the value structure of personality, questions about the role of continuity of education from school to a higher education institution are raised.

Текст научной работы на тему «Сформированность ценностных ориентаций будущих педагогов»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №2

сформированность ценностных ориентаций

будущих педагогов

с. В. Мурафа

(Институт детства Московского педагогического государственного университета; e-mail: murafa.svetlana@gmail.com)

В статье анализируются сформированные ценностные ориентации студентов педагогического вуза, выделяются значимые приоритеты в иерархии ценностей личности будущих педагогов, поднимаются вопросы о роли преемственности воспитания от школы к высшему учебному заведению.

Ключевые слова: высшее образование, психология, воспитание студента, воспитание школьников, ценности, ценностные ориентиры, мотивация.

Вопросы сформированности ценностных ориентаций современной молодежи были актуальны на каждом этапе развития общества . Постоянно поднимаются вопросы о становлении новых нравственных ценностей . Но разве это действительно так? Для личностно-смысло-вого развития человека нужны те же ценности, что были и пятьдесят, и сто лет назад . Разве настолько изменилась психологическая сущность человека?

В современной психологии сущность ценностей рассматривается с точки зрения разных подходов, например: ценности - это потребности и интересы, которые служат источником этих ценностей; ценности понимаются как надындивидуальная реальность; ценности - это обособившиеся интересы в сфере духовного производства . В религиозном подходе ставится упор на «субъекте - носителе» духовных ценностей . Проблемы ценностных ориентиров отражены в работах многих ученых: В . Г . Алексеева, Б . Г . Ананьева, Л. И . Анцыферовой, А. А . Бода-лева, Л . И. Божович, Б . С . Братуся, Г . Г . Дилигенского, А. И. Донцова, Л. Колберга, А. Н. Леонтьева, Б . Ф . Ломова, В . Н. Мясищева, Н . И . Непомнящей, Г . Олпорта, Б . Г . Парыгина, М . Рокича, С . Л. Рубинштейна, Д. Н . Узнадзе, В . Франкла, Э . Фрома и др .

В литературных источниках, посвященных данной проблеме, ценности представлены в двух тождественных понятиях: ценностные ориентации личности и личностные ценности [1, 3, 7]. Отсюда логично следует, что личностные ценности отражаются в сознании индивида в виде ценностных ориентаций, которые включают и духовно-нравственные ценности В дальнейшем своем исследовании мы исходили из данного положения

Ценностные ориентации - это основа для оценки субъектом окружающей действительности, возможность ориентироваться в ней и выбирать необходимый способ для дифференциации окружающих объектов по их значимости . Содержательные компоненты ценностных ориентаций имеют структуру и выстроены в определенную иерархию Иерархия ценностных ориентаций - это то, каким ориентациям индивид отдает предпочтения . На вершине иерархии будут те ценности, которые более значимы . При сформированности ценностных ориентаций формируются убеждения личности, которые и будут составлять её духовную культуру Поэтому ценностные ориентации отражают самую сущность индивида, а проявляются в деятельности самоутверждения и самореализации личности .

В подростково-юношеском возрасте происходит усвоение норм и правил, ценностей, убеждений, установок, т.е . в сознании молодого человека фильтруется все то, что сложилось ценного в обществе на данном этапе развития . Это сенситивный период для формирования ценностных ориентаций личности . Абитуриенты, поступая в высшие учебные заведения в возрасте 17-18 лет, имеют почти сложившиеся ценностные ориентиры, сформированные в школах, семьях, в подростковой субкультуре . В современных вузах должны быть созданы дальнейшие психологические условия для оптимизации развития ценностных ориентаций и воспитательная работа в данном случае может быть вектором динамики личностного, духовно-нравственного развития будущих учителей [4].

Цель нашего исследования состояла в выявлении сформированных ценностных ориентацией у студентов 1-5 курсов . Стоял важный вопрос о том, с какими ценностями, убеждениями пришли абитуриенты в педагогический вуз и с какими значимыми личностными ценностями они продолжат свою работу в школах, каковы ориентиры их дальнейшей профессиональной воспитательной деятельности

В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов географического факультета Московского педагогического государственного университета . Выборку составили 305 студентов, в возрасте от 17 до 22 лет, из них студентов 1 курса - 66 человек, 2 курса - 72, 3 курса - 58, 4 курса - 56, 5 курса - 53 человека соответственно

Эмпирическое исследование, выявляющее особенности ценностных ориентаций проводилось на материале анкеты, в которой был представлен перечень из 21 ценности, которые все важны для человека, но для разных людей они имеют разное значение Предлагалось провести ранжирование ценностей по личной значимости, выбрать для себя самую важную и менее значимую ценность . Заполненные бланки подвергались стандартной обработке, в каждой выборке по каждой ценности

выводилось среднее арифметическое значение Проводилось ранжирование ценностей в каждой возрастной группе участников

При анализе результатов выделялись несколько значимых блоков ценностей, причем они совпали в каждой возрастной категории В 1 блок по значимости вошли ценности: «счастливая семья», «счастье близких людей», «любовь» и «хорошее здоровье» . В каждой возрастной группе на 1-3 место поставили эти ценности более 60% студентов .

Во второй блок вошли следующие ценности: «хорошая работа и карьера», «хорошее образование» (54%) . В третий блок - «уверенность в себе и самоуважение», «дружба и наличие верных друзей» (48%). В четвертый - «свобода как независимость в поступках и действиях», «деньги и богатство», «хороший дом и квартира» (40%) В пятый блок - «наука как познание нового» (36%) И последний по значимости ценностей блок составили «благополучие государства», «слава», «власть и положение» (25%) Полученные результаты отражены на рисунке

счастливая семья, счастьеблизких людей, любовь п хорошее здоровье

1-1-1

Рис . Ценностные ориентиры студентов педагогической направленности

Результаты исследования и обсуждения показали, что наиболее значимой ценностью для студентов является создание счастливой семьи, счастье близких людей, любовь Абсолютное большинство мечтает о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни, хорошее здоровье, работа и образование нужны им как средства для достижения этих целей Значит, их выбор несет в себе рациональные пути самоопределения . Большинство студентов хочет добиться успехов собственными силами . Уверенность в собственных силах присутствует у большинства опрошенных, так же как и необходимость в самоуважении, что говорит о достигнутой личностной зрелости у большинства студентов

Интересен тот факт, что внутри каждой возрастной группы есть различия в ценности «свобода как независимость в поступках и действиях» . У студентов 1 и 2 курса она выше по значимости, чем у студентов старших курсов Эти студенты желают быть услышанными, иметь

возможность высказывать свою точку зрения, чтобы с ними общались как с будущими учителями, а не как с вчерашними школьниками . Даже внешне в их поведении это ярко выражено . Возможно, мы наблюдаем как раз то новое поколение, о котором сообщают СМИ, с настойчивостью в своих убеждениях и взглядах, политических убеждениях .

Материальные ценности не занимают высокой позиции у большинства студентов будущих педагогов Возможно, что изначальный ориентир на профессию учителя не является материальной мотивацией в получении профессии . Это ещё раз доказывает, что в шкале ценностей будущих учителей выражена иерархия духовно-нравственных ценностей

Ценность «благополучие государства» оказалась в нашем исследовании почти с минимальным показателем . Этот факт не может не беспокоить Возможно, недостаточно было уделено внимания патриотическому воспитанию этого поколения выпускников школ И эта тенденция прослеживается у всех курсов . Если у будущих учителей не будет сформирована данная компетенция, то им будет достаточно сложно сформировать её и у школьников

Нас как педагогов, ученых должен насторожить и низкий показатель ценности «наука как познание нового» . Мы можем предполагать в данном случае наличие у наших студентов внешней мотивации получения высшего образования, т е о социально значимом дипломе о высшем образовании Внутренняя мотивация как познание нового, поиск и открытия, новые достижения интересуют небольшое количество студентов Но это современная тенденция, характерная не только для нашей страны Вот один из примеров

В недавнем проведенном под нашим руководством исследовании «Кросскультурное исследование мотивов получения высшего образования у китайских и российских студентов» в рамках дипломной работы В . А. Дроздовой, было доказано, что большинство российских студентов (48% от выборки 113 человек) ориентированы на «получение диплома», 28% - на «приобретение знаний» и 19% - на «овладение профессией» Но этот показатель все-таки ниже, чем у китайских студентов, обучающихся в Москве . У них он составил 62% - «ориентация на диплом», 27% - на «овладение профессией» и 11% - на «приобретение знаний» Высший показатель по шкале «получение диплома» у китайских студентов, обучающихся в Москве, связан с тем, что на современном рынке труда в Китае бакалавры и магистры, отучившиеся за рубежом и вернувшиеся к себе домой, более востребованы работодателями (как в государственной сфере, так и в бизнесе) У китайских студентов, обучающихся в Китае, показатели значимо отличаются по трем шкалам: 50% - «ориентация на диплом», 29% - на «овладение профессией» и 21% - на «приобретение знаний» Китайские студенты

двух групп полностью сосредотачиваются на «получении диплома» и «овладении профессией», что можно назвать мотивацией достижения успеха (достижение успеха рассматривается не только как личная необходимость самореализации, но и выполнение обязательств перед семьей и обществом)

Интересно, что по шкале «овладение профессией» наименьший по сравнению с китайскими студентами показатель - у студентов России . Причины могут быть различными: российские абитуриенты выбирают вуз, где удается перешагнуть планку проходного балла или руководствуются общими представлениями о данной профессии, не зная, что данная профессия требует на самом деле, или выбирают удобное сочетание предметов и т д

В своей работе учитель сталкивается с различными трудностями, как в обучении, так и в воспитании [6]. Профессионально сформированные ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные, личностного самосовершенствования и социально-трудовые компетенции будущих учителей будут способствовать формированию ценностных ориентиров у школьников [2, 3, 5, 6]. Только уверенный, профессионально и личностно зрелый учитель способен обучать, развивать и воспитывать новое поколение школьников . Большая роль в формировании профессиональных и личностных компетенций принадлежит преподавателям вузов

В воспитательной работе педагогам, учителям, психологам надо приложить усилия, чтобы помочь школьникам и студентам осознать значимость своего здоровья для продолжительной и успешной жизни, чтобы реализовать свои планы и цели, умело формировать жизненно важные ценностные ориентиры, ответственность за свои поступки и главное - закрепить подобные убеждения [4, 9]. Учителю и педагогу надо быть носителем нравственных и идейных убеждений, быть образцом для подражания и на собственном примере показывать возможности и положительные стороны такой жизненной позиции

Список литературы

1. Братусь Б. С. Психология . Нравственность . Культура . М . : Изд-во МГУ, 1994. 150 с.

2 . Беловолова Е. А., Гончар Е. А. Профессиональные компетенции будущих учителей в области географического образования: сущность, специфика, технология формирования // Преподаватель XXI век . М . : «Прометей» МПГУ, 2011 . № 2. С . 20-28.

3 . Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход . Учебное пособие . М . : Издательство МПСИ . 2005. 216 с.

4. Ильин Е. П. Психология для педагогов . Учебное пособие для студентов вузов. СПб . : Питер, 2012. 640 с.

5. Конева Г. Г., Щерба В. А. Опыт внедрения новых форм оценки знаний студентов-экологов . // Вестник международной академии наук (Русская секция). М. : отд. иностр. некоммер . неправ, объединения «Международный совет по научному развитию» . 2014. 78-80 с .

6 . Murafa S. V. Mnemonic abilities of primary school children with delayed mental development // Psychology in Russia: State of the Art . 2015. T . 8 . № 3 . C 98-111 .

7 . Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI в . : Личностное самоопределение, самоопределение, самореализация, взгляд в будущее / под ред . О . В . Лишина . М: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 304 с.

8 . Таможняя Е. А. Реализация компетентностного подхода в методической подготовке современного учителя географии // Преподаватель XXI век . М . : «Прометей» МПГУ. 2010 . № 4. С 34-41 .

9 . Умняшова И. Б., Новикова Г. В., Гильяно А. С., Мурафа С. В., Запорожская Д. Е Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психологов образования // Вестник практической психологии образования . М: 2016. № 4 (49) С. 23-32.

The formation of value system of future teachers

S. V. Murafa

The article analyzes the formed value system of students of a pedagogical university, much attention is given to significant priorities in the value structure of personality, questions about the role of continuity of education from school to a higher education institution are raised.

Key words: higher education, education of a student, education of schoolchildren, values, value orientations, motivation.

Сведения об авторе

Мурафа Светлана Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент Института детства Московского педагогического государственного университета. E-mail: murafa.svetlana@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.